Статья "Возрастные особенности младших школьников"
Оценка 4.6
Лекции
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
13.02.2018
В данной статье рассмотрены вопросы возрастных особенностей младших школьников. Основы учебной деятельности учащихся в начальной школе - это овладение учебными действиями, контролем и саморегуляцией. Учебный материал должен быть ребёнку понятен и интересен. Ребёнок должен быть мотивирован на его изучение. Ребёнок должен владеть умениями по изучению предмета.
Печёнкина Е.А..docx
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и
тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге,
протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и
страдать? Во многом это зависит от того, насколько широко владеет классный
руководитель информацией об особенностях младшего школьного возраста.
Именно с изучения этой проблемы начинается воспитательная деятельность
классного руководителя.
В шесть (семь) лет жизнь сегодняшнего ребенка круто меняется. Все
меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками,
виды деятельности, общение.
Ведущей деятельностью младших школьников становится учение,
изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют
неукоснительного выполнения, поиному воспринимают ребенка родные и
близкие люди.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период
второго становления: у ребят замедляется рост и увеличивается вес, скелет
подвергается окостенению, однако этот процесс еще не завершается.
Интенсивно развивается мышечная система. С развитием мелких мышц кисти
появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок
овладевает навыком быстрого письма. В младшем школьном возрасте
совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции
полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая
функция коры головного мозга. Вес мозга в младшем школьном возрасте
почти достигает мозга взрослого человека и увеличивается в среднем, по
мнению физиологов, до 1400 граммов. Изменяется и развивается психика
ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.
Процессы возбуждения преобладают над процессами торможений, потому что
возбудимость младших школьников очень высокая. Спектр чувствительности
органов чувств становится более точным и глубоким. По сравнению с
дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%,
суставномускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные – на 80%.
Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это
время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 9 лет.
В связи с поступлением в школу развитие ребенка определяется четырьмя
различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте только начинается, и
какой она будет очень трудно сказать в самом начале развития. Однако нужно
запомнить, что если с первых дней учения сам процесс учения организуется
системно и целенаправленно, то к старшим классам ученик овладеет основами
учения. Основы учебной деятельности учащихся в начальной школе – это
овладение учебными действиями, контролем и саморегуляцией. С поступления ребенка в школу в результате обучения начинается
перестройка всех его познавательных процессов. Эта перестройка
заключается в том, что эти процессы начинают приобретать качества, которые
свойственны взрослым людям. Познавательные процессы должны стать
произвольными, продуктивными и устойчивыми. Педагог должен построить
уроки так, чтобы дети могли и хотели достаточно длительное время
сохранять повышенное внимание, усидчивость, способность воспринимать и
хорошо запоминать учебный материал, предлагаемый учителем.
Психологами доказано, что младшие школьники в состоянии усваивать
и сложный материал, но для того, чтобы это произошло, необходимо
соблюдение следующих условий:
– учебный материал должен быть ребенку интересен и понятен;
– ребенок должен быть мотивирован на его изучение;
– ребенок должен владеть умениями по его изучению. Огромное
значение в работе педагога начальной школы имеет процесс обучения
учащихся умениям саморегуляции.
Не все учителя хорошо понимают, что только на основе саморегуляции
можно формировать у учащихся интеллектуальное развитие, познавательные
мотивы.
В начальной школе у учащихся изменяется отношение к трудовой
деятельности. Учебная деятельность продолжается в трудовой деятельности
дома. Очень важно, чтобы те правила трудовой деятельности и традиции,
которые закладывает педагог на уроке и во внеурочной деятельности,
продолжались бы и дома. Огромным подспорьем в работе учителя становится
востребованность полученных знаний учащимися на уроке в жизненной
практике. Здорово, если педагог имеет в классе на видном месте специальный
стенд, на котором он помещает для родителей информацию о практических
умениях учащихся в той или иной области знаний. К примеру, мы умеем:
– читать в течение определенного времени текст, в котором 10 пред
ложений;
– считать до 10 в прямом и обратном порядке;
– разбираться в природных явлениях и анализировать их;
– рассуждать и вести полемику по следующим темам.
Такая информация позволит родителям продолжить работу с ребенком
и дома, перенести теоретические положения на игровую базу и сделать
процесс трудовой деятельности увлекательным.
Ключевые слова: младший школьный возраст, учебная деятельность,
познавательные процессы.
Key words: primary school age, learning activities, cognitive processes.
Статья "Возрастные особенности младших школьников"
Статья "Возрастные особенности младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.