Творческое рассказывание «Веселые сочинялки» (с использованием литературных произведений писателей ПМР)

  • Мероприятия
  • docx
  • 24.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемое мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и призвано развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас; развивать связную речь и упражнять в подборе рифм, в простейшем сочинительстве, в придумывании небольших стихотворений; продолжать развивать интерес к словесному творчеству; воспитывать бережное отношение к книгам.
Иконка файла материала Веселые сочинялки.docx
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  Творческое рассказывание «Веселые сочинялки» (с использованием литературных произведений писателей ПМР) Программное содержание:   развивать интерес к поэтическому литературному жанру;  развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас;  развивать связную речь и упражнять в подборе рифм,   упражнять в простейшем сочинительстве, в придумывании небольших стихотворений;  продолжать развивать интерес к словесному творчеству;  воспитывать бережное отношение к книгам. Материалы:  Книга стихотворений, мяч, кузовок. Ход занятия    : Воспитатель: ­ Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел очень печальный Незнайка. Как мы можем узнать, что с ним произошло? Задать ему вопросы: Что у тебя случилось? Почему ты грустишь? Какая у тебя беда? Почему у тебя грустное настроение?... ­ Незнайка, почему ты такой грустный? ­ Да вот книжка вся рассыпалась. ­ Незнайка, как же это могло произойти? ­ Не знаю... ­ Ты, наверное, с книжкой плохо обращался? ­ Не знаю... А как это? ­ Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой.  Неаккуратно   перелистывать   страницы,   загибать   уголки   страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, замалевывать листы карандашом   и   фломастером,   слюнявить   пальцы,   разбрасывать   книги небрежно и т. д. ­ Подумаешь, я всего­то посмотрел в книге картинки. А книга у меня самая ерундовая. Так... стишки какие­то...­ Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихотворения для детей   писателей   и   поэтов   Приднестровья.  Вот,   послушайте,   ребята,   какие замечательные стихи в Незнайкиной книге. Кто страшнее? Висит плакат в мышиной норке: «Страшнее кошки зверя нет». Но, не боясь, за хлебной коркой Спешит мышонок на паркет.         (Наталья Дендемарченко) Как дважды два для нас – четыре, Ему известно с малых лет: Для всех людей в любой квартире Страшнее мышки зверя нет. Откуда у зебры полоски? Приставала Лиза к маме: ­ А лошадка, что – в пижаме? Мама коротко в ответ: ­ Нет! ­ Может, это дядя Вася Лошадь кисточкой покрасил? Мама коротко в ответ: ­ Нет! ­ А­а­а, знаю: Это маленький Андрейка Краской вымазал скамейку. Лошадь села – и с тех пор Полосата, как забор! (Татьяна Зубкова (Акулина Тамм))            Пополам Ну чего хотят все от Ванюшки?! Затевают каждый раз скандал: Ай­ай­ай! Ломает он игрушки! То — разбил, а это — оторвал… Как того никто не понимает, Объяснять устал ребенок нам: Ванечка игрушки не ломает,Просто он их делит пополам. (Анна Штро) Это Я или не Я?   Заболела я краснухой. Сыпь на шее и за ухом, На макушке и на пятках, Будто ягодки на грядке. Мама мажет их зелёнкой, Держит братика в сторонке. Вижу в зеркале спросонку Незнакомую девчонку – И спросила я её: ­ Платье красное – моё, Чёлка, вроде бы моя… Это я или не я? (Людмила Кудрявцева)   Незнайкиной книжке. Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи в  ­ Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (Ответы детей) ­ Правильно, в стихах есть ритм и рифма. ­   Чтобы   ты,   Незнайка,   хорошо   усвоил   что   такое   рифма,   поиграй ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него всё, что заканчивается на «ок». Начинает Ведущий: «Я положу в кузовок клубок». ­ А я ­ платок. ­ А я ­ замок. ­ А я ­ сапожок. ­ А я ­ башмачок. ­ А я ­ чулок. ­ А я ­ утюжок. ­ А я ­ колобок. ­ А я ­ бачок и т.д. Для рифмовки слов можно предлагать самые разнообразные созвучия: «ка», «ул», «ом», «шu» и т. д. Игра «Добавлялки»Ра­ра­ра ­ начинается... (игра). Ры­ры­ры ­ у мальчика... (шары). Ро­ро­ро ­ у Миши новое... (ведро). Ру­ру­ру ­ продолжаем мы... (игру). Ре­ре­ре ­ стоит домик на... (горе). Ар­ар­ар ­ кипит наш... (самовар). Ор­ор­ор ­ созрел красный... (помидор). Лу­лу­лу ­ сидит кот в... (углу). Ша­ша­ша ­ мама моет... (малыша). Жа­жа­жа ­ есть иголки у... (ежа). Жу­жу­жу ­ молока дадим... (ежу). Са­са­са­ в лесу бегает... (лиса). Су­су­су ­ было холодно в... (лесу). От­от­от – спит в болоте... (бегемот). ­ Ну, что, Незнайка, нам всем пора немного размяться. Давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в игре: Игра с мячом: Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму: Кот ­ рот и т.д. Пень ­ день и т.д. Ночь ­ дочь и т.д. Палка ­ галка и т.д. Печка ­ свечка и т.д. Мушка ­ пушка и т.д. Мышка ­ крышка и т.д. Плошка ­ кошка и т.д. ­   Вам   было   весело?   А   вот   приднестровская   поэтесса   Натали Самоний говорит: «Если много смеяться – это к слезам…». Поэтому цикл своих загадок «Доскажи словечко» она так и назвала «Плаксивые загадки». Во фруктах хоть и не бывает, А всё же – соком угощает. И сок полезен. Сок как слёзы, У раскрасавицы …  (БЕРЁЗЫ!)     От радости плачет природа, Добрей на дворе непогода,Ведь скоро цветущий апрель – Поёт нам об этом …  (КАПЕЛЬ!)     Хоть и плачет огонь, Всё же, ты его не тронь: Слёз вода горяча! Обожжёт тебя…  (СВЕЧА!)           Задала загадку мама: Есть кустарник, как лиана, Стебелёк его – лоза, По  весне – течёт слеза… Подсказал отгадку брат: – За балконом … (ВИНОГРАД!)           Быть чистюлей пожелала, Но в беду я вдруг попала: Плохо глазки я закрыла – Плачу нынче, щиплет…  (МЫЛО!)  ­   Молодцы,   вы   все   хорошо   справились,   даже   Незнайка   старался. Незнайка, а ты когда­нибудь пробовал сочинять стихи? ­ Да что их там сочинять?! Тяп­ляп ­ и готово! Подобрал рифму ­ вот ­ Незнайка, разве так бывает? (Нет.) ­ Ну, ладно, сейчас лучше сочиню: и   стишок   получился.   Вот,   пожалуйста,   слушайте   стихи,   которые   написал знаменитый поэт Незнайка: Посмотрите, у зайчонка Меду ­ целых два бочонка.     У пушистой белки Три морковки на тарелке.     У Маши в кружке Квакают лягушки.   ­   Ребята,   можно   так   сочинять   стихи?   Это   у   тебя,   Незнайка, перепутаница какая­то получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. Правда иногда, чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Вот послушайте, какое перепутанное стихотворение сочинила Анна Штро про бабушку и внука. ­ Незнайка, ну, ты опять что­то не то сочиняешь. ­ Ладно, сейчас постараюсь:Бабушка с внуком (перепутаница) Бабушка утром по парку гуляла, Маленький внук рядом с ней ковылял. Бабушка мяч вдоль аллеи гоняла, Сидя на лавочке, внук отдыхал. Бабушка на каруселях кружилась,    Вверх поднимали качели ее,   За голубями бабуля носилась –     Внук умиленно глядел на нее. Бабушка с горки в песочек съезжала, Внук рукавичку на спицах вязал. Бабушка в птиц из рогатки стреляла – За уши бабушку внук оттаскал…         Только свернули с дороги направо – Внук не успел даже вымолвить: "Стой!" – Вмиг очутилась бабуля в канаве… Что ему делать с шалуньей такой?! Солнышко к западу стало склоняться, Бабушка с внуком из парка идут; К дедушке внуку пора возвращаться, Бабушку мамочка с папочкой ждут. ­ Вам понравилось стихотворение? Хотели бы вы такую бабушку? Что в  нем неправильно? Как бы вы могли его исправить? (Ответы детей) ­   Теперь   ты   понял,   Незнайка,   какая   замечательная   у   тебя   книга стихотворений?   Незнайке   становится   стыдно,   что   он   небрежно   обращался   с   такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.    почитать ее вместе с детьми.   В конце занятия воспитатель спрашивает детей о том, что понравилось больше всего, и просит сочинить маленькие стихи – перепутаницы дома с помощью родителей. Воспитатель   предлагает   Незнайке   помочь   отремонтировать   книгу   и