Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 132 г. Тюмени
Творческий проект
«Лукоморье»,
посвящённый 220-летию
со дня рождения А. С. Пушкина
для детей 5 - 6 лет
Автор: воспитатель Маренина Т. А.
Тюмень, 2019
Все о проекте «Лукоморье»
Автор проекта: Маренина Т.А, воспитатель 1 категории
Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя
Тип проекта: исследовательско - творческий
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Интеграция областей:
· познание;
· социально - коммуникативное развитие;
· речевое развитие, чтение художественной литературы;
· художественно - эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Актуальность проекта:
Создание данного проекта вызвано потребностью детей ДОУ, их родителей и воспитателя: в изучении одной из интереснейших страниц в истории русской культуры, в приобщении к богатству родного языка; в развитии интереса к художественной литературе; в патриотическом воспитании; в создании единого развивающего пространства, включающего детей, родителей и воспитателя.
Цель проекта:
Приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка, через введение детей в мир сказок А. С. Пушкина.
Задачи проекта:
1. Развивать интерес к творчеству великого поэта, к русской литературе.
2. Расширять кругозор, словарный запас, познавательную активность, коммуникативные навыки, совершенствовать звукопроизношение, выразительность и связную речь детей.
3. Отобразить полученные впечатления в продуктах детской художественной деятельности, содействовать творческому развитию детей.
4. Воспитывать чувства добра, справедливости, умение любить и видеть прекрасное.
5. Создать единое развивающее пространство, включающее детей, родителей и воспитателя.
Задачи проекта для педагогов:
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; - воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, эмоционально воспринимать содержание сказки; - замечать и выделять изобразительно - выразительные средства, понимать их значение.
Задачи проекта для родителей:
- научиться ориентироваться в информации по формированию у детей активного словаря по сказкам А. С. Пушкина; - включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
Продукты проекта:
Для детей:
· выставки детских работ: рисунки по произведениям А.С. Пушкина
· выставка детских работ «Лукоморье»;
· викторина по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!».
Для педагогов:
· тематическая выставка в книжном уголке фотовыставка «Изучаем творчество А.С. Пушкина»;
· картотека развлечений по произведениям А.С. Пушкина;
· презентация проекта «Лукоморье».
Для родителей:
· помощь в сборе информации;
· изготовление макета «Лукоморье».
Формы реализации
Чтение художественной литературы
|
Рассматривание иллюстраций
|
Сюжетно - ролевая игра
|
Вкторина по сказкам |
Консультации для родителей
|
Беседа
|
«Лукоморье»
|
Лепка
|
Изодеятельность
|
Дидактические игры
|
Театральная деятельность
|
Конструирование
|
Подвижные игры
|
Результат проекта
|
Для детей
|
Для родителей
|
Викторина по сказкам |
Макет «Лукоморье»
|
Основные средства:
1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
4. Обогащение предметно-развивающей среды.
5. Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.
6. Проведение выставок детского и взрослого творчества.
Ожидаемый результат:
Дети:
Родители:
· развитие совместного творчества родителей и детей;
· развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
· заинтересованность жизнью детского сада, активное участие в проекте;
· создание творческой предметно - развивающей среды детского сада
· участие в конкурсе «Я Пушкина читаю строки».
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный:
· опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;
· обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
· подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
· подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
· составление плана работы.
II этап. Основной:
Интеграция образовательных областей в проекте:
Ø Познание - Рассматривание и беседы по иллюстрациям к сказкам А.С. Пушкина: «Царевна с яблоком», «Воротился старик ко старухе…», «Избушка там на курьих ножках…» «Там ступа с Бабою Ягой…», «Царевна - Лебедь», «Бочка по морю плывет», «Тридцать три богатыря», «Сказка о попе и работнике его Балде».
Ø Социально - коммуникативное развитие - Игры-драматизации: «У самого синего моря», «Свет мой, зеркальце». Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кого не стало?», «Четвертый лишний», «Вспомни сказку».
Ø Речевое развитие - Чтение сказок Пушкина, оформление уголка Пушкина, заучивание отрывка из поэмы: «У Лукоморья дуб зеленый...» чтение «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о Золотом Петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Ø Художественное творчество -
ü Рисование: «У Лукоморья дуб зеленый…»;
ü Аппликация: «Царевна - Лебедь»;
ü Лепка: «Золотая рыка»;
ü Конструирование: «Кораблик»;
ü Музыка: «Что за прелесть эти сказки!» - образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов - «Полет шмеля» Н.А. Римский -Корсаков, «Бой с коршуном», «Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»), русская народная песня «Во саду ли, в огороде», «Ветер по морю гуляет» муз. Г. Струве, сл. А.С.Пушкина.
Ø Физическая культура - Подвижные игры с музыкой: «Шмель» «Подводное царство»;
Ø Совместная деятельность детей и родителей - Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам А.С. Пушкина. Изготовление сказочных героев из отрывка: «У Лукоморья…»
Ø Совместная деятельность детей и воспитателя - изготовление макета: «Лукоморье»
Ø Самостоятельная деятельность детей - Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок А.С Пушкина, изобразительная деятельность по сказкам: рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд.
III этап. Заключительный:
ü Оформление выставки детских рисунков: «У Лукоморья»;
ü Викторина по сказкам А. С. Пушкина: «Наши любимые сказки»;
ü Проведение итогов проектной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Викторина
по сказкам А. С. Пушкина
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширять кругозор и эрудицию детей.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя;
2. Развивать связную речь, обогащать словарь, внимание, мышление, память.
3. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, жетоны, призы для каждого ребенка – медали: «Знатоку сказок а. С. Пушкина».
Предварительная
работа:
1. Чтение сказок А.С Пушкина;
2. Заучивание стихотворений наизусть;
3. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.
Пушкина.
Ход викторины:
Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А. С. Пушкина (показ портрета). А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. С раннего детства
Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно о нем заботилась его няня. Она была мастерица петь песни,
рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была
простая крестьянка. Маленький Пушкин очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. А вы, помните как ее звали? (Арина Родионовна)
Её исполнение очаровало будущего великого поэта. На основе этих сказок Пушкин создал свои произведения, которые вы все знаете и любите. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним
его сказки.
Дети читают отрывок «У лукоморья …» из вступления к поэме «Руслан и Людмила»
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо-песнь заводит,
Налево-сказку говорит;
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Я знаю, что вы очень любите сказки А.С. Пушкина и предлагаю вам
викторину, в которой мы вспомним и сказки, и сказочных героев.
1конкурс для капитанов: «Разминка»
Воспитатель: На нашей выставке рисунков и иллюстраций много героев из самых разных сказок Пушкина. Капитан каждой команды должен найти два героя из одной сказки, назвать этих героев и сказать название сказки.
2 конкурс: «Лучший знаток сказок»
Воспитатель: Я буду задавать каждой команде вопросы по очереди, а вы должны дать ответ на вопрос.
1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
(«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
2. Что кричал петушок, сидя на спице?
( «Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!»)
3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.»)
4. Что молвила вторая сестрица?
(«То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»).
5. Что говорила Золотая рыбка, когда старик ее поймал?
(«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»)
6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
(«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.»)
7. Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
(«Смилуйся, государыня, рыбка!»)
8. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.»)
9. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
(«Я там был, мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.»)
10. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке».
(«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.»)
3 конкурс: «Назови сказку правильно»
- «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
- «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
- «Сказка о Золотом …» (петушке)
- «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)
- «Сказка о спящей царевне и…» (семи богатырях)
4 конкурс для капитанов: «Отвечай быстро»
1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? ( Балда)
2. Злая, вредная бабка, мечтавшая стать владычецей морскою? (Старуха)
3. Исполнитель песни « Во саду ли, в огороде». (Белка)
4.Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко).
5. Кличка собаки из « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». (Соколко).
6. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)
7. Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». (Елисей)
8.Кто верный сторож царя Дадона? (Золотой петушок)
9.Кто чах над златом? (Кощей)
10. В кого превращала царевна лебедь князя Гвидона? (В муху, комара, шмеля)
5 конкурс «Угадай от кого телеграмма?»
1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить. (Балда)
2. Ждите меня, скоро буду. Вот только орешки догрызу. (Белка)
3. Спасибо за приглашение, но приехать не могу. Нужно старухе корыто чинить. (Старик)
4. Приеду не одна, а со своим женихом царевичем Елисеем. (Молодая царевна)
5. Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите, ждите, очень спешим. (Корабельщики).
6. Приеду с подарками, так как одна на весь мир наткала я полотна. (Вторая сестрица)
Наша викторина подошла к концу. Давайте подсчитаем, сколько фишек набрала каждая команда (подсчет фишек). Команды набрали примерно равное количество фишек, а это значит, что победила дружба! Молодцы, ребята! Значит, всем вам полагается приз - медали: «Лучшему знатоку сказок А. С Пушкина».
Награждение команд.
Игра-соревнование
по сказкам А. С. Пушкина
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина,
Задачи:
· Закрепить и уточнить знания детей о сказках А. С. Пушкина.
· Развивать творческое мышление, память, слуховое, зрительное внимание, связную речь, обогащать словарь детей, коммуникативные способности, познавательный интерес, навыки коллективной работы, мелкой моторики, логики и творчества.
· Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, эмблемы команд, медали, разрезные картинки, кегли, шапочки петушков, два платка, игрушечные рыбки, красивый мешочек, зеркальце, яблоко, веревка, рыбка – игрушка, два стола, четыре ведра, орешки, четыре обруча, фишки.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом ….
Ребята, скажите, пожалуйста, кто автор этого стихотворения … (А.С. Пушкин)
Правильно, сегодня мы с вами проведём увлекательную игру - соревнование по сказкам Александра Сергеевича Пушкина.
Но сначала мы разделимся на две команды.
1 задание: «Собери картинку»
Воспитатель: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой.
2 задание: «Орешки»
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра - чистый изумруд
Слуги белку стерегут
У нас есть орешки непростые, а с секретом.
Ваша задача добежать до стола, раскрыть орешек, скорлупки в одно ведро сложить, а ядрышки в другое.
2 стола, на каждом столе по 2 ведерка, в одном ведерке орешки по количеству участников (если игроков в одной команде меньше, то капитан выполняет задание 2 раза).
3 задание: «Кто лишний»
Воспитатель: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герой не относятся к произведениям Пушкина - топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья - богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас - Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.
4 задание: «Золотой петушок»
Воспитатель: Командам нужно будет прыгать на одной ноге вокруг кегли обратно, передать шапочку петушка другому участнику команды. Можно прыгать то на правой ноге, то на левой ноге.
5 задание для капитанов: «Волшебный мешочек»
Воспитатель: достать из «Волшебного мешочка» по одному предмету, и назвать из какой сказки этот предмет.
Предметы:
Яблоко («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Зеркало («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
Веревка («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)
6 задание: «Невод»
Воспитатель: Двум игрокам из команды нужно будет перенести рыбку с помощью платка из одного водоема (обруча) в другой, аккуратно ее выпустить и парой бегом вернутся в свою команду, передав платок следующей паре.
7 задание: «Кто больше»
Воспитатель: Назовите сказочных героев из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый …»
Команды отвечают по очереди, если команда больше не может назвать героя, она пропускает ход. Та команда, которая назовет больше сказочных героев, получит две фишки, другая - одну фишку. (Кот ученый, леший, 30 витязей, дядька морской (Черномор), колдун, богатырь, царевна, волк, Баба Яга, Кощей)
8 задание: «Музыкальная пауза»
Воспитатель: Пока играет мелодия, вы должны вспомнить и изобразить героя из любой сказки, мелодия закончится, вы должны замереть, а я попробую угадать, какого героя вы изобразили.
Настало время для подсчета фишек. Дети считают фишки, воспитатель подводит итог и дарит медали.
Познавательный тест
«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор: воспитатель Маренина Т. А.
Данный тест предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Его можно провести как итоговое мероприятие по сказкам А. С. Пушкина или приурочить ко дню рождения поэта.
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина.
1. Героем кaкoй пушкинской скaзки, является цaрь Дaдoн?
А. "Сказки о рыбаке и рыбке".
Б. "Сказки о золотом петушке".
В. "Сказки о попе и о работнике его Балде".
2. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?
А. В землянке.
Б. В избушке.
В. В шалаше.
3. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?
А. В медведя
Б. В воробья
В. В комара
4. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
А. Мудрец
Б. Старик
В. Царица
5. За какую плату согласился работать Балда у попа?
А. Бесплатно
Б. За три щелчка по лбу
В. За 3 рубля
6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
А. Поместил в аквариум.
Б. Отпустил в море.
В. Сварил уху.
7. Кто помог королевичу Елисею отыскать царевну-невесту?
А. Волшебник
Б. Ветер
В. Комар
8. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря из «Сказки о попе и работнике его Балде»?
А. С зайкой
Б. С мышкой
В. С Балдой
9. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
А. Три.
Б. Четыре.
В. Пять.
10. Как звали предводителя 33 богатырей из сказки Пушкина о царе Салтане?
А. Старшина
Б. Илья Муромец
В. Дядька Черномор
11. Как назвался остров, нa котором выстрoил свoй двoрец князь Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?
А. на острове сокровищ
Б. на острове Буяне
В. Остров царя Салтана
12. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?
А. Удочкой.
Б. Неводом.
В. Сачком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.