Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов»
Сценарий
ЭКО-БИО-КВИЗА «Синичкин день»
Тип: дополнительное образование детей.
Категории и группы участников: учащиеся любой формы обучения в возрасте от 8 до 11 лет.
Составитель: Еремина Галина Владимировна
Нижний
Тагил
Пояснительная записка
Образовательная политика нашего государства предполагает применение новых методов и форм организации учебной и внеклассной работы в образовательных учреждениях. Наиболее эффективными из них являются методы стимулирования интереса к учению, среди таковых особого внимания заслуживают познавательные игры, развивающие и тренирующие память, обостряющие сообразительность, вырабатывающие настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. Познавательная игра – ЭКО-БИО-КВИЗ «Синичкин день» пробуждает у детей интерес к зимующим птицам, формирует представления о единстве природы, объясняет простейшие взаимосвязи процессов и явлений природы.
Квиз (от английского «quiz» - задания, вопрос) – это интеллектуальное соревнование, в ходе которого участники отвечают на поставленные вопросы.
Игра «Синичкин день» является групповой формой организации внеклассной работы, рассчитана на учащихся младшего школьного возраста различного типа образовательных учреждений в возрасте от 8до11 лет.
Цель игры:
расширить знания учащихся о природе; воспитывать экологическую культуру; развивать память, мышление у школьников.
Задачи:
-знакомство с видовым многообразием зимующих птиц родного края;
-вовлечение в деятельность по подкормке зимующих птиц;
-привлечение внимания к проблемам недостатка кормовой базы и сокращения мест обитания зимующих птиц на территории города;
-развитие навыков по изготовлению кормушек для мелких зимующих птиц.
Содержание ЭКО-БИО-КВИЗА «Синичкин день»
Для организации игры необходимо:
1.Наличие команд - участниц.
2.Ведущий.
3.Жюри.
4.Счетная комиссия.
5.Оформление сцены и зала.
6.Звукоусиление.
7.Призы для победителя.
8.Правила, по которым пройдет игра.
9.Вопросы-задания.
10.Различные виды кормушек для подкормки птиц.
11.Фотографии и муляжи зимующих птиц.
12.коллекции различных кормов для птиц
В игре могут принять участие 2- 4 команды. Особая роль отводится работе
жюри и счетной комиссии. Поскольку игра проходит в несколько раундов, и в каждом раунде свои правила, необходимо быть очень внимательным при определении победителей.
Результаты каждого раунда оглашаются ведущим и отражаются на экране. Каждый заработанный командой балл можно представить в виде жетона Жетоны, желательно изобразить одним каким - либо цветом, соответствующим номеру той или иной команды. Победителем будет та команда, которая больше заработает жетонов за правильные ответы. Игра должна сопровождаться музыкой. Она поможет создать игровое настроение, а также заполнить случайные паузы. Большая роль в данном квизе отводится ведущему. Именно от него будет зависеть ход игры.
Ход ЭКО-БИО-КВИЗА «Синичкин день»
Слово ведущему: (примерный текст выступления ведущего)
Ведущий: Здравствуйте, сегодня я вас приглашаю принять участие в игре, название которой вы видите на экране. Почему именно Синичкин день? Да потому, что синица для Руси - Божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». 12 ноября – Синичкин день (или Зиновий-синичник). Этот день считается в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т.е. день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Ребята, сегодня мы с вами вспомним зимующих птиц, которые не улетают в тёплые края и которые очень ждут нашей помощи. Зимой маленькие птицы питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается слоем снега или льда и становится недоступным для птиц, что ведет к их гибели. Для того, чтобы помочь птицам перезимовать, мы должны знать их особенности, чем они питаются.
Ведущий представляет команды и знакомит участников с правилами игры.
Игра проходит в 7 раундов, в каждом из которых вопросы. На обсуждение каждого вопроса отводится 1 минута. По завершению раунда команды в течение 2 минут могут самопроверить ответы. После каждого раунда счетная комиссия и жюри подсчитывает баллы. Ведущий знакомит игроков команд с правильными ответами на вопросы. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.
I раунд
«Парад зимующих птиц»
Ведущий предлагает разгадать загадки о зимующих птицах.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …Снегири
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица
Птичка шумная, свищит.
Прозывался он - ямщик.
Схватит в клюв жука - еда.
По стволам туда- сюда
Ползает он целый день
Называют ...
Поползень
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
Клест
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
Воробей
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...
Сорока
Северные гости
Клюют рябины грозди
Так нарядны и ярки
На головках – хохолки
Поют, выводят трели
Певуньи ….
Свиристели
II раунд
«Знатоки птиц»
Ведущий: чтобы осуществлять помощь пернатым друзьям, надо их знать и изучать. Предлагаю вам ответить на вопросы.
1.Какая зимующая птица наших лесов может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? Поползень
2.Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? Дятел, пищуха.
3.Что птицам страшнее голод или холод зимой? Голод
4.Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? Для щегла.
5.Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их.
6.Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? Чечетка
7.Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохолок? Свиристель, чечетка.
Ведущий: Молодцы, ребята. Показали не плохие знания о зимующих птицах нашего края. Вручаются жетоны.
III раунд
Выбери корм для птиц
Из предложенного набора семян, ведущий предлагает игрокам выбрать только те семена, (семь наименований) которые можно использовать для подкормки птиц.
Семена подсолнечника, риса, лебеды, гречихи, томата, крапивы, ели, сосны, дыни, тыквы.
IV раунд
Разгадать кроссворд
Впишите в пустые клеточки кроссворда названия птиц.
1. Поползень. 2. Чечетка. 3. Синица. 4. Чиж. 5. Снегирь. 6. Зяблик. 7. Московка. 8. Дятел. 9. Щегол. 10. Галка. 11. Воробей. 12. Лазоревка. 13. Сойка. 14. Оляпка.
V раунд
Накорми птиц
По описанию корма и внешнего вида птицы участники игры должны определить зимующую птицу и поместить её муляж на кормушку.
Ведущий:
В понедельник мы положили на кормушки крошки хлеба, сало, семена подсолнечника и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички. Крошки хлеба и семена подсолнечника склевали, а веточку рябины не тронули. Кто это?
Воробьи.
Во вторник прилетели птички с желтыми грудками. Рябину не тронули, но
сало и семена подсолнечника склевали. Кто это?
Синицы.
В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись, и клевали ягоды рябины. Кто это?
Снегири
В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные с синим отливом. Птицы склевали
крошки хлеба и семена подсолнечника. Кто это?
Голуби.
В пятницу прилетело много птиц с хохолком на голове. Отгадайте, кто это?
Свиристели.
В субботу прилетели птицы с красными перьями и крестообразным клювом. Еловые и сосновые семена склевали, остальной корм не тронули. Кто это?
Клесты.
В воскресенье на кормушке обедали, овсом…..
Овсянки, воробьи, синицы.
VI раунд
Народная мудрость
Ведущий:
1.Во все времена пернатые создания были интересны людям за способность летать. Названия и содержание многих известных сказок, рассказов, стихов связаны с зимующими птицами. Назовите эти произведения.
Дмитриев «Снегирь»; Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», Н. Плавильщиков «Не видевши, не поверишь»; В. Бианки «Стая птиц под снегом»; Виталий Бианки «Кусок хлеба», Н. Рубцов «Воробей»; Хлебные крошки; А. Яшин «Покормите птиц зимой»; А. Барто «Снегирь».
2.Продолжите пословицу и поговорку:
-«Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».
-«Птичка, птичка, вот тебе водичка. Вот тебе и крошка, на моей ладошке».
-«Чтоб весною птичек слушать, - дай зимою им покушать.
-«Птица по зернышку клюет, а сыта бывает».
-«Не велика птичка - синичка, и та свой праздник помнит».
3.Продолжите народные приметы о зимующих птицах:
-«Синички с утра пищат – значит, будет мороз».
-«В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер».
-«Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло».
-«Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель».
-«Вороны прячут клюв под крыло – к холодам».
VII раунд
Заключительный
Подводятся итоги игры. Награждаются команды, набравшие наибольшее количество баллов. Ведущий еще раз напоминает о необходимости подкормки зимующих птиц. Приглашает всех участников принять участие в природоохранной операции «Кормушка».
Звучит стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой.
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой.
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той.
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…
Поделитесь с птицами едой!
Литература.
1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.
2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная
3. Пром – сть, 2010.
4. Классные часы: 3 класс / Авт.- сост.Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО,2009.
5. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 2011.
6. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы - Волгоград: Учитель, 2010.
7. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.
8.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.