Творческий проект "Пословицы и поговорки"
Оценка 4.7

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
классное руководство
4 кл
31.05.2019
Творческий проект "Пословицы и поговорки"
Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,  уточнить значения некоторых из них;  развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;  учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;  анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
00057227-ea827bce.doc
МКОУ «Барсучанская СОШ» Учитель начальных классов Шейнмаер О.А. Творческий проект «Пословицы и поговорки» 4 класс Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится» Тема. «Пословицы и поговорки».  Цели.  Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и  поговорками,   уточнить значения некоторых из них;   развивать творческие способности учащихся, чувство  ответственности за порученное дело;  учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с  использованием различных источников, работать в группах,  обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь  выражать свою точку зрения и обосновывать ее;   анализировать и оценивать собственные творческие и деловые  возможности.  Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и  распределение в них ролей, определение источников информации, постановка  задач, выбор критериев оценки результатов. Класс получает задания:  подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку­ малышку;  придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;   проиллюстрировать несколько пословиц;  выписать пословицы, в которых встречаются числа. Этап 2. Разработка проекта 1 Задачи этапа – сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах  и парах, анализируют и синтезируют идеи. Этап 3. Оценка результатов Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий. Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке­ презентации. Этап 4. Защита проекта. Урок­презентация Задача этапа – коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и жюри. Ход презентации.  1.Пословицы и поговорки. (Слово учителя) Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки.  Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем  протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях:  «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится».  Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин,   И. Крылов.  В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц. В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы  красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с  XVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В  XVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее  крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц. В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет  принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая, же нужда  заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление  русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не  был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни  2 прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека  принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по­русски». Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей.  Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя  точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал  огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством  пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и  составителя. 2. Выступление  учащихся. Презентация своих работ. История создания книжек­малышек, чтение рассказов  к пословицам. 3. Рассказ учителя о пословицах народов мира.  Пословицы народов мира  «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.  Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран  начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело  начинается с малого.  Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море  поссорилось с ветром, а пострадала лодка».  «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.  Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А  осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».  Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение,  начинай сначала».  Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо  нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские  скажут: «Разбитую чашку не склеишь».  Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и  большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться  латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей  по несчастью».  «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец:  «Кто много говорит, начинает врать». Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей. Язык до Киева доведет. Тот не заблудится, кто не спрашивает. 3 В гостях хорошо, а дома лучше. Слезами горю не поможешь. Утро вечера мудренее. Восток ли, Запад ли, а дома лучше. Один утренний час лучше двух вечерних. Бесполезно плакать над пролитым  молоком. 4. Кроссворд, викторина, игры с пословицами. 1. Вставь рисунок в пословицу.  Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)  Когда ... на горе свистнет. (Рак.)  ... рубят – щепки летят. (Лес.)  Не ..., так и не мычи. (Корова.)  Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)  Большому ... – большое плавание. (Кораблю.) 2. Собери части пословицы. Умей взять, Старый друг Едешь на день, Красна птица пером, Не рой другому яму, Друга ищи, Были бы кошки, Десять раз примерь, умей и дать. лучше новых двух. бери хлеба на неделю. а человек умом. сам в неё упадёшь. а найдёшь – береги. а мышки будут. один раз отрежь. 3. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде. В  выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну  пословицу о труде. 4 По горизонтали: Дело мастера боится. 1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза ... . 2. Скучен день до вечера, коли делать ... .  3. Кончил дело – гуляй ... . 4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать ... . 5. Поспешишь – людей ... . 6. Хочешь много знать, надо мало ... . 7. Умелые руки не знают ... . 8. Кто любит трудиться, тому без дела не ... . 9. Хочешь есть калачи – не сиди на ... . 10. Семь раз примерь – один раз ... . 11. Без труда не вынешь рыбку из ... . 12. На чужую работу глядя, сыт не ... .  13. Что посеешь, то и ... . 14. У работящего в руках дело огнем ... . 15. Труд человека кормит, а лень ... . 16. Делу время – потехе ... . 17. Куй железо, пока ... . Ответы.  1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.  5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11.  Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17.  Горячо 5 5.Подведение итогов.     ­ Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа? 6

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"

Творческий проект "Пословицы и поговорки"
Скачать файл