Творческий проект «Вторая жизнь мусора»

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наш детский сад является методическим центром «Эко - школы/Зелёный флаг» по Самарской области. Приоритетное направление – экология. Поэтому мой проект идёт по семи шагам программы «Эко- школы зелёный флаг» Семь шагов программы Эко-школа/Зеленый флаг (обязательные условия): 1. Создание Экологического совета 2. Исследование экологической ситуации 3. Разработка плана действий 4. Мониторинг и оценка ситуации и эффективности деятельности 5. Экологическая тематика в жизни детского сада/Введение экологической тематики в образовательную деятельность 6. Предоставление информации и сотрудничество 7. Составление Экологического кодекса Координатор программы по России - Ольга Георгиевна Мадисон [olgamadison@yahoo.com]Наш детский сад является методическим центром «Эко - школы/Зелёный флаг» по Самарской области. Приоритетное направление – экология. Поэтому мой проект идёт по семи шагам программы «Эко- школы зелёный флаг» Семь шагов программы Эко-школа/Зеленый флаг (обязательные условия): 1. Создание Экологического совета 2. Исследование экологической ситуации 3. Разработка плана действий 4. Мониторинг и оценка ситуации и эффективности деятельности 5. Экологическая тематика в жизни детского сада/Введение экологической тематики в образовательную деятельность 6. Предоставление информации и сотрудничество 7. Составление Экологического кодекса Координатор программы по России - Ольга Георгиевна Мадисон [olgamadison@yahoo.com]
Иконка файла материала Проект Вторая жизнь мусора Селягина (1).doc
1 ГБОУ СОШ №3 СП «Детский сад№31 «Сказка» г.о. Чапаевск Самарской области. Творческий проект «Вторая жизнь мусора»                    Выполнила: Воспитатель  Селягина Елена Ивановна2                                                 2015 год                                                 Содержание 1. Введение…………………………………………………………………...3 2. Цели и задачи проекта……………………………………………………..4 3. Планируемый результат …………………………………………………5 4. Краткая характеристика проекта …………………………………..……..7 5. План работы по подготовке проекта……………………………………9 6.Описание   7­и   шагов  на   пути   осуществления   проекта   «Вторая   жизнь мусора» ……………………………………………………………………..10 6. Фоторепортаж…………………………………………………….……….193                                                              Введение Наш детский сад является методическим центром «Эко ­ школы/Зелёный  флаг» по Самарской области. Приоритетное направление – экология.  Поэтому мой проект  идёт по семи шагам программы «Эко­ школы зелёный  флаг» Семь шагов программы Эко­школа/Зеленый флаг (обязательные  условия): 1. Создание Экологического совета 2. Исследование экологической ситуации 3. Разработка плана действий 4. Мониторинг и оценка ситуации и эффективности деятельности 5. Экологическая тематика в жизни детского сада/Введение  экологической тематики в образовательную деятельность 6. Предоставление информации и сотрудничество 7. Составление Экологического кодекса Координатор программы по России ­ Ольга Георгиевна Мадисон  [olgamadison@yahoo.com] Программа   направлена   на   воспитание   подрастающего   поколения, осознающего   свою   ответственность   за   сохранение   окружающей   среды   и приумножение  ее  богатств,  умеющего  работать в команде  и  участвовать  в принятии решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития. Приоритетными   темами   программы   являются:   «Рациональное   управление отходам», «Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». Учреждения – участники программы могут выбрать другие актуальные для4 них темы, например: «Биоразнообразие», «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» Зеленый флаг – это хорошо известный в Европе и за ее пределами престижный экологический символ, который присуждается образовательным учреждениям, успешно работающим по программе. Цели  и  задачи  проекта: Цель:  Воспитать у подрастающего поколения любовь и уважительное отношение к  окружающей среде и своей малой Родине. Задачи: 1)Воспитывать  у  детей  эстетическое  и  нравственное  отношение  к  среде жизнедеятельности  человека, умение  вести  себя  в  ней. 2) Показать   взрослым   и   детям   влияние   прогресса   и   цивилизации   на планету  и  выяснить,  как  человек  может  уменьшить  вред,  наносимый  им. 3)Привлечь   внимание   общественности,   родителей и   детей   к   проблеме изменения и  сохранения  климата.   4)Вызвать  интерес,  желание  быть  прямыми  участниками  проекта «Вторая жизнь мусора»,  осознать  важность  этой  глобальной  проблемы.5 Планируемый  результат: 1. Привести в порядок санитарное состояние нашего города, и ближайшего  леса. Создать  из  бросового  материала  интересные  и  нужные  вещи, совместно с  родителями и детьми: не  только  в  ДОУ,  но  и  на игровых  площадках  города. Дать этим вещам вторую жизнь.           Аннотация  (краткое  обоснование  проекта  с  точки  зрения  его актуальности,  перспективности) В   «Программе   развития   педагогического   образования   России   на 2010­   2015   годы»     обращается     внимание     на     то,     что     проектирование   преобразования становится     механизмов     одним       из     главных     действительности.  Проблемы  экологии сегодня  в  числе  первых  забот  жителей  земли. Защита  и  оздоровление  окружающей  среды – долг  каждого  человека,  где бы  он  ни  жил. Поэтому, разработка и реализация экологических проектов представляется особо важным делом в процессе воспитания подрастающего поколения. В коллективе ДОУ детский сад № 31, как результат многолетнего труда, был разработан проект «Вторая жизнь мусора».6 Актуальность    проекта заключается  в  том,  что  мы  сумели,  объединив усилия  взрослых  и  детей,  сформировать  у воспитанников ответственное отношение  к  окружающей  среде  как  главному  общественному  достоянию на  основе  принципов  общечеловеческой  морали.   Проект  помогает  ребёнку  более  осознанно  получать  знания,  развивать навыки  общения  с  взрослыми. Он хорошо  ложится  в  систему  семейного воспитания,  так  как  при  необходимости  ребёнку  могут  оказать  помощь родители,  старшие     братья    или     сёстры,    бабушки     или    дедушки.    Они помогают     разнообразить     виды     деятельности,     подбирать     иллюстрации, литературу,  оформлять  результаты  проекта. Работая   по   данному     проекту,     при     незначительных     финансовых затратах,   мы     преобразовали     предметно­развивающую     среду     в     самом учреждении  и  на его  игровых  участках, повысили  экологическую  культуру в городе.  Конечный  результат  проекта «Вторая жизнь мусора» – всегда  зримый вещественный   продукт: альбомы   с   фотографиями,   выставки   рисунков, газеты,   рассказы,   составленные   ребёнком, книга добрых дел,   совместный труд  взрослых  и  детей  по  украшению  территории  участка.7      Краткая характеристика проекта (используемые педагогические технологии) Весь     проект     решается       пошагово,     он     вытекает     из     проблемных ситуаций,  но  не  навязывается  ребёнку.  Вся  деятельность направлена  на то,  чтобы  самостоятельно  или  с  помощью  взрослого ребенок мог найти ответы на  вопросы:      ­   Что  мы  знаем  об  этом  объекте? ­ Что  хотим  узнать? ­ Что  надо  сделать  для  этого? ­ Как  надо  это  делать? В  конце  проекта  обязательно  задаём   вопросы  на  рефлексию: ­ Получилось  ли  то,  что  задумывали?  ­ Что  делали  для  этого? ­ Что  можно  было  сделать  по­другому? ­ Что  бы  ты  изменил,  выполняя  такое  задание? Проект строился на основе следующих стратегических ориентиров:  ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями;  желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;8   стремление   к   формированию   инициативного,   активного   и самостоятельного ребенка; В основе проекта лежит опора на поисковое поведение ребенка.  Уникальность   нашего   проекта   состоит   в   том,   что   мы   используем вторичное сырье и получаем нужные и полезные вещи.    Продуктами   деятельности   нашего   проекта   оформлены:   территория детского сада, групповые помещения, лестничные марши, коридоры.    Если   бы   вторичные   материалы,   не   были     использованы   нами,   а вывезены  на  свалку  и   утилизированы,  сколько  вредных  веществ  попало бы в  атмосферу. Благодаря   смекалке,   творчеству   и   совместному   труду   получили вторую  жизнь:  ­ 15 автомобильных  шин; ­ 10  одноразовых чашек от вермишели «Роллтон»  ­ 3 пятилитровые  баклажки  от минеральной воды ­ 4 крышки от ведёр  из­под  краски  после  ремонта; ­ 50 – крышек от ведерок  из­под  майонеза; ­ 1500 –крышек от лимонада; ­ 500 ­ одноразовых стаканчиков; ­ 14   бутылок из под молока; ­ 55 одноразовых ложек ; ­ 35 одноразовых вилок; ­ 10 упаковок от яиц; ­ 12 одноразовых тарелочек.   Наш   проект   как   в   процессуальном   так   и   в   результативном   аспектах отвечает   современным   образовательным   тенденциям,   часть   который зарегламентирована   во   ФГОС.   Продукты   нашей   совместной   деятельности просты, безопасны, а служить могут долго.9 Все   работы   разнообразны,   ведь   у   каждого   ребенка   свое   видение   и фантазия.  В ходе проекта мы учились друг у друга. Удовлетворение  от результатов деятельности дает новые идеи, сближает нас в сотрудничестве.   Проект во благо и   для сохранения чистоты родной земли, сохранения своей малой Родины прост и понятен и ребенку и взрослому. В своем проекте мы используем интегрированный метод обучения. Для дошкольных учреждений он является инновационным. Этот метод направлен на   развитие   личности   ребенка,   его   познавательных   и   творческих способностей.                              План работы по подготовке проекта 1. Актуализация   проблемы   возможной   экологической   угрозы   перед детской   аудиторией   в   соответствии   с   возрастным   контингентом воспитанников; 2. Разработка плана движения к цели ; 3. Сбор, накопление материала;10 Описание 7­ми шагов на пути осуществления проекта  «Вторая жизнь мусора» Шаг 1. «Создание экологического совета» Известно,  что  двадцать  первый    век  был объявлен  международной   организацией  ЮНЕСКО  как  информационно­экологический. Это  позволяет говорить  о  приоритетности  экологического  образования  детей,  в  основе   которого,  должно  быть  «Глобальное  Воспитание».Каким  же  образом   экологическое  образование  может  повлиять  на  развитие  детей? Экологическая культура это культура личности, предполагающая наличие у человека определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующейся с требованиями бережного отношения к природе.11 Работа  в  нашем  детском  саду  по  экологическому  образованию  детей строится  по  четырём  взаимосвязанным  блокам: 1. Природа – человеку  (где  заостряется  внимание  детей  на  эстетической  и оздоровительной  значимости  природы). 2. Человек – природе  (где  показывается  положительная  и  отрицательная деятельность  человека). 3. Как  сохранить  природу  (где  дети  знакомятся  с  правилами  охраны природы). 4. Мы – защитники  природы  (участие  в  природоохранных  мероприятиях). Для   внедрения   данной   работы   был   создан   экологический   совет,   куда вошли  родители,  воспитатель,  дети. Шаг 2. «Проведение исследования экологической ситуации» Вместе с Родителями и детьми обследовали ближайший лес и пришли к  неутешительным выводам. Мы часто рассказываем детям о природе, о том, как важно любить и беречь окружающую среду. Но в жизни, к сожалению, они видят совсем другие примеры. Кругом – горы  мусора, оставленного дачниками в ближайшем лесу. А ведь еще лет  10­20 назад в нашем лесу было много ягод и грибов. Теперь (и это  видно на фотографиях) здесь только хлам и беспорядок. Там где  раньше росли грибы , сейчас разбросаны битое стекло, бутылки ,  крышки . Озеро Ильмень, река Чапаевка прибывают в  неутешительном состоянии. Факты из газеты «Наш город»12 Шаг   3.   «Разработка   плана   действий   окружающую среду»   по   снижению   нагрузки   на  Мероприятие Экологические  акции:   1.«Ёлочка  живи»  Сроки   январь Ответственный    2. «Птичья  столовая» ­ изготовление   родители. кормушек  и  подкормка  птиц  в  зимнее13 время. февраль  3.«Возрождённый  лес» ­ сбор  мусора  вместе май  Родители, дети с  родителями  в  лесополосе города. 4.  Проект  «Вторая  жизнь   мусора»    Участники   проекта: родители – дети –  воспитатель.   В течении  года.  родители. 5. Конкурс  «Это  могло  быть  мусором,  а   умелые  ручки  превратили  в  нужное   спортивное  и  музыкальное  оборудование»  (Старые  газеты,  использованные   целлофановые  пакеты  и  мешки,  конфетные   фантики,  упаковочный  материал  от   В течении  года.  воспитатель  Родители  Воспитатель , дети фруктов, пробки   от  бутылок   послужили   материалом для массажных  ковриков,     май театрализованных  костюмов.    6.Создание  аллеи  «Растём  вместе» Посадка ёлочек на территории ДОУ 7.Трудовой  десант  «Очистим  родные  берега реки  Чапаевка» 8.«Не рвите цветы, не рвите »  ­  конкурс Создание  наглядной   агитации  для   родителей,  коллег. 9.Украшение участка группы «Буратино»  июнь июль август родители воспитатель воспитатель14 родители, воспитатель бросовым материалом. август Шаг 4. «Мониторинг и оценка» В  ДОУ  проводится  целенаправленная  работа  по  совершенствованию  и   отработке  системы  эколого­образовательной,  эколого­оздоровительной  и   эколого­просветительской  деятельности  среди  детей,  педагогов  и   родителей.15 Проводимые  нами  мероприятия  сыграли  определённую  роль  в   консолидации  действий  всех  заинтересованных  лиц:  жителей города,  членов  родительского  совета  ДОУ,  педагогов,  воспитанников,  родителей.   Одним    из  важных  показателей  проекта,  проводимого  нами  и  других    мероприятий ­   является  создание  в  ДОУ  эколого­развивающей  среды,  в   городе на  каждом  приусадебном  участке  создаются  зелёные  зоны,   высаживаются  цветы. Дети  приобретают  навыки  исследовательской,  познавательной,  поисковой,  опытно­экспериментальной  деятельности.  Эффективной  формой  работы  в  формировании  познавательных  способностей  является экологическая   тропа,  которая  создана  на  территории  нашего  детского  сада,  где  дети   могут  проводить  эксперименты,  наблюдать  за  ростом  и  развитием   растений,  ухаживать  за  растениями,  отдыхать,  рисовать. Экологические   занятия  с  детьми  имеют  интегрированную  направленность  в  сочетании  с   музыкой,  изобразительной  деятельностью, родители  участвуют  в   экологических  десантах  по  очистке  мусора,  озеленению  участков   детского  сада. Ещё  один  важный  момент  воспитания  экологической   культуры – это  участие  родителей,  детей  школьного  и  дошкольного   возраста  в  совместных  природоохранных  акциях:  «Птичья  столовая»  ­  изготовление  кормушек  и  подкормка  птиц  в  зимнее  время,   «Возрождённый  лес» ­ ( сбор  мусора  вместе  с  родителями  вблизи  города,   очистка  берегов  реки  Чапаевка  от  мусора,  изготовление  вместе  с   родителями,   старшими  братьями  и  сестрами  из  бросового  материала   нужных  ,  интересных  вещей  и  игрушек,  озеленение    молодыми  ёлочками   зону  отдыха  на  территории  ДОУ,  экологические  праздники  и   развлечения.16 Шаг  5. Экологическая тематика в жизни детского сада/Введение  экологической тематики в образовательную деятельность Дополнительное  образование:  кружок  «Умные пальчики»,  который   посещают  27  детей  с  3­4 лет, руководитель  Селягина Е.И . Изготовление поделок из бросового материала «Пластилиновая мозаика» 1. Шаг 6. «Предоставление информации и сотрудничество» № Мероприятия 1 Победители  конкурса «Подарим сказку  детям» Целевая  группа Родители,   Результативность 2 место всероссийский конкурс!  дети. «Талантоха» 2 Конкурс  «Не рвите  Дети, Обновление  предметно­развивающей цветы ,не рвите ». Воспитатель 3 Создание  аллеи   «Растём  вместе». 4 Конкурс  Дети, Воспитатель Родители, среды. 1место во всероссийском конкурсе  «Таланты России» Посажено 15 ёлочек. 1 место всероссийского конкурса  ­«Ёлочка живи!»; 5 Конкурс   « Хоровод  цветов» дети, воспитатель «Ёлочка, живи!» СПБОО «Санкт ­Петербург за  экологию Балтики» 3 место в окружном конкурсе. Родители, дети, воспитатель 6 «Инновационный  Воспитатель Выступление на окружном17 объединении педагогов дошкольного  образования. Воспитатель Диплом 1 степени Воспитатель Сертификат подход к  экологическому  образованию для  устойчивого развития  дошкольников» 7 Окружной фестиваль «Экология. Планета.  Ребёнок.» 8 Презентация  экологического  проекта «Рациональное  управление отходами:  Вторая жизнь мусора» 9 Окружной конкурс  Воспитатель Диплом 2 место «Экологическая тропа» 10 Предоставление опыта  Воспитатель Диплом работы в рамках  Всероссийского  фестиваля  «Воспитателям.ру» Шаг 7. «Формулировка и принятие Экологического кодекса» Мы, хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса.  Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась И на ягодах сверкала хрусталем роса.18 Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела, И под ёлкой жил смешной колючий ёж, Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала, Чтобы летом лил веселый золотистый дождь. Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети. Ах, как хочется со всеми нам дружить! Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться И сады в краю любимом будем мы растить!  В рамках нашего проекта мы предполагали получить опыт взаимодействия с родителями,   детьми,   в   окружающей   среде,   как   участниками   единой экосистемы. В ней каждый элемент влияет на общее благополучие и особенно ценными   становятся   такие   качества,   как   самопринятие,   толерантность, мобильность, креативность.19 Мы   предположили,   что   этот   опыт   позволит   участникам   гораздо гармоничнее   взаимодействовать   с   окружающей   средой,   быть   более уверенными в ней, даже в условиях стрессовой ситуации. Этот опыт задевает какие­то неведомые струны в сознании наших участников и позволяет нам пережить   всем   вместе   иную   ситуацию   –   ситуацию   общности   со   всей экосистемой.  Это   действительно   имеет   продолжение,   это   действительно   шаг   в будущее,   это   иное   понимание   окружающего   нас   мира,   это   формирование траектории   активного   познавательного   процесса     у   дошкольников,     все «пропущено через себя», перестает быть чем­то чужеродным и отстраненным, а главный образовательный эффект  нашего  проекта ­  это  игра  всерьёз. Учитывая  требования  ФГОС  мы  внедряем  комплексно­проектные  и игровые   методики   в   повседневную   жизнь   детей,   создавая   радостную атмосферу   совместного   с   ребёнком   творчества,   тем   самым       имеем возможность  реализовать  в  течении  дня  каждую  образовательную  область.                                                                        Фоторепортаж20 Улитка из крышек от лимонада Украсили крышками карусели. Крышка от краски «Мухоморчик»21         Крышка от краски «Пингвин» Хризантемы из пластиковых стаканчиков. Морские   обитатели   на   крышках   от   майонеза   (пластилиновая   мозаика), Украсили лесничный марш ДОУ.22                           Машина (5 шин) Божья коровка( 1шина) Лебеди( 2 шины)23          Клумбы(5 шин) Насекомые(бутылки от   чашка   от   вермишели молока, «Роллтон»)   Бабочки   из   бутылки   из   под пятновыводителя Ваниш. Лягушка (4 шины) 2   пят   литровые   баклажки   и кефирная бутылка Зайка из пятилитровой баклажки.24 Лилии   из   бутылок   из   под молока. Старая лейка Остатки ткани,2 пятилитровые баклажки.