Творческий проект " Древнерусский город - крепость"

  • docx
  • 29.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8. Др.Рус. крепость.docx

    МКОУ Баклушевская СОШ им. Е.М. Дергай

 

 

                         ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

     “Древнерусская крепость”

 

 

Выполнили: ученики 10 класса

Кошевская Кристина, Колеватов Кирилл, Слезко Даниил

Руководитель: учитель технологии

Вертков С.Н.

 

                  

Аннотация.

     Наша Родина – великая страна с богатейшей историей.  Знакомясь с проектом,  мы получили возможность расширить представления об истории строительства на Руси, оборонным значением крепостей. Тема актуальна для нас потому, что в ходе проекта мы знакомимся,  прежде всего с древней историей нашей страны, а так же работаем над формированием умением видеть и ценить прекрасное рядом, уважительно относится к истории и традициям своей страны.

 

Обоснование проекта.

     Тема данного проекта была выбрана не случайно,  занимаясь в кружке по техническому моделированию, мы проходили тему “Архитектура Древней Руси”, где мы изучали технологию строительства,  как отдельных зданий, так  и построек в целом. Изготавливали макеты из картона, это было увлекательное путешествие в глубину истории нашей страны, а особенно нас заинтересовали города – крепости, которые поразили своими разнообразными защитными сооружениями и красотой выполнения. Поэтому мы решили с классом заняться проектом по воссозданию древнерусской крепости. Для того, что бы макет крепости был максимально похож на оригинал, приняли решение выполнять его из дерева.

 

 

Цель и задачи проекта:

Целью данного проекта является исследование древнерусской крепости и особенности ее строения.

Задачи:

1. Познакомиться с  архитектурными  особенностями  древнего зодчества Руси.

2. Изучить схемы и чертежи строения элементов крепости.

3. Развить творческие способности и закрепить практические навыки работы по дереву.

4. Отработать навыки коллективной работы.

5. Изготовить макет крепости.

6. Провести контроль качества и проанализировать выполненную работу.

 

 

Исследовательский этап проекта.

     Прежде чем приступить к выполнению практической части проекта – изготовление крепости, мы провели исследовательскую работу, ведь сделать макет  – занятие увлекательное, но оно будет еще интересней, когда знаешь еще и смысл, и название своих изготовляемых деталей крепости.                                              Нами была проделана большая работа по изучению документального материала, исторических справок, учебников, а так же отбор информации в сети интернет.  В результате своего труда, мы выяснили, что в древности нашу страну называли иностранцы “гардарика”, то есть страна со множеством городов, а город и крепость имели одно назначение. Слова –“город”, “ограда”, “городить” имеют общий корень. Получается, что город это прежде всего место огражденное, защищенное от внешних угроз, а угрозы исходили от врагов и диких животных, что того и того у нас в древности хватало с избытком. Особенность строительства начиналась с выбора места в первую очередь с точки зрения безопасности, то есть учитывалось наличие на местности рек, оврагов, холмов, лесов, болот. К примеру, если выбрать место слияния двух рек, то достаточно было вырыть ров, который соединит эти реки и город будет окружен со всех сторон водой. И так защита города начиналась с естественных природных образований и заканчивалась строительством укреплений. Если в начале заградительные укрепления были простыми – заостренные колья, то в дальнейшем это были уже серьезные стены и башни. Строительным материалом, которого в отличии других стран, был лес. Все строительство осуществляли плотники одними топорами, их еще называли – “рубленики”, а дома и крепости ими “срублены”. Исследуя крепостные сооружения, мы определили их на стены и башни. Конечно же в своем макете мы не отразили бы все особенности строительства, так как в разных уголках нашей Родины строилось по своему, по этому мы выбрали только некоторые из них. Рассматриваемый нами вариант использовался уже в более позднее время.     Крепостные  стены состояли  из плотно по­став­лен­ных друг другу срубов, длиной 3-4 м. Каждое такое звено, в неза­ви­си­мо­сти от кон­струк­ции на­зы­ва­лось грод­ней. Если обо­ро­ни­тель­ные валы имели внутри де­ре­вян­ные срубы, то стены были непо­сред­ствен­но с ними свя­за­ны, вы­рас­та­ли из них.

 

                            

        Башни до XIII в. имели огра­ни­чен­ное при­ме­не­ние, они носили разные на­зва­ния: «вежа», «стрель­ни­ца», «костер», «столп». Термин башня по­явил­ся в XVI в. Башни в плане делали че­ты­рех­уголь­ны­ми, шести и вось­ми­уголь­ны­ми. Мно­го­уголь­ные башни поз­во­ля­ли уве­ли­чить поле об­стре­ла, осо­бен­но удачно они впи­сы­ва­лись в кре­по­сти со слож­ной кон­фи­гу­ра­ци­ей плана. 

 

 

     Че­ты­рех­уголь­ные башни чаще ста­ви­ли в кре­по­стях с гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ной кон­фи­гу­ра­ци­ей. Верх­няя часть башни, осо­бен­но более позд­не­го пе­ри­о­да, имела более ши­ро­кие, чем ос­но­ва­ние раз­ме­ры сруба, такое на­ви­са­ние срубов на брев­нах кон­со­лях со­зда­ва­ло  «облам». Через по­лу­чен­ную щель можно было по­ра­жать врагов ско­пив­ших­ся у ос­но­ва­ния башен. В стенах башен де­ла­лись бой­ни­цы  в размер при­ме­ня­е­мо­го оружия.

 

Практическая часть.

     После проведенной исследовательской работы мы приступили к изготовлению макета крепости. На начальном этапе мы определились с материалами и инструментами. Для этого нам понадобиться:

1. Пиломатериал – доска березовая.

2. Фанера.

3. Клей “Титан”

4. Морилка под красное дерево.

5. Гуашь.

6. Кисти.

7. Лобзик ручной.

8. Наждачная бумага.

9. Напильник и надфели.

10. Столярный нож.

11. Линейка карандаш.

     Проект осуществлялся в школьной мастерской, где имеется в наличии все выше перечисленное с соблюдением техники безопасного труда. Рабочее место – столярный верстак.

     Прежде всего мы начертили схему нашей крепости. Она у нас получилась четырехугольная, на углах – башни, соединенные по периметру между собой стенами. Главные ворота мы поставили в центр, в виде башни с проездом в ее нижней части, а на противоположной стороне крепости мы определили запасные ворота. Задняя стена с воротами, будет отличаться от основной постройки, мы это сделали намеренно, что бы показать разновидность стен. С этой же целью мы не стали делать боковые башни одинаковыми, у нас не было цели реконструировать конкретное сооружение, а показать в целом как выглядели древние крепости.

      Работа началась с заготовки строительного материала для крепости. Для этого мы распустили на станке, заготовленную доску на брусочки размером 15 на 15 мм. Их получилось очень много, а затем распиливали по размерам, для удобства размеры башень и стен мы делали одинаковыми.  Зная технологию срубов, мы приступили к сборке стен и башень. Если в действительности пазы на бревнах вырубывались топорами, то мы на своих брусочках пазы выпиливали лобзиком и обрабатывали их надфелем. Для принятия брусочка круглой формы, что бы было похоже на бревнышко, углы стачивались напильником. Древние рубленые стены имели двускатную крышу, а башни, в виду своего строительства – четырехскатную. Крышу для своего макета мы выпиливали из фанеры. Сборка макета осуществлялась от основания до крыши по частям, для надежности ярусы бревен склеивались клеем. Бойницы в стенах и башнях выпиливались лобзиком. Когда оборонительные сооружения были построены, центр макета оказался пустой, и раз крепость это тот же город мы вдохнули в  него жизнь, путем постройки церкви и домиков.

     Все сооружения мы покрыли морилкой, для предания крепости древности, крыши были покрашены гуашью красного цвета. Осталось приготовить подставку. Измерили крепость по периметру и выпилили из фанеры основание по этому размеру. По бокам основания прибили брусочки – для придания крепости возвышенности. После того как детали крепости были расставлены на основании практическая часть была завершена.

 

 

 

Практическая значимость изделия.

      Изготовленный нами макет крепости послужил не только нашему классу в приобретении расширенных знаний по истории и культуре нашей страны, но и может найти широкое применение в школе. Макет может быть наглядным пособием на уроках истории во время изучения Древней Руси, а так же на уроках по изобразительному искусству, где изучается и древнее зодчество и архитектура.

 Вывод:

      Проанализировав работу над проектом, мы сделали вывод, что работа проведена в полном объеме. Со всеми поставленными задачами мы справились.  К тому же коллективная работа еще больше сплотила наш класс, мы вместе посещали библиотеки, искали информацию в информационном классе, делая заметки в тетрадки. Макет выполнен аккуратно, соблюдены  все пропорции и выбрано правильное цветовое решение. Работать над проектом было интересно и увлекательно!