Творческое краеведение в ДОУ как инновационная технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Оценка 5

Творческое краеведение в ДОУ как инновационная технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Оценка 5
Исследовательские работы +1
pdf
26.04.2024
Творческое краеведение в ДОУ как инновационная технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Представляю авторскую разработку и многолетний опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических ценностей на основе двух тесно связанных компонентов – творчества и краеведения, транслируемых преподавателем - музыкальным руководителем детского сада в основной и вариативной части непосредственной образовательной деятельности. Для того, чтобы понять новизну этой технологии, надо быть одновременно и краеведом-исследователем свой малой Родины, и творцом произведений для детей на основе краеведческого компонента.
Творческое краеведение в ДОУ. Мацнева .pdf

Творческое краеведение в ДОУ как инновационная технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Представляю  авторскую разработку и многолетний опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических ценностей на основе двух тесно связанных компонентов – творчества и краеведения, транслируемых преподавателем -  музыкальным руководителем детского сада в основной и вариативной части непосредственной образовательной деятельности.

Для того, чтобы понять новизну этой технологии, надо быть одновременно и краеведом-исследователем свой малой Родины, и творцом произведений для детей на основе краеведческого компонента.

Впервые термин «творческое краеведение» был сформулирован мною в 2013 году как плод многолетнего сбора информации по разным видам творчества моей малой Родины – Каменского района Тульской области. 

В 2016 году в издательстве Тульского Государственного университета была издана моя первая книга «Тульский край в произведениях современных композиторов, художников и поэтов. КАМЕНСКОЕ КРАСИВОМЕЧЬЕ. Песни. Картины. Стихи», подытожившая мой авторский проект «КАМЕНКА в песнях, картинах, стихах», как обобщение опыта работы неформального самодеятельного Творческого объединения «Каменка», созданного и руководимого мною с 1995 года. 

Смысл создания ТО «КАМЕНКА» заключался в том, чтобы собрать максимально возможную информацию о разных видах творчества жителей конкретной местности на глубину веком и тысячелетий (с учётом памятников мегалитической культуры, археологических находок и легенд устного народного творчества), генеалогических изысканий и  исторического краеведения, чтобы затем передать эту культурноинформационную сокровищницу детям.

Понять и передать, как формировался менталитет и характер коренных жителей Тульской глубинки, на чём он основывался, что стало базовым компонентом в формировании, так называемой, НЕПОКОЛЕБИМОЙ СИЛЫ ДУХА ТУЛЯКОВ. Сама я являюсь представителем нескольких коренных тульских династий. Проживание моего рода на территории одного только Каменского района Тульской области - как минимум с семнадцатого века. Отсюда и верность Родине, и культурные традиции воспитания. С детства во мне проявились одновременно таланты в разных видах искусства (музыка, поэзия, живопись, хореография), а также отличная память, любознательность и жажда открытий и путешествий. 

Вместе с тем, незыблемыми основами воспитания в нашей семье были нравственность и патриотизм на основе высоких идеалов, а также способность к живому искромётному творчеству и исполнительскому мастерству. Всегда была высока ответственность перед Родиной. Смыслом жизни считалось – служение людям: делом, творчеством, интеллектом, верой и правдой. 

Все члены семьи, на протяжении многих поколений, хорошо музицировали, обладали художественным мастерством и декоративно-прикладным творчеством. 

Яркими были семейные праздники – с песнями, плясками, танцами, играми и, конечно же, воспоминаниями о радости труда! 

Труд всегда считался благородным занятием всех членов семьи - от мала до велика.

Так формировалось моё самосознание, характер и выбор профессии.

  Обладаю игрой на трёх музыкальных инструментах (фортепиано, гитара, синтезатор), владею техникой портретной графики, интерьерной живописи, дизайна - по разным направлениям (от ландшафтного до художественно-оформительского, а также  дизайн одежды), легко нахожу генеалогические корни выдающихся деятелей культуры и искусства, так или иначе связанных с Каменской землёй Тульского края. В частности, представители коренных родов на территории Каменского района Тульской области имеют общие корни с «дедушкой русского романса» Николаем Алексеевичем Титовым, Михаилом Ивановичем Глинкой, Александром Егоровичем Варламовым,  композиторами «Могучей кучки», а также рядом выдающихся имён в живописи, архитектуре и т.д. Может быть поэтому, сочинение музыкальных произведений песенного жанра, в том числе и для детей, всегда давалось мне легко - по вдохновению. А все выявленные мною таланты Каменской земли, так или иначе, относятся к этим родам и их родовым переплетениям.

С удовольствием пишу и иллюстрирую книги, создаю дизайн-проекты обложек книг моим коллегам, пишу и создаю презентации, популяризирую произведения местных авторов, чтобы передать накопленную интереснейшую информацию школьникам и детям! 

В этом и состоит весь смысл моей почти 30-летней подвижнической деятельности на поприще культуры и образования на благо любимой малой и Великой Родины! Ведь любовь к своему Отечеству и начинается с любви к своей малой Родине, и без неё не может быть! Являюсь автором целого ряда музыкальных, поэтических, публицистических и художественных произведений, часть из которых опубликована в официальных изданиях. Поддерживаю и пропагандирую творчество земляков, раскрываю и взращиваю таланты и способности у детей с раннего возраста - в качестве музыкального руководителя ДОУ, и далее – до получения профессии - в качестве преподавателя живописи Каменской детской школы искусств, имея профессиональную подготовку по этим двум специальностям.

 Именно поэтому, пройдя свой собственный творческий путь, я понимаю чувства детей, которые о своих талантах, зачастую… молча… «говорят»… глазами!!!

Раскрыть эти сердца! Подарить лучики поддержки! Дать энергию творчества! И увидеть искорки счастья - самая большая радость любого педагога и воспитателя. 

Именно поэтому я понимаю, как важно одновременно раскрывать ВСЕ проявляющиеся ТВОРЧЕСКИЕ таланты у детей. И работа музыкального руководителя ДОУ, а по сути – преподавателя цикла музыкально-эстетических дисциплин для дошкольников, для этого как нельзя кстати. 

Творчество – краеведение - патриотизм

Неразрывная связь этих понятий становится очевидной при глубоком погружении в тему. Попытаемся это проанализировать.

Музыкальному руководителю, исходя из уникальности его профессии, постоянно приходится придумывать и сочинять. Именно эта особенность относит деятельность музрука к разряду творческих профессий, используя  личное творчество. Это аспект является главным в концепции творческого краеведения. 

Создание произведений разных видов и жанров искусств на основе личного исследования местного краеведческого материала – вот что отличает творческого музыкального руководителя от аккомпаниатора, кем были музруки на заре становления профессии. Из ранее вспомогательной роли в совместной работе с воспитателем, музрук вырос профессионально, обретя творческую и профессиональную самостоятельность. Музыкальный руководитель давно уже полностью ответственен за самостоятельно проводимые им мероприятия для детей и взрослых. Вместе с тем, он продолжает оказывать всестороннюю помощь, в пределах своих компетенций, воспитателям, родителям, а также коллегам. Мы видим, что современный музрук это далеко не тот помощник – аккомпаниатор, каким был когда-то. А ведь зарождение профессии происходило во второй половине 50-х годов ХХ века. И на сегодняшний день явно созрела необходимость нового взгляда на данную тему.

Творческое краеведение в ДОУ– процесс осознанной и целенаправленной деятельности музыкального руководителя детского сада на основе глубокого изучения и популяризации современных и исторических материально-духовных ценностей определённого региона страны. Так я это понимаю.

Сама же концепция Творческого краеведения была мною изложена и опубликована на портале ЗНАНИО в 2020 году. 

Творческое краеведение это жизнь, посвященная творчеству и детям.

Именно поэтому, собрав копилку авторских произведений местных творцов (термин, также введённый мною для обозначения самодеятельных талантов, достигших вершин мастерства и признанных профессионалами в качестве носителей культурных ценностей, важных для воспитания детей и молодёжи) я поставила своей целью популяризацию творческого краеведения в качестве интеллектуально-творческого мостика между культурным наследием предыдущих поколений и рядом с нами живущими творцами - современниками. Это и есть преемственность поколений в творчестве и краеведении.

Важность этой задачи переоценить невозможно. 

Однако и сложность этой задачи велика: ДОЙТИ ДО СЕРДЕЦ взрослых и детей, причём САМЫМИ ПРОСТЫМИ И ПОНЯТНЫМИ словами, чувствами, образами и действиями.

В этом смысле не хотелось бы загромождать восприятие инновации сложными профессиональными терминами и фразеологическими оборотами. 

Важно понять СУТЬ!

ДУХОВНОСТЬ и ПАТРИОТИЗМ для детей  это ЛЮБОВЬ к ЗЕМЛЕ РОДНОЙ плюс СОБСТВЕННОЕ      ТВОРЧЕСТВО         преподавателя           и          воспитанников,        основанное на ТВОРЧЕСТВЕ ЗЕМЛЯКОВ. В этом – цементирующая составляющая фундамента самосознания         в          становлении русского        характера,                  нравственно-патриотическая преемственность поколений в живом и неиссякаемом народном творчестве.

Музыкальный руководитель – педагог-универсал – творец!

Профессия «музыкальный руководитель детского сада» на сегодняшний день считается одной из вымирающих. Но так ли это?

Приток молодых кадров за последние годы в данную стезю, действительно, заметно поубавился, а костяк сообщества музыкантов-универсалов неизбежно стареет год от года. Возникает вопрос! А нужен ли современному обществу живой (в отличие от компьютера) педагог-музыкант, который, к тому же ещё, и «Мастер на все руки»?

Вот что пишет А.И.Буренина, заведующая кафедрой дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО в статье «Берегите музыкального руководителя!»

 «Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. 

И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.).                                

До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» — сформировалось в обществе представление, что музыкальный руководитель нужен в основном для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/03/statya-beregite-muzykalnogo-rukovoditelya

Что на это счёт говорит современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)?

«В чем состоят собственно образовательные задачи музыкального руководителя, как участника образовательного процесса в свете реализации ФГОС ДО? Поскольку разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошкольного образования должна стать социализация детей, формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира, особое внимание музыкальный руководитель должен уделять развитию мотивационной сферы (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество и т.п.) Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из основных задач дошкольного

педагога». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/05/22/model-sovremennogo-muzykalnogorukovoditelya-v-svete-trebovaniy-fgos

Музыкальный руководитель в детском саду — это педагог, который отвечает за музыкальное воспитание дошкольников.

Его работа включает:

      организацию и проведение занятий и танцевально-игровой деятельности, направленных на приобщение детей к музыкальной культуре, развитие у них музыкального и ритмического слуха, голоса, разучивание танцевальных движений;

      организацию музыкально-литературных вечеров, театрализованных, ритмических, музыкально-дидактических игр;

      участие в организации и проведении спортивных и прочих мероприятий, предусмотренных планом воспитательно-образовательной работы ДОУ;

      выявление музыкально одарённых воспитанников и проведение с ними индивидуальных и групповых занятий;

      оценку музыкального развития всех детей с использованием различных диагностических методик 2–3 раза в год;

      консультирование родителей и работников ДОУ по вопросам детского музыкального развития. https://www.maam.ru/detskijsad/kto-takoi-muzykalnyirukovoditel-i-v-chem-zaklyuchayutsja-ego-dejatelnost-v-detskom-sadu.html

 «Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать. Играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии и т. д. Мы должны поднимать настроение детям и их родителям, должны постоянно учиться, быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам. Но музыкальный руководитель это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей! Ведь музыка вмещает в себя весь мир ребенка, является языком его души!».  https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-profesimuzykalnyi-rukovoditel-v-detskom-sadu.html

Отметим здесь главное – СОЧИНЯТЬ! Так что же означает слово «сочинять»?

Изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображенья. К примеру, сочинить пьесу, спектакль, сценарий, стихи, статью, музыку… 

Значит, сочиняющий музыкальный руководитель это Т В О Р Е Ц ! И если свои сочинения он создаёт на местном краеведческом материале (легенды, былины, сказания, рассказы, сказки и т.д.), одновременно исследую, собирая и популяризируя творчество народных мастеров разных видов и жанров искусства, а также современников-

профессионалов,     то     он     и     занимается     самым     настоящим     ТВОРЧЕСКИМ

КРАЕВЕДЕНИЕМ. Что и требовалось доказать.

Исследуя тему лично, музрук вовлекает в проектную деятельность и своих воспитанников, и их родителей, и коллег, и единомышленников-творцов в других сферах социума (культура, строительство и архитектура, полиграфия, дизайн и т.д.). Тем самым,  музыкальный руководитель ДОУ именно ТВОРИТ НОВОЕ - здесь и сейчас - исследуя, анализируя и внедряя КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ в свои произведения: сценарии, песни, стихи, хореографические постановки, пьесы, спектакли, театрализованные представления, массовые детские мероприятия, создавая дизайн-проекты праздничнопостановочного интерьера, костюмов, декораций, выставок, всевозможных атрибутов, а также распевок, разминок, вокальных и хоровых упражнений и мн.др.  

Совершенно новым функционалом музрука становится фото и видео съёмка репетиционных, праздничных и других элементов работы с детьми, обработка фото и видео материалов; монтаж фото отчётов, коллажей, презентаций; монтаж видеороликов; написание заметок и статей для Госпабликов и интернет-страниц ДОУ в соцсетях,  для размещения с СМИ, выступлений на родительских собраниях,  в педагогическом сообществе и т.д. Всё это ярко прорисовывает реализацию главной задачи деятельности музыкального руководителя ДОУ по формированию духовно-нравственного восприятия и нравственно-патриотического настроя сердец и умов юных граждан Великой страны – РОССИИ! И как результат - их душевный комфорт и уют в современном обществе.

Всё это является фундаментом нравственно-патриотического воспитания детей – знание истории и культуры своей малой Родины, далее своей страны – Великой Родины, а также глубокое восприятие народных, веками выверенных нравственных устоев и патриотических традиций русского народа. 

Такого ребёнка не сможет сбить с толку никакая асоциальная информация, не сможет полонить ни одна субкультура. Из таких детей вырастут настоящие сыновья и дочери Отечества, с честью пронесущие по жизни и умножащие своим опытом все те знания, которые они получили в детстве. 

Воспитав такое поколение юных граждан России, мы будем иметь полную и абсолютную уверенность и за будущую судьбу нашей прекрасной страны, и за судьбы всего мира. Русский народ является носителем уникального дара – ТВОРЧЕСТВА на основе ЛЮБВИ к своей РОДИНЕ и местного, родного КРАЕВЕДЕНИЯ.

Воспитание нравственности и патриотизма у воспитанников ДОУ через музыкальное творчество посредством ознакомления с краеведением малой Родины 

«Без малой Родины не может быть любви к Отечеству!» - так однажды вырвалось у меня из груди на одном из выступлений при проведении заседания круглого стола в институте повышения квалификации педагогических работников города Тулы. Ведь именно с любви к малой Родине начинается любовь в своей Великой Родине – могучей и прекрасной. Я не могу позволить себе писать слово Родина, даже если это относится всего лишь к тому месту, где человек родился, с маленькой буквы. Ведь это часть Родины Великой! И в этом тоже – патриотизм. Наши предки сражались за каждый клочок земли! За каждую деревушку! За каждый город! И из таких, политых кровью и потом, уголочков русской земли, складывается наша Великая Родина – МАТЬ всем народам, признающим своё родство и дружно проживающим на её общиной территории. Здесь и начинается

УНИКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ того или иного уголочка земли, где ребёнок впервые услышал

Основная цель моей деятельности заключается в том, чтобы, учитывая краеведческий компонент в творчестве, на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу; сохранить нравственное здоровье детей; приобщить их с раннего детства к нравственным ценностям; способствовать возрождению лучших традиций семейного воспитания. 

Актуальность темы

Глубоко осознавая важность и взаимосвязь краеведения, творчества, духовнонравственного и нравственно-патриотического воспитания в формировании характера дошкольников, источником получения знаний для этого, на мой взгляд, является, всё-таки, краеведение, и уже на его основе – творчество. Нравственно-патриотическое воспитание, через творческое краеведение, особенно актуально в современном мире в связи с непростой культурной и политической ситуацией в соседствующих с нами, не всегда дружелюбных, странах, в связи с чем – на границах нашей страны и во всём мире. 

Нравственно - патриотическое воспитание  – это основа формирования будущего гражданина, ведь патриотическое чувство у ребёнка не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного  воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. И то, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых:  как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника. 

Рассматривая актуальность нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современном мире, хочется обратиться к словам выдающегося педагога            В. А. Сухомлинского: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». https://www.maam.ru/detskijsad/-aktualnost-nravstveno-patrioticheskogo-vospitanija-

doshkolnikov-v-sovremenom-mire.html                                                                         

Патриотизм не может быть сформирован без чувства любви к Родине. Дошкольный возраст является         наиболее        оптимальным            периодом       становления личности,       где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. 

Приобщение детей к народной культуре страны, в которой он живет, является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности     [1, с. 15]. Одним из составляющих элементов народной культуры являются объекты

культурно-исторического наследия, а также устное и письменное народное творчество. 

Историко-культурным наследием являются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию [2].https://infourok.ru/doklad-istoriko-kulturnoe-naslediesemya-starkovyh-7138216.html.  

Актуальность темы духовно-нравственного и нравственно-патриотического воспитания  обусловлена ещё и тем, что в современной жизни дети, начиная с детского возраста, окружены огромным объёмом быстро мелькающей информации, среди которой мало тех скреп, на которых можно остановить внимание, успокоить ум и наполнит душу. Дети обладают недостаточным объёмом знаний о родном селе, городе, стране, особенностях русской культуры, её истории. Поколение их родителей, которое называется «детьми  перестройки», больше ориентировано на обеспечение ребёнка материальными благами. Поэтому в современных ДОУ существует система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Очень важно заложить в ребёнке основу народной культуры, понимание народных ценностей, воспитать осознанные патриотические чувства в обстановки семьи, в окружении близких ему людей – с детства.  

Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе – следующая составляющая темы творческого краеведения. «…творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее», - писал Л.С.Выготский в своём труде «Воображение и творчество в детском возрасте». В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели.

https://www.maam.ru/detskijsad/aktualnost-problemy-razvitija-tvorcheskogo-potenciala-udoshkolnikov-na-sovremenom-yetape.html

И, наконец, выделим главный составляющий компонент творческого краеведения -  краеведческие основы воспитания. Актуальность краеведческого образования в ДОУ заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста, так как воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, формирует нравственные качества, развивает бережное отношение к природе, истории, традициям и культуре своего народа.

Одним из важных аспектов современной государственной политики ФГОС ДО [3] считает введение краеведческого компонента в систему дошкольного образования и требует формирования краеведческой компетенции у дошкольников.

Теоретическое обоснование этой проблемы находит отражение в ряде психологопедагогических исследований. Краеведческий материал способствует воспитанию у дошкольников любви и уважения к своему отечеству (Л.А.Венгер, В.И.Логинова, А.А.Люблинская, А.П.Усова и др.); ознакомление детей с родным краем формирует у них уважительное отношение к культуре своего и других народов (Н.Ф.Виноградова, О.Л.Князева, М.Д. Маханева и др.); у дошкольников формируется интерес к историческим событиям, историческим личностям, историческим явлениям (О.В.Дыбина, М.В.Крулехт, А.Ю.Кузина и др.), воспитывается эмоционально-отзывчивое отношение к природе родного края (А.А.Быстрова, Л.С.Игнаткина, С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева, Т.АСеребрякова и др.). https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/11/22/kraevedenie-kak-sredstvopatrioticheskogo-vospitaniya

Исследователи едины во мнении, что детям, не только старшего, но и среднего  дошкольного возраста, могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, способствуют практической деятельности.

Освоение краеведческих представлений способствует воспитанию у детей дошкольного возраста уважения и гордости за край, в котором они живут, осознанию факта, что они составляют единый народ, объединенный общей культурой, историей, традициями, языком. Краеведение в дошкольном возрасте должно рассматриваться как основа приобщения к культурному наследию, и как источник развития ответственного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию Отчизны, деятельное участие в его сохранении и преумножении,  а также в личном оригинальном творчестве.

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ через музыкальное творчество можно отнести:

                    формирование любви к родному краю (деревне, селу, городу) и интерес к его прошлому и настоящему, через изучение музыкальных и литературных произведений;

                    развитие эмоционально-ценностного отношения (к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране);

                    воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому;

                    развитие бережного отношения к природе родного края (деревни, села, города); воспевание этих красот в поэзии, музыкальном народном творчестве и искусстве.

                    формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

В современных исследованиях всё чаще звучит понятие «краеведческая компетенция». По мнению А.И.Алейник [4], краеведческая компетенция – это погружение ребёнком во всестороннее изучение родного края, усвоение краеведческого материала, природоведческого, социального, этнокультурного содержания и выражение к нему эмоционально–ценностного отношения. Как указывает С.А.Шемшурина [5], краеведческая компетенция должна рассматриваться как совокупность знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности и проявляться в осознании ценностей родного края. Именно ценность достопримечательностей и культуры родного края наполняет впечатлительную душу ребёнка, формируя в нём устойчивую самооценку с детских лет. 

Однако не будем забывать, что выше сказанное главным смыслом проходит через всю деятельность творческого и сочиняющего музыкального руководителя детского сада в его непосредственной образовательной деятельности с детьми. Поэтому целью моей работы является создание условий для решения задач нравственно - патриотического воспитания детей на  музыкальных занятиях; воспитание любви к своей Родине, своему народу; формирование интереса к ее истории и культуре посредством ознакомления с народным творчеством и объектами культурно-исторического наследия на музыкальных занятиях. 

Для достижения поставленной цели сформулирован ряд следующих задач: 1. Познакомить детей с разнообразием творчества и объектов культурноисторического наследия Каменского района Тульской области, как неотъемлемой составляющей легендарного Тульского края и Великой России. Дать представление об уникальности культуры нашего региона, города Тулы, а также районного центра Каменского района – села Архангельского на основании артефактов, устного и письменного народного творчества, архивных документов и воспоминаний старожилов.

2.                  Воспитывать чувство гордости и любви к малой и Великой Родине, к народной культуре и людям, создавшим, сохранившим  и создающим её.

3.                  Заинтересовать детей и привлечь родителей к участию в проведении фольклорных праздников русского народа, создании мини-музея народных музыкальных инструментов, выставок, совместного с детьми, декоративно-прикладного творчества. 

4.                  Формировать представление об истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и о ходе боевых действий на территории Каменского района Тульской области, о героизме земляков, патриотических традициях предков, используя различные виды деятельности. На примере музыкальных и поэтических произведений показать мужество и героизм соотечественников и в труде, и в бою.

5.                  Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности.

Данные задачи могут быть успешно реализованы только во взаимодействии с семьёй, педагогическим коллективом, общественностью. Отсюда возникают четыре основных направления работы: с детьми, родителями, педагогами, социумом.

Методы, которые стали наиболее интересными для детей и эффективными в плане усвоения материала: эвристический (частично поисковый) метод, метод проектирования, игровой метод, метод практических действий, наглядный. 

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание предметноразвивающей среды. В МКДОУ «Архангельский детский сад «Ромашка»» есть мини-музей народных ремёсел и промыслов, народных инструментов, в каждой группе существуют уголки народного творчества, в фойе оформлен стенд «Командиры Победы», повествующий о героической обороне и об освобождении Каменского района Тульской области от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также об основателе музея Боевой славы в Архангельской средней школе Калмыкове Павле Ефимовиче, куда дети приходят ежегодно накануне Дня ПОБЕДЫ – почтить память героев!  

Для формирования предметно-развивающей  среды создаются материалы и пособия, которые помогают ребёнку, играя, выполнять самостоятельную работу; в совместных мероприятиях - незаметно, постепенно -  впитывать особенности культуры, быта русского народа; проникаться сознанием важности героизма в труде и в бою для жизни последующих поколений и счастья потомков, процветания родного Каменского района, Тульского края и нашей страны. Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки памятников истории и культуры родного края, открытки, альбомы, книги – всё способствует расширению кругозора воспитанников. Но главное среди всего этого – литературное наследие мастеров устного и письменного народного творчества, а также песенный материал о нашей любимой Каменке.

Сбором этого уникального интеллектуального и культурного богатства я  занимаюсь с 1995 года. Часть собранного и переработанного материала уже издана, продолжается работа над изданием новых интеллектуальных находок, творческих  и краеведческих открытий.

Работа с детьми

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников огромна.  Музыка помогает ребёнку выразить через песню или танец своё отношение к Родине, родному краю, семье. Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно выбирать музыкальные произведения, чтобы они были  доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста. 

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка звучит на музыкальных занятиях, начиная с младших групп. В старших группах важно акцентировать внимание детей на то, что это именно русский композитор - наш соотечественник.   

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребёнка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Учат подражать и сочинять!

На русских песнях, прибаутках, частушках у детей дошкольного возраста воспитываются такие качества, как доброта, открытость, взаимопомощь, сострадание, достоинство, благородство, что во все времена истории отличает находчивый и непобедимый  русский характер.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкальными и музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию через движение, а так же - художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребёнок.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности, является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». Ведь «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». https://solncesvet.ru/book_work/62303/

Из своего опыта работы могу отметить те мероприятия, которые стали традиционными, вызывая массу положительных эмоций у детей, а также увеличивая багаж их знаний о малой и Великой Родине.

Проведение детских театрализованных праздников, выставок поделок, спектаклей духовного содержания с приглашением представителей Русской православной церкви:

Рождество Христово – Ангел прилетел!

(концертная программа),

Рождественское чудо! (спектакль)  ,

Праздник     ВЕРБОЧКИ!      (познавательно-

игровое музыкальное занятие),

Пасхальный звон колоколов! (музыкальнолитературная гостиная),

Пасха – Христос воскрес! (спектакль).

Традиционные и современные праздники русского народа:

День Урожая (познавательно-игровое музыкальное занятие),

День СЕЛА (познавательно-игровое музыкальное занятие),

День Тульской области (познавательно-игровое музыкальное занятие),

МАСЛЕНИЦА (познавательно-игровое музыкальное занятие), ЖАВОРОНКИ (познавательно-игровое музыкальное занятие),

Красная       ГОРКА!       (познавательно-

игровое музыкальное занятие)  ,

Праздник Русской Берёзки – ТРОИЦА! (познавательно-игровое музыкальное занятие).

Патриотические мероприятия:

торжественный митинг у Вечного Огня, возложение цветов),

День Народного ЕДИНСТВА (музыкально-познавательное

занятие),

                                                                       День    освобождения    Каменского    района     от    немецко-

фашистских захватчиков (познавательно-музыкальное занятие),

День флага РФ (концертно-познавательная программа),

День Конституции РФ (познавательно-конкурсная музыкальная программа), Крымская ВЕСНА! (концерт).

Социально-значимые мероприятия:

День        защиты        ДЕТЕЙ        (конкурсно-

развлекательная программа), День МАТЕРИ (концерт), День ОТЦА (музыкально-литературная гостиная),

День БАБУШЕК и ДЕДУШЕК (весёлые посиделки),

Международный Женский день - 8 марта! (концерт), Выпускной БАЛ (большая театрализованная программа),

День Знаний (конкурсно-развлекательная программа),

День МУЗЫКИ (музыкально-познавательная программа),

День работника ДОУ (концерт),

День ТЕАТРА (спектакль),

«В ПТИЧЬЕМ ХОРЕ КТО ПОЁТ?»  (музыкально-познавательная программа о редких и исчезающих птицах Каменского Красивомечья с прослушиванием голосов и пения птиц),

«НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ, НЕ РВИТЕ!» (музыкально-познавательная программа о краснокнижных растениях Каменского Красивомечья с мульт-презентацией классического произведения «Вальс цветов» П.И.Чайковского, музыкальными и хореографическими композициями).

При проведении программных, праздничных мероприятий, конкурсов и развлечений используются ИКТ (фоновые и музыкальные аудиозаписи, тематические презентации, ролики и мульты, видео-путешествия, музыкальные кроссворды, загадки «Угадай мелодию, мульт-лото, музыкальные видео-сказки и т.д.); практикуется детская благотворительность (рисунок солдату, открытка ветеранам педагогического труда и т.д.).

Взаимодействие  с семьей

Новые формы работы с родителями:

      Регулярное освещение в группе детского сада на Госпаблике и в соцсетях проводимых музыкальных мероприятий и праздников с фото и видео отчётами, проектами, презентациями. 

      Консультирование родителей в режиме онлайн.

А также общепринятие формы и методы работы с родителями (родительские собрания, индивидуальное консультирование, стендовые тематические материалы и т.д.).

Педагогическая копилка

Из обширной библиотеки краеведческой литературы хочу выделить особенно интересные, на мой взгляд, издания:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ

1.      Моя Тула. Песни о городе-герое Туле: сборник мелодий и текстов песен. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 140 с.

2.      Стояли насмерть туляки: песни тульских композиторов для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). – Тула: Изд-во ООО «Аквариус». 2020. –   

140 с.

3.      Мы из Тулы! Песни тульских композиторов для школьников. Для голоса (хора) в сопровождении фортепиано. 1-4 классы: учебно-методическое пособие. Часть 1/ сост. М.И.Петухова-Левицкая. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. –

120 с.

4.      Тульская сторонка: Региональный музыкально-литературный альманах. Песни, романсы, пьесы для фортепиано, стихи, рассказы. Вып. 1 – 10. – Тула: Изд-во ООО «Аквариус», 2018-2023. 92 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).

5.      Я родом с поля Куликова: Песни о Тульском крае. Мелодии и тексты. – Тула: «Полиграфинвест», 2017. - 80 с.

6.      «На крыльях «Пегаса», Международный русскоязычный литературнохудожественный, публицистический и музыкальный альманах. 21 вып. – Тула: изд-во ИП Лихачёв И.Ю., 2023. – 251 с.

7.      «Пегасик»: стихи, рассказы, песни для детей и родителей. вып.11. Тула: типография Print71», 2022. – 128 с.

8.      Альманах «На лирической волне»: романсы и песни, стихи. – Тула:

«Полиграфинвест», 2017 - 2023. – 100 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»). 9. Сенин С.В. Пьесы с ладошку. Сюита по мотивам легенд И.Панькина о мастере Тычке. – Тула: «Полиграфинвест», 2016. – 28 с.

10.  Лялина Г.Н. Сердце России: песни на стихи Галины Лялиной. Тула: изд-во ТулГУ, 2019. 40 с.

11.  Агибалова И.Л. Родной край: сборник песен. Тула: «Полиграфинвест», 2018. 33 с.

12.  Нацаренус О.А. Искренне скажу…: Музыкально-поэтический альбом. – Тула: «Полиграфинвест», 2016. 52 с.

13.  Махортова И.Л. Преображение души: музыкальный альбом. Тула: изд-во

ТулГУ, 2019. – 89 с.

ПОЭТИЧЕСКИЕ

1.      Поклон кремлю. Литературный сборник детского творчества. Посвящается 500-летию Тульского кремля. Сост. С.И.Галкин.- Тула: Гриф и К, 2007. – 104 с., ил.

2.      Три века тульской поэзии. Хрестоматия. – Тула: Гриф и К, 2010. – 864 с., ил.

3.      Отчий край. Сборник поэзии и прозы. – Тула: Гриф и К, 2007. – 556 с., ил.

4.      Альманах «Ковчег»: духовная страница, проза, поэзия, критика и литературоведение, публицистика, родословия и произведения о детях и для детей.

Вып. 13-й. – М.: «Новые витражи», 2023. – 316 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).

5.      Пословицы русского народа. Даль В.И. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 448 с., ил. – (Народная мудрость).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

1.      Красная книга: Особо охраняемые природные территории Тульской области. – Тула: Гриф и К. 2007. – 316 с., ил.

2.      Памятники природы Тульской области/Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области. – М.:ООО «Стратегия ЭКО», 2016. – 302 с., ил.

3.      Путешествие к большим камням. Экспедиционный проект «Каменная культура Тульского края». Отв.ред. Столяров И.В. – Тула: «Дизайн-Коллегия», 2022. – 108 с., цв.ил.

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ

1.      Здравствуй, Тула! Познавательно-развлекательная игра-сувенир.  Петрова М.В. – Тула: типография «Всрок», 2011.

2.      Край наш Тульский, часть первая. Пеньков В.В, Стекунов С.М. – Тула: Приокское кн.изд-во, 1970. – 176 с., ил.

3.      Тульский край. Документы и материалы, часть вторая (советский период). Ред. Азарова В.Г. – Тула: «Коммунар», 1967. – 484 с., ил.

4.      История Тульской области. Пеньков В.В. Тула: Изд. Дом «Пересвет», 2003. – 224 с., ил.

5.      История Тульской области. Пеньков В.В. Двадцатый век. Тула: Изд. Дом

«Пересвет», 2004. – 304 с., ил.

6.      История Тульского края (историческое обозрение Тульской губернии). Афремов

И.Ф. – Тула: Приокское кн.изд-во, 2002. – 256 с.

7.      Тульский край в литературе и искусстве. Сост. В.Пахомов. – Тула: Пересвет, 2001. – 528 с., вкл.

8.      Тульский      самовар.        Из       собрания        музея «Тульские      самовары»     /           сост. Л.В.Бритенкова. – Тула: ГУК ТО Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей», 2013. – 192 с., ил.

9.      Тула и область. Приглашение к путешествию / сост. И.Мексина. – Тула, Свамия, 2019. – 160 с., ил.

10.  Ефремовская энциклопедия/ Авт.-сост. В.И.Ксенофонтов. – Тула: Нейрография, 2018. – 528 с., цв.вкл.

11.  ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ. Традиционный народный костюм Тульской и

Рязанской областей: методическое пособие. О.Н.Прокопец. – Тула: Свамия, 2022. – 208 с., ил.

12.  Ефремов – город воинской доблести – Тула: Свамия, 2020. – 60 с., ил.

13.  Тульский край: история и факты / Гусев С., Чесалин П., Спиридонова Е. – Тула:

ООО «Борус – Пресс», 2019. – 120 с.

ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ

1.      Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей/ изд. 2-е испр. и доп./ Сост. М.В.Майоров. – Тула, Изд. Дом. «Пересвет», 2010. – 568 с. ил.

2.      Храмы Белёвской епархии. Сохранённое и утраченное: каталог - Тула: Свамия,

2021. – 296 с., ил.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ

1.      Тульский Кремль – форпост Московии. Ксенофонтов В.И. – Тула: Неография,

2015. – 32 с. цв.ил.

2.      Государева стража. Очерк истории русского фронтира. Бурцев И.Г., Хафизов

О.Э.– Тула: Государственный музей-заповедник «Куликово поле», 2020. – 160 с., ил.

3.      Великая засечная стена: очерки и исследования о Большой засечной черте /

В.И.Ксенофонтов. – Тула: Свамия, 2020. – 176 с., цв. вкл.

4.      По следам Засечной черты: путеводитель / А.Ефимов (и др.); под ред.

О.Золотарёва. – Тула: ООО «Борус-Принт», 2018. – 112 с., ил.

5.      Подвиг на Тульской земле / Авт., сост. В.И.Ксенофонтов; сост. Хронографа И.А.Антонова. – Тула: Неография, 2016. – 224 с.

6.      Заплачено кровью: Трагические события первого года войны / В.П.Киселёв. – (б.м.): Издательские решения, 2018. – 498 с. 

И говоря о КРАЕВЕДЕНИИ и ТВОРЧЕСТВЕ самого автора - педагога дополнительного образования МКОУ ДО «Каменская детская школа искусств» и музыкального руководителя МКДОУ «Архангельский детский сад «Ромашка»» Каменского района Тульской области, привожу каталог литературы  творческой и краеведческой направленности: 

КНИГИ, АЛЬБОМЫ, БРОШЮРЫ, БУКЛЕТЫ

краеведа-исследователя по Каменскому району Тульской области

Ирины Алексеевны Мацневой, изданные в типографии ТулГУ

1.      Мацнева И.А. Каменское Красивомечье. Тульский край в произведениях              современных композиторов, художников и поэтов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. -

80 с., ил. Формат А4.

2.      Мацнева И.А. Тургенев и Тульский край в произведениях краеведческого,              поэтического, музыкального и художественного творчества в районах,               связанных с именем И.С.Тургенева: Ефремов – «Лес и степь», Каменка –              «Красивая Меча», Плавск – «Муравский шлях», Чернь – «Бежин луг».  200              лет со дня рождения писателя (1818-2018). Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. - 92 с.,              цв.ил. Формат А4.

3.      Мацнева И.А. Путеводитель паломника по святым местам России. Схиигумен Павел Оптинский. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. - 34 с., цв.ил. Формат А5.

4.      Мацнева И.А. Туристско-экскурсионный буклет «Не укроешь светильник под спудом. Павел Оптинский. Храм Преподобного Сергия Радонежского XVIIIв. в с.Черкассы Каменского района Тульской области. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. Формат А4.

5.      Мацнева И.А. Православные святыни Каменки: путеводитель паломника по святым местам России. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. - 25 с., цв.ил. Формат А4.

6.      Мацнева И.А. Лекция (доклад-презентация) «Легенды Каменного поля» на IV фестивале Русского географического общества в Зарядье, 2019 год. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. –  37 с., цв.ил. Формат А4.

7.      Мацнева И.А. Лекция (доклад-презентация) «Большие камни: сакральное пространство Тульского края» на IV фестивале Русского географического общества в Зарядье, 2019 год. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. –  36 с., цв.ил. Формат А4.

8.      Мацнева И.А. Жизнь и благодать: поэтический сборник. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. – 122 с., ил. Формат А5.

9.      Мацнева И.А. 50 счастливых лет! Каменская детская школа искусств (19702020). Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. - 71 с., цв.ил. Формат А5.

10.  Мацнева И.А. «Юбилейный – 2020» Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Каменская детская школа искусств». Фотоальбом. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. – 48 с., цв.ил. Формат А4.

11.  Мацнева И.А. Легенды и исследование Каменки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. – 193 с., цв.ил. Формат А4.

12.  Мацнева И.А. О чём поведали камни. Исследование информации Каменного поля. Тула: Изд-во ТулГУ, 2020. – 60 с., цв. ил. Формат А4.

13.  Мацнева И.А. Война на Каменской земле, 1941. Исследование боевых действий на территории Каменского района Тульской области в период

Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. с.143, цв.ил. Формат А4.

14.  Мацнева И.А. Война глазами земляков. Воспоминания ветеранов и жителей

Каменского района Тульской области о Великой Отечественной войне 19411945 годов.  Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. с.156, цв.ил. Формат А4.

15.  Мацнева И.А. Альбом. Памятники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Каменской земле. 80-летие героической обороны Тулы 1941-

1945. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. - с.24, цв.ил. Формат А4.

 

16.  Мацнева И.А. Песни. Нотный сборник. Тула: Изд-во ТулГУ, 2022. –        132 с. Формат А4.

17.  Инновационный проект – хронико-документальный  фильм «Великая Отечественная война на Каменской земле, 1941 год».

Автор проекта, сценарист и режиссёр – И.А.Мацнева

Опубликовано в СМИ редактором районной газеты «Сельская Новь» О.Ю.Нагоевой 

с письменного согласия родителей. 

Ссылки         на         публикации         в         СМИ         https://youtu.be/k6jc3ln1UbA         и

https://ok.ru/video/3411886475891  

По инициативе автора, в дистанционный ковидный 2020 год над созданием фильма работало 35 учителей и педагогов дополнительного образования Каменского района Тульской области и 71 школьник. Всего было задействовано 106 человек из 10 школ и 3-х образовательных учреждений дополнительного образования.

Проект не имеет аналогов! Рекомендован для просмотра родителям воспитанников ДОУ, ученикам и учителями школ Каменского района Тульской области.

Краевед и педагог И.А.Мацнева ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ в подготовке к изданию следующих книг, о чём есть указание в соответствующих изданиях: 

 

1.      Тульский край: история и факты / Гусев С., Чесалин П., Спиридонова Е. – Тула: ООО «Борус – Пресс», 2019. – 120 с.

2.      Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей/ изд. 2-е испр. и доп./ Сост. М.В.Майоров. – Тула, Изд. Дом. «Пересвет», 2010. – 568 с. ил.

3.      Храмы Белёвской епархии. Сохранённое и утраченное: каталог - Тула:

Свамия, 2021. – 296 с., ил.

4.      Подвиг на Тульской земле / Авт., сост. В.И.Ксенофонтов; сост. Хронографа И.А.Антонова. – Тула: Неография, 2016. – 224 с.  

5.      Ефремов – город воинской доблести – Тула: Свамия, 2020. – 60 с., ил.

6.      Путешествие к большим камням. Экспедиционный проект «Каменная культура Тульского края». Отв.ред. Столяров И.В. – Тула: «Дизайн-Коллегия»,

2022. – 108 с., цв.ил.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ И.А.Мацневой в музыкальных и поэтических изданиях:

 

1.      Моя Тула. Песни о городе-герое Туле: сборник мелодий и текстов песен. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 140 с.

2.      Стояли насмерть туляки: песни тульских композиторов для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна). – Тула: Изд-во ООО «Аквариус».

2020. –    140 с.

3. Мы из Тулы! Песни тульских композиторов для школьников. Для голоса (хора) в сопровождении фортепиано. 1-4 классы: учебно-методическое пособие. Часть 1/ сост. М.И.Петухова-Левицкая. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. – 120 с.  4. Тульская сторонка: Региональный музыкально-литературный альманах. Песни, романсы, пьесы для фортепиано, стихи, рассказы. Вып. 1 – 10. – Тула: Изд-во ООО «Аквариус», 2018-2023. 92 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).  

5.      Альманах «На лирической волне»: романсы и песни, стихи. – Тула: «Полиграфинвест», 2017 - 2023. – 100 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).

6.      Я родом с поля Куликова: Песни о Тульском крае. Мелодии и тексты. – Тула: «Полиграфинвест», 2017. - 80 с.  

7.      Лялина Г.Н. Сердце России: песни на стихи Галины Лялиной. Тула: издво ТулГУ, 2019. 40 с.

8.      Карамушко Е.П. Музыкальный альбом: песенник. Тула: изд-во ТулГУ, 2019.

– 136 с.

9.      Три века тульской поэзии. Хрестоматия. – Тула: Гриф и К, 2010. – 864 с., ил.  

10.  Отчий край. Сборник поэзии и прозы. – Тула: Гриф и К, 2007. – 556 с., ил.

11.  День тульской поэзии. Альманах Тульской писательской организации Союза писателей России. - Тула: Гриф и К, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 гг.

12.  Поэтическая Тула. Поэзия / Сост. О.В.Чмыр; под ред. А.А.Яшина. Приложение к журналу «Приокские зори». – изд-во ТулГУ, 2012. – 148 с. (Библиотека журнала «Приокские зори»).

13.  Белые крылья: стихи / Сост. Г.Г.Мирошниченко. – Тула: изд-во ТулГУ,

2014. – 294 с.

14.  Яснополянские зори: литературный альманах. /Сост. Г.Г.Мирошниченко. – Тула: изд-во ТулГУ, 2013, 2015, 2016 гг.

15.  Антология русской народной поэзии XXI века. / Сост. Г.Г.Мирошниченко. - Тула: изд-во ТулГУ, т.5 (2015), т.7 (2016).  

16.  «На крыльях «Пегаса»: Международный русскоязычный литературнохудожественный, публицистический и музыкальный альманах.  – Тула: изд-во ИП Лихачёв И.Ю., 2020, 2022, 2023. – 251 с.

17.  «Пегасик»: стихи, рассказы, песни для детей и родителей. вып.11. Тула: типография Print71», 2022. – 128 с.  

18.  Альманах «Ковчег»: духовная страница, проза, поэзия, критика и литературоведение, публицистика, родословия и произведения о детях и для детей. (Библиотека журнала «Приокские зори»), 2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 гг. – 316 с.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И.А.Мацневой,

опубликованные в альманахах

«Тульская сторонка», «На лирической волне» и авторском сборнике, подготовленных к изданию в Объединении тульских композиторов:

О РОДИНЕ

1.        «Сердце России» - муз.И.Мацневой, сл. Г.Лялиной.

2.        «Родина» - муз. Е.Карамушко, сл.И.Мацневой.

3.        «Россия» - муз. Е.Карамушко, сл.И.Мацневой.

4.        «Я люблю Россию!» - муз. И.Мацневой, сл. В.Васина. 

 

О ТУЛЬСКОМ КРАЕ

1.        «Сердце Тулы славной» - муз.И.Мацневой, сл.Т.Балантаевой

2.        «Тульский край» - муз.И.Мацневой, сл. Т.Дик.

3.        «Край Тульский – навеки родной» - муз. И.Мацневой, сл.Г.Лялиной.

4.        «Тургеневское Красивомечье» - муз. Е.Карамушко, сл.И.Мацневой.

5.        «Богатырь» (о Тульском кремле) – муз. И.Мацневой, сл.О.Нацаренус.

6.        «Князь Дмитрий» (о Куликовской битве) – муз. И.Мацневой, сл.М.Добролёжи.

7.        «Тула 5 мая» - муз.И.Мацневой, сл.В.Васина.

8.        «А по Туле тишина идёт» - муз. Е Карамушко, сл.Т.Медведевой в исполнении Ирины Мацневой.

О МАЛОЙ РОДИНЕ – КАМЕНСКОМ РАЙОНЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

1.      «Красивая Меча» (река Каменского района) – муз. Л.Коломацкой, сл. И.Мацневой.

2.      «Деревенька Каменка» - муз.И.Мацневой, сл. Г.Ладонщикова.

3.      «Река Красивая Меча» - муз. Е.Карамушко, сл.И.Мацневой.

 

О ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ

1.        «Что такое День Победы?» - муз. И.Мацневой сл. А.Усачёва.

2.        «Земляничная поляна» - муз. Д.Мацневой и И.Мацневой, сл.Т.Самохиной.

3.        «Песенка рябинок» - муз. И.Мацневой, сл.Т.Лубяновой.

4.        «Идиллия природы» - муз. И.Мацневой, сл. Т.Самохиной.

5.        «Откололось солнце от заката» - муз.И.Мацневой, сл.Т.Самохиной.

6.        «Подарок маме» - муз.И.Мацневой, сл. Т.Лубяновой.

Итог: Задачи музыкального развития детей, отражённые в содержании  программы музыкального образования в образовательной области «Художественноэстетическое развитие», реализующейся в МКДОУ «Архангельский детский сад

«РОМАШКА»» в соответствии с ФГОС дошкольного образования  С УЧЁТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО  и МЕСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО

КОМПОНЕНТА через личное ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ краеведение и непосредственное творчество самого педагога в работе музыкального руководителя вполне обоснованы и выполнимы.

 

 

Обобщение опыта

С 2013 года педагог дополнительного образования Каменской детской школы искусств и музыкальный руководитель МКДОУ «Архангельский детский сад «РОМАШКА» Каменского района Тульской области Ирина Алексеевна Мацнева на форумах учителей регионального и Всероссийского уровней ввела новое понятие ТВОРЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ, чему и посвятила почти 30 лет своей исследовательской деятельности.

Отмечена в 4-х энциклопедических изданиях Тульской области:

1.      Тульский биографический словарь: новая реальность / гл.ред. и сост.

М.В.Майоров. – Москва: «Минувшее», 2016. – 596 с., ил.

2.      Биографические материалы к тульской историко-культурной энциклопедии.

Сборник 1 / сост. и гл. ред. М.В.Майоров. – Тула: «Антара» , 2016. – 316 с., ил.

3.      Биографический словарь. Педагоги Тульской области – организаторы туристско-краеведческой работы с детьми / сост. Ю.Н.Кузнецов. – Тула: ГОУ ДО ТО «Центр краеведения, туризма и экскурсий», 2017. – 61 с., ил.

4.      Ефремовская энциклопедия/ авт.-сост. В.И.Ксенофонтов. – Тула: Нейрография,

2018. – 528 с., цв.вкл.

Награждена 4 медалями за просвещение, Почетной грамотой правительства Тульской области, медалью «Трудовая доблесть III степени» (2021). 

Ветеран труда Тульской области (2021).

С 1995 года – инициатор создания и бессменный руководитель Творческого объединения «Каменка» (поддержка и популяризация творчества земляков): писателькраевед-исследователь, публицист, педагог-новатор, поэт, музыкант-композитор, авторисполнитель (неоднократная обладательница Гран при), художник-оформитель. 

Командир поискового отряда «Священное войско» Каменского района Тульской области, координатор движения «Бессмертный полк-2015».

Автор создания на сайте «Одноклассники» Культурно-Информационного Центра «МИР ТВОРЧЕСТВА Ирина Мацнева». 

Член  Тульского регионального отделения Русского географического общества, член Тульского областного отделения «Знание – Данко» просветительской общественной организации «Знание России».

Член региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов».

Член редакционных коллегий региональных музыкально-поэтических и публицистических альманахов «Тульская сторонка» и «На лирической волне» (библиотека журнала «Приокские зори»).

В ходе реализации программы комплексных мероприятий духовно-нравственного  и нравственно-патриотического воспитания и развития  дошкольников на основе местного и регионального КРАЕВЕДЕНИЯ посредством живого, неповторимого, оригинального ТВОРЧЕСТВА можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки детей, обеспечивающей развитие духовно-нравственных, нравственно-патриотических, этических и эстетических качеств характера и черт личности. 

Вывод: приобщая детей к творчеству и краеведению, к музыкальному и поэтическому наследию своего народа, педагог-музыкант воспитывает в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства самосознания и национальной гордости. Встреча с музыкой и музыкальным творчеством  активирует восприимчивость и воображение детей, помогает воспитывать чувство любви к Родному краю, природе и окружающему миру. Поэтому работа в данном направлении не только интересна, но и важна. Безусловно, её нужно продолжать, обогащая новыми открытиями и находками, а также расширять - обмениваться опытом и пропагандировать. Ведь от взрослых зависит, какими вырастут дети и что они унесут с собой во взрослую жизнь из детства. Пусть это будет духовно-нравственное богатство души и нравственно-патриотическая закалка характера, полученные от общения с творческим краеведением и музыкой в стенах родного им с детства детского сада.

Литература:

1.      Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры // Программа СПб: АКЦИДЕНТ. 1997. С. 300.

2.      Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М.: ЦГЛ, 2005. С. 205.

3.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //http://www.rg.ru.2013/11/25/doshk-standart-dok.htm 

4.      Алейник А.И. Развитие познавательного интереса младших школьников в образовательном процессе на основе краеведческого материала [Электронный ресурс] /А.И.Алейник // Белгородский институт развития образования.http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op11/apo_11/nach11. asp

5.      Шемшурина С.А. Формирование краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании: автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01/ Шемшурина Светлана Анатольевна. –Шадринск, 2011. –7с.

6.      Федорова, А. Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ / А. Г. Федорова, Л. В. Чекмазова, Е. М. Леднева, А. К. Какуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 953-954. 

7.      С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Л. А. Кондрыкинская. М.: Сфера, 2003. 192 с.

8.      Шевченко Л.Л., « Добрый мир», православная культура для малышей, Москва,2014г.

9.      Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников» 

10.  Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г. 

11.  Даведьянова Н.С.    «О       понимании    духовности    в          современном обществе./

Православная педагогика: Традиции и современность». – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000; 

12.  Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988.

Прим.: фото автора

26.04.2024                                                                                            И.А.Мацнева

 

 

 

 

 

Творческое краеведение в ДОУ как инновационная технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Творческое краеведение в ДОУ как инновационная технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Вместе с тем, незыблемыми основами воспитания в нашей семье были нравственность и патриотизм на основе высоких идеалов, а также способность к живому искромётному творчеству и…

Вместе с тем, незыблемыми основами воспитания в нашей семье были нравственность и патриотизм на основе высоких идеалов, а также способность к живому искромётному творчеству и…

Являюсь автором целого ряда музыкальных, поэтических, публицистических и художественных произведений, часть из которых опубликована в официальных изданиях

Являюсь автором целого ряда музыкальных, поэтических, публицистических и художественных произведений, часть из которых опубликована в официальных изданиях

Профессия «музыкальный руководитель детского сада» на сегодняшний день считается одной из вымирающих

Профессия «музыкальный руководитель детского сада» на сегодняшний день считается одной из вымирающих

ДОУ; • выявление музыкально одарённых воспитанников и проведение с ними индивидуальных и групповых занятий; • оценку музыкального развития всех детей с использованием различных диагностических методик…

ДОУ; • выявление музыкально одарённых воспитанников и проведение с ними индивидуальных и групповых занятий; • оценку музыкального развития всех детей с использованием различных диагностических методик…

Тем самым, музыкальный руководитель

Тем самым, музыкальный руководитель

Наши предки сражались за каждый клочок земли!

Наши предки сражались за каждый клочок земли!

Рассматривая актуальность нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современном мире, хочется обратиться к словам выдающегося педагога

Рассматривая актуальность нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современном мире, хочется обратиться к словам выдающегося педагога

Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе – следующая составляющая темы творческого краеведения

Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе – следующая составляющая темы творческого краеведения

Освоение краеведческих представлений способствует воспитанию у детей дошкольного возраста уважения и гордости за край, в котором они живут, осознанию факта, что они составляют единый народ…

Освоение краеведческих представлений способствует воспитанию у детей дошкольного возраста уважения и гордости за край, в котором они живут, осознанию факта, что они составляют единый народ…

Для достижения поставленной цели сформулирован ряд следующих задач: 1

Для достижения поставленной цели сформулирован ряд следующих задач: 1

Каменского района Тульской области от немецко-фашистских захватчиков в годы

Каменского района Тульской области от немецко-фашистских захватчиков в годы

На русских песнях, прибаутках, частушках у детей дошкольного возраста воспитываются такие качества, как доброта, открытость, взаимопомощь, сострадание, достоинство, благородство, что во все времена истории отличает…

На русских песнях, прибаутках, частушках у детей дошкольного возраста воспитываются такие качества, как доброта, открытость, взаимопомощь, сострадание, достоинство, благородство, что во все времена истории отличает…

День Урожая (познавательно-игровое музыкальное занятие),

День Урожая (познавательно-игровое музыкальное занятие),

День Конституции РФ (познавательно-конкурсная музыкальная программа),

День Конституции РФ (познавательно-конкурсная музыкальная программа),

Новые формы работы с родителями: •

Новые формы работы с родителями: •

Агибалова И.Л. Родной край: сборник песен

Агибалова И.Л. Родной край: сборник песен

История Тульского края (историческое обозрение

История Тульского края (историческое обозрение

И говоря о КРАЕВЕДЕНИИ и ТВОРЧЕСТВЕ самого автора - педагога дополнительного образования

И говоря о КРАЕВЕДЕНИИ и ТВОРЧЕСТВЕ самого автора - педагога дополнительного образования

Мацнева И.А. Лекция (доклад-презентация) «Большие камни: сакральное пространство

Мацнева И.А. Лекция (доклад-презентация) «Большие камни: сакральное пространство

Инновационный проект – хронико-документальный фильм «Великая

Инновационный проект – хронико-документальный фильм «Великая

Тульской области и 71 школьник

Тульской области и 71 школьник

Я родом с поля Куликова: Песни о

Я родом с поля Куликова: Песни о

Родина» - муз. Е.Карамушко, сл

Родина» - муз. Е.Карамушко, сл

Обобщение опыта С 2013 года педагог дополнительного образования

Обобщение опыта С 2013 года педагог дополнительного образования

Член региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов»

Член региональной общественной организации «Объединение тульских композиторов»

Федорова, А. Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в

Федорова, А. Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2024