Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических
проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь
личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20х и 30х годов:
А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев,
Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием
науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со
“старейшинами” В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем,
Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать
принцип творческого развития детей и юношества.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое
воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что
то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя
существовало, сделать поновому, посвоему, лучше. Иначе говоря,
творческое начало в человеке это всегда стремление вперед, к лучшему, к
прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и
широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в
этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей
удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно
занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов,
составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой
фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой
деятельности.
Нередко от родителей и даже от учителейвоспитателей можно
услышать такие слова: “Ну зачем он тратит дорогое время на сочинениестихов у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует из
него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять
какуюто музыку ведь это не музыка, а чепуха какаято получается!..” У
детей с высокими творческими способностями отношения с родителями
обычно не являются авторитарными и нет чрезмерной опёки. Чаще всего
родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе.
В семье ценится чувство ответственности. Все эти качества чрезвычайно
важны для развития творческих способностей. Отмечают, что в таких семьях
(в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности)
часто наблюдается определённая эмоциональная дистанция и даже
холодность, которая может доходить до глубокого разлада между
родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям
или пренебрежению ими.
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В
ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству,
какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.
Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым
простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы
соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых
изображены какието фантастические существа без рук и с одной ногой…
Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского
творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой
большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить в
данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и
корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие
устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и
несформировавшихся еще мыслей.Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом
(хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет
отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым
благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения,
добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление
создавать чтото новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он
решил посвятить свою жизнь.
Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного
мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что
значительная часть научнотехнических проблем выдвигалась сперва
искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась
наукой и техникой.
Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень
важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между
специалистомтворцом и специалистомремесленником. Эта в высшей степени
важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического
воспитания.
Подлинный специалисттворец отличается от рядового специалиста
ремесленника тем, что стремится создать чтото сверх того, что ему “по
инструкции” положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что
создает лишь то, что ему положено “отсюда и досюда”. К большему и к
лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными
стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе ведь он делает все, что
ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общемто
формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не
только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по
отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигатьсявперед, или отставать.
Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого
отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит
между специалистомтворцом и специалистомремесленнком.
Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда
слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии
“творческие” и профессии “нетворческие”. Величайшее заблуждение! И
заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек,
занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не
творчески относится к своему труду.
Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить
творческое начало. И когда говорят, что учащихся выпускников
общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию,
я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо
внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий
нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет
открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по
ремесленному, не творчески, то и в самой “творческой” профессии ничего
путного не создаст.
Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе
развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось в
математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в
шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в
самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где
появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и
времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правд учителя,
несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементыэстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка
учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого
доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.