Творческий проект:
Барыня-неваляшка
Автор: Павлова Е.Н.
17
Оглавление
1. Выбор и обоснование темы проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Историческая справка по проблемам проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-6
3. Генерирование идей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
4. Выбор материала для проекта, дизайн – анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 8
5. Обоснование использованных технологий, инструментов и оборудования. . . .9
6. Правила безопасного ведения работ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
7. Экологическое обоснование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
8. Экономическое обоснование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
9. Реклама изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
10. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
11. Приложения (эскизы, схемы, технологическая документация). . . . . . . . . . . . 15-17
Приложения
1
Эскиз модели
15
4. Выбор материала для проекта, дизайн – анализ.
Виды материалов:
ткань
|
атласная лента голубая |
атласная лента розовая |
бусины
|
капрон
|
синтепон
|
8
9. Реклама изделия
Шить мне нравилось всегда,
За годами шли года.
Вот зима сменяет осень,
Где достать наряд - не спросит!
Весна, осень, иль зима –
Шью наряды я сама и
Куклу-неваляшеку –
Яркую милашку!
Всем на радость,
Всем на диво!
И нарядна и красива!
В природную среду во все больших количествах попадают
газообразные, жидкие и твердые отходы производства. Различные химические
вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по
экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, в
организм человека.
Все возрастающая опасность отрицательного воздействия интенсификации
промышленного и сельскохозяйственного производства на здоровье людей требует
надежной оценки состояния природной среды. Необходимо поощрять эффективное
производство и уменьшать расточительное потребление, шире внедрять энерго - и
сырьесберегающие технологии.
Выполняя свой проект, я старалась экономить материалы при раскрое, использовала
остатки ткани и тесьмы от костюмов, которые мы сшили для танца, на отделку
костюма для куклы, чтобы отходов производства было меньше. Также использовала
старую футболку, эластичные колготки при изготовлении головы и туловища куклы.
п. Ракитное2013г.
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
ЛИТЕРАТУРА
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Приложение№2
Последовательность выполнения работы
Этапы работы |
Рисунок |
Оборудование |
Сделать выкройку головы
|
|
Бумага, линейка, карандаш, ножницы. |
Сделать выкройку туловища |
|
|
Выкройку туловища стянуть по краю ниткой, выполнив шов вперёд иголка |
|
Иголка, нитка |
Наполнить синтепоном туловище |
|
|
Выкройку головы стянуть по краю ниткой, выполнив шов вперёд иголка |
|
Иголка, нитка |
Наполнить синтепоном голову |
|
|
Соединить туловище и голову |
|
Иголка, нитка |
Пришить глаза - бусины |
|
|
Пришить волосы |
|
|
Пришить голубую атласную ленту вокруг головы |
|
|
Пришить розовую атласную ленту вокруг туловища |
|
|
С помощью розовой атласной ленты сделать красивый бант на шее у куклы |
|
|
16
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
8. Экономическое обоснование проекта
Наименование |
Количество |
Цена |
Сумма |
Ткань |
|
Остаток |
- |
Атласные ленты (голубая и розовая) |
3 шт. |
Куплены ранее |
- |
Бусины |
2 шт. |
Куплены ранее |
- |
Синтепон |
1 шт. |
остаток |
- |
Итого: |
0 руб. |
Всё необходимое для моего изделия выполнено из остатков ткани, поэтому никаких затрат я не понесла.
12
10. Список литературы
1. http://nsportal.ru/ap/ap/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/narodnaya-tryapichnaya-kukla
2. Большой подарок для девочек /авт.-сост. Т.Г. Шлопак. – Минск, 2009г.
3. Волшебный лоскуток. Шьем игрушки / Т.И. Гаврильченко. – М.: Айрис-пресс, 2008
7. Экологическое обоснование
В природную среду во все больших
количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства.
Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух
или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в
конце концов, в организм человека. Необходимо поощрять эффективное производство
и уменьшать расточительное потребление, шире внедрять энерго и сырьесберегающие
технологии.
Выполняя свой проект, я старалась экономить материалы при раскрое,
использовала остатки ткани и тесьмы от костюмов, которые мы сшили для танца, на
отделку костюма для куклы, чтобы отходов производства было меньше. Также
использовала старую футболку, эластичные колготки при изготовлении головы и
туловища куклы
4. Генерирование идеи
Модель №1
Эта кукла очень красивая, но она должна быть без «лица»
Мне хочется, чтобы у моей куклы было лицо. 1
Модель №2
Кукла-неваляшка мне понравилась, но она
не очень нарядная. 2
Модель №3
Я выбрала эту модель. Очень красочная, нарядная
барыня-неваляшка с добрыми чертами лица. 3
Историческая справка по проблемам проекта
Ещё в середине
XX века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами
и только с 1960 года, когда в России стали выпускать на промышленных
предприятиях миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления
домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в
народной памяти.
Кукла – способ познания жизни и для тех, кто
её создаёт, и для тех, кто с ней общается. Вместе с человеком она освоила многие
материалы и разные технологии, от древних, до новейших. Глиняные и деревянные,
гипсовые, восковые, металл, резина, смолы, на смену пришли куклы из твёрдого
пластика, а полиэтилен вытеснил мягкий пластик и винил.
Однако в этой цепочке не устарела
традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное
возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую
коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к
народному культурному опыту.
Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры. Кукла не рождается сама: ее
создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего
создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем
образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
В этом главная ценность традиционной
народной куклы. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения
куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись
позднее в детскую игрушку. Самые первые куклы (наверное, еще на заре
человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой.
Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась
Баба - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к
внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой
характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту
куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы
на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя
кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой
мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо
было обложить такими куклами и он выздоровеет. Тряпичные куклы, выполненные в
наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным
соблюдением старинных техник и технологий. 4
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже.Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала 20-го века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках и берегли на игрушки. Особо ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из новых лоскутов, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. Игрушки дарили родным и близким, скрепляя родовые узы.. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
В настоящее время кукла, как вид искусства, стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким воспоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Куклы встречают нас в театре, магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.
Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры кукла играет роль в жизни не только ребенка, но и взрослой женщины, матери. Во многих местах женщины, мало отличающиеся по своему развитию от своих детей, относятся к своим куклам как чему-то живому, а в некоторых случаях и совершенно, как к детям.
Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
К сожалению, данный вид народного творчества нашими краеведами не изучался, существуют только разрозненные сведения.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.
Первое-детская игрушка в виде фигурке человека.
Второе - в театральном представление фигура человека или животного, сделана из разных материалов и управляемая актером.
5
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Третье-фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С.И. Ожегова)
В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Их археологи находят в могилах маленьких египтян.
Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним появлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Куклы принимали участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолом. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившаяся в кукольном вертепе. Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культовыми обрядами. Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды В ХХ веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный - авторская художественная кукла. Эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. В авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. В 1970 г. в Советском Союзе появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий. На сегодняшний день актуальны Барби, Братц, Винкс и другие.
Классификация кукол:
Все куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые и обереги.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Обрядовые куклы почитались в каждой семье, они имели ритуальное назначение. Это «плодородие», «купавка», «масленица», «коза», «Козьма и Демьян» и другие. До наших дней дошла обрядовая кукла «масленница»
Обереги – амулеты способные оберегать хозяев от различных напастей. К ним можно отнести «кувадку» над кроваткой ребенка, «кукла-счастья», «неразлучники», «лихоманки» и другие.
6
Длинная коса – символ связи с Космосом, Вселенной. Волосы также были мощным символом защиты от дурных воздействий, а коса символизирует трехчастность мира: связь с предками, Богами и нашу жизнь, отношения со временем: настоящее, прошлое, будущее, а также гармонию между мыслью, словом и делом. Наряд у куклы очень простой – сарафан и лапоточки, так как детей особенно не наряжали, чтобы не стеснять свободу движения. Эта кукла вызывает сильные эмоции радости, счастья, безмятежности, открытости миру – какими мы бываем в детстве. И еще в традиции знали, что во время состояния радости и счастья мы бываем очень открыты и уязвимы для воздействия других энергетических сил, так как плохо себя в этот момент контролируем. Кукла и являлась оберегом для таких состояний, ибо без таких переживаний (счастья, радости), жизнь человека не является полной. Считалось, что она является и оберегом на дорогу. Повсеместно в русских избах весели Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу, который они раскрывают, по тому состоянию, которое открывается, когда их делаешь. Сегодня мало кому известен обряд «кувады».
Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
Следующий вид народной куклы - игровые, использующиеся для развлечения детей. Это различны погремушки, основа была у них берестяная коробочка, в которую насыпали горох или зерно. Коробочка наряжалась мальчиком или девочкой. Также дети играли в куклы закрутки, где основной была кусок старой ткани.
Разработка проекта
1. Определение общей идеи работы: изготовить куклу по собственному образцу.
2. Разработка эскизов: продумывание внешнего образа, причёски, деталей лица и их зарисовка
3. Выбор материалов:
Для работы мне понадобятся: игла, булавки, ножницы, простой карандаш, мыло или мелок, линейка, лист белой плотной бумаги ткань ситец белого цвета, цветная ткань для платья, тесьма, синтепон для набивки, нитки белого цвета и мулине – голубые, черные, красные для оформления лица куклы.
4. Выявление возможных конструкторско-технологических проблем, поиск рациональных путей их решения. (Размер куклы, а так же предусмотреть, что при сшивании деталей полсантиметра уйдёт на швы.)
Практическая реализация проекта
Изготовление туловища куклы.
По эскизу изготовить лекало. Вырезаем куклу 2 детали. Детали сшиваем, оставляя свободным край на голове куклы, выворачиваем, набиваем ватой, зашиваем косым швом через край.
Изготовление волос для куклы.
Прежде всего следует решить конструкторско – технологическую задачу:
-каким способом прикрепить волосы у куклы? (Приклеить, пришить)
- какой способ лучше? (Пришить)
Нарезать пряжу нужной длины. Визуально подобрать необходимое количество нитей. Практически(прикладывая нити к голове куклы) определить, где лучше пришить пряжу (по лобной и теменной части; на затылке пряжу лучше не пришивать, просто закрыв его «волосами».
Оформление лица куклы.
Глаза ,нос, рот и брови выполняем в технике «вышивка» используя нити мулине – голубые, черные, красные.
Изготовление лекал для сарафана.
Проводим измерения охвата груди, шеи и длины сарафана. Записываем результаты и проводим вычисления. Лекала строятся на основе прямоугольников.
Кройка деталей
Перед разметкой на ткани лекала обязательно примеряют к кукле, чтобы выяснить, не заужены ли они, достаточны ли припуски на швы.
Юбку сарафана проще сделать в сборку.
Сшивание деталей.
Детали складываются, смётываются, булавки удаляются, детали сшиваются петельчатым швом. Низ подогнуть и прошить мелкими стежками, прямым швом и затем закрыть кружевом.
Самоанализ.
Работа над проектом закончена. Я считаю, что цель достигнута.
Выполнение данного проекта заинтересовало меня, я узнала много нового и интересного из истории тряпичных кукол и технологии их изготовления. Это помогло мне сшить куклу по своему эскизу. Она очень мягкая, приятная на ощупь. Куклу я подарю в знак любви своей мамочке на День матери. При этом я считаю, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье и удачу.
Надеюсь, подарок понравится маме!
Список литературы:
1. Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
2. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г
3.Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.
4.Г. Дайн « Русская тряпичная кукла»
Выбор и обоснование темы проекта.
Ни для кого не секрет, что сейчас, в век прогресса и автоматизации всё более и более востребованы изделия, сделанные вручную, например, сувениры, резные панно, багеты и рамки, шкатулки и многое другое. Такие предметы являются прекрасными мелочами, дополняя интерьер дома. В свою очередь, это искусство тоже не стоит на месте, а приобретает довольно разнообразные и интересные формы. Нельзя обойти стороной стремление к индивидуальности, которая есть ни что иное как создание авторских, притягивающих взор или служащих акцентом в обстановке предметов.
И потому столь популярны сегодня самодельные подарки. А степень внимания к человеку определяется не стоимостью подарка, гораздо ценнее, если он сделан своими руками. И вещь, к созданию которой подошли с душой, будет иметь индивидуальные черты. Таким подарком будет мое изделие.
Виды материалов |
|||
Атласная лента |
ткань |
бусины |
паралон |
Виды оборудования |
||
Игла |
нитки |
ножницы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.