Творческий отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год
Оценка 4.6

Творческий отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год

Оценка 4.6
docx
24.04.2020
Творческий отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год
творч. отчет по самообр.19-20.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

 УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ

 «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА»

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя русского языка и литературы  УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО»

 г. Сыктывкара

 Истоминой  Ольги  Егоровны

 

 

 

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

«ВКЛЮЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ В РЕШЕНИИ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 Год работы по теме самообразования – второй

 

 

 

Сыктывкар

2020

 

 «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху.  Это  прежде всего забота о гармоничной

 полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии

 является радость творчества»
В.А.Сухомлинский

 

Цель самообразования:

Включение здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс в условиях УКП «РДБ»

В  2018-2019 учебном году были поставлены задачи самообразования:

-углубить теоретические знания;

-совершенствовать педагогическое мастерство;

-овладеть новыми формами, методами, приемами обучения и воспитания учащихся;

-изучать  и внедрять передовой  педагогический опыт.

В 2019-2020 учебном году - 2 этап работы самообразования – «Практический» (Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы)

 

1.В 2019 – 2020 учебном году большое внимание уделяла  изучению нового педагогического опыта. С этой целью посещала  вебинары, семинары, онлайн-курсы:

 

1). Приняла  участие в серии интернет-семинаров по вопросам организации и методического сопровождения курса «Здорово быть здоровым» в образовательных организациях:

10.09.19«Здорово быть здоровым». Актуальные вопросы внедрения («Просвещение»)

12.09.19 Вопросы обучения детей и подростков правилам здорового
питания в курсе «Здорово быть здоровым»

17.09.19 Интегративный подход к организации курса «Здорово быть здоровым» в образовательной организации («Просвещение)

2). 21.11.19 г.Вебинар «Предупрежден – значит вооружен: профилактика различных видов отравлений у детей 6-10 лет» 1 часть( «Просвещение»)

3). Вебинар 10.12.19 "Инновационная практика психолого-педагогической работы в образовательной организации"    «Велес» (ООО «Международный  центр консалдинга и образования «Велес», Таганрог)

4). 15.01.20. открытый онлайн-курс  «Профилактика ВИЧ-инфекции на рабочих местах»  (КРИРО)

5). 24.03.20   «Реализация здоровьесберегающих технологий в школе» («Мега Талант»)

6). 01.04.2020 « Здоровьесберегающие технологии как ключевой фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся   («Знанио»)

7). 23.04.2020 Вебинар «Психологическое здоровье детей в период самоизоляции» (КРИРО)

8). «Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» ( Министерство просвещения Российской Федерации, Москва-2020)

2.В целях внедрения собственного опыта были сделаны публикации работ:

1). Сценарий мероприятия     «Путешествие в страну Здоровья» («Знанио»

2). «Разработка урока русского языка в 8 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме «Однородные члены предложения» («Знанио»)

 Урок разработан в рамках  реализации программы "Здоровый образ жизни" (ЗОЖ) и затрагивает проблемы курения. На материале текстов, пословиц, поговорок рассказывается о том, что человек осознает опасность курения, что в современном обществе делается многое для того, чтобы люди отказались от этой пагубной для здоровья привычки.

 

 3.  Много  времени своего пребывания в школе при больнице ученик проводит на уроке. Поэтому  главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

-Объем учебной нагрузки  на уроках;

-Занятия активно-двигательного характера.

 

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

 

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки.

 

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением у учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

 

 

Физкультминутки в стихах.

1. Встали прямо и прогнулись,

А теперь легко согнулись.

 Головою вправо, влево,

Чтобы шея не болела.

 Вверх ладони отвели.

Крепко сжали в кулачки.

 Руки в стороны взметнули. (показывают движения)

 

2.Я иду и ты идёшь – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Очень дружно мы живём – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик). 

Этот пальчик – слабенький (безымянный). 
Этот пальчик – длинненький (средний). 
Этот пальчик – сильненький (указательный). 
Этот пальчик – большачок (большой). 

   

Карандаш в руках катаю, (крутят между пальцев карандаш)

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.      

А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).

 

 

Гимнастика для глаз.

Головку держим ровно, головку не поворачиваем, двигаются только глазки. Посмотрели наверх, налево, направо, вниз. 
Глазками начертите круг, треугольник, квадрат, нарисуйте гриб.

Закройте  глазки. 
Открываем глаза и продолжаем работать.

Какой гриб нарисовал глазками каждый из вас?

После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.

Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза. Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.

Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.

Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три раза.

Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.


После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).


Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.

 Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
  Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
  Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
 Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Физминутка для интеллекта

 

–-упражнения для пальчиков (Под счет 1, 2, 3, 4 и 4, 3, 2, 1 большой пальчик последовательно надавливает на подушечку указательного, среднего, безымянного, мизинца)

– Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо  5–10 раз)

 

4. Внеклассная работа   ведется в рамках реализации здоровьесберегающих технологий:

Мероприятия  общешкольные и отделенческие.  Темы  разные, актуальные для учеников данного отделения. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах,  играх. Используются  здоровьесберегающие методы и приемы (смена видов деятельности,  рефлексия, четкая организация деятельности, подвижные игры, физминутки)

В этом учебном году учителями нашего отделения были проведены общешкольные мероприятия:

02.09.19 РПБ  «Весёлые уроки в необычной школе»

15.11.19  «Возьмемся за руки, друзья»

20.03.20 Общешкольное внеклассное мероприятие на тему «Весеннее настроение»

Отделенческие мероприятия:

13.09.19 Мир вокруг нас ( к 25-летию Фонда дикой природы»   Интервью с природой)

27.09.19  Осенний микс «Осень-запасиха»

23.10.19  Игра-квиз «Моя Финноугория».

21.02.20  Игра-квест «Российская армия всех сильней»

 

Мной проведены беседы:

06.09.19 г. «Азбука безопасности»

03.09.12.19г.  «Безопасность на дорогах»  

04. 11.12.19   Безопасность  школьников в сети Интернет .

20.12.19г. «Осторожно: пиротехника»

20.01.20 г.Беседа по профилактике зимнего травматизма «Осторожно: зима!»

02.03.20г   «Безопасность на дорогах»

16.03.20 « Правила безопасности на железнодорожном транспорте Оформление стенда, презентация, беседа,

 

5. Учебный материал уроков русского языка и литературы  предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению  и укреплению здоровья детей.

 

На уроках русского языка я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.

Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье.

 

6.В 4 четверти 2019 -2020 учебного года возникла ситуация,  связанная с необходимостью проведения  занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Все это потребовало  очень серьезного внимания к организации этого процесса в больницах и санаториях. В этих целях я внимательно изучила «Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» https://okha-school.shl.eduru.ru/media/2020/04/22/1255578958/Rekomendacii_po_racional_noi_organizacii_neniem_e_lektronnogo_obucheniya.pdf

При  организации дистанционных уроков  учитываю все потенциально влияющие негативные факторы: зрительную нагрузку, статическое утомление, умственное утомление.  Полностью исключила работу, при которой школьник при выполнении заданий должен переписывать их с экрана в тетрадь. Такая деятельность связана с постоянной сменой условий зрительной работы, а значит, будет вызывать выраженное зрительное утомление.

Для снятия зрительного напряжения, возникающего в результате работы на компьютере, в течение 1-2 минут должна провожу  ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ, предусматриваю ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

В «РЕКОМЕНДАЦИЯХ…» Министерства  имеются приложения с  КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК (ФМ), которыми я стала  пользоваться:

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

ФМ для снятия утомления с туловища:

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Физкультминутка общего воздействия.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.                     Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног.

 

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Итак,  на первом месте  должно быть

-обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в больнице;

-сохранение работоспособности на уроках;

-формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

 

 

 

 

 

 

Литература:

Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008

Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006

Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно- воспитательного процесса» 1982г.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004,

Коваленко Н.В. Школа здоровья и развития: монография Н.В.Коваленко.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ( Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»(ФГБНУ «ИВФ РАО»)Москва – 2020)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху

Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху

Чтобы шея не болела. Вверх ладони отвели

Чтобы шея не болела. Вверх ладони отвели

Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу

Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу

Отделенческие мероприятия: 13

Отделенческие мероприятия: 13

Rekomendacii_po_racional_noi_organizacii_neniem_e_lektronnogo_obucheniya

Rekomendacii_po_racional_noi_organizacii_neniem_e_lektronnogo_obucheniya

Литература: Менчинская, Е.А

Литература: Менчинская, Е.А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020