Глинка Михаил Иванович (1804—1857), композитор. Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай» , «Сомнение» , цикл «Прощание с Петербургом» и другие. После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке. В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя» . После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы» , ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки. Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах. В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г. ) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.) . Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясьв Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г. ) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка». В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.
geografiya__tvorchestva_glinka_-_kopiya.ppt1.ppt
Творчество Глинки
Творчество Глинки
ЦЕЛЬ:
Исследование влияния
впечатлений, полученных
от путешествий по
странам мира, на
творчество композитора.
Творчество Глинки
ЗАДАЧИ:
1.Изучить влияние путешествий по
странам Европы на творчество
композитора.
2.Выделить творческие периоды,
отражающие национальные мотивы
стран, посещенных М.И.Глинкой.
3.Определить географическое
положение стран, посещенных
композитором и географических
координат столиц и городов.
Творчество Глинки
Пристальный взгляд в прошлое с целью извлечения из
Актуальность проблемы:
него уроков на будущее - характерная черта социальных
наук нашего времени. Поэтому не иссякает интерес и к
той художественной культуре, которая складывалась в
XIX веке.
Особый интерес представляют произведения русских
авторов, творчески переосмысливавших в своих
сочинениях фольклорные первоисточники другого
народа. Эта одна из характерных черт русской
композиторской школы.
Возможность создания произведений, отличающихся
национальным своеобразием музыкального языка, и в то
же время обращенных к широкой слушательской
аудитории привлекала не одно поколение музыкантов.
Показательными в этом плане являются бессмертные
слова М. Глинки: «Музыку создает народ, а мы,
композиторы, ее только аранжируем».
Творчество Глинки
География
путешествий.Впервые в путешествие
М.Глинка отправился в
1823году на Кавказские
минеральные воды,
посетил город Пятигорск.
В 1830-1834 гг. Глинка посетил
Италию, Австрию и Германию.
Весну и лето 1838 г. Глинка
провел на Украине.
Творчество Глинки
География
путешествий.
1844-1848 гг. композитор проводит во
русского гения.
Франции и Испании. Эта поездка
утвердила европейскую популярность
В1851 году композитор находится в
Варшаве, затем переезжает во
Францию, а в 1854г. Из-за войны
покидает её.
Весной 1856 г. Глинка предпринял
последнюю заграничную поездку
(в Берлин).
Таким образом, можно выделить
несколько периодов Европейского
путешествия
Творчество Глинки
Итальянский период:
Венеция.
В Италии Глинка с большим увлечением занимался
пением, знакомился с лучшими певцами и
композиторами, сочинял арии в итальянской манере.
•Здесь же
он пишет
романс
«Венецианская
ночь».
Венеция 45° с. ш. 12° в. д. — город в северной Италии.
Исторический центр расположен на 118 островах Венецианской
лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые
переброшено около 400 мостов (в том числе Риальто и так
называемый мост Вздохов, оба относятся к концу XVI века).
Творчество Глинки
Испанский период
В Испании Михаил Иванович изучал культуру,
нравы, язык испанского народа, записывал
испанские фольклорные мелодии, наблюдал
народные празднества и традиции.
Итогом этих впечатлений были две
симфонические увертюры:
«Арагонская хота» (1845 г.) и
«Воспоминание о Кастилии»
(1848г.,
2я редакция —
« Воспоминание о летней ночи в
Мадриде», 1851 г.).
Мадрид 40° с. ш. 3° з. д — столица
и самый крупный город Испании, а также
административный центр одноименной
провинции и автономного сообщества.
Крупнейший экономический, политический
и культурный центр страны.
Арагония область в северо
восточной Испании. Пиренейские горы на
севере отделяют ее от Франции; на
северозападе она граничит Наваррою, к
западу Старою и Новою Кастилиею, к югу
и югозападу Валенсиею, к востоку
Каталониею.
Творчество Глинки
Польский период
Последние годы Глинка жил
то в Петербурге, то в
Варшаве, Париже и Берлине.
Композитор был полон
творческих планов, но
обстановка вражды и
недоброжелательства
мешала творчеству.
Несколько начатых партитур
он сжег.
Польские танцы из оперы
"Иван Сусанин" ("Жизнь за
царя",1836), «Полонез».
столица Польши с 1596 г.
Польша — государство в
Восточной Европе. На севере омывается
Балтийским морем, на западе граничит с
Германией, на югозападе с Чехией, на
юге со Словакией, на юговостоке с
Украиной, на востоке с Беларусью, на
северовостоке с Литвой, а также на
севере с Россией.
Варшава 52°13 с. ш. 21º в. д. —
′
Творчество Глинки
Азиатские мотивы
Сопоставление восточного колорита с
русским довольно ярко просматривается в
опере «Руслан и Людмила» («Хор
персидок»).
Творчество Глинки
Заключение.
Работая над темой, мы пришли к выводу, что
светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки –
это великое достояние русской музыкальной
культуры. Свой музыкальный язык Глинка создал
на основе русской народной песни. В то же время
он живо интересовался искусством других стран.
Первым из русских композиторов Глинка глубоко
претворил в своей музыке характерные
особенности музыки восточных народов. Наряду с
русскими песнями в опере «Иван Сусанин» звучат
ритмы национальных польских танцев, а в
испанских увертюрах - испанские народные
напевы. Многое взял Глинка и от плавности
итальянской песенной мелодии.
Данная работа может быть использована на
уроках музыки, мировой художественной
культуре и классных часах.
Творчество Глинки
Литература
1. http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=262
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/
http://www.rulex.ru/01040161.htm
2. Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. М.,
1979.
3. БСЭ. М. 1980г.
4. Музыкальная литература. М., Музыка, 1975г.
5. Глинка М.И. Полное собрание сочинений.
Литературные произведения и переписка, т. 1–2.
М., 1973–1977
6. Левашева О.Е. М.И.Глинка, кн. 1–2. М., 1987–1988
7. Вадецкий Б. Глинка – М. - 1983
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.