Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
уточнить значения некоторых из них;
развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
00057227-ea827bce.doc
МКОУ «Барсучанская СОШ»
Учитель начальных классов Шейнмаер О.А.
Творческий проект «Пословицы и поговорки»
4 класс
Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится»
Тема. «Пословицы и поговорки».
Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и
поговорками,
уточнить значения некоторых из них;
развивать творческие способности учащихся, чувство
ответственности за порученное дело;
учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с
использованием различных источников, работать в группах,
обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь
выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
анализировать и оценивать собственные творческие и деловые
возможности.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и
распределение в них ролей, определение источников информации, постановка
задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс получает задания:
подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку
малышку;
придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
проиллюстрировать несколько пословиц;
выписать пословицы, в которых встречаются числа.
Этап 2. Разработка проекта
1 Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах
и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке
презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урокпрезентация
Задача этапа – коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Ход презентации.
1.Пословицы и поговорки. (Слово учителя)
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки.
Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем
протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях:
«Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится».
Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин,
И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы
красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с
XVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В
XVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее
крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник
Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.
В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни
очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет
принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая, же нужда
заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление
русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не
был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни
2 прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека
принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот
к тому народу и принадлежит. Я думаю порусски».
Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей.
Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя
точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал
огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством
пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и
составителя.
2. Выступление учащихся. Презентация своих работ.
История создания книжекмалышек, чтение рассказов к пословицам.
3. Рассказ учителя о пословицах народов мира.
Пословицы народов мира
«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит
следить за своим поведением.
Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран
начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело
начинается с малого.
Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море
поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А
осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение,
начинай сначала».
Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо
нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские
скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и
большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться
латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей
по несчастью».
«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец:
«Кто много говорит, начинает врать».
Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.
Язык до Киева доведет.
Тот не заблудится, кто не спрашивает.
3 В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым
молоком.
4. Кроссворд, викторина, игры с пословицами.
1. Вставь рисунок в пословицу.
Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)
Когда ... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не ..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому ... – большое плавание. (Кораблю.)
2. Собери части пословицы.
Умей взять,
Старый друг
Едешь на день,
Красна птица пером,
Не рой другому яму,
Друга ищи,
Были бы кошки,
Десять раз примерь,
умей и дать.
лучше новых двух.
бери хлеба на неделю.
а человек умом.
сам в неё упадёшь.
а найдёшь – береги.
а мышки будут.
один раз отрежь.
3. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.
В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну
пословицу о труде.
4 По горизонтали: Дело мастера боится.
1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза ... .
2. Скучен день до вечера, коли делать ... .
3. Кончил дело – гуляй ... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать ... .
5. Поспешишь – людей ... .
6. Хочешь много знать, надо мало ... .
7. Умелые руки не знают ... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не ... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на ... .
10. Семь раз примерь – один раз ... .
11. Без труда не вынешь рыбку из ... .
12. На чужую работу глядя, сыт не ... .
13. Что посеешь, то и ... .
14. У работящего в руках дело огнем ... .
15. Труд человека кормит, а лень ... .
16. Делу время – потехе ... .
17. Куй железо, пока ... .
Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.
5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11.
Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17.
Горячо
5 5.Подведение итогов.
Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?
6
Творческий проект "Пословицы и поговорки"
Творческий проект "Пословицы и поговорки"
Творческий проект "Пословицы и поговорки"
Творческий проект "Пословицы и поговорки"
Творческий проект "Пословицы и поговорки"
Творческий проект "Пословицы и поговорки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.