Творческий потенциал младшего школьника: сущность, структура, особенности.
Оценка 5

Творческий потенциал младшего школьника: сущность, структура, особенности.

Оценка 5
docx
другое
21.01.2021
Творческий потенциал младшего школьника: сущность, структура, особенности.
Творческий потенциал младшего школьника: сущность, структура, особенности.
Творческий потенциал младшего школьника.docx

Творческий потенциал младшего школьника: сущность, структура, особенности.

 

         В педагогике активное изучение творческого потенциала началось в 80-90-е гг. (Т.Г. Браже, Л.А. Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, А.И. Санникова, и др.). Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил. Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения.

         Исходя из работ Л.А. Даринской, творческий потенциал - это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности». Творческий потенциал учащегося, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется через:

стремление значимости собственной личности (самореализацию);

творческий подход к учебной деятельности; творческую активности в учебной деятельности;

способность к самовыражению;

рефлексию собственной жизнедеятельности;

ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве. [14; с. 293]

         В справочнике «Культура и культурология» дается следующее толкование понятию «творческий потенциал»: «Творческий потенциал- совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности».

         Если мы обратимся к «Большому толковому социологическому словарю» то найдем следующее определение: «Творческий потенциал (creativity) - аспект интеллекта, характеризующийся новизной в мышлении и решении задач. Творческая способность предполагает дивергентное мышление, обычно требуя как можно большего числа ответов на простую ситуацию».

         Из этого следует вывод, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует.

         В контексте данной работы целесообразно использовать толкование «творческого потенциала», которое дает нам «Энциклопедический словарь по психологии и педагогике»: Творческий потенциал (общеславянск. «творъ» - вид, существо, творение потенциал) - аспект, сторона интеллекта, характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач. Предполагается, что творческий потенциал связан со способностью к дивергентному мышлению.

         Формированию творческого потенциала следует уделять внимание с раннего возраста. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное. Большую роль в формирование творческого потенциала играет школа.

         Педагог-психолог Наумова Н.Е выделяет следующую структуру творческого потенциала у школьников.

 

Творческий потенциал включает компоненты:

-мотивационно-целевой;

-содержательный;

-операционно-деятельностный;

-рефлексивно-оценочный компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

         Развитие творческого потенциала учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют её характер. Таким образом, совокупностью качеств, с помощью которых осуществляется развитие творческого потенциала, обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного периода.

         Очень часто в условиях современного общества мы сталкиваемся с тем, что большинство людей путают такие понятия как задатки, способности, талант, одаренность, гениальность, креативность, склонность и творческий потенциал, считая, что все эти термины являются синонимами и употребляют их в своей речи, не задумываясь над настоящим значением. Но это мнение ошибочно. Каждое определение отличается друг от друга в том или ином роде.

 Понятие творческого потенциала гораздо шире, чем другие термины, связанные с творчеством и зависит не только от одного лишь физиологического или психологического фактора, а совокупности их обоих.

Механизм развития творческого потенциала через эмоции, через проявление человеком своей индивидуальности универсален; он работает во всех возрастах. Но поскольку каждый возраст имеет свою специфику развития, работа по развитию творческого потенциала школьников должна осуществляться в каждом из возрастов с учетом возрастных новообразований детей.

В младшем школьном возрасте эта работа строится с учетом интересов детей, лежащих в предметном мире. Возможность выразить эти интересы через свое эмоциональное отношение к окружающему дает детям ощущение выраженности собственной уникальности. Характерная для младших школьников ориентация на взрослого как авторитет и образец для подражания делает этот подход в руках педагога мощным развивающим средством, позволяющим быстро добиваться не только повышения уровня творческого и интеллектуального развития детей, но и позитивных изменений в их поведении, проявляющихся в возрастании ответственности за свое поведение и ощущение большей свободы в общении. [4, с.5].

         Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

         Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

         Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.

         Развитие творческих способностей неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети.

Способ мышления лежит в основе творческого потенциала, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

         В педагогике под творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности. Творчество понимается как механизм продуктивного развития. Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались.

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

         Ученые и педагоги, считают, что компонентами творческого потенциала человека являются следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.  (Метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.)

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

         Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.

         Творческие способности формируются поэтапно. Сначала формируются способности, связанные с творчеством на основе зрительного представления. Показателями этих способностей могут служить: оригинальность, беглость, смысловая завершенность, эмоциональность.

Вторым направлением формирования творческих способностей является развитие творческого воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений, что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

Вывод: В младшем школьном возрасте развитие творческого воображения ребенка должно идти через постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности.

         Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение школьника в совместную со взрослыми деятельность. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. В литературной деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребёнка. Ведь работая над составлением загадок или стихотворений работа  должна быть выполнена не только грамотно, но и оформлена аккуратно,  оригинально, эстетично.

         В. А. Сухомлинский сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребёнка стал радостным и светлым. [5]

       Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, ищет приёмы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. И потенциал этот нужно раскрыть. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. В пробуждении творческого потенциала велика роль окружения ребёнка и наличие природных склонностей к тому или иному виду творческой деятельности.

         Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной. Младший школьник во многом «первооткрыватель», ему присуще чувство новизны и удивления к окружающему миру. У него развита способность к сюжетно-ролевой игре, в которой он и автор, и герой, и актёр. А значит, есть большие возможности для введения младшего школьника в литературное творчество. Обучение приёмам творческого фантазирования – способствует воспитанию творческой активности учащихся и эстетическому самовыражению.  Благоприятная среда детского творчества – чувство тайны, которую так хочется распознать. И разгадывание загадок (а затем и самостоятельное придумывание) доставляет детям удовольствие. Работа над загадкой – это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности и воображения. Работая над этим литературным жанром, невозможно не говорить об основах стихосложения. Знакомство учащихся с поэзией начинается с первых уроков обучения грамоте. Основная задача на этом этапе – формировать у учащихся представление о стихотворной речи. Пробуждая интерес детей к словотворчеству, предлагаются различные литературные игры: «Поиграем в рифмы», «Словечко подскажи», «Строчка потерялась», «Я начну, а ты продолжи» и др. В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Проведение различных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. Конечно, стихи разные и по уровню, и по соответствию нормам стихосложения, но ведь главная задача – это поощрение детского творчества, совершенствование техники стиха, проведение разборов и обсуждений. Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию -  задача учителя. Особенно это касается начальных этапов обучения. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов. Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого–педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

Эстетическая деятельность позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого школьника. Эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда учащиеся почувствуют радость от процесса коллективного и самостоятельного творчества, потребность творить. Успех этой работы во многом определяется профессионализмом учителя. Важную роль в ней играет не только накопленный педагогом практический опыт в области  творчества, но и его желание и умение обучать этому своих воспитанников. 

Творческое начало рождает в ребенке живую  фантазию,  живое  воображение.  Творчество по своей природе основано на желании сделать что-то по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало  в  человеке – это  всегда стремление вперед, к лучшему,  к  прогрессу,  к  совершенству  и, конечно,  прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Все дети немножко поэты, немножко прозаики, немножко драматурги и режиссеры.

В научно-методическом журнале «Сибирский учитель», в статье С.А.Шмакова «Методическое наследие» даны прекрасные творческие задания на сочинительство.  

Газетная заметка. Из заголовков разных старых газет и журналов (предварительно их необходимо вырезать) составьте короткий юмористический рассказ, уголовную хронику, официальную передовицу, фельетон, репортаж, интервью, очерк, объявления и рекламы и другие газетные жанры. Для этого нужны бумага, клей, кисточка и чувство юмора. Вперед!

Мы любим кино. А что если составить детективный или веселый рассказ из названий кинофильмов? Главное, чтобы он был коротким, интересным и «складным».

Из начала и конца. Предложите ребятам начало и конец истории, которые могут стать рассказом, сценарием фильма, пьесой, сказкой. Важно, чтобы первая и последняя строчки, предложенные автором, как бы не стыковались. В этом вся «загвоздка» задания. Например, «Шла собака по роялю»... «Город был взят»; «Летели гуси высоко»... «Шпион давал показания до утра»; «Кошка заболела вечером»... «Эскадра уходила в ночь»; «У клоуна был рыжий парик»... «Мину взорвали в песчаном карьере» и т.д.

Торжественная речь. Сочините речь, которую надо произнести на открытии фестиваля клоунов, на премьере нового фильма «Без пушки на Луну», на открытии памятника Ивану-дурачку, на митинге, посвященном Всемирному дню змееловов, на празднике сборщиков вторсырья, на аукционе, где продаются зубные щетки. Речь должна быть краткой и желательно остроумной.

Невероятная история. Сочините совершенно невероятную новогоднюю историю про свою школу, друзей и самого себя. Но одно условие — она должна быть веселой. Кстати, история может быть первоапрельской или про праздник 8 Марта, или про выпускной бал.

Телеграммы. Телеграмма — самое лаконичное послание людей друг другу. Вот и придумайте тексты телеграмм известным людям : Гене Крокодилу и Старухе Шапокляк; персонально Чебурашке; Михаилу Боярскому — певцу и актеру. Телеграммы можно «послать» и своим друзьям.

Объявления. Мы живем в эпоху индивидуальной рекламы и пестрых объявлений. Миллионы бумажек висят на столбах и заборах. Их авторы ищут емкие слова, которые должны дойти до сердца читателей.

Придумайте свои короткие объявления, бесспорно, шуточные о следующем: о потере совести на трамвайной остановке; о продаже кактуса двухметровой величины; об обмене двух колорадских жуков на одного майского; о пропаже белой мышки Муськи; об открытии домашнего музея истории копченой колбасы.

Каков вопрос, таков ответ. Мы в жизни постоянно задаем друг другу вопросы, иногда серьезные, иногда курьезные. Вот на последние следует поучиться отвечать тоже с юмором. Поупражняйтесь и у вас получится. Например:

·         Где найти синюю птицу? — В любом продовольственном магазине полно синих кур и уток.

·         Где конец света? — На четвертом этаже школы, там перегорели все лампочки.

Понятно? А теперь рискните ответить на наши не очень простые вопросы: Что нужно для того, чтобы стать миллионером? Что делать, чтобы не уснуть на уроке? Существует ли ключ к сердцу девушки? Что необходимо сделать, чтобы не сойти с ума? Как избавиться от лишнего веса, не ограничивая себя в еде? И т.д.

Можно состязаться командами: вопрос — ответ, ответ — вопрос.

Сочиним загадки. Младшие дети любят рифмованные загадки. Так им легче отгадывать, интереснее отгадку говорить хором. Давайте вместе сочиним для них такие загадки, короткие, простые, веселые. Вот такого типа:

                   Сам он весит десять тонн,              
                   А зовут беднягу... (слон).

         Нет лучше качелей, чем ветки лиан,       
         Для этих гимнасток-кривляк... (обезьян).

Сочините загадки про бегемота, крокодила, медведя, барана, петуха.

Эти модели могут быть включены в уроки творчества.

         Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения. Как правило, замечает В.В. Давыдов “нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности, и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться“. Каждый способен творить, но часто мы не видим их потенциальных возможностей, и “художник” умирает. Помочь “не умереть” – задача педагога. [2]

         Развитие творческих способностей младших школьников должно соответствовать условиям.

Первое важное условие успешного развития творческих способностей – раннее начало.

Второе условие эффективного развития способностей – окружение детей творческой атмосферой с самого детства.

Третье требует максимального напряжения сил.

Четвертое – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

         Нельзя делать  за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма «помощи» детям, но она только  вредит делу! [1, 123].

Советы по развитию творческих способностей и стимулирования творческой активности:

·         Уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития.

·         Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

·          Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критику – как бы ни были они неудачны.

·         Использовать личный пример творческого подхода.

·         Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов.

·          Поддерживать их инициативу, самостоятельному воплощению художественных замыслов.

·         Предоставлять детям, активно задавать вопросы.

·         Обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности.

·         Использовать творческие задания.

·         Активная родительская поддержка.

·         Обеспечивать благоприятную атмосферу.

         В отечественной науке сторонником рассмотрения эмоций и творчества в тесной связи является Е.Л.Яковлева. Каждый человек уникален и неповторим; он неповторим в своём отношении к тому, что нас окружает. Это отношение считает Е.Л.Яковлева, даётся человеку в эмоциональном переживании. «Развитие творческого потенциала личности … осуществляется  именно через эмоциональный аспект» [4, с.5]. Она рассматривает творческий потенциал личности как индивидуальность и видит его развитие через эмоциональную сферу. 

          Эстетическое воспитание позволяет учащимся познавать окружающий мир в образах, знаках, символах.

         Развитию творческого потенциала способствуют различные виды искусства.

         Ребенка всегда окружает пространство, которое наделено цветом, формами, звуками, движением, которое изменяется во времени. Учебно-творческие занятия по изобразительному искусству нацелены на развитие творческого потенциала ребенка, его способности к восприятию и отражению окружающей среды (природы, людей, животных и предметов). Это развитие происходит через познание ребенком природы, гармонии цвета и формы различных предметов. Развивать творческий потенциал ребенка, означает научить его понимать и любить то, что его окружает. Развивая воображение школьника, опираясь на внутренние качества его личности, детскую интуицию, ассоциации, мышление, память, желание работать, мы подводим ребенка к творчеству, то есть к созданию неповторимого нового продукта созданного им в конкретном временном промежутке. [6]

         Еще древние греки знали, что развитие ребёнка зависит от того, как он рисует, логично представляет образ предмета. Рисование и сегодня признаётся основным видом изобразительного искусства   и преподается в начальной школе как отдельный предмет. Так же сюда относится лепка и аппликация. Они тоже помогают обучающимся выделить отличительные признаки предмета, по которым можно точно утверждать, что изображен именно этот предмет.   

         К другим видам искусства относятся:  конструирование,  музыкальная деятельность, игровая деятельность, культурно-досуговая деятельность (художественно-речевая, театрализованная). Следует подчеркнуть, что они разделяются на продуктивные (изобразительная деятельность и конструирование) и процессуальные ( игровая, музыкальная и культурно-досуговая). В процессуальной деятельности важен не столько результат, сколько процесс, влияющий на личностное становление ребёнка. Преимущество продуктивной деятельности заключается в наличии материального продукта труда (рисунка, лепки, аппликации, бумажной конструкции, поделки).

         Художественно-творческая деятельность несёт в себе огромный педагогический потенциал, который до сих пор недостаточно исследован. В процессе обозначенной деятельности происходит развитие личности ребёнка. По мысли В.В. Давыдова, этот процесс есть «разработанный путь развития  его сознания» [7 с.53]

         Искусство, в частности изобразительное, оказывает воздействие на развитие познавательных  способностей и творческой активности ребёнка, так как затрагивает его эмоциональную сферу. В связи с этим уместно привести  данные Л.Г.Савенковой:  «С помощью современного оборудования  удалось зафиксировать «эмоции» и «голоса» мозга. Оказалось, что в нем нет отдельных участков отвечающих за те или иные виды деятельности. В мозге действуют некие системы и конструкции, звенья которых находятся как в коре, так и в подкорке. Они постоянно меняются: к уже жестким (привычным) подключаются новые – гибкие необходимые для нетипичных действий. Следовательно, количество систем, с ростом информации, получаемой мозгом, постоянно увеличивается. Важную роль в этом процессе  играют  эмоционально-чувственная сфера и творческая активность личности, развитие которых напрямую зависит от занятий искусством. [8 с.17-18]

В связи с тем, что ведущей деятельностью в школе является учебная, основной формой обучения видам искусства является урок.

Так, урок музыки и пения включает знакомство с элементами музыкальной грамоты, слушание музыки и формирование вокально-хоровых навыков через пение детей.

Урок по изобразительному искусству предполагает как восприятие художественных произведений, объектов для изображения, беседу об изобразительном искусстве или о его жанре, анализ увиденного, так и практическую изобразительную деятельность детей: рисование (предметное, сюжетное, по замыслу, декоративное) или лепка, аппликация.

Своеобразием отличаются и уроки чтения в младших классах, где младшие школьники  не только учатся читать сказки, рассказы, но и знакомятся с рифмой и пишут загадки и стихи, действуют, разыгрывают содержание по ролям. Из методов развития творческого воображения на занятиях с юными поэтами целесообразно пользоваться следующими:

- метод Робинзона Крузо (сущность метода – выделение скрытых свойств объектов);

- метод числовой оси (сущность метода – анализ последовательных изменений выбранного параметра);

- метод снежного кома (сущность метода – синтез фантастических ситуаций).

Иными словами, педагог может способствовать повышению авторской активности юных поэтов, способствуя развитию левого и правого полушарий мозга.

Для этого используются специальные средства:

1. Средства, способствующие повышению общего уровня эрудиции, увеличению словарного запаса;

2. Средства, способствующие улучшению памяти и внимания;

3. Средства, способствующие развитию творческого воображения. [13]

Урок по художественно-ручному труду предполагает как знакомство с образцами, готовыми изделиями, так и изготовление самими детьми различных художественных поделок. Сенсорное развитие школьников  обеспечивается использованием комплексных, комбинированных уроков, в которых сочетаются разные виды искусства (рисование и музыка, литература и музыка и т. д.).

         Ничто не раскрывает так полно и рельефно натуру человека, его душу, как то, что он творит.  Тот,  кто  сам  ощутил  радость  творчества  в  какой-либо  области  искусств, способен  лучше воспринимать  и  оценивать то,  что  делают  другие.  Надо  вооружиться универсальной  технологией,  чтобы  разбудить  и  максимально  развить  творческие возможности  каждого  и  воспитать  эстетическое  отношение  к  действительности, отношения, призванного творчески преобразовывать   мир по законам красоты.

Следует сделать вывод, что без развития творческого потенциала, без постижения языка того или иного вида искусства и приобретения навыков, необходимых для его восприятия, невозможно получить эстетическое наслаждение. А не испытывая его, мы не приобретём тяги к искусству, активной потребности в нём. Эффективный выход из этого даёт непрерывное, поэтапное образование и эстетическое развитие.

         Б.В.Асафьев говорил, что можно слушать музыку и не слышать её, смотреть на картину, но не видеть живопись. Чтобы научиться видеть и слышать, нужен особый труд, потраченный на овладение любым видом искусства, который с лихвой окупится той радостью, какую оно приносит, тем обогащением нашей жизни, какое оно даёт. [9]

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя./В.И. Загвязинский  – М.: Педагогика, 2004. – 160 с.

2. Левин В.А. Воспитание творчества./ В.А. Левин – Томск : «Пеленг», 1993. – 56 с.

3. Волков И.П. Учим творчеству./ И.П. Волков – М.: Просвещение, 2009. – 167 с.

4. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности./ Е.Л. Яковлева – М.: Педагогика, 1997. – 222 с.

5. Сухомлинский В.А  Сердце отдаю детям. / В.А.Сухомлинский – К.: Радянська школа, 1988. – 270 с.

6. Горбунова, Г. А. Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельностью, как средство развития творческого потенциала дошкольника [Электронный ресурс]  / Г. А. Горбунова // Сб. науч. ст. Ленинградского гос. ун-та. - СПб.: Изд-во ЛГУ, 2010. –  Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnye-podhody-v-sisteme-obucheniya-izobrazitelnomu-iskusstvu-v-nachalnyh-klassah

7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт практического и экспериментального исследования / В.В.Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 453с.

8. Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование  как фактор развития детей  и юношества / Л.Г. Савенкова// Педагогика. – 2006 - №5 – с. 17-23.

9. Арановский М.Г. Концепция Б.В. Асафьева./ М.Г.Арановский// Искусство музыки: теория и история – 2012 - № 6.

10. Кондратьева Л..П. Методы развития творческого мышления юных поэтов // Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1210

11. Борисенко И.В. Парадоксально-игровая поэзия в начальной школе/ И.В.Борисенко//  Начальная школа: научно-методический журнал. – 2014. – №7. - С.71-74.

12. Крылова М.Н. Стихосложение как дидактическое средство [Электронный ресурс] / М.Н. Крылова // Современная педагогика. - 2013. -  № 8. – Режим доступа:  http://pedagogika.snauka.ru/2013/08/1891.

13. Кондратьева Л.П. Методы развития творческого мышления юных поэтов [Электронный ресурс] / Л.П. Кондратьева // Психология, социология и педагогика. - 2012. -  №11. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1210.

14. Даринская Л. А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. - СПб., 2005. - 293с.

 

 

 




 

Скачано с www.znanio.ru

Творческий потенциал младшего школьника: сущность, структура, особенности

Творческий потенциал младшего школьника: сущность, структура, особенности

Если мы обратимся к «Большому толковому социологическому словарю» то найдем следующее определение: «

Если мы обратимся к «Большому толковому социологическому словарю» то найдем следующее определение: «

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах

Развитие творческого потенциала учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте

Развитие творческого потенциала учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте эта работа строится с учетом интересов детей, лежащих в предметном мире

В младшем школьном возрасте эта работа строится с учетом интересов детей, лежащих в предметном мире

И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное

И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей

Творческие способности формируются поэтапно

Творческие способности формируются поэтапно

Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения

Накопление знаний, опыта – это только предпосылка для развития творческого воображения

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность…

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность…

Проведение различных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов

Проведение различных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов

При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную…

При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную…

Газетная заметка. Из заголовков разных старых газет и журналов (предварительно их необходимо вырезать) составьте короткий юмористический рассказ, уголовную хронику, официальную передовицу, фельетон, репортаж, интервью, очерк,…

Газетная заметка. Из заголовков разных старых газет и журналов (предварительно их необходимо вырезать) составьте короткий юмористический рассказ, уголовную хронику, официальную передовицу, фельетон, репортаж, интервью, очерк,…

Телеграммы . Телеграмма — самое лаконичное послание людей друг другу

Телеграммы . Телеграмма — самое лаконичное послание людей друг другу

Сочиним загадки . Младшие дети любят рифмованные загадки

Сочиним загадки . Младшие дети любят рифмованные загадки

Третье требует максимального напряжения сил

Третье требует максимального напряжения сил

Это отношение считает Е.Л.Яковлева, даётся человеку в эмоциональном переживании

Это отношение считает Е.Л.Яковлева, даётся человеку в эмоциональном переживании

К другим видам искусства относятся: конструирование, музыкальная деятельность, игровая деятельность, культурно-досуговая деятельность (художественно-речевая, театрализованная)

К другим видам искусства относятся: конструирование, музыкальная деятельность, игровая деятельность, культурно-досуговая деятельность (художественно-речевая, театрализованная)

В связи с тем, что ведущей деятельностью в школе является учебная, основной формой обучения видам искусства является урок

В связи с тем, что ведущей деятельностью в школе является учебная, основной формой обучения видам искусства является урок

Средства, способствующие повышению общего уровня эрудиции, увеличению словарного запаса; 2

Средства, способствующие повышению общего уровня эрудиции, увеличению словарного запаса; 2

ЛИТЕРАТУРА 1. Загвязинский В

ЛИТЕРАТУРА 1. Загвязинский В

Борисенко И.В. Парадоксально-игровая поэзия в начальной школе/

Борисенко И.В. Парадоксально-игровая поэзия в начальной школе/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2021