Методические рекомендации по повышению техники чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
Оценка 4.6

Методические рекомендации по повышению техники чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
чтение
1 кл—4 кл
16.12.2022
Методические рекомендации по повышению техники чтения у младших школьников на уроках литературного чтения
Данный материал представляет собой методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в период обучения грамоте. Содержание данного материала включает разнообразные упражнения, направленные на совершенствование беглого чтения и сознательного письма, а также упражнения на понимание смысла текста в начальных классах. Методические рекомендации предназначены педагогическим работникам начальной школы образовательных учреждений (учителям начальных классов), в качестве дополнительного материала для работы в период обучения грамоте. Также работа может быть полезна родителям первоклассников, которые могут помочь своим детям в сложный период знакомства с буквой.
Методические рекомендации.docx

Методические рекомендации по повышению техники чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

 

Формирование навыка чтения предусматривает работу над повышением темпа, выразительности, осознания содержания прочитанного. Учитель создает собственную подборку задач, способствующих повышению эффективности работы в этом направлении.

Технику чтения, как известно, составляют следующие компоненты: осознание прочитанного; скорость; выразительность; правильность. Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и с помощью упражнений постепенно поднимается на уровень навыков, то есть выполняется без труда, получили совсем автоматически и затем применяется

для успешного изучения других дисциплин. Рассмотрим упражнения, способствующие развитию каждого навыка отдельно. Эти задачи легко вписываются в структуру урока чтения, их можно дать детям домой для самостоятельной работы.

Упражнения на развитие речевого аппарата.

1. Дыхательная гимнастика

Эта гимнастика способствует развитию умения регулировать свое дыхание (не терять окончания словам, не делать вдох на полуслове, а не замолкать до конца предложения):

- задуть свечу;

- сдуть пушинку;

- погудеть, как пароход;

- изобразить свист ветра;

- прожужжать, как жук;

- изобразить шум леса;

- изобразить шум работающего мотора.

2. Упражнение «Посмотри и повтори»:

- вытянуть губы трубочкой;

- сомкнуть губы;

- показать губами букву «О»;

- облизать губы;

- сделать язычком движения маятника.

3. Упражнение «Прочитай по губам».

Цель: четкое артикулирование звуков, чтобы другие могли за движениями губ прочитать слово.

4. Упражнение «На одном дыхании».

Представленные столбики слов прочитать на одном дыхании.

5. Упражнение «Скороговорку скоро скажем».

Цель: отрабатывать навыки правильного и быстрого произнесения обще употребляемых слов.

Ценность скороговорок заключается не в смысловой нагрузке, а в таком подборе и расстановке слов, произношение которых требует определенных усилий и способствует выработке дикции, правильной артикуляции. Также скороговорки обогащают словарный запас и способствуют повышению культуры речи. Произношение скороговорок воспринимается как веселое развлечение, поэтому дети их любят: тот, кто хочет быстро рассказать скороговорку, часто попадает в смешное положение, «спотыкаясь» или коверкая слова. Скороговорки легко усваиваются детьми и помогают совершенствовать навыки чтения.

Скороговорки:

- Ворона проворонила вороненка.

- Пик у кип картофель Прокоп.

- Раз - дрова, два - дрова, три - дрова.

- Расскажу вам о покупках, о покупках, о покупках, о покупочках моих.

- Влас у нас, Афанасий у вас.

- Через грядку греб хорек ямку.

- Водовоз вез воду из водопровода.

- Ела Марина малину.

- На телеге коза, под телегой лоза.

- На реке Лука поймал рака в рукава.

- Дрова рубили два дровосека.

- У бобра добра много.

- Кричал Архип, Архип охрип, не надо Архипу кричать до хрипоты.

- Бабий боб расцвел в дождь, будет бабке боб в борщ.

- Жужжит над рожью живой жук, потому что желтый он надел

кожух.

- Как месили тесто в городе - весь город стал в тесте.

6. Упражнение «чистоговорки говори чисто».

Логопедические чистоговорки и упражнения на автоматизацию звуков

в словах и предложениях помогают произносить слова четко и понятно. Можно разнообразить упражнение изменением громкости или тембра голоса,

то есть одни и те же строки говорить по-разному: громко, тихо, быстро или медленно.

7. Упражнение «Читай, как актер».

Прочитайте поданный стишок с разными интонациями.

8. Упражнение «Читай, как диктор».

Прочитайте текст правильно и выразительно, как диктор на телевидении.

Упражнения на развитие внимательности.

1. Упражнение «Не споткнусь».

Прочитай внимательно и найди слово, отличается одной буквой.

Сын Сани Писали

Сын Сани Спрашивали

Сын Сами Писали

Сыр Сани Писали

2. Упражнение «Чтобы предложение понять - слова надо разделить».

СОНЦЕЯСНОЕВСТАЕТБУДЕТДЕНЬГОРЯЧИЙ.

ПЧЕЛАМАЛААИТАРАБОТАЕТ.

Солнце ясное встает - день будет горячий.

Пчела мала, а и та работает.

3. Упражнение «Составь слова из букв слов».

носочки (рак, перо, скворец, точка, пара, Петр, карточка ...);

горошиночка (гора, шина, кабак, рыночки, корягу, норы, шир ...);

снегопад (нога, погин, нос, сено, дно, пена, снег, сноп ...).

4. Упражнение «образуют по образцу»

дерево – деревянный;

солома – соломенный;

трава – травяной;

крапива – крапивный;

шерсть – шерстяной;

глина – глиняные.

5. Игра «Разгадай анаграммы»

Учитель объясняет детям, как отгадать каждый тип загадок (можно дать несколько примеров, чтобы потренировать детей в отгадывании, а потом уже систематически использовать этот материал в работе).

Например.

Замени букву, чтобы получилось слово

ч и Н – я часть суток,

ч и П – я грею каждую зиму,

ч и Р – предметом стану я, вот вам загадка моя.

(Ночь, печь, вещь).

Переставь буквы, чтобы получилось новое слово

Село – осел

Лесок – сокол

Кот – ток

Мара – рамка

Куры – руки

Тел – лето

Банка – кабан

Сосна – насос

Нора – рано.

Буквенные загадки

Первая в Москве и на Марсе я, и в Минске тоже не последняя. (Буква М).

Найдете меня в Киеве, Канаве (Буква К.)

6. Упражнения на формирование быстрой реакции на слово.

7. Упражнение «Найди два одинаковых слова».

Каркас, карась, карат, каркать, карниз, карниз, карта

Катер, кратер, катет, катет, катион, катод, каток

8. Упражнение «Найди окончания».

Прочти представлены слова. Подумай, которые окончания ты бы добавил к ним. Почему?

Красивым ... песня бил ... гусь

Яркие ... солнышко дружной ... ученики.

9. Упражнение «Угадай, что за слово?»

Назовите представленные буквы и подумайте, какое это слово.

С_нт__б_ь _бл_к пр_н_с д__ис__х

(Сентября яблок принес душистых.)

10. Упражнение «Каждой букве - свое место».

Переставь буквы их так, чтобы получилось знакомое тебе слово.

ГИНАК (книга) РУЖЛАН (журнал)

ТКАОЫРТКА (открытка) ТАЗЕГА (газета)

11. Упражнение «Я приметы называю. Кто словечко отгадает?»

(Учитель называет признаки слов и предлагает детям по этим признакам назвать предмет).

Красненькое, круглое, сладкое, ароматное. (Яблоко)

Надежный, преданный, искренний, верный. (Друг)

Белый, холодный, искрящийся. (Снег)

Высокая, белокурая, стройная. (Береза)

Хищный, серый, страшный. (Волк)

Рыжая, хитрая, пушистая. (Лиса)

Пугливый, короткохвостый, длинноухий. (Заяц)

Красная, душистая, замечательная. (Роза)

Кислый, желтый, овальный. (Лимон)

12. Упражнение «Ты начало прочитай и пословицы угадай».

(Детям дается пословица без последнего слова. Прослушав ее, они должны добавить слово подходящее по смыслу пословицы.)

Одна книга тысячи людей ... (учит)

Без хорошего друга – печаль и ... (тоска) и т.д.

13. Упражнение «Внимательно читай – слово-ключ не пропускай».

Прочитай внимательно текст и посчитай, сколько раз автор употребил в нём слово березка.

Березка

В лесу на поляне выросла стройная белокурая березка. Она была хорошенькая, зелененькая и радовалась этому. Но вот пришла осень и раскрасила березку в золотой цвет. Сначала березка испугалась, а потом поняла, что стала еще красивее. Но впоследствии золотые листочки начали опадать. И березка расстроилась. И вот однажды к ней подлетел ветерок. Он сказал березке, что не стоит сокрушаться. - Надо немного подождать. Скоро наступит зима. Она укроет тебя белым снегом, и ты станешь белой. А потом придет весна - и ты снова зазеленеешь!

14. Упражнение «Найди признаки».

Учитель дает слово - название предмета. Детям нужно найти в тексте признаки этого предмета.

Например, березка - стройная, белокурая, хорошенькая, зелененькая, белоснежная.

Упражнения на расширение угла зрения

Темп чтения ребенка во многом зависит от ширины поля зрения, то есть от количества слов, которые воспринимаются им за время одной остановки глаз и количества остановок. Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать - значит «шире смотреть», то есть захватывать в поле зрения как можно больше слов. Для этого нужно:

- уменьшить число остановок глаз

- увеличить число слов, которые воспринимаются за одну фиксацию.

1. Упражнение с точкой.

В основе таких упражнений задачи: смотреть, не сводя глаз, на определѐнную точку, пытаясь увидеть то, что рядом с ней.

Например:

МЫ ● ТЫ ● НА

2. Упражнение «В квадрате волшебном прочти слова».

Будь внимательным. Прочитай слова в строках и колонках.

В В В К С Н И Г П Л О В

О Р Е Л Н О Г и П И С А

В Е Н А И Г О Р О Д Р Т

К Л П Г Р Е В А Т А

Упражнения на развитие оперативной памяти

1. Зрительные диктанты.

Установлено, что техника чтения часто слабо развивается из-за неразвитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов, которые были разработаны И.Т. Федоренко. Работа происходит в такой последовательности: коллективное чтение предложения - индивидуальное чтение про себя - закрытие записи и запись предложения в тетрадь - проверка правильности написания.

2. Упражнение «Запомните слова с заданным звуком».

Г

Гриб в лесу заблудился,

Потому что от мух письмом накрылся,

Глянул влево, глянул вправо

и подумал: «Плохи дела»!

А воробышек полетал

И листок с грибочка снял. (Г. Чубач)

Щ

Щеглы в кустах пищали,

Утро всем гласили:

«В кустах ветрище свищет,

Гуляет страшный морозище» (Г. Бойко)

3.      Упражнение «Объясни – почему? Зачем?».

После чтения предложения, чтобы уточнить прочитанное, учитель или ученики могут задать вопрос. Если ребенок не может сразу ответить, то предлагаем ему прочитать предложение повторно, пока ребенок не ответит на вопрос.

К примеру. «На полке стоят ненужные куклы». Педагог спрашивает:

«Зачем куклы нужны?» Или «Зачем куклы поставлены на полке?»

Виды чтения, влияющие на развитие скоростного чтения:

- Чтение учениками вслух.

- Чтение вполголоса.

- Молчаливое чтение.

- Выборочное чтение.

- Выборочное чтение по рисункам.

- Выборочное чтение по вопросам.

- Чтение в лицах.

- Чтение цепочкой.

- Дать полные ответы на вопросы к тексту, зачитать их.

- Чтение на одной ноте.

- Чередование громкого и молчаливого чтения.

- Чтение с изменением темпа.

- Чтение-гудение.

- Чтение вида «Птичий базар».

- Зачитать вопросительные (восклицательные) предложения.

- Чтение текста с первой закрытой буквой в слове.

- Чтение текста с пропущенными словами.

- Эмоциональное чтение с изменением голоса.

- Отыскивание строк и их чтение по заданному плану.

- Чтение в темпе скороговорки.

- Чтение под музыку.

- Чтение абзацами.

Чтение диалогов.

- Чтение слов с определенной буквой (например, с буквой и).

- Чтение текста с отрывом от текста.

- Чтение полуоткрытого текста.

- Чтение с отстукиванием ритма.

Человеческая память лучше помнит то, что появляется периодически, время от времени, а не постоянно перед глазами. Именно это создает раздражитель и запоминается лучше. А потому каждый день, через определенные промежутки времени, необходимо проводить небольшие по объему упражнения. То есть тренироваться в чтении часто, порциями, по несколько минут лучше, чем читать 1-2 часа без отдыха.

Вполголоса чтения (чтение-гудение).

Именно оно было основным элементом обучения чтению в школе В. Сухомлинского. Ученики класса читают вслух, но так, чтобы не мешать товарищам.

Поурочные пятиминутки чтения.

Любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме чтения-гудения, а затем проводится обычный урок. Такие поурочные пятиминутки дают недельный тренаж объемом 120 минут.

Чтение перед сном.

Это может быть небольшой рассказ или стихотворение. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и время, которое человек спит, помогает сохранить, зафиксировать последние события дня. Вот почему хорошо, когда чтение является последним событием дня.

Режим умеренного чтения.

После определенного времени, когда ребенок читал, ему необходимо дать перерыв. Не забывать об отдыхе для глаз, губ и языка.

Чтение в темпе скороговорки.

На каждом уроке отводится время, когда дети учатся читать скороговоркой. Именно тогда разрабатывается языковой и артикуляционный аппарат, работают в полную силу органы дыхания, язык, губы. От ребенка требуем читать четко и правильно.

Проведение «самозамеров» чтения.

Под конец чтения оставлять 2-3 мин. чтобы провести «самозамеры» чтения. Ученик читает в своем темпе, вполголоса, самостоятельно подсчитывает слова, записывает их количество в таблички, хранящиеся в дневнике.

Использование этих резервов поможет учителю научить каждого ученика читать быстро, осознанно и выразительно.


 

Методические рекомендации по повышению техники чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

Методические рекомендации по повышению техники чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

Ценность скороговорок заключается не в смысловой нагрузке, а в таком подборе и расстановке слов, произношение которых требует определенных усилий и способствует выработке дикции, правильной артикуляции

Ценность скороговорок заключается не в смысловой нагрузке, а в таком подборе и расстановке слов, произношение которых требует определенных усилий и способствует выработке дикции, правильной артикуляции

Сын Сани Спрашивали Сын Сами

Сын Сани Спрашивали Сын Сами

Найдете меня в Киеве, Канаве (Буква

Найдете меня в Киеве, Канаве (Буква

Но впоследствии золотые листочки начали опадать

Но впоследствии золотые листочки начали опадать

Плохи дела»! А воробышек полетал

Плохи дела»! А воробышек полетал

Чтение с отстукиванием ритма.

Чтение с отстукиванием ритма.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2022