Утверждено Рассмотрено на ППк
Приказом директора Протокол №___
от «___»______ 202...г. от «___»____________г.
Директор школы ___________ Зам. директора по УР ___________
/ / / /
Тьюторская программа
по сопровождению
обучающихся 5 класса
на 202 -202 учебный год
Ответственные за реализацию программы:
Парникова Е.Ю. – тьютор
Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение обучающихся в образовательном процессе и успешное их включение в среду образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе-интернате:
- конкретная помощь при организации доступа в школу, в класс, в столовую;
- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок.
2. Социализация – включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая его индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями:
- включение родителей в процесс обучения;
- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку;
- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка.
Функции тьютора:
1.Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамки в развитии детей.
2.Прогностическая: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения.
3.Регулятивная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательный маршрут всех необходимых для обучающихся служб и специалистов школы.
4.Аналитическая: оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка.
Организация деятельности тьютора
Тьютор и подопечный |
Тьютор: |
- формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизующей силой; - следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); - координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку. |
|
Тьютор и учитель (учителя) класса |
Тьютор: |
обсуждает с учителем: - цели и задачи своей работы; - возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; - каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор. |
|
Тьютор и другие дети |
Тьютор: |
- следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; - объясняет детям, как общаться с их одноклассником; - если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы. |
|
Тьютор и родители |
Тьютор: |
- рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; - отвечает на вопросы родителей. |
|
Тьютор и другие специалисты (логопед, соц. педагог, медицинские работники, психолог и др.) |
Тьютор: |
- вносит предложения по оптимизации работы с тьюторантом; - помогает в составлении индивидуальных программ; - осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьюторанта, помощь тьюторанту в ориентировании в задании и др.) |
Взаимоотношения тьютора:
Ребенок и учитель |
Для этого тьютор: |
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции |
- привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на … (имя учителя), слушай…»; - «Смотри на доску»; - «Возьми ручку, пиши»; - «Открывай учебник»; - «Открывай тетрадь» и т.п. |
Ребенок и тьютор |
Для этого тьютор: |
Ребенок выполняет рекомендации тьютора |
- следит за организацией рабочего пространства ученика; - соотносит задания учителя с возможностями ученика: - если ребенок не успевает полностью выполнить задание – определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; - если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает работу с подопечным по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя. |
Ребенок и другие ученики |
Для этого тьютор: |
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему |
- наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» - «На» - «Спасибо…На, возьми обратно». |
Ребенок и родители |
Для этого тьютор: |
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором |
- помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. |
Основные виды деятельности тьютора:
1.Информационное обеспечение;
2.Организационная деятельность;
3.Учебно-методическая работа;
4.Диагностико-аналитическая деятельность.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные учасники |
Информационное обеспечение |
|||
1. |
Пополнение нормативно-правовой и методической базой |
В течение года |
Тьютор |
2. |
Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения |
Сентябрь |
Тьютор |
3. |
Оформление наглядного и печатного материала: - изготовление буклетов с рекомендациями для родителей по развитию и воспитанию детей; - оформление уголка с рекомендациями для учителей по обучению детей; - оказание помощи при подготовке творческих работ для участия в конкурсах, проводимых в рамках Декады инвалидов |
Декабрь
Декабрь
Декабрь |
Тьютор |
Организационная деятельность |
|||
4. |
Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива |
Ежедневно |
Тьютор |
5. |
Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов. |
В соответствии с планом воспитательной работы школы |
Тьютор |
Учебно-методическая работа |
|||
6. |
Оформление дневника наблюдений тьютора |
Ежедневно |
Тьютор |
7. |
Индивидуальные консультации с учащимися, родителями (законными представителями), классными руководителями |
По мере необходимости |
Тьютор |
Диагностико-аналитическая деятельность |
|||
8. |
Обновление банка данных воспитанников |
В течение года |
Тьютор |
9. |
Анализ работы тьютора за 2023-2024 учебный год |
Май |
Тьютор, зам. директора по УВР |
Литература:
1.Байгулова Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья [Электронный ресурс] / Н.В. Байгулова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - №53-5.-С. 38-44;
2.Беспалова Г.П. Тьюторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты / Г.П. Беспалова // Управление образованием. – 2008. - №4. – С. 83-92;
3.Власенко В.А. Тьюторы вышли на тропу познаний… / В.А. Власенко // Народное образование. – 2013. - №3. – С. 140-146.
4.Положение «О сопровождении детей с инвалидностью» («О тьюторе») ОГБОУ «Рязанская школа-интернат».
План работы тьютора
по сопровождению обучающихся
5 класса
Составитель: тьютор Парникова Е.Ю.
на 202…-202…. уч. год
Примечание: фиксируется индивидуальная работа тьютора с обучающимися.
Работа на уроках отражена в индивидуальных дневниках наблюдений.
Расписание тьюторского сопровождения
на 202….-202 ….уч. год
5 класс (2 человека)
Виды занятий в соответствии с КТП тьюторов |
Расписание |
|||
№ |
Групповые |
№ |
Индивидуальные |
пн – пт 07:50 – 12:00 |
1. 2.
|
|
1. 2. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.