Творческий подход в обучении

  • pdf
  • 29.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Творческий подход в обучении.pdf



Снигирева Людмила Николаевна

 

Конкурс для педагогических работников магистр по направлению подготовки общеобразовательных учреждений 

 44.04.01 Педагогическое образование  

«Наука в регионы: Педагоги - лидеры»

Учитель математики и физики первой квалификационной категории

МКОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Ново-Ивановского» 

Майского муниципального района, КБР

Людмила Снигирева <snigirevaln@bk.ru>

Вторая номинация: Творческий подход в обучении

ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие  общества,  научно-технический  прогресс,  информатизация всех  сфер  жизнедеятельности  людей  –  все  это  влияет  на  отношение подрастающего  поколения  к  процессу  обучения  и  не  только  позитивно.  К сожалению,  возникают  проблемы  развития  умственных  и  творческих способностей, формирования коммуникативных и трудовых  умений, и др.

Все изменения в образовании связаны с преодолением все более углубляющегося противоречия; с одной стороны, между традиционной практикой развития детей и необходимостью соответствия системы образования вызовам времени, с другой – особенностью родившихся и растущих в цифровом мире поколений. Выделение особенностей современных вызовов являются основанием для понимания, что и как необходимо менять в образовании.

Прежде всего, цифровизация образования.  По словам Демидовой М.Ю. — руководителя центра педагогических измерений ФГБНУ,  мы должны понимать, что в ближайшем будущем произойдет изменение в работе с информацией. Рассмотрим схему 1.

Пирамида освоения знаний [2]. 

Схема 1. Пирамида освоения знаний.

Иллюстрация показывает, какие изменения должны произойти в ближайшем будущем в обучении. Т.е. если человечество переходит к цифровизации, к использованию искусственного интеллекта, то происходит смещение внимания с освоения способностей в рамках алгоритмического действия, когда мы обучаем поиску, переработки и анализу информации, присвоение её в качестве собственных знаний и понимать эту информацию, где на это у нас уходит основное учебное время. Так вот на самом деле, в связи с цифровизацией должно переходить смещение внимания на освоение чисто человеческих способностей, т.е. способностей к не рутинному действию: к оценке информации, переносу и экспертизе. Нужно подготовить учащихся к жизни в условиях цифровой экономики. Если возьмем искусственный интеллект, то он «переворачивает» пирамиду 1, и поиск информации, переработку информации в удобной для человека форме всё будет выполнять машина (пирамида 2), а вот за человеком остается огромное время на уроке развивать творческие возможности, именно это искусственному интеллекту не под силу.  

Таким образом, научно-технический прогресс задает режим метапредметного развития детей. В работах Краевского В.В., Хуторского А.В приведены основные положения теории метапредметного подхода в обучении. [9]. Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Метапредметный подход подразумевает промысливание (а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности.

Благодаря метапредметному подходу в обучении ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и способы деятельности, которые являются универсальными, т.е. применимыми к различным предметным областям.

Стремление к поиску универсальных подходов к образовательной деятельности привело автора статьи к разработке частной методики преподавания математики и физики в школе в условиях реализации Федеральной основной общеобразовательной программы

(ФООП) [8] в основе чего легли работы авторов Боженковой Л.И.[1] и Ивашкиной Д.А.[3] (см. Приложение 1). В них предлагаются конкретный материал и рекомендации по формированию отдельных видов УУД на уроках с помощью применения учебных карт действий. Организация усвоения видов деятельности, связанных с научным методом познания, имеет свои особенности. Ориентировочная основа действия должна быть составлена самим учеником. При этом опять выделяются все ориентировочные знания, которые необходимы для выполнения деятельности. Деятельность выполняется учителем или учащимися с помощью учителя. Затем, обобщив свой опыт, учащиеся с помощью учителя составляют обобщённую схему деятельности, учатся её конкретизировать и применять в ходе своей дальнейшей деятельности [4]. 

Усложнение образовательных систем через вариативность и выборность к подходам их конструирования сформировало опыт автора предметной и межпредметной интеграции. В интегрированной основной образовательной программе выделяются общие рамки образовательных результатов, основной модельный результат и результаты в контексте ФООП. Этапы достижения планируемых результатов распределяются по уровням образования. Общие рамки образовательных результатов предполагают два контекста:  

1)     универсальные учебные действия, опосредующие развитие креативности и критического мышления;  

2)     коммуникация и кооперация, опосредующие коммуникативные способности. Общие рамки, как основной результат, выражаются в наполняемости картине мира ученика, которая у него возникает по обучению в школе.

Интеграция – это единое основание для объединения различных множеств в образовательную систему для достижения комплексного результата. Интегрированная образовательная система должна включать в себя те структурные элементы, которые во взаимодействии с другими вносят свой специфический вклад в достижение конечного результата. Межпредметная интеграция – это подход, обусловливающий развитие познавательного потенциала, один из современных принципов развивающего обучения.

Дидактический аспект межпредметной интеграции сегодня рассматривается ни как процесс накопления знаний, ни как обобщение идей и фактов, а как деятельность, направленная на познание природы и общества, как ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира. Поэтому, взаимосвязь учебных предметов физики и математики отражает взаимосвязь наук физики и математики, которая определяется наличием у них общей предметной области. 

Рассмотрим таблицу 1. Основные направления интеграции.

Проанализируем на примере учебного материала, термин «период». С этим термином учащиеся встречаются на самых разных уроках. Но что делает во всех случаях период «периодом»? Это не просто отрезок времени, или «кусок» текста, или «ряд» в таблице Менделеева. Любой «период» имеет инвариантные свойства: нарастание каких-то признаков от начала к концу, а затем скачкообразное качественное изменение (диалектический переход количества в качество). Если дети это понимают, можно проследить, например, какие изменения происходят в таком историческом периоде, как Средневековье.  

Таблица 1. Основные направления интеграции.

Дидактический аспект

Идеи и методы

Примеры

Внутрипредметная интеграция – выражается в интеграции понятий, знаний, умений и т.п., внутри учебного предмета.

физика ставит задачи и создает необходимые для их решения математические методы, которые в дальнейшем служат базой для развития математической теории (теория дифференциального исчисления Ньютона для решения задачи о движении тел)

физика (период колебаний)

Межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин

развитая математическая теория используется для анализа физических явлений, что часто приводит к созданию новой физической теории (теория электромагнитного поля Максвелла), которая в свою очередь приводит к развитию физической картины мира (в данном примере — электродинамической) и к возникновению новых физических проблем

(специальная теория относительности)

математика (период тригонометрических функций)

 

Метапредметная интеграция – проявляется в связи конкретного предмета с другими предметами

 

физическая теория в своем развитии опирается на математический аппарат, который развивается и совершенствуется по мере его использования в физике (общая теория относительности и тензорный анализ, квантовая механика и матричное исчисление, элементарные частицы и теория групп)

история (исторический период), биология (период развития), химия

(периодическая таблица), русский язык (период как языковая единица), география

(геохронологический период)

 

А.В. Хуторской называет подобные слова «фундаментальными образовательными объектами». В учебном курсе выделяются ключевые методологические аспекты, которым соответствуют объекты реальной действительности. Эти объекты и переводятся на первичную стадию учебного познания ученика, который не усваивает готовое знание, а исследует объект. 

Рисунки, представленные в таблице, хорошо символизируют результат исследования учеником на этапе с 9-11 классов понятия «период». Цифровая лаборатория кардинальным образом изменяет методику и содержание экспериментальной деятельности и помогает решить вышеперечисленные проблемы. Широкий спектр цифровых датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами физического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. С помощью цифровой лаборатории можно проводить длительный эксперимент даже в отсутствии экспериментатора. При этом измеряемые данные и результаты их обработки отображаются непосредственно на экране компьютера.

В процессе формирования экспериментальных умений по физике и математике учащийся учится представлять информацию об исследовании в четырёх видах:

         в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых физических величинах, терминологии;

         в табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);

         в графическом: строить графики по табличным данным, что позволяет перейти к выдвижению гипотез о характере зависимости между физическими величинами (при  этом учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность и многомерность);  

         в аналитическом (в виде математических уравнений): приводить математическое описание взаимосвязи физических величин, математическое обобщение полученных результатов.

На уроке с использованием Цифровой образовательной среды могут использоваться параллельные и последовательные интеграции. Именно, межпредметная интеграция включает вертикальное, горизонтальное и смешанное интегрирование.

Вертикальное: объединение нескольких школьных предметов с целью организации диалога на заданную тему, конкретное содержание, образ и т.п., которые как ключевая фраза проходит через несколько уроков в течение определенного времени; осуществляется новый подход к теме: новые взаимосвязи, ассоциации и т.д.

Горизонтальное:

1.      Последовательная интеграция. За содержательную единицу берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Материал других предметов включается эпизодически. Сохраняется самостоятельность каждого предмета, его цели, задачи, программа; тема может быть рассмотрена с введением материала другого предмета.

2.      Параллельная интеграция. Предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

Смешанный тип интеграционных связей: на уроке могут использоваться параллельные и последовательные интеграционные связи.

При этом, опорой реализации межпредметности являются: квалификация учителей, обеспечивающая преподавание на межпредметных технологиях; межпредметная интеграция урочной и внеурочной деятельности, выводящая учащихся на профессиональные пробы. Вместе с тем, межпредметность нельзя считать механическим отказом от предметоцентризма. Ее необходимо считать движением содержания образования к междисциплинарным технологиям как таковым. Междисциплинарность должна обретать новый образовательный смысл и функции.

Педагогический опыт, сформированный в течение 27 лет, политехническое, педагогическое и красный диплом по педагогике дополнительного образования, позволило автору реализовывать авторскую программу ДООП «Физика и математика для одаренных» [6,7]. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федерального проекта «Успех каждого ребенка» учащиеся стабильно имеют высокие результаты в ВОШ, в научно-исследовательской и проектной деятельности (см. Приложение

2).

Таким образом, метапредметная интеграция представляет из себя новое сложное содержательное единство, освоение которого достигается поэтапным процессом выработки у учащихся общеучебных умений и навыков. Анализ результатов педагога метапредметной деятельности в течение 4-х лет (см. табл.2) показывает, что наиболее эффективными считаются проектные и исследовательские методы обучения, Уроки-исследования, Урокиконференции, Уроки с использованием Цифровой образовательной среды, в реализации интеграции урочной и внеурочной деятельности. На уроке, как правило, выполняется часть проектной (или иной субъектной деятельности) учащихся, например заполнение учебной карты действий, составление планов работы, формирование коллективов, распределение ролей и т.д. Остальная работа переходит во внеурочную деятельность, которая может осуществляться с использованием цифрового дополнительного оборудования, структур дополнительного образования детей (например, занятия Точки Роста).

Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности – это не просто взаимодополнение, это генетически взаимосвязанный и взаимозависимый педагогический процесс, а именно:  

1.      Целенаправленно спланированные связи между урочными и внеурочными занятиями.  

2.      Первоначально педагогом составляется календарно-тематический план уроков по предмету, а затем, изучив возможности интеграции уроков с различными формами внеурочных занятий, осуществляется параллельное планирование таковых в соответствии с составленным планом урочных занятий.  

3.      При планировании внеурочной деятельности и последовательности ее реализации, педагог осуществляет сборку задач, содержания и форм ее осуществления.

Таблица 2. Анализ результатов педагога.

Этапы метапредметной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Учебный материал интегрируется внутри одного

конкретного предмета, когда из разных частей учебного материала создается единое целое

Новые собственные целевые ориентиры на деятельность, новое перераспределение приоритетов. Владение способами подбора объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям интегрированного занятия.

Возможность выбора учащимися направлений и сфер деятельности, темпов их продвижения в данной программе, форм предоставления

результатов своего труда

Закон Кулона и закон тяготения имеют одну физическую основу, хотя один

рассматривается в теме электрических зарядов, а другой в механике (на примере выступления Урокаконференции 9 класс)

2. Происходит объединение понятийно информационной сферы разных предметов, введение в тему дополнительных материалов

Умение определять системообразующие факторы, т.е. нахождение оснований для объединения разнопредметной информации.

Возможность свободного самоопределения и самореализации.

Закон Кеплера из астрономии и физический смысл производной из математики для понимания расчетов положения тела в космическом пространстве при вращении его вокруг другого небесного тела    (на примере выступления Урока-исследования10 класс)

3. Содержание материала способствует выработке умений сопоставлять и противопоставлять явления и объекты

Умение создавать целостную модель образовательной программы как отражение собственной педагогической системы, соответствующей современным образовательным вызовам.

Участие детей в создании конкретного творческого продукта. Усиление внимания к формированию личностных качеств.

Системный анализ статистического факта: инновации в сельском хозяйстве, улучшают продуктивность, путем сокращения расходов на материалы и роста доходов аграриев (Уроки с использованием Цифровой

образовательной среды)

4. Учащиеся самостоятельно выражают суждения, сопоставляют факты, устанавливают связи и закономерности, применяют

выработанные умения в достижении

продуктивного результата

Способность к созданию образовательных форм на основе новых связей с дополнительным образованием и другими субъектами образовательной деятельности.

Урочная и внеурочная деятельность может характеризоваться разными

уровнями интеграции

Проект социальной деятельности по достижению экологической безопасности с. НовоИвановского

 

В результате разработки педагогом целостной программы ДООП, как образовательной системы, где академический компонент трансформируется в творчество привело к созданию высокого уровня интеграции предметов не только физики и математики, а также предметов естественно-научного цикла, междисциплинарных предметов.  

Опыт многолетней работы был представлен автором на районном семинаре «Школа молодого учителя» 21 ноября 2024 года на базе МКОУ «Лицея № 7 с. Ново-Ивановского» (см. Приложение 3). Причем, в организации мастер-класса по теме «Цифровые технологии в проектной и исследовательской деятельности ученика», на занятии были проведены эксперименты с использованием разнопланового цифрового оборудования по математике, физике, географии  учащимися 9 – 11 классов. Анализ урока показал, что выполнение исследований по учебной карте действий учениками выявил участниками семинара высокий уровень интеграции общего и дополнительного образования. А именно:

100% результат показали ученики 9 А и 10 РГ класса;

87% результат показали ученики 9Б класса;

61% результат показали ученики 11 класса.  

По итогам ВОШ районного этапа ученики 9-х и 10 РГ класса допущены к участию на региональный этап ВОШ. Среди учащихся 9-х классов, 2-х минутные видеоролики своих проектов, стали победителями Всероссийского конкурса  для школьников «Мой шаг в науку» в рамках реализации федерального проекта Успех каждого ребенка (см. Приложение

4).

В основе развивающего обучения и метапредметного подхода в обучении в частности лежит рефлексия учебной деятельности ученика. Рефлексия (от позднелат. reflexio обращение назад, отражение) — 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) филос.: форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Рассмотрим схему 2 «Анализ рефлексии учащихся», 12 учеников – участников занятия мастер-класса.

 «Ученик» как субъект рефлексивного отражения состояния педагогической практики определил:

20 голосов положительное отношение к уроку

2 голоса (страх, скука) отрицательное отношение к уроку

100 % успеваемость

91 % качества выполнения заданий  

ИТОГ 9 % вычислительные ошибки, допущенные учащимися 11 класса при работе с цифровыми датчиками.

Вывод: работа с цифровым оборудованием должна вестись как можно раньше! В результате чего у учащихся появляется углубленный интерес, расширение спектра специальных знаний, поиск творческого варианта решения задач; развитие способности и интереса к творческой деятельности: делать  обобщения  и  выводы; соединять  форму  и  замысел исследования,  моделирования  в законченный творческий продукт (модель, проект).

Для  ребенка,  в  отличие  от  взрослого,  главным  стимулом  умственных  усилий служит  не  конечная  цель  овладения  знаниями,  а  сам  характер  умственного труда с эмоциональными всплесками и интеллектуальными переживаниями. В связи с этим, намечаются следующие пути воспитания интереса школьников к физике и математике:  связь  преподавания  с  жизнью,  с  научно-техническим  прогрессом, эмоциональность  преподавания,  основанная  на  личном  увлечении  учителя своим  предметом,  искреннем  проявлении  им  негодования  по  отношению  к консерватизму или невежеству, удивления неожиданным или непредвиденным явлением, восхищения тем, что доставляет экспериментатору  эстетическое наслаждение.

Для  обеспечения  познавательного  интереса  учащихся  к  предмету  и  его развития  необходимо  также,  как  показывает  опыт,  знание  возможностей  каждого ученика, его успехов в овладении всеми учебными дисциплинами, его – ближних и дальних жизненных перспектив. Поэтому, в современных условиях интеграция общего и дополнительного образования – это новая система образования, это та платформа, где ученик находит необходимые средства, условия «точки роста», которые помогают ему в самореализации.

К концу второй четверти 2024 года учащимися были представлены публичные видеоролики исследовательских проектов на итоговых уроках и размещены в социальных сетях Контакты и Сферум, с прикрепленными хэштегами: #ТочкаРоста, #Кванториум, #ШкольныйКванториум,       #НацпроектОбразование,    #Образованиевприоритете, #НациональныеПроекты. 

В результате чего, вовлеченность учащихся школы в исследовательскую и проектную творческую деятельность через специально организованную систему урочной, внеурочной деятельности, программ дополнительного образования детей 7-11 классов на базе высоких результатов семинара и урока мастер-класса возросла (см. Приложение 5).

Таким образом, эффективность интеграции ФООП и ДООП в передовых практиках современного общего образования усиливается конвергенцией содержания образования (см. схему 3). 


Схема 3. Конвергенция содержания образования

Конвергенция – это учебное направление характеризующее плотность межпредметных связей. Ее основная задача – приобщение учащихся к межпредметному синтезу, привитие у детей способностей видеть единое общее в разнообразных учебных предметах. Конвергенция – это стратегия влияния на учеников как субъектов образования. Применение конвергентного подхода переводит школу из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.

Литература

1.     Боженкова Л.И. [Электронный ресурс]  Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре//[Электронный ресурс]. Код доступа

http://avidreaders.ru/download/metodika-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-pri-

1.html?f=pdf2. 

2.     Демидова М.Ю. — руководитель центра педагогических измерений ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», руководитель федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) //  [Электронный ресурс]. Код доступа https://www.youtube.com/live/gWYE8UnsV9A?feature=share  

3.     Ивашкина Д.А.Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики: курс лекций УМП — М.: Педагогический университет "Первое сентября" 2014- 250с4.  

4.     Федеральная рабочая программа среднего общего образования Математика Углубленный уровень, Москва 2023г, С.81.

5.     Сайт педагога//[Электронный  ресурс]. Код доступа https://znanio.ru/person/z62996482

6.     Снигирева Л.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий при установлении межпредметных связей математики и физики в условиях реализации образовательной программы среднего общего образования // [Электронный ресурс]. Код доступа https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43941594

7.     Снигирева Л. Н. ДООП  Математика  для  одаренных  //  [Электронный ресурс].  Код

         доступа                                                                https://znanio.ru/media/matematika-dlya-odarennyh-

2938963?mt_campaign=mediacontest&mt_event=mt_trig_campaign-click--mediacontestmediaadded

8.     Снигирева Л.Н. ДООП  Физика  для  одаренных // [Электронный  ресурс]. Код доступа  https://znanio.ru/media/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnayaobscherazvivayuschayaprogramma-fizika-dlya-odaryonnyh-2890220

9.     Федеральная образовательная программа, Москва 2023г.

10. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. – 2013. – №4. С. 159–160

 


Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

Приложение 3[1]

 

 

 

 

Приложение 4.

 

 

 

Далее по приказам на федеральном информационно-образовательном ресурсе за декабрь 2024 г и март, апрель 2025 г

 

Приложение 5

 

 



[1] Видео урока  https://drive.google.com/file/d/1XQtAtwKCXi8dso6mWaupmVfxguIoGETZ/view?usp=drivesdk