Творческое краеведение в ДОУ как инновационная технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Представляю авторскую разработку и многолетний опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических ценностей на основе двух тесно связанных компонентов – творчества и краеведения, транслируемых преподавателем - музыкальным руководителем детского сада в основной и вариативной части непосредственной образовательной деятельности.
Для того, чтобы понять новизну этой технологии, надо быть одновременно и краеведом-исследователем свой малой Родины, и творцом произведений для детей на основе краеведческого компонента.
Впервые термин «творческое краеведение» был сформулирован мною в 2013 году как плод многолетнего сбора информации по разным видам творчества моей малой Родины – Каменского района Тульской области.
В 2016 году в издательстве Тульского Государственного университета была издана моя первая книга «Тульский край в произведениях современных композиторов, художников и поэтов. КАМЕНСКОЕ КРАСИВОМЕЧЬЕ. Песни. Картины. Стихи», подытожившая мой авторский проект «КАМЕНКА в песнях, картинах, стихах», как обобщение опыта работы неформального самодеятельного Творческого объединения «Каменка», созданного и руководимого мною с 1995 года.
Смысл создания ТО «КАМЕНКА» заключался в том, чтобы собрать максимально возможную информацию о разных видах творчества жителей конкретной местности на глубину веком и тысячелетий (с учётом памятников мегалитической культуры, археологических находок и легенд устного народного творчества), генеалогических изысканий и исторического краеведения, чтобы затем передать эту культурноинформационную сокровищницу детям.
Понять и передать, как формировался менталитет и характер коренных жителей Тульской глубинки, на чём он основывался, что стало базовым компонентом в формировании, так называемой, НЕПОКОЛЕБИМОЙ СИЛЫ ДУХА ТУЛЯКОВ. Сама я являюсь представителем нескольких коренных тульских династий. Проживание моего рода на территории одного только Каменского района Тульской области - как минимум с семнадцатого века. Отсюда и верность Родине, и культурные традиции воспитания. С детства во мне проявились одновременно таланты в разных видах искусства (музыка, поэзия, живопись, хореография), а также отличная память, любознательность и жажда открытий и путешествий.
Вместе с тем, незыблемыми основами воспитания в нашей семье были нравственность и патриотизм на основе высоких идеалов, а также способность к живому искромётному творчеству и исполнительскому мастерству. Всегда была высока ответственность перед Родиной. Смыслом жизни считалось – служение людям: делом, творчеством, интеллектом, верой и правдой.
Все члены семьи, на протяжении многих поколений, хорошо музицировали, обладали художественным мастерством и декоративно-прикладным творчеством.
Яркими были семейные праздники – с песнями, плясками, танцами, играми и, конечно же, воспоминаниями о радости труда!
Труд всегда считался благородным занятием всех членов семьи - от мала до велика.
Так формировалось моё самосознание, характер и выбор профессии.
Обладаю игрой на трёх музыкальных инструментах (фортепиано, гитара, синтезатор), владею техникой портретной графики, интерьерной живописи, дизайна - по разным направлениям (от ландшафтного до художественно-оформительского, а также дизайн одежды), легко нахожу генеалогические корни выдающихся деятелей культуры и искусства, так или иначе связанных с Каменской землёй Тульского края. В частности, представители коренных родов на территории Каменского района Тульской области имеют общие корни с «дедушкой русского романса» Николаем Алексеевичем Титовым, Михаилом Ивановичем Глинкой, Александром Егоровичем Варламовым, композиторами «Могучей кучки», а также рядом выдающихся имён в живописи, архитектуре и т.д. Может быть поэтому, сочинение музыкальных произведений песенного жанра, в том числе и для детей, всегда давалось мне легко - по вдохновению. А все выявленные мною таланты Каменской земли, так или иначе, относятся к этим родам и их родовым переплетениям.
С удовольствием пишу и иллюстрирую книги, создаю дизайн-проекты обложек книг моим коллегам, пишу и создаю презентации, популяризирую произведения местных авторов, чтобы передать накопленную интереснейшую информацию школьникам и детям!
В этом и состоит весь смысл моей почти 30-летней подвижнической деятельности на поприще культуры и образования на благо любимой малой и Великой Родины! Ведь любовь к своему Отечеству и начинается с любви к своей малой Родине, и без неё не может быть! Являюсь автором целого ряда музыкальных, поэтических, публицистических и художественных произведений, часть из которых опубликована в официальных изданиях. Поддерживаю и пропагандирую творчество земляков, раскрываю и взращиваю таланты и способности у детей с раннего возраста - в качестве музыкального руководителя ДОУ, и далее – до получения профессии - в качестве преподавателя живописи Каменской детской школы искусств, имея профессиональную подготовку по этим двум специальностям.
Именно поэтому, пройдя свой собственный творческий путь, я понимаю чувства детей, которые о своих талантах, зачастую… молча… «говорят»… глазами!!!
Раскрыть эти сердца! Подарить лучики поддержки! Дать энергию творчества! И увидеть искорки счастья - самая большая радость любого педагога и воспитателя.
Именно поэтому я понимаю, как важно одновременно раскрывать ВСЕ проявляющиеся ТВОРЧЕСКИЕ таланты у детей. И работа музыкального руководителя ДОУ, а по сути – преподавателя цикла музыкально-эстетических дисциплин для дошкольников, для этого как нельзя кстати.
Творчество – краеведение - патриотизм
Неразрывная связь этих понятий становится очевидной при глубоком погружении в тему. Попытаемся это проанализировать.
Музыкальному руководителю, исходя из уникальности его профессии, постоянно приходится придумывать и сочинять. Именно эта особенность относит деятельность музрука к разряду творческих профессий, используя личное творчество. Это аспект является главным в концепции творческого краеведения.
Создание произведений разных видов и жанров искусств на основе личного исследования местного краеведческого материала – вот что отличает творческого музыкального руководителя от аккомпаниатора, кем были музруки на заре становления профессии. Из ранее вспомогательной роли в совместной работе с воспитателем, музрук вырос профессионально, обретя творческую и профессиональную самостоятельность. Музыкальный руководитель давно уже полностью ответственен за самостоятельно проводимые им мероприятия для детей и взрослых. Вместе с тем, он продолжает оказывать всестороннюю помощь, в пределах своих компетенций, воспитателям, родителям, а также коллегам. Мы видим, что современный музрук это далеко не тот помощник – аккомпаниатор, каким был когда-то. А ведь зарождение профессии происходило во второй половине 50-х годов ХХ века. И на сегодняшний день явно созрела необходимость нового взгляда на данную тему.
Творческое краеведение в ДОУ– процесс осознанной и целенаправленной деятельности музыкального руководителя детского сада на основе глубокого изучения и популяризации современных и исторических материально-духовных ценностей определённого региона страны. Так я это понимаю.
Сама же концепция Творческого краеведения была мною изложена и опубликована на портале ЗНАНИО в 2020 году.
Творческое краеведение это жизнь, посвященная творчеству и детям.
Именно поэтому, собрав копилку авторских произведений местных творцов (термин, также введённый мною для обозначения самодеятельных талантов, достигших вершин мастерства и признанных профессионалами в качестве носителей культурных ценностей, важных для воспитания детей и молодёжи) я поставила своей целью популяризацию творческого краеведения в качестве интеллектуально-творческого мостика между культурным наследием предыдущих поколений и рядом с нами живущими творцами - современниками. Это и есть преемственность поколений в творчестве и краеведении.
Важность этой задачи переоценить невозможно.
Однако и сложность этой задачи велика: ДОЙТИ ДО СЕРДЕЦ взрослых и детей, причём САМЫМИ ПРОСТЫМИ И ПОНЯТНЫМИ словами, чувствами, образами и действиями.
В этом смысле не хотелось бы загромождать восприятие инновации сложными профессиональными терминами и фразеологическими оборотами.
Важно понять СУТЬ!
ДУХОВНОСТЬ и ПАТРИОТИЗМ для детей это ЛЮБОВЬ к ЗЕМЛЕ РОДНОЙ плюс СОБСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО преподавателя и воспитанников, основанное на ТВОРЧЕСТВЕ ЗЕМЛЯКОВ. В этом – цементирующая составляющая фундамента самосознания в становлении русского характера, нравственно-патриотическая преемственность поколений в живом и неиссякаемом народном творчестве.
Музыкальный руководитель – педагог-универсал – творец!
Профессия «музыкальный руководитель детского сада» на сегодняшний день считается одной из вымирающих. Но так ли это?
Приток молодых кадров за последние годы в данную стезю, действительно, заметно поубавился, а костяк сообщества музыкантов-универсалов неизбежно стареет год от года. Возникает вопрос! А нужен ли современному обществу живой (в отличие от компьютера) педагог-музыкант, который, к тому же ещё, и «Мастер на все руки»?
Вот что пишет А.И.Буренина, заведующая кафедрой дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО в статье «Берегите музыкального руководителя!»
«Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия.
И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.).
До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» — сформировалось в обществе представление, что музыкальный руководитель нужен в основном для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/03/statya-beregite-muzykalnogo-rukovoditelya
Что на это счёт говорит современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)?
«В чем состоят собственно образовательные задачи музыкального руководителя, как участника образовательного процесса в свете реализации ФГОС ДО? Поскольку разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошкольного образования должна стать социализация детей, формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, особое внимание музыкальный руководитель должен уделять развитию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество и т.п.) Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из основных задач дошкольного
педагога». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/05/22/model-sovremennogo-muzykalnogorukovoditelya-v-svete-trebovaniy-fgos
Музыкальный руководитель в детском саду — это педагог, который отвечает за музыкальное воспитание дошкольников.
Его работа включает:
• организацию и проведение занятий и танцевально-игровой деятельности, направленных на приобщение детей к музыкальной культуре, развитие у них музыкального и ритмического слуха, голоса, разучивание танцевальных движений;
• организацию музыкально-литературных вечеров, театрализованных, ритмических, музыкально-дидактических игр;
• участие в организации и проведении спортивных и прочих мероприятий, предусмотренных планом воспитательно-образовательной работы ДОУ;
• выявление музыкально одарённых воспитанников и проведение с ними индивидуальных и групповых занятий;
• оценку музыкального развития всех детей с использованием различных диагностических методик 2–3 раза в год;
• консультирование родителей и работников ДОУ по вопросам детского музыкального развития. https://www.maam.ru/detskijsad/kto-takoi-muzykalnyirukovoditel-i-v-chem-zaklyuchayutsja-ego-dejatelnost-v-detskom-sadu.html
«Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать. Играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии и т. д. Мы должны поднимать настроение детям и их родителям, должны постоянно учиться, быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам. Но музыкальный руководитель это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей! Ведь музыка вмещает в себя весь мир ребенка, является языком его души!». https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-profesimuzykalnyi-rukovoditel-v-detskom-sadu.html
Отметим здесь главное – СОЧИНЯТЬ! Так что же означает слово «сочинять»?
Изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображенья. К примеру, сочинить пьесу, спектакль, сценарий, стихи, статью, музыку…
Значит, сочиняющий музыкальный руководитель это Т В О Р Е Ц ! И если свои сочинения он создаёт на местном краеведческом материале (легенды, былины, сказания, рассказы, сказки и т.д.), одновременно исследую, собирая и популяризируя творчество народных мастеров разных видов и жанров искусства, а также современников-
профессионалов, то он и занимается самым настоящим ТВОРЧЕСКИМ
КРАЕВЕДЕНИЕМ. Что и требовалось доказать.
Исследуя тему лично, музрук вовлекает в проектную деятельность и своих воспитанников, и их родителей, и коллег, и единомышленников-творцов в других сферах социума (культура, строительство и архитектура, полиграфия, дизайн и т.д.). Тем самым, музыкальный руководитель ДОУ именно ТВОРИТ НОВОЕ - здесь и сейчас - исследуя, анализируя и внедряя КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ в свои произведения: сценарии, песни, стихи, хореографические постановки, пьесы, спектакли, театрализованные представления, массовые детские мероприятия, создавая дизайн-проекты праздничнопостановочного интерьера, костюмов, декораций, выставок, всевозможных атрибутов, а также распевок, разминок, вокальных и хоровых упражнений и мн.др.
Совершенно новым функционалом музрука становится фото и видео съёмка репетиционных, праздничных и других элементов работы с детьми, обработка фото и видео материалов; монтаж фото отчётов, коллажей, презентаций; монтаж видеороликов; написание заметок и статей для Госпабликов и интернет-страниц ДОУ в соцсетях, для размещения с СМИ, выступлений на родительских собраниях, в педагогическом сообществе и т.д. Всё это ярко прорисовывает реализацию главной задачи деятельности музыкального руководителя ДОУ по формированию духовно-нравственного восприятия и нравственно-патриотического настроя сердец и умов юных граждан Великой страны – РОССИИ! И как результат - их душевный комфорт и уют в современном обществе.
Всё это является фундаментом нравственно-патриотического воспитания детей – знание истории и культуры своей малой Родины, далее своей страны – Великой Родины, а также глубокое восприятие народных, веками выверенных нравственных устоев и патриотических традиций русского народа.
Такого ребёнка не сможет сбить с толку никакая асоциальная информация, не сможет полонить ни одна субкультура. Из таких детей вырастут настоящие сыновья и дочери Отечества, с честью пронесущие по жизни и умножащие своим опытом все те знания, которые они получили в детстве.
Воспитав такое поколение юных граждан России, мы будем иметь полную и абсолютную уверенность и за будущую судьбу нашей прекрасной страны, и за судьбы всего мира. Русский народ является носителем уникального дара – ТВОРЧЕСТВА на основе ЛЮБВИ к своей РОДИНЕ и местного, родного КРАЕВЕДЕНИЯ.
Воспитание нравственности и патриотизма у воспитанников ДОУ через музыкальное творчество посредством ознакомления с краеведением малой Родины
«Без малой Родины не может быть любви к Отечеству!» - так однажды вырвалось у меня из груди на одном из выступлений при проведении заседания круглого стола в институте повышения квалификации педагогических работников города Тулы. Ведь именно с любви к малой Родине начинается любовь в своей Великой Родине – могучей и прекрасной. Я не могу позволить себе писать слово Родина, даже если это относится всего лишь к тому месту, где человек родился, с маленькой буквы. Ведь это часть Родины Великой! И в этом тоже – патриотизм. Наши предки сражались за каждый клочок земли! За каждую деревушку! За каждый город! И из таких, политых кровью и потом, уголочков русской земли, складывается наша Великая Родина – МАТЬ всем народам, признающим своё родство и дружно проживающим на её общиной территории. Здесь и начинается
УНИКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ того или иного уголочка земли, где ребёнок впервые услышал
Основная цель моей деятельности заключается в том, чтобы, учитывая краеведческий компонент в творчестве, на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу; сохранить нравственное здоровье детей; приобщить их с раннего детства к нравственным ценностям; способствовать возрождению лучших традиций семейного воспитания.
Актуальность темы
Глубоко осознавая важность и взаимосвязь краеведения, творчества, духовнонравственного и нравственно-патриотического воспитания в формировании характера дошкольников, источником получения знаний для этого, на мой взгляд, является, всё-таки, краеведение, и уже на его основе – творчество. Нравственно-патриотическое воспитание, через творческое краеведение, особенно актуально в современном мире в связи с непростой культурной и политической ситуацией в соседствующих с нами, не всегда дружелюбных, странах, в связи с чем – на границах нашей страны и во всём мире.
Нравственно - патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина, ведь патриотическое чувство у ребёнка не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. И то, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых: как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.
Рассматривая актуальность нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современном мире, хочется обратиться к словам выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». https://www.maam.ru/detskijsad/-aktualnost-nravstveno-patrioticheskogo-vospitanija-
doshkolnikov-v-sovremenom-mire.html
Патриотизм не может быть сформирован без чувства любви к Родине. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.
Приобщение детей к народной культуре страны, в которой он живет, является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности [1, с. 15]. Одним из составляющих элементов народной культуры являются объекты
культурно-исторического наследия, а также устное и письменное народное творчество.
Историко-культурным наследием являются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию [2].https://infourok.ru/doklad-istoriko-kulturnoe-naslediesemya-starkovyh-7138216.html.
Актуальность темы духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания обусловлена ещё и тем, что в современной жизни дети, начиная с детского возраста, окружены огромным объёмом быстро мелькающей информации, среди которой мало тех скреп, на которых можно остановить внимание, успокоить ум и наполнит душу. Дети обладают недостаточным объёмом знаний о родном селе, городе, стране, особенностях русской культуры, её истории. Поколение их родителей, которое называется «детьми перестройки», больше ориентировано на обеспечение ребёнка материальными благами. Поэтому в современных ДОУ существует система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Очень важно заложить в ребёнке основу народной культуры, понимание народных ценностей, воспитать осознанные патриотические чувства в обстановки семьи, в окружении близких ему людей – с детства.
Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе – следующая составляющая темы творческого краеведения. «…творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее», - писал Л.С.Выготский в своём труде «Воображение и творчество в детском возрасте». В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели.
https://www.maam.ru/detskijsad/aktualnost-problemy-razvitija-tvorcheskogo-potenciala-udoshkolnikov-na-sovremenom-yetape.html
И, наконец, выделим главный составляющий компонент творческого краеведения - краеведческие основы воспитания. Актуальность краеведческого образования в ДОУ заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста, так как воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, формирует нравственные качества, развивает бережное отношение к природе, истории, традициям и культуре своего народа.
Одним из важных аспектов современной государственной политики ФГОС ДО [3] считает введение краеведческого компонента в систему дошкольного образования и требует формирования краеведческой компетенции у дошкольников.
Теоретическое обоснование этой проблемы находит отражение в ряде психологопедагогических исследований. Краеведческий материал способствует воспитанию у дошкольников любви и уважения к своему отечеству (Л.А.Венгер, В.И.Логинова, А.А.Люблинская, А.П.Усова и др.); ознакомление детей с родным краем формирует у них уважительное отношение к культуре своего и других народов (Н.Ф.Виноградова, О.Л.Князева, М.Д. Маханева и др.); у дошкольников формируется интерес к историческим событиям, историческим личностям, историческим явлениям (О.В.Дыбина, М.В.Крулехт, А.Ю.Кузина и др.), воспитывается эмоционально-отзывчивое отношение к природе родного края (А.А.Быстрова, Л.С.Игнаткина, С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева, Т.АСеребрякова и др.). https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/11/22/kraevedenie-kak-sredstvopatrioticheskogo-vospitaniya
Исследователи едины во мнении, что детям, не только старшего, но и среднего дошкольного возраста, могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, способствуют практической деятельности.
Освоение краеведческих представлений способствует воспитанию у детей дошкольного возраста уважения и гордости за край, в котором они живут, осознанию факта, что они составляют единый народ, объединенный общей культурой, историей, традициями, языком. Краеведение в дошкольном возрасте должно рассматриваться как основа приобщения к культурному наследию, и как источник развития ответственного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию Отчизны, деятельное участие в его сохранении и преумножении, а также в личном оригинальном творчестве.
К основным задачам краеведческой работы в ДОУ через музыкальное творчество можно отнести:
– формирование любви к родному краю (деревне, селу, городу) и интерес к его прошлому и настоящему, через изучение музыкальных и литературных произведений;
– развитие эмоционально-ценностного отношения (к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране);
– воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому;
– развитие бережного отношения к природе родного края (деревни, села, города); воспевание этих красот в поэзии, музыкальном народном творчестве и искусстве.
– формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
В современных исследованиях всё чаще звучит понятие «краеведческая компетенция». По мнению А.И.Алейник [4], краеведческая компетенция – это погружение ребёнком во всестороннее изучение родного края, усвоение краеведческого материала, природоведческого, социального, этнокультурного содержания и выражение к нему эмоционально–ценностного отношения. Как указывает С.А.Шемшурина [5], краеведческая компетенция должна рассматриваться как совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности и проявляться в осознании ценностей родного края. Именно ценность достопримечательностей и культуры родного края наполняет впечатлительную душу ребёнка, формируя в нём устойчивую самооценку с детских лет.
Однако не будем забывать, что выше сказанное главным смыслом проходит через всю деятельность творческого и сочиняющего музыкального руководителя детского сада в его непосредственной образовательной деятельности с детьми. Поэтому целью моей работы является создание условий для решения задач нравственно - патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях; воспитание любви к своей Родине, своему народу; формирование интереса к ее истории и культуре посредством ознакомления с народным творчеством и объектами культурно-исторического наследия на музыкальных занятиях.
Для достижения поставленной цели сформулирован ряд следующих задач: 1. Познакомить детей с разнообразием творчества и объектов культурноисторического наследия Каменского района Тульской области, как неотъемлемой составляющей легендарного Тульского края и Великой России. Дать представление об уникальности культуры нашего региона, города Тулы, а также районного центра Каменского района – села Архангельского на основании артефактов, устного и письменного народного творчества, архивных документов и воспоминаний старожилов.
2. Воспитывать чувство гордости и любви к малой и Великой Родине, к народной культуре и людям, создавшим, сохранившим и создающим её.
3. Заинтересовать детей и привлечь родителей к участию в проведении фольклорных праздников русского народа, создании мини-музея народных музыкальных инструментов, выставок, совместного с детьми, декоративно-прикладного творчества.
4. Формировать представление об истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о ходе боевых действий на территории Каменского района Тульской области, о героизме земляков, патриотических традициях предков, используя различные виды деятельности. На примере музыкальных и поэтических произведений показать мужество и героизм соотечественников и в труде, и в бою.
5. Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности.
Данные задачи могут быть успешно реализованы только во взаимодействии с семьёй, педагогическим коллективом, общественностью. Отсюда возникают четыре основных направления работы: с детьми, родителями, педагогами, социумом.
Методы, которые стали наиболее интересными для детей и эффективными в плане усвоения материала: эвристический (частично поисковый) метод, метод проектирования, игровой метод, метод практических действий, наглядный.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание предметноразвивающей среды. В МКДОУ «Архангельский детский сад «Ромашка»» есть мини-музей народных ремёсел и промыслов, народных инструментов, в каждой группе существуют уголки народного творчества, в фойе оформлен стенд «Командиры Победы», повествующий о героической обороне и об освобождении Каменского района Тульской области от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также об основателе музея Боевой славы в Архангельской средней школе Калмыкове Павле Ефимовиче, куда дети приходят ежегодно накануне Дня ПОБЕДЫ – почтить память героев!
Для формирования предметно-развивающей среды создаются материалы и пособия, которые помогают ребёнку, играя, выполнять самостоятельную работу; в совместных мероприятиях - незаметно, постепенно - впитывать особенности культуры, быта русского народа; проникаться сознанием важности героизма в труде и в бою для жизни последующих поколений и счастья потомков, процветания родного Каменского района, Тульского края и нашей страны. Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки памятников истории и культуры родного края, открытки, альбомы, книги – всё способствует расширению кругозора воспитанников. Но главное среди всего этого – литературное наследие мастеров устного и письменного народного творчества, а также песенный материал о нашей любимой Каменке.
Сбором этого уникального интеллектуального и культурного богатства я занимаюсь с 1995 года. Часть собранного и переработанного материала уже издана, продолжается работа над изданием новых интеллектуальных находок, творческих и краеведческих открытий.
Работа с детьми
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников огромна. Музыка помогает ребёнку выразить через песню или танец своё отношение к Родине, родному краю, семье. Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно выбирать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.
Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка звучит на музыкальных занятиях, начиная с младших групп. В старших группах важно акцентировать внимание детей на то, что это именно русский композитор - наш соотечественник.
Большое нравственно-патриотического воздействие на ребёнка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Учат подражать и сочинять!
На русских песнях, прибаутках, частушках у детей дошкольного возраста воспитываются такие качества, как доброта, открытость, взаимопомощь, сострадание, достоинство, благородство, что во все времена истории отличает находчивый и непобедимый русский характер.
Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкальными и музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию через движение, а так же - художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребёнок.
Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности, является организация и проведение праздников.
Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». Ведь «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». https://solncesvet.ru/book_work/62303/
Из своего опыта работы могу отметить те мероприятия, которые стали традиционными, вызывая массу положительных эмоций у детей, а также увеличивая багаж их знаний о малой и Великой Родине.
Проведение детских театрализованных праздников, выставок поделок, спектаклей духовного содержания с приглашением представителей Русской православной церкви:
Рождество Христово – Ангел прилетел!
(концертная программа),
Рождественское чудо! (спектакль) ,
Праздник ВЕРБОЧКИ! (познавательно-
игровое музыкальное занятие),
Пасхальный звон колоколов! (музыкальнолитературная гостиная),
Пасха – Христос воскрес! (спектакль).
Традиционные и современные праздники русского народа:
День Урожая (познавательно-игровое музыкальное занятие),
День СЕЛА (познавательно-игровое музыкальное занятие),
День Тульской области (познавательно-игровое музыкальное занятие),
МАСЛЕНИЦА (познавательно-игровое музыкальное занятие), ЖАВОРОНКИ (познавательно-игровое музыкальное занятие),
Красная ГОРКА! (познавательно-
игровое музыкальное занятие) ,
Праздник Русской Берёзки – ТРОИЦА! (познавательно-игровое музыкальное занятие).
Патриотические мероприятия:
торжественный митинг у Вечного Огня, возложение цветов),
День Народного ЕДИНСТВА (музыкально-познавательное
занятие),
День освобождения Каменского района от немецко-
фашистских захватчиков (познавательно-музыкальное занятие),
День флага РФ (концертно-познавательная программа),
День Конституции РФ (познавательно-конкурсная музыкальная программа), Крымская ВЕСНА! (концерт).
Социально-значимые мероприятия:
День защиты ДЕТЕЙ (конкурсно-
развлекательная программа), День МАТЕРИ (концерт), День ОТЦА (музыкально-литературная гостиная),
День БАБУШЕК и ДЕДУШЕК (весёлые посиделки),
Международный Женский день - 8 марта! (концерт), Выпускной БАЛ (большая театрализованная программа),
День Знаний (конкурсно-развлекательная программа),
День МУЗЫКИ (музыкально-познавательная программа),
День работника ДОУ (концерт),
День ТЕАТРА (спектакль),
«В ПТИЧЬЕМ ХОРЕ КТО ПОЁТ?» (музыкально-познавательная программа о редких и исчезающих птицах Каменского Красивомечья с прослушиванием голосов и пения птиц),
«НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ, НЕ РВИТЕ!» (музыкально-познавательная программа о краснокнижных растениях Каменского Красивомечья с мульт-презентацией классического произведения «Вальс цветов» П.И.Чайковского, музыкальными и хореографическими композициями).
При проведении программных, праздничных мероприятий, конкурсов и развлечений используются ИКТ (фоновые и музыкальные аудиозаписи, тематические презентации, ролики и мульты, видео-путешествия, музыкальные кроссворды, загадки «Угадай мелодию, мульт-лото, музыкальные видео-сказки и т.д.); практикуется детская благотворительность (рисунок солдату, открытка ветеранам педагогического труда и т.д.).
Взаимодействие с семьей
Новые формы работы с родителями:
• Регулярное освещение в группе детского сада на Госпаблике и в соцсетях проводимых музыкальных мероприятий и праздников с фото и видео отчётами, проектами, презентациями.
• Консультирование родителей в режиме онлайн.
А также общепринятие формы и методы работы с родителями (родительские собрания, индивидуальное консультирование, стендовые тематические материалы и т.д.).
Педагогическая копилка
Из обширной библиотеки краеведческой литературы хочу выделить особенно интересные, на мой взгляд, издания:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ
1. Моя Тула. Песни о городе-герое Туле: сборник мелодий и текстов песен. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 140 с.
2. Стояли насмерть туляки: песни тульских композиторов для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). – Тула: Изд-во ООО «Аквариус». 2020. –
140 с.
3. Мы из Тулы! Песни тульских композиторов для школьников. Для голоса (хора) в сопровождении фортепиано. 1-4 классы: учебно-методическое пособие. Часть 1/ сост. М.И.Петухова-Левицкая. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. –
120 с.
4. Тульская сторонка: Региональный музыкально-литературный альманах. Песни, романсы, пьесы для фортепиано, стихи, рассказы. Вып. 1 – 10. – Тула: Изд-во ООО «Аквариус», 2018-2023. 92 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).
5. Я родом с поля Куликова: Песни о Тульском крае. Мелодии и тексты. – Тула: «Полиграфинвест», 2017. - 80 с.
6. «На крыльях «Пегаса», Международный русскоязычный литературнохудожественный, публицистический и музыкальный альманах. 21 вып. – Тула: изд-во ИП Лихачёв И.Ю., 2023. – 251 с.
7. «Пегасик»: стихи, рассказы, песни для детей и родителей. вып.11. Тула: типография Print71», 2022. – 128 с.
8. Альманах «На лирической волне»: романсы и песни, стихи. – Тула:
«Полиграфинвест», 2017 - 2023. – 100 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»). 9. Сенин С.В. Пьесы с ладошку. Сюита по мотивам легенд И.Панькина о мастере Тычке. – Тула: «Полиграфинвест», 2016. – 28 с.
10. Лялина Г.Н. Сердце России: песни на стихи Галины Лялиной. Тула: изд-во ТулГУ, 2019. 40 с.
11. Агибалова И.Л. Родной край: сборник песен. Тула: «Полиграфинвест», 2018. 33 с.
12. Нацаренус О.А. Искренне скажу…: Музыкально-поэтический альбом. – Тула: «Полиграфинвест», 2016. 52 с.
13. Махортова И.Л. Преображение души: музыкальный альбом. Тула: изд-во
ТулГУ, 2019. – 89 с.
ПОЭТИЧЕСКИЕ
1. Поклон кремлю. Литературный сборник детского творчества. Посвящается 500-летию Тульского кремля. Сост. С.И.Галкин.- Тула: Гриф и К, 2007. – 104 с., ил.
2. Три века тульской поэзии. Хрестоматия. – Тула: Гриф и К, 2010. – 864 с., ил.
3. Отчий край. Сборник поэзии и прозы. – Тула: Гриф и К, 2007. – 556 с., ил.
4. Альманах «Ковчег»: духовная страница, проза, поэзия, критика и литературоведение, публицистика, родословия и произведения о детях и для детей.
Вып. 13-й. – М.: «Новые витражи», 2023. – 316 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).
5. Пословицы русского народа. Даль В.И. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 448 с., ил. – (Народная мудрость).
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
1. Красная книга: Особо охраняемые природные территории Тульской области. – Тула: Гриф и К. 2007. – 316 с., ил.
2. Памятники природы Тульской области/Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области. – М.:ООО «Стратегия ЭКО», 2016. – 302 с., ил.
3. Путешествие к большим камням. Экспедиционный проект «Каменная культура Тульского края». Отв.ред. Столяров И.В. – Тула: «Дизайн-Коллегия», 2022. – 108 с., цв.ил.
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ
1. Здравствуй, Тула! Познавательно-развлекательная игра-сувенир. Петрова М.В. – Тула: типография «Всрок», 2011.
2. Край наш Тульский, часть первая. Пеньков В.В, Стекунов С.М. – Тула: Приокское кн.изд-во, 1970. – 176 с., ил.
3. Тульский край. Документы и материалы, часть вторая (советский период). Ред. Азарова В.Г. – Тула: «Коммунар», 1967. – 484 с., ил.
4. История Тульской области. Пеньков В.В. Тула: Изд. Дом «Пересвет», 2003. – 224 с., ил.
5. История Тульской области. Пеньков В.В. Двадцатый век. Тула: Изд. Дом
«Пересвет», 2004. – 304 с., ил.
6. История Тульского края (историческое обозрение Тульской губернии). Афремов
И.Ф. – Тула: Приокское кн.изд-во, 2002. – 256 с.
7. Тульский край в литературе и искусстве. Сост. В.Пахомов. – Тула: Пересвет, 2001. – 528 с., вкл.
8. Тульский самовар. Из собрания музея «Тульские самовары» / сост. Л.В.Бритенкова. – Тула: ГУК ТО Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей», 2013. – 192 с., ил.
9. Тула и область. Приглашение к путешествию / сост. И.Мексина. – Тула, Свамия, 2019. – 160 с., ил.
10. Ефремовская энциклопедия/ Авт.-сост. В.И.Ксенофонтов. – Тула: Нейрография, 2018. – 528 с., цв.вкл.
11. ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ. Традиционный народный костюм Тульской и
Рязанской областей: методическое пособие. О.Н.Прокопец. – Тула: Свамия, 2022. – 208 с., ил.
12. Ефремов – город воинской доблести – Тула: Свамия, 2020. – 60 с., ил.
13. Тульский край: история и факты / Гусев С., Чесалин П., Спиридонова Е. – Тула:
ООО «Борус – Пресс», 2019. – 120 с.
ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
1. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей/ изд. 2-е испр. и доп./ Сост. М.В.Майоров. – Тула, Изд. Дом. «Пересвет», 2010. – 568 с. ил.
2. Храмы Белёвской епархии. Сохранённое и утраченное: каталог - Тула: Свамия,
2021. – 296 с., ил.
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
1. Тульский Кремль – форпост Московии. Ксенофонтов В.И. – Тула: Неография,
2015. – 32 с. цв.ил.
2. Государева стража. Очерк истории русского фронтира. Бурцев И.Г., Хафизов
О.Э.– Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2020. – 160 с., ил.
3. Великая засечная стена: очерки и исследования о Большой засечной черте /
В.И.Ксенофонтов. – Тула: Свамия, 2020. – 176 с., цв. вкл.
4. По следам Засечной черты: путеводитель / А.Ефимов (и др.); под ред.
О.Золотарёва. – Тула: ООО «Борус-Принт», 2018. – 112 с., ил.
5. Подвиг на Тульской земле / Авт., сост. В.И.Ксенофонтов; сост. Хронографа И.А.Антонова. – Тула: Неография, 2016. – 224 с.
6. Заплачено кровью: Трагические события первого года войны / В.П.Киселёв. – (б.м.): Издательские решения, 2018. – 498 с.
И говоря о КРАЕВЕДЕНИИ и ТВОРЧЕСТВЕ самого автора - педагога дополнительного образования МКОУ ДО «Каменская детская школа искусств» и музыкального руководителя МКДОУ «Архангельский детский сад «Ромашка»» Каменского района Тульской области, привожу каталог литературы творческой и краеведческой направленности:
КНИГИ, АЛЬБОМЫ, БРОШЮРЫ, БУКЛЕТЫ
краеведа-исследователя по Каменскому району Тульской области
Ирины Алексеевны Мацневой, изданные в типографии ТулГУ
1. Мацнева И.А. Каменское Красивомечье. Тульский край в произведениях современных композиторов, художников и поэтов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. -
80 с., ил. Формат А4.
2. Мацнева И.А. Тургенев и Тульский край в произведениях краеведческого, поэтического, музыкального и художественного творчества в районах, связанных с именем И.С.Тургенева: Ефремов – «Лес и степь», Каменка – «Красивая Меча», Плавск – «Муравский шлях», Чернь – «Бежин луг». 200 лет со дня рождения писателя (1818-2018). Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. - 92 с., цв.ил. Формат А4.
3. Мацнева И.А. Путеводитель паломника по святым местам России. Схиигумен Павел Оптинский. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. - 34 с., цв.ил. Формат А5.
4. Мацнева И.А. Туристско-экскурсионный буклет «Не укроешь светильник под спудом. Павел Оптинский. Храм Преподобного Сергия Радонежского XVIIIв. в с.Черкассы Каменского района Тульской области. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. Формат А4.
5. Мацнева И.А. Православные святыни Каменки: путеводитель паломника по святым местам России. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. - 25 с., цв.ил. Формат А4.
6. Мацнева И.А. Лекция (доклад-презентация) «Легенды Каменного поля» на IV фестивале Русского географического общества в Зарядье, 2019 год. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. – 37 с., цв.ил. Формат А4.
7. Мацнева И.А. Лекция (доклад-презентация) «Большие камни: сакральное пространство Тульского края» на IV фестивале Русского географического общества в Зарядье, 2019 год. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. – 36 с., цв.ил. Формат А4.
8. Мацнева И.А. Жизнь и благодать: поэтический сборник. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. – 122 с., ил. Формат А5.
9. Мацнева И.А. 50 счастливых лет! Каменская детская школа искусств (19702020). Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. - 71 с., цв.ил. Формат А5.
10. Мацнева И.А. «Юбилейный – 2020» Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Каменская детская школа искусств». Фотоальбом. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. – 48 с., цв.ил. Формат А4.
11. Мацнева И.А. Легенды и исследование Каменки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. – 193 с., цв.ил. Формат А4.
12. Мацнева И.А. О чём поведали камни. Исследование информации Каменного поля. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. – 60 с., цв. ил. Формат А4.
13. Мацнева И.А. Война на Каменской земле, 1941. Исследование боевых действий на территории Каменского района Тульской области в период
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. с.143, цв.ил. Формат А4.
14. Мацнева И.А. Война глазами земляков. Воспоминания ветеранов и жителей
Каменского района Тульской области о Великой Отечественной войне 19411945 годов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. с.156, цв.ил. Формат А4.
15. Мацнева И.А. Альбом. Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Каменской земле. 80-летие героической обороны Тулы 1941-
1945. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. - с.24, цв.ил. Формат А4.
16. Мацнева И.А. Песни. Нотный сборник. Тула: Изд-во ТулГУ, 2022. – 132 с. Формат А4.
17. Инновационный проект – хронико-документальный фильм «Великая Отечественная война на Каменской земле, 1941 год».
Автор проекта, сценарист и режиссёр – И.А.Мацнева.
Опубликовано в СМИ редактором районной газеты «Сельская Новь» О.Ю.Нагоевой
с письменного согласия родителей.
Ссылки на публикации в СМИ https://youtu.be/k6jc3ln1UbA и
https://ok.ru/video/3411886475891
По инициативе автора, в дистанционный ковидный 2020 год над созданием фильма работало 35 учителей и педагогов дополнительного образования Каменского района Тульской области и 71 школьник. Всего было задействовано 106 человек из 10 школ и 3-х образовательных учреждений дополнительного образования.
Проект не имеет аналогов! Рекомендован для просмотра родителям воспитанников ДОУ, ученикам и учителями школ Каменского района Тульской области.
Краевед и педагог И.А.Мацнева ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ в подготовке к изданию следующих книг, о чём есть указание в соответствующих изданиях:
1. Тульский край: история и факты / Гусев С., Чесалин П., Спиридонова Е. – Тула: ООО «Борус – Пресс», 2019. – 120 с.
2. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей/ изд. 2-е испр. и доп./ Сост. М.В.Майоров. – Тула, Изд. Дом. «Пересвет», 2010. – 568 с. ил.
3. Храмы Белёвской епархии. Сохранённое и утраченное: каталог - Тула:
Свамия, 2021. – 296 с., ил.
4. Подвиг на Тульской земле / Авт., сост. В.И.Ксенофонтов; сост. Хронографа И.А.Антонова. – Тула: Неография, 2016. – 224 с.
5. Ефремов – город воинской доблести – Тула: Свамия, 2020. – 60 с., ил.
6. Путешествие к большим камням. Экспедиционный проект «Каменная культура Тульского края». Отв.ред. Столяров И.В. – Тула: «Дизайн-Коллегия»,
2022. – 108 с., цв.ил.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ И.А.Мацневой в музыкальных и поэтических изданиях:
1. Моя Тула. Песни о городе-герое Туле: сборник мелодий и текстов песен. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 140 с.
2. Стояли насмерть туляки: песни тульских композиторов для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). – Тула: Изд-во ООО «Аквариус».
2020. – 140 с.
3. Мы из Тулы! Песни тульских композиторов для школьников. Для голоса (хора) в сопровождении фортепиано. 1-4 классы: учебно-методическое пособие. Часть 1/ сост. М.И.Петухова-Левицкая. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. – 120 с. 4. Тульская сторонка: Региональный музыкально-литературный альманах. Песни, романсы, пьесы для фортепиано, стихи, рассказы. Вып. 1 – 10. – Тула: Изд-во ООО «Аквариус», 2018-2023. 92 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).
5. Альманах «На лирической волне»: романсы и песни, стихи. – Тула: «Полиграфинвест», 2017 - 2023. – 100 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).
6. Я родом с поля Куликова: Песни о Тульском крае. Мелодии и тексты. – Тула: «Полиграфинвест», 2017. - 80 с.
7. Лялина Г.Н. Сердце России: песни на стихи Галины Лялиной. Тула: издво ТулГУ, 2019. 40 с.
8. Карамушко Е.П. Музыкальный альбом: песенник. Тула: изд-во ТулГУ, 2019.
– 136 с.
9. Три века тульской поэзии. Хрестоматия. – Тула: Гриф и К, 2010. – 864 с., ил.
10. Отчий край. Сборник поэзии и прозы. – Тула: Гриф и К, 2007. – 556 с., ил.
11. День тульской поэзии. Альманах Тульской писательской организации Союза писателей России. - Тула: Гриф и К, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 гг.
12. Поэтическая Тула. Поэзия / Сост. О.В.Чмыр; под ред. А.А.Яшина. Приложение к журналу «Приокские зори». – изд-во ТулГУ, 2012. – 148 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).
13. Белые крылья: стихи / Сост. Г.Г.Мирошниченко. – Тула: изд-во ТулГУ,
2014. – 294 с.
14. Яснополянские зори: литературный альманах. /Сост. Г.Г.Мирошниченко. – Тула: изд-во ТулГУ, 2013, 2015, 2016 гг.
15. Антология русской народной поэзии XXI века. / Сост. Г.Г.Мирошниченко. - Тула: изд-во ТулГУ, т.5 (2015), т.7 (2016).
16. «На крыльях «Пегаса»: Международный русскоязычный литературнохудожественный, публицистический и музыкальный альманах. – Тула: изд-во ИП Лихачёв И.Ю., 2020, 2022, 2023. – 251 с.
17. «Пегасик»: стихи, рассказы, песни для детей и родителей. вып.11. Тула: типография Print71», 2022. – 128 с.
18. Альманах «Ковчег»: духовная страница, проза, поэзия, критика и литературоведение, публицистика, родословия и произведения о детях и для детей. (Библиотека журнала «Приокские зори»), 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 гг. – 316 с.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И.А.Мацневой,
опубликованные в альманахах
«Тульская сторонка», «На лирической волне» и авторском сборнике, подготовленных к изданию в Объединении тульских композиторов:
О РОДИНЕ
1. «Сердце России» - муз.И.Мацневой, сл. Г.Лялиной.
2. «Родина» - муз. Е.Карамушко, сл.И.Мацневой.
3. «Россия» - муз. Е.Карамушко, сл.И.Мацневой.
4. «Я люблю Россию!» - муз. И.Мацневой, сл. В.Васина.
О ТУЛЬСКОМ КРАЕ
1. «Сердце Тулы славной» - муз.И.Мацневой, сл.Т.Балантаевой
2. «Тульский край» - муз.И.Мацневой, сл. Т.Дик.
3. «Край Тульский – навеки родной» - муз. И.Мацневой, сл.Г.Лялиной.
4. «Тургеневское Красивомечье» - муз. Е.Карамушко, сл.И.Мацневой.
5. «Богатырь» (о Тульском кремле) – муз. И.Мацневой, сл.О.Нацаренус.
6. «Князь Дмитрий» (о Куликовской битве) – муз. И.Мацневой, сл.М.Добролёжи.
7. «Тула 5 мая» - муз.И.Мацневой, сл.В.Васина.
8. «А по Туле тишина идёт» - муз. Е Карамушко, сл.Т.Медведевой в исполнении Ирины Мацневой.
О МАЛОЙ РОДИНЕ – КАМЕНСКОМ РАЙОНЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
1. «Красивая Меча» (река Каменского района) – муз. Л.Коломацкой, сл. И.Мацневой.
2. «Деревенька Каменка» - муз.И.Мацневой, сл. Г.Ладонщикова.
3. «Река Красивая Меча» - муз. Е.Карамушко, сл.И.Мацневой.
О ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ
1. «Что такое День Победы?» - муз. И.Мацневой сл. А.Усачёва.
2. «Земляничная поляна» - муз. Д.Мацневой и И.Мацневой, сл.Т.Самохиной.
3. «Песенка рябинок» - муз. И.Мацневой, сл.Т.Лубяновой.
4. «Идиллия природы» - муз. И.Мацневой, сл. Т.Самохиной.
5. «Откололось солнце от заката» - муз.И.Мацневой, сл.Т.Самохиной.
6. «Подарок маме» - муз.И.Мацневой, сл. Т.Лубяновой.
Итог: Задачи музыкального развития детей, отражённые в содержании программы музыкального образования в образовательной области «Художественноэстетическое развитие», реализующейся в МКДОУ «Архангельский детский сад
«РОМАШКА»» в соответствии с ФГОС дошкольного образования С УЧЁТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО и МЕСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО
КОМПОНЕНТА через личное ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ краеведение и непосредственное творчество самого педагога в работе музыкального руководителя вполне обоснованы и выполнимы.
Обобщение опыта
С 2013 года педагог дополнительного образования Каменской детской школы искусств и музыкальный руководитель МКДОУ «Архангельский детский сад «РОМАШКА» Каменского района Тульской области Ирина Алексеевна Мацнева на форумах учителей регионального и Всероссийского уровней ввела новое понятие ТВОРЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ, чему и посвятила почти 30 лет своей исследовательской деятельности.
Отмечена в 4-х энциклопедических изданиях Тульской области:
1. Тульский биографический словарь: новая реальность / гл.ред. и сост.
М.В.Майоров. – Москва: «Минувшее», 2016. – 596 с., ил.
2. Биографические материалы к тульской историко-культурной энциклопедии.
Сборник 1 / сост. и гл. ред. М.В.Майоров. – Тула: «Антара» , 2016. – 316 с., ил.
3. Биографический словарь. Педагоги Тульской области – организаторы туристско-краеведческой работы с детьми / сост. Ю.Н.Кузнецов. – Тула: ГОУ ДО ТО «Центр краеведения, туризма и экскурсий», 2017. – 61 с., ил.
4. Ефремовская энциклопедия/ авт.-сост. В.И.Ксенофонтов. – Тула: Нейрография,
2018. – 528 с., цв.вкл.
Награждена 4 медалями за просвещение, Почетной грамотой правительства Тульской области, медалью «Трудовая доблесть III степени» (2021).
Ветеран труда Тульской области (2021).
С 1995 года – инициатор создания и бессменный руководитель Творческого объединения «Каменка» (поддержка и популяризация творчества земляков): писателькраевед-исследователь, публицист, педагог-новатор, поэт, музыкант-композитор, авторисполнитель (неоднократная обладательница Гран при), художник-оформитель.
Командир поискового отряда «Священное войско» Каменского района Тульской области, координатор движения «Бессмертный полк-2015».
Автор создания на сайте «Одноклассники» Культурно-Информационного Центра «МИР ТВОРЧЕСТВА Ирина Мацнева».
Член Тульского регионального отделения Русского географического общества, член Тульского областного отделения «Знание – Данко» просветительской общественной организации «Знание России».
Член региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов».
Член редакционных коллегий региональных музыкально-поэтических и публицистических альманахов «Тульская сторонка» и «На лирической волне» (библиотека журнала «Приокские зори»).
В ходе реализации программы комплексных мероприятий духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания и развития дошкольников на основе местного и регионального КРАЕВЕДЕНИЯ посредством живого, неповторимого, оригинального ТВОРЧЕСТВА можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки детей, обеспечивающей развитие духовно-нравственных, нравственно-патриотических, этических и эстетических качеств характера и черт личности.
Вывод: приобщая детей к творчеству и краеведению, к музыкальному и поэтическому наследию своего народа, педагог-музыкант воспитывает в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства самосознания и национальной гордости. Встреча с музыкой и музыкальным творчеством активирует восприимчивость и воображение детей, помогает воспитывать чувство любви к Родному краю, природе и окружающему миру. Поэтому работа в данном направлении не только интересна, но и важна. Безусловно, её нужно продолжать, обогащая новыми открытиями и находками, а также расширять - обмениваться опытом и пропагандировать. Ведь от взрослых зависит, какими вырастут дети и что они унесут с собой во взрослую жизнь из детства. Пусть это будет духовно-нравственное богатство души и нравственно-патриотическая закалка характера, полученные от общения с творческим краеведением и музыкой в стенах родного им с детства детского сада.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры // Программа СПб: АКЦИДЕНТ. 1997. С. 300.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М.: ЦГЛ, 2005. С. 205.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //http://www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm
4. Алейник А.И. Развитие познавательного интереса младших школьников в образовательном процессе на основе краеведческого материала [Электронный ресурс] /А.И.Алейник // Белгородский институт развития образования.http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op11/apo_11/nach11. asp
5. Шемшурина С.А. Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01/ Шемшурина Светлана Анатольевна. –Шадринск, 2011. –7с.
6. Федорова, А. Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ / А. Г. Федорова, Л. В. Чекмазова, Е. М. Леднева, А. К. Какуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 953-954.
7. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Л. А. Кондрыкинская. М.: Сфера, 2003. 192 с.
8. Шевченко Л.Л., « Добрый мир», православная культура для малышей, Москва,2014г.
9. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
10. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
11. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./
Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
12. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988.
Прим.: фото автора
26.04.2024 И.А.Мацнева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.