МКОУ Баклушевская СОШ им. Е.М. Дергай
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
“Бронепоезд “Илья Муромец”
Выполнили ученики 6 класса:
Кузнецов Александр, Самсонов Юра
Руководитель: учитель технологии
Вертков Сергей Николаевич
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОЕКТА
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
3. ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ
5. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
7. СХЕМА БРОНЕПОЕЗДА
8. МАРШРУТНАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ
9. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
10. САМООЦЕНКА
11. ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОЕКТА
Наступила 75 годовщина победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Это важное событие для всей нашей страны, и каждого человека в частности. В связи с этим проходят множество конкурсов, фестивалей и проектов во всех регионах и уголках страны. В нашей школе, как и во всех других, ребята принимают активное участие в них. Я решил со своими одноклассниками так же не оставаться в стороне и принять участие. Каждый выбирал тему своего проекта самостоятельно, но он обязательно был посвящен изготовлению военной техники времен Отечественной войны. В средней школе мы занимаемся в творческом объединении “Умелые руки” по техническому направлению, где изучаем основы конструирования и моделирования. Мы изготавливали модели разной техники из различного материала. Из моделей техники не хватает железнодорожного направления, где мы еще не пробовали свои силы. Поэтому мы решили поработать в этом направлении и освятить обделенную вниманием военную технику железных дорог. Это направление выбрано не случайно, так как после школы я решил поступить учиться на машиниста железнодорожного транспорта.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Целью данного проекта является изготовление бронепоезда Великой Отечественной войны.
Задачи:
1) провести исследования и изучить литературу, связанную с бронепоездами Второй Мировой Войны,
2) выбрать оригинал бронепоезда для изготовления своей модели,
3) применить полученные знания и умения в области моделирования,
4) дать анализ проделанной работы.
3. ИССЛЕДОВАНИЯ
В начале работы над проектом нам понадобилось провести исследования в области применения бронепоездов во время Великой Отечественной войны. Этим вопросом мы занялись в первую очередь, так как наши знания были совсем ограничены. Посетили школьную библиотеку, затем сельскую, но полученных сведений было не достаточно и мы начали изучать материалы из различных источников в сети ИНТЕРНЕТ. Просмотрено и прочитано было много статей и документов, а так же фотографий тех времен. Бронепоезда времен ВОВ были не так популярны как в Гражданскую войну, возможно потому, что основными видами боевой техники были танки и самолеты. Но тем не менее бронепоезда активно участвовали на протяжении всей войны. На 22 июня 1941 года в Красной Армии было свыше полусотни бронепоездов, а в войсках НКВД – две дюжины. Качественный их состав был далеко не одинаков. В войсках имелось даже некоторое количество бронепоездов, которым довелось воевать еще в Гражданскую войну, но материальная база этих поездов к началу ВОВ была модернизирована.
Как мы уже выяснили, бронепоездов в годы войны было много, но для нашего проекта нужно было выбрать один. Мы рассмотрели несколько вариантов из большого списка:
3) Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43,
4) Бронепоезд Азовской флотилии «За Родину»,
5) Бронепоезд "Илья Муромец",
6) Бронепоезд «Железняков» — бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак»,
7) Бронепоезд "За Ленинград".
Изучив истории этих боевых машин, мы остановилсь на бронепоезде "Илья Муромец", нам запомнился один эпизод из множества военных операций: это произошло в мае 1944 года, наши позиции обстреливал вражеский бронепоезд. В сжатые сроки штаб 31-го дивизиона разработал план предстоящей дуэли. Было найдено место, откуда советский бронепоезд мог удачно бить по немецкому. 4 июня в восемь часов утра «Илья Муромец» уже был на этой позиции и приготовился открыть огонь. Немцев во второй раз подвела пунктуальность: они каждый день стреляли с одного и того же места в одно и то же время. Как результат, сразу же после первого выстрела с немецкого бронепоезда стрелять начал и «Илья Муромец». Следует отметить, что артиллерийская дуэль бронепоездов на закрытых позициях – дело интересное, но довольно сложное. Первым залпом уничтожить немецкий поезд не удалось. Немцы успели развернуть башни и попытались ответить «Илье Муромцу». Но они не знали, где именно находятся советские железнодорожники. Через 15-20 минут после начала дуэли «Муромец» ударил реактивными снарядами. Все было кончено. В советский бронепоезд не попало ни одного снаряда, зато немецкий был полностью разбит. По злой (для немцев) иронии судьбы погибший поезд назывался «Адольф Гитлер». Вот такой исторический факт с небольшими нотками былины.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Во время 42-го года “муромские” и “горьковские” железнодорожники по собственной инициативе собрали и передали Красной Армии однотипные бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин» соответственно. Оба поезда вошли в 31-й отдельный особый Горьковский дивизион. Эти поезда можно считать прямыми предками поездов проекта БП-43, потому что на «Муромце» и «Минине» впервые были установлены танковые башни. Надо заметить, в отличие от БП-43, на муромском и горьковском поездах бронеплощадки оснащались двумя башнями и имели по четыре оси. Также бронепоезда 31-го дивизиона имели весьма значительную для начала 42-го толщину брони, местами она доходила до 45 миллиметров. Вскоре после начала эксплуатации «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» стали первыми бронепоездами в мире, которые получили реактивную артиллерию в виде пусковых установок для снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил статус особого. 31-й отдельный особый Горьковский дивизион дошел до Франкфурта-на-Одере. Скорее всего, «Илья Муромец» и «Кузьма Минин» дошли бы и до Берлина, только им помешал разрушенный мост через реку Одер.
После войны оба бронепоезда поставлены на вечную стоянку, они стали
памятниками.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ
1) понятная технология изготовления,
2) экологически чистые материалы и доступные инструменты,
3) максимальное сходство с оригиналом,
4) изделие должно быть завершенным и без дефектов,
5) вагоны поезда должны быть изготовлены как отдельные части, легко прицепляться, отцепляться, меняться местами.
5. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
Внимательно изучив строения бронепоезда, мы заметили, что конструкция имеет ровные, прямолинейные, параллельные линии. Поэтому материалом, из которого будет изготавливаться наш бронепоезд, будет фанера, конструкция позволяет выпиливать ровные и одинаковые стороны вагонов и самого паровоза.
Инструменты:
1) ручной лобзик с запасными пилками
2) наждачная бумага
3) напильник и надфели
4) клей “мастер”
5) гуашь, кисти
6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Основная работа над проектом будет выполняться ручным лобзиком, поэтому следует освежить в памяти технику безопасной работы с этим инструментом:
- работать только исправным лобзиком, где надежное и правильное закрепление пилки.
- ручка лобзика должна крепко сидеть, не болтаться, иметь трещин и сучков.
- выпиливание должно выполняться на специальных столиках, которые должны быть ровными и гладкими.
- при выпиливании применяется прямая сидячая поза.
- не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
- поворачивать при выпиливании следует фанеру, а не лобзик.
- пилку следует перемещать сверху вниз равномерно, без перекосов, с небольшим нажимом.
- пальцы руки, придерживающие фанеру не
должны находиться близко к выпиливающей части.
7. СХЕМА БРОНЕПОЕЗДА.
Общий вид бронепоезда, прицепа, артиллерийского и зенитного вагонов.
На схеме хорошо видны все составы, но для удобства работы над проектом нам необходимо составить чертеж каждого вагона в отдельности. Чтобы длина всего бронепоезда не была слишком длинной ( для удобства его размещения на стеллаже ) и не была маленькой ( для удобства изготовления), мы определились, что размеры будут таковы:
Длина – 210 мм
Высота – 60 мм
Ширина – 65 мм
Чертеж артиллерийского вагона:
В состав бронепоезда должны войти:
1) паровоз с прицепом для угля,
2) прицеп с пушкой в начале составов,
3) прицеп с пулеметом в конце составов,
4) артиллерийский вагон – 2 штуки
5) зенитный вагон – 1 штука.
Когда работа над чертежами была завершена, мы составили маршрутную карту, по которой буду изготавливать свою модель. Изготовление можно производить по двум сценариям – 1) выпиливать все части бронепоезда, а потом собирать, 2) изготавливать вагоны по отдельности.
После небольшого обсуждения со своим руководителем, остановился на втором варианте.
8. МАРШРУТНАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ
1. перенести чертеж вагона на фанеру ( начертить каждую деталь в отдельности).
2. при помощи лобзика, выпилить все части вагона.
3. наждачной бумагой зачистить выпиленные части.
4. при помощи надфилей или напильника выровнять стыки сторон вагона.
5. склеить части между собой согласно схеме вагона.
6. по завершению работы над вагонами, приступить к изготовлению вооружения – артиллерийских башен, зенитных установок, пушки и пулемета. Изготавливаются из кусочков древесины.
7. из реек размером 0,5 на 0,7 мм изготавливаем рельсы.
8. покраска готового изделия.
9. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
Модель нашего бронепоезда изготовлена из экологически чистого материала – натуральной древесине. Изделие считается законченным, все детали моей модели выполнены аккуратно, конструкция склеенных частей вагонов крепкая. Покраска осуществлена согласно расцветки аналога. В ходе работы над изготовлением, размеры всех вагонов выдержаны согласно заданным.
10. САМООЦЕНКА.
Подводя итоги работы над проектом можно сделать вывод, что все поставленные перед собой задачи были выполнены. Наш бронепоезд получил высокую оценку от учителя технологии, а так же очень понравился нашим одноклассникам. Важно заметить, что в своих глазах мы немножечко подросли, довели дело до конца, не отступили перед сложностями. Время, потраченное на изготовление не зря, у нас получился бронепоезд максимально схож с оригиналом. Свою модель мы посвятили своим прадедам и прабабушке, которые защищали Родину в той войне.
11. ПРИЛОЖЕНИЕ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.