Творчество Моцарта
Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея
Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное
творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в
своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на
непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего
возраста, он создал за это время очень много произведений. Моцартом
написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты,
Реквием и другие произведения различных жанров.
Опираясь на достижения Гайдна в области сонатно-симфонической
музыки, Моцарт внес и много нового, оригинального. Огромную
художественную ценность представляют и его оперы. "Свадьба Фигаро",
"Дон-Жуан", "Волшебная флейта" пользуются неизменным успехом уже не
одно столетие. Точно так же и в других жанрах Моцарт сказал свое слово,
слово музыкального гения.
Поразительный талант Моцарта, его ранняя смерть привлекли внимание
не только современников композитора. Великий Пушкин написал
маленькую трагедию "Моцарт и Сальери", а композитор Римский-Корсаков
по этой трагедии создал оперу.
В наши дни музыка Моцарта звучит в концертах, оперных театрах, по
радио. Произведения Моцарта обязательны в программах музыкальных
училищ, консерваторий, всесоюзных и международных конкурсов. О
Моцарте пишут книги, статьи, стараясь раскрыть глубину и красоту его
музыки, рассказать о его необычайном даровании, о его яркой, интересной
и в то же время полной труда и огорчений жизни.
Глава 1. Биография композитора
Моцарт композитор музыка инструментальный
Биография до 1781 года
МОЦАРТ Вольфганг Амадей - австрийский композитор. Родился 27 января
1756 г. в Зальцбурге. Большое влияние на музыкальное развитие Моцарта,
оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на музыкальных
инструментах и композиции. В возрасте 4 лет Моцарт играл на клавесине,
с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне).
Моцарт выступал также как скрипач, певец, органист и дирижёр,
блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом
и памятью. С 6 лет с триумфом гастролировал в Германии, Австрии,
Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В возрасте 11 лет выступил как
театральный композитор (1-я ч. сценической оратории <Долг первой
заповеди>, школьная опера <Аполлон и Гиацинт>). Год спустя создал
немецкий зингшпиль <Бастьен и Бастьенна> и итальянскую оперу-буффа
<Притворная пастушка>. В 1770 папа римский наградил его орденом
Золотой шпоры. В том же году 14-летний музыкант после специального
испытания был избран членом Филармонической академии в Болонье
(здесь Моцарт некоторое время брал у Дж. Б. Мартини уроки композиции).
Тогда же юный композитор дирижировал в Милане премьерой своей оперы
<Митридат, царь Понтийский>. В следующем году там же была исполненасеренада Моцарта <Асканий в Альбе>, через год опера <Луций Сулла>.
Артистическое турне и дальнейшее пребывание в Мангейме, Париже, Вене
способствовали широкому ознакомлению Моцарта с европейской
музыкальной культурой, его духовному росту, совершенствованию
профессионального мастерства. К 19 годам Моцарт был автором 10
музыкально-сценических произведений различных жанров (среди них
оперы <Мнимая садовница>, постановка в Мюнхене, <Сон Сципиона> и
<Царь-пастух> - обе в Зальцбурге), 2 кантат, многочисленных симфоний,
концертов, квартетов, сонат, ансамблево-оркестровых сюит, церковных
композиций, арий и других произведений. Но чем больше вундеркинд
превращался в мастера, тем меньше интересовалось им
аристократическое общество. С 1769 Моцарт числился концертмейстером
придворной капеллы в Зальцбурге. Архиепископ Иероним граф Коллоредо,
правитель церковного княжества, деспотически ограничивал возможности
его творческой деятельности. Попытки найти другую службу были
тщетны. В княжеских резиденциях и аристократических салонах Италии,
немецких государств, Франции композитор встречал равнодушие. После
скитаний в 1777-79 Моцарт был вынужден вернуться в родной город и
занять должность придворного органиста. Написанная им в 1780 для
Мюнхена опера <Идоменей, царь Критский, или Илия и Идамант>
свидетельствовала о художественной зрелости гениального мастера. Тем
тягостнее было для него пребывание в Зальцбурге. В 1781 Моцарт
окончательно порвал с архиепископом.
Биография после 1781 г.
Среди великих музыкантов прошлого, Моцарт был первым, кто предпочёл
необеспеченную жизнь свободного художника полукрепостной службе у
владетельного вельможи. Моцарт не хотел принести в жертву
господствовавшим вкусам свои идеалы, мужественно отстаивал
творческую свободу и личную независимость. Моцарт обосновался в Вене.
У него появилась семья (из шести детей только два сына пережили отца;
младший стал музыкантом, Моцарт Ф. К. В.). Хлопоты о службе остались
безуспешными. Средства к существованию Моцарта добывал
эпизодическими изданиями сочинений (большинство крупных
произведений опубликовано посмертно), уроками игры на фортепиано и
теории композиции, а также “академиями” (концертами), с которыми
связано появление его концертов для фортепиано с оркестром. После
зингшпиля <Похищение из сераля> (1782), явившегося важной вехой в
развитии этого жанра, композитору почти 4 года не представлялся случай
писать для театра.
В 1786 в императорском дворце Шёнбрунн была исполнена его небольшая
музыкальная комедия <Директор театра>. При содействии придворного
поэта-либреттиста Лоренцо Да Понте в том же году удалось осуществить
постановку в Вене оперы <Свадьба Фигаро> (1786), но она шла там
сравнительно недолго (возобновлена в 1789); тем более радостен был для
Моцарта шумный успех <Свадьбы Фигаро> в Праге (1787). С энтузиазмом
отнеслась чешская публика и к специально написанной для Праги опере
Моцарта <Наказанный распутник, или Дон Жуан> (1787); в Вене же
(постановка 1788) эта опера была принята сдержанно. В обеих операх
полностью раскрылись новые идейные и художественные устремления
композитора. В эти годы достигло расцвета также его симфоническое и
камерно-ансамблевое творчество. Должность <императорского икоролевского камерного музыканта>, предоставленная Моцарта
императором Иосифом II в конце 1787 (после смерти К. В. Глюка),
сковывала деятельность, обязанности Моцарта ограничивались
сочинением танцев для маскарадов. Лишь однажды ему поручили
написать комическую оперу на сюжет из светской жизни - <Все они
таковы, или Школа влюблённых> (1790). Моцарт намеревался покинуть
Австрию. Предпринятая им в 1789 поездка в Берлин не оправдала его
надежд. С воцарением в Австрии нового императора Леопольда II (1790)
положение Моцарта не изменилось. В 1791 в Праге, по случаю коронации
Леопольда чешским королём, была представлена опера Моцарта
<Милосердие Тита>, встреченная холодно. В том же месяце (сентябрь)
увидела свет <Волшебная флейта>. Поставленная на подмостках
пригородного театра, эта опера Моцарта нашла настоящее признание у
демократической публики Вены. Среди передовых музыкантов, сумевших в
полной мере оценить силу дарования Моцарта, были его старший
современник И. Гайдн и младший - Л. Бетховен. В консервативных кругах
его новаторские произведения осуждались. С 1787 прекратились
<академии> Моцарта. Ему не удалось организовать исполнения 3
последних симфоний (1788); три года спустя одна из них (по-видимому, g-
moll) прозвучала в благотворительных концертах в Вене под управлением
А. Сальери. Весной 1791 Моцарта зачислили бесплатным помощником
капельмейстера собора св. Стефана с правом занять освободившееся
место после смерти капельмейстера. Лишения, пренебрежение к его
творчеству, трудности в получении заказов и сносной должности - всё это
отравляло жизнь композитора, рождало мрачные предчувствия. За
полмесяца до смерти Моцарт слёг (диагноз - ревматически-
воспалительная лихорадка). Реквием, заказанный ему анонимно графом Ф.
Вальзегг-Штуппах (решившим выдать купленное произведение за своё
собственное), остался незавершённым (недостающие номера написал
ученик Моцарта - Ф. К. Зюсмайр; начавшаяся в 1825 дискуссия о мере
участия Зюсмайра в завершении реквиема не закончилась и поныне).
Моцарт умер, не достигнув 36 лет. Согласно тогдашнему распорядку
рядовых похорон, он был погребён в общей могиле на кладбище св. Марка
(местонахождение могилы неизвестно).
1.1 Анализ творчества композитора
Творчество Моцарта, всеобъемлющее по охвату жанров и по широте
музыкально-стилистических связей - один из важнейших этапов в мировом
развитии оперы, симфонии, концерта и камерной музыки. В нём обобщён
многовековой опыт композиторов различных стран, прежде всего
австрийских, немецких, а также итальянских, французских, чешских.
Завершая 18 в., оно оказало влияние на позднее творчество И. Гайдна и
непосредственно подвело к 19 в. - к героике Л. Бетховена (симфония C-dur,
позднее названная <Юпитер>) и романтике Ф. Шуберта (симфония g-moll).
Как музыкальный драматург Моцарт преобразовал бытовую комическую и
сентиментальную оперу и создал новые оперные жанры зрелого
реалистического стиля. Его творческому методу присущи правдивость и
многосторонность в изображении характеров, раскрытие образов в их
развитии и взаимодействии, единство типического и конкретного,
контраст трагического и шутливого, сочетание сердечности с иронией,
реальности с фантастикой. На основе итальянской оперы-буффа (и отчасти
оперы-сериа) возникли опера-комедия <Свадьба Фигаро> и опера-драма
<Дон Жуан>, на основе австро-немецкого зингшпиля - национальная
опера-сказка <Волшебная флейта>, включившая и другие сценические имузыкальные жанры - от священного представления до феерии, от форм
итальянской оперы до хорала и фуги. Менее всего отвечал творческой
натуре Моцарта героико-мифологический и условно-исторический жанр
оперы-сериа, как это показали не столько его ранние произведения
(<Митридат>, <Луций Сулла>), сколько позднейшее - <Милосердие Тита>
(вымышленный эпизод из жизни римского императора). Но и в эту область
Моцарт внёс новое и уже в опере <Идоменей> (по мотивам
древнегреческой истории и мифологии) по-своему развил завоевания
музыкально-драматического искусства К. В. Глюка. В отличие от Глюка,
резко ломавшего старые каноны оперы, Моцарт шёл путём внутреннего
обновления и скрещивания музыкально-сценических форм. В синтезе
музыки и драмы Моцарт оставляя главенство за музыкой, будучи
одновременно требовательным к драматическому содержанию и
качествам литературного текста. Взаимопроникновение симфонизма и
драматургии, при неизменном преобладании вокального начала,
определяет многие стороны музыкального театра Моцарта. Важнейшие
узловые моменты действия воспроизводятся в музыкально цельных и
драматургически действенных ансамблях, включая богато развитые
финалы. В ансамблях особенно полно сказались равновесие музыкальной и
драматических сторон, гармония общего звучания при характерности
отдельных вокальных линий, обеспечивающих индивидуальную
определённость каждого персонажа. Лирические, комические,
драматические, арии в операх - звуковые портреты героев.
Гармонически ясное и яркое по выразительности искусство Моцарта,
представителя венской классической школы, родственно
просветительскому классицизму с его культом разума, идеалом
благородной простоты и оптимизмом и в то же время сентиментализму с
его культом сердца и утверждением прав личности, в частности его
радикальному крылу -течению <Бури и натиска>. В сочетании страстного
лиризма, сердечности, силы выражения с высокой организованностью и
волевой собранностью заключается своеобразие искусства Моцарта.
Преодолевая традиции аристократической культуры, но сохраняя
жизненные элементы галантного стиля, переосмысливая и подчиняя их
более глубокой эстетической концепции, Моцарт утверждал новый
прогрессивный путь развития музыки. Индивидуализация образов,
наполненность экспрессией, стремительность развития, насыщение
драматизмом - всё это обогатило мелодические, гармонические,
полифонические средства, усилило внутреннюю динамику и контрастность
композиционных форм, обусловило новые принципы использования
инструментов и голосов в оркестре и вокальном ансамбле. Многогранная
музыка Моцарта нередко с потрясающей силой передаёт скорбно-
лирические (<вертеровские>) или мрачные трагические настроения,
однако в ней преобладают светлые тона. Красота музыки Моцарта,
изящной и совершенной по форме, отражает полноту ощущения жизни,
воплощает мечту в счастье.
1.2 Тематика произведений Моцарта
Тематика опер Моцарта отразила передовые социальные и этические идеи
эпохи. Антифеодальная тенденция непосредственно выступает в опере
<Свадьба Фигаро> по комедии <Безумный день, или Женитьба Фигаро>
Бомарше. Революционная острота комедии в опере смягчена (отчасти по
цензурным соображениям), поэтичнее, чем в комедии, воплощена
любовная тема. В то же время социальная идея - победа энергичных,умных, достойных людей из народа (Фигаро и его невесты Сюзанны) в
упорной борьбе против притязаний аристократа - сохранена в опере
полностью и составляет основу драматического развития и музыкальных
характеристик. Новую трактовку получила старинная испанская легенда в
опере <Дон Жуан> - <весёлой драме> (dramma giocoso), сочетающей
комедийные и трагедийные элементы, психологическую углублённость и
занимательную интригу, фантастическую условность и бытовую
достоверность. Заглавный герой олицетворяет жизненную энергию,
темперамент, неотразимое обаяние, свободу чувства. Поэтизируя этот
образ, Моцарт вместе с тем не оправдывает Дон Жуана. Своеволию
сильной личности он противопоставляет твёрдые принципы разума и
нравственности, олицетворённые в символической фигуре Командора и в
возвышенном, целомудренно строгом образе Донны Анны. В весёлой и
изящной опере <Все они таковы> (в буквальном переводе: <Так
поступают все женщины>) буффонада преображена тонкой иронией,
типаж чётко выгравирован в ариях и особенно в ансамблях (их здесь
значительно больше, чем арий). Чистое и благородное чувство юношеских
сердец, верность в любви и дружбе воспеты в зингшпиле <Похищение из
сераля> с его весьма условным восточным колоритом и в философской
драмаматической опере-сказке <Волшебная флейта>, рисующей
утопический идеальный мир мудрости и добродетели. <Волшебной
флейте> свойственны черты морализирования и символики в духе
масонства (с 1784 Моцарт был членом масонского ордена - <свободным
каменщиком> в конце 1785 он вошёл в ложу <К добродетели>). Опера
прославляет победу света над мраком, дружбы над враждой, стойкости
над малодушием, человеческой любви над злыми силами мира. В
чарующей музыке воплощены величие духа и простосердечность,
трогательность и комизм, аллегорическое глубокомыслие и наивность. В
<Волшебной флейте> Моцарт осуществил свою мечту - создать большую
оперу на родном языке. И <Свадьба Фигаро>, и <Дон Жуан> по своим
художественным принципам, драматургии и музыкальному складу -
создания венской школы, но они, как и большинство опер Моцарта,
написаны на итальянском языке и в формах, близких итальянской опере,
господствовавшей в те годы во многих странах. <Волшебная флейта>
возникла на иной основе. При всей отвлечённости и экзотичности её
сюжета, при всей необычности её музыкальной драматургии эта опера
наиболее близка национальному характеру, народной песенности и
отечественной полифонии, традициям австрийского демократического
театра. Она открыла путь к утверждению самостоятельности
национальной оперы в странах немецкого языка. Наряду с И. Гайдном
Моцарт - создатель новой оркестровой и камерной классики. Он опирался
на схему 4-частного симфонического и ансамблевого цикла, на развитый
Гайдном тип сонатного allegro и его структуру симфонического оркестра и
смычкового квартета. (В свою очередь, Гайдн воспринял нововведения
Моцарта и претворил их в своих лучших симфониях, квартетах и сонатах,
появившихся уже после смерти Моцарта) По мере овладения
композиционными особенностями современных ему многообразных школ и
направлений (лёгкость восприятия его была поразительна), заметно
менялась его собственная манера письма, полнее выявлялось
неповторимое своеобразие его гениального творчества. Влияние
мангеймской школы сказалось на <Парижской> симфонии D-dur,
созданной в 1778, после пребывания в Мангейме. Значит, след в
музыкальном развитии Моцарта оставило ознакомление в начале венского
периода с произведениями И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В возрасте 15-16 летМ. создал 15 или 16 симфоний, а в последние 10 лет жизни -- 6 (всего
около 50). Каждая из зрелых симфоний различна по характеру. Т. н.
<Хафнер-симфония> (D-dur, 1782, написана для зальцбургской семьи
Хафнер) носит ещё черты дивертисментного стиля. Она возникла из
многочастной серенады, откуда были изъяты вступительный марш и один
из двух менуэтов. В 1783 появилась <Линцская> симфония C-dur, в 1786 -
<Пражская> D-dur (<симфония без менуэта>). 3 симфонии 1788
увенчивают симфоническое творчество Моцарта и весь европейский
симфонизм 18 в. Большое торжественно-патетическое вступление
симфонии Es-dur контрастирует с танцевально-бытовыми темами всех 4
частей, разнородными по эмоциональной окраске. Симфония g-moll
пронизана взволнованной лирикой, скорбной патетикой и в то же время
отличается энергией, волей, душевной стойкостью. В величественной
симфонии G-dur (<Юпитер>), наиболее крупной по масштабам, особенно
подчёркнута контрастность образов. Моцарт возвысил идейно-образное
содержание симфонии, придал ей большую драматическую
напряжённость, усилил её стилевое единство и углубил контрасты между
частями сонатного цикла, между партиями сонатного allegro, а также
внутри тем. Форму сонатного allegro он применял не только в 1-й, но и во
2-й и 4-й частях симфонии. Монументальный финал симфонии <Юпитер> -
блестящий пример введения фуги в сонатное allegro. Показательна
эволюция менуэта (3-я ч. симфонии) - он становится у Моцарта лиричным и
мужественным. Существенный принцип инструментальных произведений
Моцарта - кантабильность, используемая композитором не только в
ведущем голосе, но и во всей тонко разработанной фактуре (<певучая
инструментовка>). Темам присущи мелодическая насыщенность, гибкость
линии, широкое дыхание; нередко они связаны с мелодиями опер Моцарта;
во многих из них преображены обороты бытовой, народной музыки
Австрии. В оркестре Моцарта достигнута замечательная
уравновешенность групп (4 партии струнных инструментов с
недифференцированной партией баса и в основном парный состав
духовых инструментов с литаврами). Индивидуально использованы тембры
духовых. Флейты часто представлены в оркестре не двумя, а одной
партией (в т. ч. в 3 последних симфониях), гобои отсутствуют в симфонии
Es-dur (К 543), кларнеты, к которым Моцарт всё больше тяготел (Гайдн
ввёл их в симфонический оркестр после Моцарта), отсутствуют, однако, в
симфонии C-dur (К 551) и введены в симфонию g-moll (К 550)
дополнительно (в ней нет труб и литавр).
Камерная музыка
Камерные инструментальные ансамбли Моцарта близки по складу к его
симфониям, но, как правило, более интимны, утончённо выразительны и
духовно сосредоточены. В них ещё интенсивнее, чем в симфониях,
использованы элементы полифонии; типичны хроматически обострённые
мелодические линии (струнный квинтет g-moll), смелые диссонирующие
созвучия (струнный квартет C-dur). В ранних ансамблях клавир
доминирует над скрипкой (в сонатах), над скрипкой и виолончелью (в
трио). Струнные и клавир равноправны в более поздних сочинениях. Из 35
сонат для фортепиано и скрипки (сюда не входят 6 т. н. романтических
сонат, принадлежность которых опровергнута) 16 были созданы в период
ранних концертных поездок (Париж, Лондон и Гаага). Самые совершенные
сонаты относятся к венскому периоду (B-dur, 1784; A-dur, 1788). В струнных
квартетах старый тип, близкий к трио-сонатам (Италия, 1770-73), сменилсягайдновским, представленным законченно в 6 квартетах, посвященных
<отцу, наставнику и другу> И. Гайдну (по признанию Моцарта, <плод
долгого и упорного труда>), и 3 <Прусских> квартетах (1789-90). Если в
камерной музыке Гайдна центральное место занимают струнные
квартеты, то у Моцарта наряду с квартетами (количественно они
преобладают) на передний план по художественному значению
выдвинулись струнные квинтеты (самые законченные образцы - C-dur и g-
moll, 1787). Среди духовых и смешанных ансамблей выделяются квинтет
для фортепиано и духовых (1784) и квинтет для кларнета и струнных
(1789).
Клавирная музыка
Клавирная музыка Моцарта отразила два важных исторических процесса:
переход от клавесина и клавикорда к фортепиано (уже в довольно ранние
годы Моцарта) и стабилизацию классического сонатного цикла
(трёхчастного) в сонате и концерте. Фортепианный стиль Моцарта
непосредственно связан с его исполнительским искусством. Элегантная,
отчётливая, певучая, идущая от сердца игра Моцарта составила эпоху в
истории пианизма. Моцарт - основоположник классической формы
концерта. Сохранив широкую доступность, концерты Моцарта приобрели
симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения, в них
органически соединились импровиза-ционность и строго логическое
начало, соревнование и взаимовосполнение сольной партии и
оркестрового ансамбля. 11-летним мальчиком Моцарт обработал в виде 4
концертов части из сонат других композиторов, в возрасте 17-21 написал
первые 4 оригинальных концерта для фортепиано с оркестром;
большинство (17) фортепианных концертов возникло позднее, в Вене.
Музыка их отмечена праздничным блеском (концерты D-dur и A-dur), порой
драматизмом и патетикой (концерты c-moll и d-moll). Венским
фортепианным концертам предшествовали 5 концертов для скрипки с
оркестром, написанные 19-летним Моцартом, возможно, для собственных
выступлений, и двойной фортепианный концерт, сочинённый для себя и
сестры (1779). По просьбе друзей-музыкантов или по заказу именитых
дилетантов он создал ряд сольных концертов для духовых инструментов,
несколько двойных концертов и тройной фортепианный концерт, а также
эффектную, в <мангеймском стиле>, <Концертную симфонию> с 4
солирующими духовыми инструментами. Для своих выступлений, а
частично для учениц Моцарт написал фортепианные сонаты, рондо,
фантазии, вариации. Хотя по значительности содержания и новизне стиля
сонаты уступают концертам, квинтетам, симфониям, всё же наиболее
зрелые из них, такие, как с-moll (1784), А-dur (1778) и D- dur (1789), вместе
аналогичными произведениями для фортепиано и скрипки образуют
вершину сонатного творчества 18 в.
Церковная музыка
Почти вся церковная музыка Моцарта-мессы, литании, вечерни,
оффертории, мотеты и т. п., а также церковные сонаты - написана в
Зальцбурге. За последние 12 лет жизни Моцарт создал только одно
законченное церковное произведение - мотет
(июнь
1791, курорт Баден, близ Вены). В Вене он трудился над мессой и
реквиемом. Обе крупные композиции остались незавершёнными. Работа
над реквиемом относится к последнему году жизни Моцарта. Эта траурнаямесса для хора, квартета солистов и большого оркестра - одно из
глубочайших по мысли и выражению новаторских произведений Моцарта.
Трагический пафос и трогательная скорбь переданы в нём с одинаковой
проникновенностью.
Искусство импровизации
Фантазии и отчасти вариации в известной мере запечатлели несравненное
искусство моцартовской импровизации. К драматургии сонатнoго типа
тяготеют фантазия c-moll (она предпослана сонате той же тональности) и
рондо c-moll. Сонаты и другие пьесы Моцарта для фортепиано в 4 руки и
для 2-х фортепиано принадлежат к ранним образцам фортепианного
дуэта, (Творческой изобретательностью и неистощимой
жизнерадостностью отмечена бытовая развлекательная музыка для
оркестра или ансамбля -- циклы типа сюиты (дивертисменты, серенады,
кассации, ноктюрны), танцы (менуэты, контрдансы, <немецкие>,
лендлеры), марши. В ней особенно ощутимы связи с фольклором.
Соприкасаясь некоторыми гранями с камерными инструментальными
жанрами, симфониями и концертами, развлекательные сюиты служили
для композитора своего рода экспериментальной лабораторией.
Большинство серенад и дивертисментов появилось в Зальцбурге. Они
были рассчитаны на музицирование как на открытом воздухе, так и в
помещении и могли исполняться то оркестром, то ансамблем (в них
применялись различные составы - смешанные, духовые, струнные). Одно
из популярнейших произведений Моцарта в этом жанре - <Маленькая
ночная серенада> (1787), написана для струнного оркестра. Пьесы,
образующие цикл, разнообразны по формам и видам музыки - от сонаты и
концерта до разного рода танцев, от рондо до вариаций. Уличные
кассации, серенады, дивертисменты обычно предварялись и часто
заключались маршем, который музыканты играли на ходу. Склонность к
юмору блистательно проявилась в <Музыкальной потехе> () для струнного квартета и 2-х валторн (пародия на
симфонии композиторов-ремесленников). Среди оркестровых пьес особое
место занимает <Масонская траурная музыка> (1785). Большинство
сольных песен, а также вокальных ансамблей и шуточных канонов Моцарт
создал для близкого окружения. Многочисленные арии и вокальные
ансамбли с оркестром (частично в качестве вставных номеров к операм
других авторов, почти все на итальянском языке) писались композитором
по заказу артистов. Жанр немецкой песни для голоса с фортепиано в
Австрии только нарождался, и Моцарт был в числе первых, кто создал её
классические образцы. Среди сохранившихся 30 песен Моцарт - <Фиалка>
на сл. И. В. Гёте (1785), <Старушка>, <Вечернее настроение>, <Тоска по
весне> и другие. Популярная <Колыбельная> (<Спи, мой младенец,
усни>) принадлежит не Моцарту (её автор - Б. Флис). Для масонов Моцарт
создал несколько кантат и песен. Как и <Волшебная флейта>, эти
произведения проникнуты гуманистическими идеями. <Маленькая
масонская кантата> (ноябрь 1791) - последнее законченное произведение
Моцарта.
Заключение
Созидательный процесс протекал у Моцарта непринуждённо и
стремительно. Композитор нередко обходился без предварительных
эскизов. Иногда в крупных партитурах он фиксировал сначала главные
мысли, а детали вносил позднее, не отказываясь от переделок. Еговдохновенное творчество опиралось на ремесло в лучшем смысле этого
слова, его мастерство постоянно обогащалось поисками новых приёмов,
композиции. С мифом о Моцарте - беспечном, наивном художнике, гении,
творящем без усилия и раздумья, жреце “чистого” искусства - связан
особый, эстетский тип творчества, которому без оснований присвоено
наименование “моцар-тианство”. Творчество Моцарта изображали в
музыковедческой литературе и интерпретировали в исполнительском
искусстве как безоблачно ясное, безмятежное, “аполлоническое”, или
жеманно-изящное (“рококо”), или, наоборот, романтическое и
“демоническое”. Современное музыковедение утверждает Моцарт как
одного из величайших творцов, выразившего в своём гениальном
творчестве прогрессивные общественные и эстетические идеи своей эпохи
и раздвинувшего горизонты всего мирового музыкального искусства.