ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Иконка файла материала Творческое начало.doc
ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем,   связанных   с   творческим   развитием   личности,   в   первую   очередь личности   ребенка,   подростка,   выдающиеся   педагоги   20­х   и   30­х   годов: А.В.Луначарский,   П.П.Блонский,   С.Т.Шацкий,   Б.Л.Яворский,   Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова.   Опираясь   на   их   опыт,   обогащенный   полувековым   развитием науки   об   обучении   и   воспитании   детей,   лучшие   педагоги   во   главе   со “старейшинами” ­ В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое   начало   рождает   в   ребенке   живую   фантазию,   живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что­ то,   что   до   тебя   еще   никем   не   было   сделано,   или   хотя   то,   что   до   тебя существовало,   сделать   по­новому,   по­своему,   лучше.   Иначе   говоря, творческое начало в человеке ­ это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу,  к  совершенству  и, конечно,  к  прекрасному  в самом  высоком  и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой   своей   функции   оно   ничем   не   может   быть   заменено.   По   своей удивительной   способности   вызывать   в   человеке   творческую   фантазию   оно занимает,   безусловно,   первое   место   среди   всех   многообразных   элементов, составляющих   сложную   систему   воспитания   человека.   А   без   творческой фантазии   не   сдвинуться   с   места   ни   в   одной   области   человеческой деятельности. Нередко   от   родителей   и   даже   от   учителей­воспитателей   можно услышать   такие   слова:   “Ну   зачем   он   тратит   дорогое   время   на   сочинениестихов ­ у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует ­ из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую­то музыку ­ ведь это не музыка, а чепуха какая­то получается!..” У детей   с   высокими   творческими   способностями   отношения   с   родителями обычно   не   являются   авторитарными   и   нет   чрезмерной   опёки.   Чаще   всего родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В   семье   ценится   чувство   ответственности.   Все   эти   качества   чрезвычайно важны для развития творческих способностей. Отмечают, что в таких семьях (в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности) часто   наблюдается   определённая   эмоциональная   дистанция   и   даже холодность,   которая   может   доходить   до   глубокого   разлада   между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ими. Какое во всех  этих словах  огромное педагогическое  заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют   корявостям   ритмов   и   метра;   рисует   картинки,   на   которых изображены какие­то фантастические существа без рук и с одной ногой… Только   не   вздумайте   посмеяться   над   этими   проявлениями   детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном   случае.   Ведь   за   всеми   этими   наивностями,   нескладностями   и корявостями   кроются   искренние   и   потому   самые   истинные   творческие устремления   ребенка,   самые   подлинные   проявления   его   хрупких   чувств   и несформировавшихся еще мыслей.Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что­то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь. Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления   свидетельствует   хотя   бы   тот   поразительный   факт,   что значительная   часть   научно­технических   проблем   выдвигалась   сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой. Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной   и   актуальнейшей   в   наших   условиях   проблеме:   о   различии   между специалистом­творцом и специалистом­ремесленником. Эта в высшей степени важная   проблема   теснейшим   образом   связана   с   проблемами   эстетического воспитания.  Подлинный   специалист­творец   отличается   от   рядового   специалиста­ ремесленника   тем,   что   стремится   создать   что­то   сверх   того,   что   ему   “по инструкции” положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено ­ “отсюда и досюда”. К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе ­ ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем­то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношению   к   жизни   стоять   на   месте   нельзя:   можно   только   или   двигатьсявперед, или отставать. Наличие  или  отсутствие в человеке  творческого   начала,  творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом­творцом и специалистом­ремесленнком. Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать   более   чем   странное   мнение,   будто   существуют   профессии “творческие”   и   профессии   “нетворческие”.   Величайшее   заблуждение!   И заблуждение   это   на   практике   приводит   часто   к   тому,   что   человек, занимающийся   якобы   нетворческой   работой,   считает   себя   вправе   не творчески относится к своему труду. Нет   такой   области,   такой   профессии,   где   нельзя   было   бы   проявить творческое   начало.   И   когда   говорят,   что   учащихся   ­   выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я   думаю,   забывают   о   главном:   о   том,   что   с   первого   класса   школы   надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих,   что,   работая   в   любой   профессии,   каждый   из   них   сможет открыть   новый,  хотя   бы   и   маленький   мир.  А   вот   если   будет   работать   по ремесленному, не творчески, то и в самой “творческой” профессии ничего путного не создаст. Поэтому   важнейшая   задача   эстетического   воспитания   в   школе   ­ развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось ­ в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правд учителя, несклонные   вводить   в   изучение   преподаваемых   ими   предметов   элементыэстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.