Доклад: "Творческий отчёт о педагогической деятельности учителя начальных классов "
отчёт о проделанной работе за 2018-2019 учебный год учителя начальных классов
Творческий отчёт о педагогической деятельности учителя начальных классов
Бельской Татьяны Сергеевны.
Умей осмыслить пройденный путь…
Осмысление того, что уже сделано, это
большое духовное богатство учителя.
Сухомлинский В. А.
Моё педагогическое кредо: «Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение»
Кре́до (от лат. credo) — верую. Во что же верую я? Я верю, что каждый ребенок по-своему талантлив. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности. В своей работе стараюсь создать условия, чтобы ребёнок смог проявить свою человеческую неповторимость. Всегда ставлю перед собой эту непростую задачу — почувствовать, разглядеть в каждом что-то хорошее, а главное — показать это хорошее самому ребенку, научить его полюбить это в себе. Радуюсь вместе с детьми их маленьким успехам и большим победам, огорчаюсь из-за неудач, подталкиваю к самосовершенствованию. Мой учительский успех складывается из тех детей, которым я «помогла пробудиться», увидеть и развить свой потенциал. Моя цель: целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей, эрудиции младших школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта.
И каждый час, и каждую минуту,
О детских душах вечная забота,
Кусочек сердца отдавать ребятам –
Такая у меня работа!!!
Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».
Думаю, что мне улыбнулось счастье, потому что я работаю по НИШ. Ведь комплект – это не только программа, дающая возможность гармонично развиваться каждому ученику с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей – работа по этой программе стимулирует и деятельность учителя.
Тридцать три года я работаю с детьми, с желанием, с радостью. Но истинное удовлетворение от своей деятельности я получила только сейчас, благодаря 12 летнему образованию по программе НИШ. Уже после пол года работы по этой программе и дети, и родители, и я поняли, что это находка для всех нас, и обнаруживаем немало тому подтверждений.
В программе много изюминок, о которых можно рассказывать очень долго. Встречаются, конечно, и проблемы, не всё бывает гладко, но самое главное – детям очень нравится учиться. Они с интересом и желанием ходят в школу. У школьников в процессе обучения в рамках проекта формируется учебная деятельность, т.е. ребёнка учат себя (учить + ся), осознавать свою ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.
УМК реализует в образовательном процессе право ребёнка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволят учесть индивидуальный темп и успешность каждого ученика, а также уровень его общего развития. Главной целью в своей работе считаю целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого; формирование готовности к самообразованию, определённый уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Проект в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Именно поэтому особое значение в нем играет педагогическая диагностика, которая должна осуществляться непосредственно учителем исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.
Если проводить данную диагностику регулярно на протяжении всех четырех лет начальной школы, можно отчетливо наблюдать динамику продвижения учеников и во время приходить им на помощь, если это необходимо.
Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знаниях уровня готовности к обучению каждого будущего школьника.
Свою работу я начала с проведения педагогической диагностики, чтобы выяснить уровень подготовленности моих первоклассников, т.е. определила, как у них сформированы предпосылки к овладению грамотой и математикой.
Педагогическую диагностику успешности обучения я провожу ежегодно в начале, середине и конце года. Это даёт мне возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребёнка или они были поверхностны; на что должны быть направлены мои усилия; В середине года педагогическая диагностика помогает мне увидеть, каково продвижение моих учеников и что нужно изменить в обучении каждого ребёнка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов. И, наконец, диагностика, проводимая в конце года, даёт мне возможность подвести итог работы, увидеть каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.
С помощью диагностики мне удалось выявить группу детей, которым необходимо было с первых дней предлагать задания повышенного уровня сложности, чтобы у них не пропал интерес к учёбе, чтобы по – прежнему всё происходящее в школе было для них увлекательно, чтобы не появилась скука и тоска в их таких открытых и ясных глазах. Также удалось выявить и тех детей, которым нужно протянуть руку помощи.
Первая группа – это дети с высоким уровнем готовности к обучению.
Этим детям стараюсь уделять должное внимание, предлагаю им задания, способствующие углублению знаний, дальнейшему повышению уровня их интеллектуального развития, успешному формированию учебной деятельности.
Вторая группа – дети с низким уровнем готовности к обучению. При обучении детей с низким уровнем готовности учитываю состояние тех психических и психофизических функций и процессов, которые обеспечивают успешное овладение грамотой и математикой.
Самообразование учителя является необходимым условием профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому, что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Можно рассмотреть мотивы, побуждающие нас, педагогов, к самообразованию:
Учебно-методический комплект нацеливает педагога на использование в своей практике педагогических технологий, методов и организационных форм, эффективно работающих на достижение учебных и воспитательных целей, предусмотренных новым стандартом (исследовательские, творческие, методы проектной деятельности; парные, групповые и индивидуальные формы организации деятельности).
Урок для ученика – это жизнь. Я согласна с мнением Ш. А. Амонашвили, что урок – солнце, радость, дружба, творчество, труд, игра, встреча, жизнь.
Урок – игра, урок – викторина, урок – соревнование, урок – путешествие, урок – экскурсия, урок – исследование… Это те формы урока, которые стали системой в моей практике. Именно такие уроки были представлены на районных семинарах , а также опубликованы на страницах интернет ресурсов.
В своей работе стараюсь применять активные методы, развивать эвристические умения в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. Для создания урока по данной технологии провожу учащихся через этапы творчества: постановку проблемы, поиск ее решения, выражение решения, реализацию продукта. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Возможности ИКТ применяются и во внеурочной деятельности.. Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.
Участие в педагогических советах в качестве выступающего, в работе методических объединений, в конкурсах, поиск новинок педагогической литературы, мои открытые уроки и мероприятия также повышают профессиональный уровень.
Считаю, что самосовершенствованием учителя является и участие в профессиональных конкурсах, где оттачивается его мастерство.
Определяющим качеством учителя начальных классов является любовь к детям, умение вместе с ними творить и фантазировать. Дети младшего школьного возраста очень любознательны: им мало знаний, которые они получают на уроках, хочется узнать ещё что-то. Однако, урок – это жёсткие временные рамки, каждый из которых хочет попробовать ответить и проявить себя.
В связи с этим, неотъемлемой частью работы учителя начальных классов я считаю организацию внеурочной деятельности младших школьников, что способствует расширению представлений учащихся по школьным предметам, повышению учебной мотивации и даёт возможность для самовыражения учащихся. С этой целью на протяжении всех лет преподавания я в системе веду факультативную работу по учебным предметам.
Уже несколько лет веду факультатив по развитию познавательных способностей детей . Система представленных задач и упражнений в рабочих тетрадях позволяют мне успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления. Многие упражнения готовят учащихся к выполнению тестовых заданий. Деятельность ребёнка проходит в игровой форме, он обучается самооценке. В результате этих занятий ребята многому учатся: развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности; интерес к учёбе повышается. Есть определенные успехи.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Свою работу, как классный руководитель строю в соответствии с целью:
способствовать становлению, развитию, воспитанию в Ребёнке Благородного Человека, Благородной личности, Благородного Гражданина, путём раскрытия его личностных качеств.
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности.
-интеллектуальные марафоны;
-творческие интеллектуальные игры, конкурсы;
-творческие конкурсы разного уровня;
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями. Систематически провожу классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив.
Провожу групповые и индивидуальные консультации с родителями.
Родители активно помогают в подготовке внеклассных мероприятий (участвуют в подготовке классных и школьных мероприятий, помогают своим детям в изготовлении поделок для различных выставок, выпускают газеты;
На основе проделанной работы в моём классе складывается коллектив, обучающиеся приобретают навыки самостоятельного выполнения поручений, многие сознательно выполняют правила для обучающихся. В результате проделанной воспитательной работы ребята становятся более артистичными, собранными, ответственными. Многие работают с дополнительными источниками, сами подыскивают материал к внеклассным мероприятиям, не бояться предложить что-то провести, активно участвуют в конкурсах, викторинах, в разных олимпиадах: мои ученики занимают призовые места в школьных олимпиадах.
Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.
«Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность – это не только знания. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям». Стремлюсь соответствовать словам Д.С. Лихачева сама, и учу этому своих учеников.
Планируемые направления деятельности на следующий учебный год:
Моя задача -
Решить вопрос и дать ответ
И детям посулить удачу,
Познания раскрыть секрет.
Вхожу я в класс, и сердце бьется;
"Надеюсь, верю и люблю!"
И эти три святые слова
Душе ребенка отдаю.
Учитель я! И званье это -
Предназначение судьбы,
Великий дар, сиянье света,
Осуществление мечты!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.