Представлена методическая разработка творческого проекта "Райский остров - твой эковыбор"
Современный ребенок в условиях большого города лишён возможности активно осваивать природную среду. С помощью экологического воспитания осуществляется воспитательный процесс коллектива младших школьников. Мой выбор воспитательной технологии – «технологии воспитания экологической культуры» – это ... и осознанный педагогический выбор, и требование времени. У младших школьников избирательная чувствительность направлена на познание окружающего мира, именно природа – зеленая лаборатория под голубым небом во все времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития. Объективная причина обращения к данной технологии - ухудшение экологической ситуации в стране, нарушение норм поведения в природе, низкий уровень нравственных ценностей и предпочтений.Представлена методическая разработка творческого проекта "Райский остров - твой эковыбор"
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4»
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
города Магнитогорска
Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internat
http://74203s037.edusite.ru
4 shunin
@ mail
. ru;
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАЙСКИЙ ОСТРОВ - ТВОЙ ЭКОВЫБОР»
Автор составитель: Чубаева Н.Н.
(воспитатель группы
продлённого дня,
учитель начальной школы
МОУ «С(К)ОШИ №4»)г. Магнитогорск, Челябинская Область, 2015
Творческий проект «Райский остров – твой эковыбор»
Название проекта
Организатор проекта
Тип проекта
География проекта
Целевая аудитория по
реализации проекта
Актуальность проекта
Цель и задачи проекта
1. Паспорт проекта
«Райский остров - твой эковыбор»
Воспитатель: Чубаева Наталья Николаевна
Творческий, ролевой проект
МС(К)ОУ С(К)ОШИ№4 города Магнитогорска Челябинской
области
Учащиеся МС(К)ОУ С(К)ОШИ№4 3 «в» класса
Современный ребенок в условиях большого города лишён
возможности активно осваивать природную среду. С помощью
экологического воспитания осуществляется воспитательный
процесс коллектива младших школьников. Мой выбор
воспитательной технологии – «технологии воспитания
экологической культуры» – это и осознанный педагогический
выбор, и требование времени. У младших школьников
избирательная чувствительность направлена на познание
окружающего мира, именно природа – зеленая лаборатория
под голубым небом во все времена и у всех народов была
источником обучения, воспитания и развития. Объективная
причина обращения к данной технологии - ухудшение
экологической ситуации в стране, нарушение норм поведения
в природе, низкий уровень нравственных ценностей и
предпочтений.
Технология экологического воспитания в МС(К)ОУ С(К)ОШИ
№4 в 3 «в» классе представлена в творческом
проекте «Райский остров - твой эковыбор», который
реализуется в форме сюжетно-ролевой игры.
Цель проекта: формирование нравственного отношения к
природе, воспитание экологически грамотного
подрастающего поколения.
Задачи проекта:
- активизация учащихся к проектной деятельности в области
экологии;
- расширение экологических знаний, полученных при
изучении школьных предметов;
- развитие познавательных интересов во внеурочной
деятельности.
- формирование представлений и элементарных знаний об
экологии острова.
- формирование позитивного опыта по взаимодействию с
окружающей средой.
- развитие творческих способностей учащиеся, использование
полученных ими умений и навыков при подготовке
индивидуальных проектов.Сроки реализации
проекта
1.09.2013 – 31.05.2014
2. Идейное содержание и последовательность реализации проекта
Технология экологического воспитания в МС(К)ОУ С(К)ОШИ №4 в 3 «в» классе
представлена в творческом проекте «Райский остров - твой эковыбор», который
реализуется в форме сюжетно-ролевой игры.
Идейное содержание сюжетно-ролевой игры в поэтапном освоении участниками
проекта роли будущих жителей Райского острова, строящих остров своей мечты на
Южном Урале — красивый, зеленый, экологически чистый, остров высокой культуры
горожан — людей активных, творческих, добрых, мудрых. Проектная работа состоит
из трёх этапов.
Подготовительный этап по реализации проекта
Сроки реализации: 3.09.13 - 31.10.13 (сентябрь – октябрь)
№ Основные задачи
Ожидаемые результаты
Объективное представление о понятиях
«экология», «окружающая среда»
1.
2.
3.
Познакомить учащихся с
терминами «экология»,
«окружающая среда», «остров»
Определить маршрут
путешествия в мир экологии
Сделать прогнозы развития
экологической ситуации на
Южном Урале в случае
воздействия на нее с целью
оптимизации.
Составить отчет о проведенном
исследовании.
Создание «карты острова»
Прогнозы развития экологической
ситуации.
Систематизированные материалы отчета.
4.
Деятельность по реализации
На данном этапе все будущие жители острова распределяются по подгруппам, и
на будущем острове появляются зеленые, чистые улицы с красивыми названиями
(название, девиз эмблемы каждой подгруппы).
Для жизнедеятельности острова создаются различные временные объединения:
- экологический пресс-центр;
- служба экологического контроля;
- экологический театр
Мэр острова –воспитатель, который на вводном занятии сообщает, что здесь был
обнаружен неизвестный предмет цилиндрической формы. Представителям спец.
служб удалось узнать, что это – «Капсула времени», но она имеет многоуровневую
защиту от взлома, а вскрыть ее могут только..... (конечно же, дети:) Вскрывая
первый ярус капсулы времени, дети узнают - это послание из прошлого, которое
представлено в виде легенды.
Легенда
Наступил XXI век. Весь мир уже застроен заводами, громоздкими зданиями.
Ужасающие трубы дымили повсюду, и, казалось, что вокруг не осталось ни единого
уголка живой природы. Детям теперь негде было проводить время, мечтать,
веселиться. И каждый ребенок хотел найти место на Земле, которое радовало бы
глаз, привлекало бы своей красотой и неповторимостью. Много лет подряд дети
всего мира искали такой островок радости, но вскоре поняли, что им придется
самим создать это неповторимое красивое место.И, наконец, все встретились в одном пустынном уголке. Детей было настолько
много, что они смогли замкнуть круг по периметру этого места. Они взялись за руки
и, подняв их вверх, загадали про себя желание. Как ни странно, все их желания
совпали. Все хотели, чтобы на месте пустыря появился прекрасный остров,
окруженный лесом, замечательным садом. Затем они посадили по одному
маленькому расточку в землю и разошлись на много-много лет.
Спустя годы они снова собрались на этом же месте и увидели, что благодаря их
желанию и совместным усилиям на пустыре вырос замечательный лес. А в центре
соснового леса над всеми деревьями и цветами возвышалось самое величественное
и красивое дерево. Дети назвали его Дерево грез. С тех пор у каждого, кто
дотрагивался до этого дерева, исполнялось самое заветное желание.
Но для того чтобы ее всю открыть, надо выполнить множество заданий, найти
ключи от каждого яруса капсулы.
Результаты: в результате проведения вводных занятий с учащимися на тему
экологической ситуации на Южном Урале были сделаны следующие выводы: для
Южного Урала, как части большой горной страны, характерны те же экологические
проблемы, что и для других регионов страны: загрязнение атмосферы, деградации
земельных и кормовых угодий, загрязнений поверхностных и подземных вод.
Прогнозы развития ситуации позволили сформировать « желаемый образ острова
будущего»: создание гибкой динамической системы совместного
времяпровождения детей с ЗПР, включение их в многогранное взаимодействие с
факторами окружающей среды, природой, флорой и фауной.
Основной этап реализации проекта
Сроки реализации 3.11.13 - 31.04.14
№п/
п
Основные задачи
Создание условий для активизации
познавательной активности и
развитие творческих способностей
учащихся
Учить детей умению самостоятельно
работать с источниками информации:
энциклопедиями, интернет -
ресурсами
Воспитывать потребность работать в
группе, уважение к своим товарищам,
умение отстаивать своё мнение
1.
2.
3.
Ожидаемые результаты
Вовлечённость учащихся в сюжетно –
ролевую игру
Сформированность навыков
самостоятельно добывать информацию
и выделять главное в содержании
Осознание собственной значимости в
коллективе, развитие нравственных
качеств личности: доброта,
отзывчивость, честность, порядочность
Деятельность по реализации. На основном этапе ребята станут участниками трёх
минипроектов:
“Зона охраны историко-культурных объектов», - путешествие в историю зоны.
Заочная экскурсия об истории создания островов, организации жизни на островах.
Создание экологических знаков различных видов, которые отражают своего рода
законы поведения в природе.
«Зона риска» - поиск и сбор информации об исчезнувших видах растений и
животных. «Хозяйственная зона» - Сбор информации о зерновых культурах острова,
о домашних животных, об орудиях труда, необходимых для жизни и существованиина острове. Организация выставки творческих работ учащихся по результатам
анализа дополнительной литературы.
Результаты реализации: дети научаться самостоятельно работать с источниками
информации, выделять в ней главное в содержании, осознают собственную
значимость в коллективе, научаться делать научные доклады, составлять
минипроекты.
Заключительный этап реализации проекта
2-я неделя
Сроки реализации: 5.05.14. – 23.05.14
Деятельность реализации
Заключительный этап по реализации проекта представляет собой анализ плана
мероприятий, эффективности выбранных методов, подводятся итоги выполнения
поставленных задач, оценивается степень достижений проектной группы.
Отмечается вклад каждого участника проекта в его реализацию.
План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.
Сроки
реализации 1-я неделя
3 – я неделя
Подготовительный этап
сентябрь
Определение
темы и цели
проекта
Выбор названия
девиза и
эмблемы каждой
подгруппы
Деление класса на
подгруппы.
Постановка задач
между членами
каждой подгруппы
4 – я неделя
Презентация
каждой
подгруппы:
«Мы - жители
«Райского
Острова»
октябрь
Знакомство с
терминами
«экология»,
«окружающая
среда»
Создание карты
«Райского острова»
Деление острова
на зоны: «Зона
риска» (особо
охраняемая
зона), “Зона
охраны историко-
культурных
объектов», ,
«Хозяйственная
зона»
Основной этап
ноябрь
Знакомство с
зоной охраны
историко-
культурных
объектов»
(заочная
экскурсии
Сбор информации о
происхождении
растительности части
острова «Зона охраны
историко-культурных
объектов.
«Экологические
знаки»
(минипроекты)
«Зелёная
аптека на
острове» (сбор
информации о
происхождении
лекарственных
растений)декабрь
январь
февраль
март
«Что на острове
растёт» (конкурс
рисунков)
«Деревья и
кустарники острова»
(фотовыставка)
Знакомство с
«зоной риска»
(заочная
экскурсия)
Сбор информации о
растениях,
занесённых в красную
книгу
Сбор информации
о животных,
занесённых в
красную книгу
«Почему и куда
исчезают животные»
(конкурс научных
мини-рефератов)
Знакомство с
«хозяйственной
зоной»
(заочная
экскурсия)
Сбор информации о
зерновых культурах
острова
Сбор информации
о цветах
райского острова
«Почему и куда
исчезают
растения»
(конкурс научных
мини-рефератов)
«Животный мир
красной книги»
(конкурс
рисунков)
«Зерновые
культуры
Хозяйственной
зоны»» (конкурс
рисунков)
апрель
«Эти забавные
животные»
(оформление
выставки
рисунков)
Заключительный этап
Сбор информации об
орудиях труда,
используемые
человеком для жизни
на острове
Подготовка к
защите проекта
«Минута славы
на райском
острове»
«Бал цветов»
(театрализация)
«Растения
Красной книги»
(конкурс
рисунков)
«Красная книга
острова»
(защита
минипроектов)
Сбор
информации о
домашних
животных зоны
(кошка, собака,
олень)
«Минута славы
на «Райском
острове»
(защита
детских
проектов)
май
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, представление
проекта с устным отчётом и демонстрацией материала. Получение титула
«Хранитель острова»
3. Предполагаемый результат:
- Усвоение учащимися теоретических и практических экологических знаний и
навыков
- Сформированность убеждений о необходимости беречь и охранять природу.
- Развитие и расширение кругозора учащихся.
- Активное участие в проекте коллег, их готовность помочь в усвоении
экологических знания у учащихся.
Источники1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005.
№ 9.
2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
3. Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных
технологий в учебном процессе. http://www.rcokoit.ru/library.htm?
mode=book&bookid=1014
4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый
ветер», 2000.
5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга
для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
6. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара.
— М.: МИПКРО, 2001.
7. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности.
Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.
С. и др.Подред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.
9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный
специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.