Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том , что социальные , в том числе школьные , условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.
В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность , жесткая дисциплина , рутинный режим ,в результате чего резко подавляется собственно творческая способность.
В старших классах безинициативность, насаждение хвостизма ( «как все , так и я» ) и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую способность , помноженную на интеллектуальную активность.
Творчество
Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества,
что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими
способностями, чем десятиклассники, говорит о том , что социальные , в том числе
школьные , условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого
воспитания.
В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность , жесткая
дисциплина , рутинный режим ,в результате чего резко подавляется собственно творческая
способность.
В старших классах безинициативность, насаждение хвостизма ( «как все , так и я» )
и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем
творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую
способность , помноженную на интеллектуальную активность.
В Московском Доме научнотехнической пропаганды на семинаре по научному и
техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей «вытравить»
творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьёзную основу,
так как даёт представление, что не надо делать. Итак , чтобы сделать нетворческую
личность, необходимо очень сильно привязать ребёнка к себе, не позволять играть одному ,
больше держать при взрослых, но при этом никогда не брать с собой на работу ,в гости , в
командировки, оставляя на попечение других взрослых, разработать строгий режим и
распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты ,определить ребёнка в школу
с продлённым днём и каждое лето на две смены отправлять в пионерский лагерь.
Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться
рутинным и сильно зарегламентированным трудом , гонением новаторов.
Творческое воспитание – это прежде всего борьба с рутиной : один день не должен
быть похож на другие дни , ни один урок – на другие уроки. День ребёнка планируется
таким образом , чтобы не было времени на ничегонеделание , а всё время – чередование
дел: плановых ,необходимых, неплановых необходимых и по выбору.
Каждый человек по своему темпераменту имеет норму «единочества» – большую
или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить : побыть одному , собраться с
мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки,
кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.
Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени
организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребёнка приучают
какоето время проводить в одиночестве – с игрой , с книгой , с рисунком.
На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается
вероятностно – статистическое мироощущение: не делить всё на чёрное и белое , плохое и
хорошее, неправильное и правильное : стремиться не к максимуму , а к оптимуму , делая
выбор из множества вариантов , при этом проигрывая в одном и выигрывая в другом ;
рассчитывать вероятность возможных событий , понимая, что
0 % и 100 % гарантии никогда не бывает ; а для этого следует смотретть в мир глазами
статиста. Это значит что есть авторитеты , но нет непререкаемых авторитетов ; нельзя
делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных:
новая идея всегда необычна , спорна, противоречит старой идее , и когда она победит ,
появится ещё более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит,
такова диалектика природы развития.
У человека важно выработать привычку приподниматься с «четверенек» текущих
дел , оглядываться , смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными делами,
задумываться , продумывать и выдумывать. Для этого в обычных вещах постаратьсяувидеть необычное : резко изменить масштаб ( как это проделал Свифт ), наделить
необычными свойствами, поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и
смешными.
Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности –
сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий
труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.
Ещё до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению
вопроса : «Кем быть?», у него должно быть сформировано прочное убеждение
относительно того, каким надлежит быть в любой профессии ( добросовестным,
дисциплинированным, неустанно совершенствуя своё мастерство ).