Тьюторская программа
Оценка 4.6

Тьюторская программа

Оценка 4.6
rtf
22.08.2024
Тьюторская программа
Тьюторская программа.rtf

Утверждено                                                                 Рассмотрено на ППк

Приказом директора                                                           Протокол №___

 

от «___»______ 202...г.                                                  от «___»____________г.

 

Директор школы ___________                             Зам. директора по УР ___________

                    /          /                                     /                 /

 

 

 

 

 

 

Тьюторская программа

по сопровождению

обучающихся  5  класса

на 202  -202   учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственные за реализацию программы:

Парникова Е.Ю. – тьютор

 

 

Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение обучающихся в образовательном процессе и успешное их включение в среду образовательного учреждения.

Задачи:

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе-интернате:

- конкретная помощь при организации доступа в школу, в класс, в столовую;

- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок.

2. Социализация – включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая его индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями:

- включение родителей в процесс обучения;

- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку;

- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка.

 

 

 

Функции тьютора:

1.Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамки в развитии детей.

2.Прогностическая: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения.

3.Регулятивная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для обучающихся  служб и специалистов школы.

4.Аналитическая: оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка.

Организация деятельности тьютора

Тьютор и подопечный

Тьютор:

- формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизующей силой;

- следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

- координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор и учитель (учителя) класса

Тьютор:

обсуждает с учителем:

- цели и задачи своей работы;

- возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

- каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.

Тьютор и другие дети

Тьютор:

- следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

- объясняет детям, как общаться с их одноклассником;

- если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Тьютор и родители

Тьютор:

- рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

- отвечает на вопросы родителей.

Тьютор и другие специалисты (логопед, соц. педагог, медицинские работники, психолог и др.)

Тьютор:

- вносит предложения по оптимизации работы с тьюторантом;

- помогает в составлении индивидуальных программ;

- осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьюторанта, помощь тьюторанту в ориентировании в задании и др.)

 

Взаимоотношения тьютора:

Ребенок  и учитель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

- привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на … (имя учителя), слушай…»;

- «Смотри на доску»;

- «Возьми ручку, пиши»;

- «Открывай учебник»;

- «Открывай тетрадь» и т.п.

Ребенок  и тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

- следит за организацией рабочего пространства ученика;

- соотносит задания учителя с возможностями ученика:

- если ребенок не успевает полностью выполнить задание – определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

- если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает работу с подопечным по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Ребенок и другие ученики

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

- наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» - «На» - «Спасибо…На, возьми обратно».

Ребенок и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором

- помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

 

Основные виды деятельности тьютора:

1.Информационное обеспечение;

2.Организационная деятельность;

3.Учебно-методическая работа;

4.Диагностико-аналитическая деятельность.

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные учасники

Информационное обеспечение

1.

Пополнение нормативно-правовой и методической базой

В течение года

Тьютор

2.

Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения

Сентябрь

Тьютор

3.

Оформление наглядного и печатного материала:

- изготовление буклетов с рекомендациями для родителей по развитию и воспитанию детей;

- оформление уголка с рекомендациями для учителей по обучению детей;

- оказание помощи при подготовке творческих работ для участия в конкурсах, проводимых в рамках Декады инвалидов

 

 

Декабрь

 

 

Декабрь

 

 

Декабрь

Тьютор

Организационная деятельность

4.

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

Ежедневно

Тьютор

5.

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов.

В соответствии с планом воспитательной работы школы

Тьютор

Учебно-методическая работа

6.

Оформление дневника наблюдений тьютора

Ежедневно

Тьютор

7.

Индивидуальные консультации с учащимися, родителями (законными представителями), классными руководителями

По мере необходимости

Тьютор

Диагностико-аналитическая деятельность

8.

Обновление банка данных воспитанников

В течение года

Тьютор

9.

Анализ работы тьютора за 2023-2024 учебный год

Май

Тьютор, зам. директора по УВР

 

Литература:

1.Байгулова  Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс] / Н.В. Байгулова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - №53-5.-С. 38-44;

2.Беспалова Г.П. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты / Г.П. Беспалова // Управление образованием. – 2008. - №4. – С. 83-92;

3.Власенко В.А. Тьюторы вышли на тропу познаний… / В.А. Власенко // Народное образование. – 2013. - №3. – С. 140-146.

4.Положение «О сопровождении детей с инвалидностью» («О тьюторе») ОГБОУ «Рязанская школа-интернат».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы тьютора

по сопровождению обучающихся

5 класса

 

 

 

 

 

Составитель: тьютор Парникова Е.Ю.

 

 

 

 

 

 

на 202…-202…. уч. год

 

Примечание: фиксируется индивидуальная работа тьютора с обучающимися.

Работа на уроках отражена в индивидуальных дневниках наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

Расписание тьюторского сопровождения

на 202….-202 ….уч. год

5 класс (2 человека)

 

Виды занятий в соответствии с КТП тьюторов

Расписание

Групповые

Индивидуальные

 

 

пн – пт

07:50 – 12:00

1.

2.

 

 

1.

2.

 

 

 

Утверждено

Утверждено

Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение обучающихся в образовательном процессе и успешное их включение в среду образовательного учреждения

Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение обучающихся в образовательном процессе и успешное их включение в среду образовательного учреждения

Функции тьютора: 1.Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамки…

Функции тьютора: 1.Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамки…

Тьютор и учитель (учителя) класса

Тьютор и учитель (учителя) класса

Взаимоотношения тьютора:

Взаимоотношения тьютора:

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует

Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует

Декады инвалидов Декабрь

Декады инвалидов Декабрь

Обновление банка данных воспитанников

Обновление банка данных воспитанников

План работы тьютора по сопровождению обучающихся 5 класса

План работы тьютора по сопровождению обучающихся 5 класса

Расписание тьюторского сопровождения на 202…

Расписание тьюторского сопровождения на 202…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2024