Если бы при поступлении маленького квадрата вы рас
положили кусочки, как квадрат, будущее могло бы принес
ти вам прямоугольник поменьше,и у вас был бы еще и пря
моугольник.
Другими словами, независимо от того,насколько вы ум
ны, всегда возникает необходимость вернуться к началу и
изменить расположение, концепцию или идею, казавшие
ся в свое время лучшими из возможных.
Значение этого простого понимания очень велико. Это
значит,чтовысшаястепеньпрогрессазаключаетсяневли
нейном эволюционном ряду. Нам может понадобиться
вернуться и изменить концепции, которые были очень хо
роши в свое время, но сейчас преграждают путь к лучшим
концепциям.
Творчество не роскошь
Если бы при поступлении маленького квадрата вы рас
положили кусочки, как квадрат, будущее могло бы принес
тивампрямоугольникпоменьше,и увасбылбыещеипря
моугольник.
Другимисловами,независимооттого,наскольковыум
ны, всегда возникает необходимость вернуться к началу и
изменитьрасположение, концепциюили идею, казавшие
ся в свое время лучшими из возможных.
Значение этого простого понимания очень велико. Это
значит,чтовысшаястепеньпрогрессазаключаетсяневли
нейном эволюционном ряду. Нам может понадобиться
вернуться и изменить концепции, которые были очень хо
роши в свое время, но сейчас преграждают путь к лучшим
концепциям.
Этот «эффект последовательности» является также ло
гической основой для творчества и показывает, почему
творчество — не роскошь, но необходимость.
Простой пример, приведенный выше, демонстрирует не
самоорганизующуюся систему, поскольку организацией
здесь занимается человек, располагающий кусочки карто
на. Но тот же принцип действует и в самоорганизующихся
системах, где элементы сами занимают наилучшее на дан
ныймоментрасположение.
Самоорганизующиеся системы образуют устойчивые
локальные расположения. Для того чтобы двигаться даль
ше и использовать имеющиеся в распоряжении знания,
может возникнуть необходимость разрушить «локальное
равновесие» с целью добиться «глобального равновесия».Эту необходимость доказывают сейчас некоторые матема
тическиетруды.
Процесс этот иногда называют «отжигом». При изго
товлениистали,помереееостывания,кристаллысоединя
ются в устойчивом положении. Положение хоть и устой-
чиво, но не слишком прочно. Сталь можно нагреть снова
(разновидность провокации), чтобы кристаллы могли со
единиться в положении, делающем сталь прочнее. Это
можно делать неоднократно.
И это означает, что «устойчивое положение» (локаль
ное равновесие) не обязательно является наилучшим.
К несчастью, выйти из устойчивого положения, чтобы
двинуться к лучшему, бывает чрезвычайно трудно. Труд
но, потому что любые первые шаги кажутся негативными
по сравнению с уже имеющейся стабильностью, которая
создает собственную структуру суждения (и защитников,
которые это суждение поддерживают).
По этой причине Эйнштейн сказал, что всякую новую
идею будет встречать яростное сопротивление. Это под
тверждается и моим собственным опытом. Защитники
status quo всегда противятся любым переменам. И проти
вятся особенно, когда даже не понимают сути предлагае
мых перемен.
Художника Тернера в мире искусства на первых порах
высмеивали, а сегодня он — один из самых почитаемых
английских художников. Первые французские импрес
сионисты и кубисты также пережили времена полнейшего
неприятия.
Трудность ухода от устойчивого локального равновесия ведет к укреплению стабильности в обществе. И зна
чительно замедляет столь необходимый прогресс.
Мы надеемся обычно, что перемены будут происходить
постепенно — маленькими, медленными шагами, которые
никого не огорчат. Иногда это бывает возможным. Чаще -
нет.
Понимание поведения «закона де Боно» и самооргани
зующихся систем поможет принять перемены.