Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики
Конспект занятия по коррекции страхов, тревожности.
«У страха глаза велики»
Разработала: педагог-психолог
Ануфриева Вера Юрьевна
г. Шумерля, 2021 г.
Цель: актуализация страхов, знакомство со способами преодоления страхов.
Программное содержание:
Формирование положительной самооценки, уверенности в себе;
Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу;
Развитие навыка взаимодействия;
Снятие психоэмоционального напряжения
Способствовать преодолению негативных переживаний;
Ожидаемый результат: снижение уровня тревожности, страхов, повышение самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы для занятия: гуашь, карандаши, фломастеры, оргстекло, кисточки, шаблоны масок, ватные диски, чашечки для воды, проектор.
Методические приемы: объяснение, вопросы, показ, представление.
План игрового занятия:
1.Приветствие
2. Игра «Боюськи»
3.Упражнение избавление от страха
4. Игра «Комплименты»
5. Упражнение «Рисование сказочных масок и антуража»
6. Рефлексия. Вопросы. Обсуждение.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог: Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть.
Давайте мы с вами поприветствуем друг - друга.
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Улыбнемся соседу справа, улыбнулись соседу слева.
Я вижу у всех у вас хорошее настроение.
Ой, слышите какой - то звук? (звук стука). Кто-то постучал, (шепот или разговор) нет, кто-то шепчется. Я немножко испугалась, а вы?
Если дети говорят «да!» Игра «Боюськи».
Если дети говорят «нет»?
Психолог: А когда вы были, маленькими вы чего-то боялись?
Игра «Когда я была, маленькой я боялась…»
Дети рассказывают, чего они боялись, когда были маленькими.
Игра «Боюськи»
Психолог: Я буду вам называть что- то страшное, если вы боитесь, похлопайте в ладошки.
Боитесь ли вы:
Когда остаешься один?
Заболеть?
Воспитателей?
Страшных снов?
Темноты?
Волка, медведей, др. хищных зверей?
Пауков, змей;
Бури, грозы, урагана?
Огня, пожара?
Войны?
Врачей?
Уколов, боли?
Видите, как много «боюсек»!
Звучит запись «Помогите, помогите!»
Психолог: Ребята вы слышите, кто, то просит о помощи. Подождите, я сейчас пойду, посмотрю, кто там просит о помощи.
Выходит гномик, (в руках коробка). Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Я гномик приехал из маленького волшебного города. В нашем городе случилась беда. Может быть, вы можете нам помочь? В чудесном городе живут маленькие веселые гномики. Жизнь гномиков светла и беззаботна. Они ходят, друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.
Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни гномиков изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместо них приходил страх. Кто- то вдруг начинал бояться темноты, кто-то – оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого гномика страх был свой.
Психолог (гномик): Ребята, поможете, нам избавиться от страха?
Ответы детей: Да!
Психолог (гномик): Как мы сможем от него избавиться?
Ответы детей: Страх можно нарисовать, слепить.
Психолог (гномик): правильно давайте мы с вами его нарисуем на стекле.
Упражнение избавление от страха
Дети рисуют свои страхи на стекле, делают отпечаток на листе А4,
Психолог (гномик): Что мы с вами нарисовали? (страхи), а что мы с ними можем сделать?
Ответы детей: стереть, смыть.
Затем рисунок со стекла смывают водой,
Психолог (гномик): Ребята, посмотрите, а с этими страхами, что можно сделать? (порвать, спрятать, и т.д).
К рисунку на листе бумаги, т. е к отпечатку дорисовывают различные детали, разрывают или комкают, или выбрасывают, таким образом, избавляются от страхов, делают их смешными.
Психолог (гномик): Ребята, спасибо вы научили меня тому, как можно избавиться от страхов. Я хочу поблагодарить вас за это. Давайте скажем друг – другу что - нибудь приятное.
Игра «Комплименты»
Дети вместе с педагогом встают в круг. Говорят друг – другу приятные слова. Напр.: Ваня ты самый смелый, маша ты самая добрая, Ирина ты самая веселая.
Психолог (гномик): Спасибо вам ребята вы помогли мне избавиться от страхов. До свидания!
Входит педагог.
Психолог: Ребята вы такие молодцы помогли гномикам преодолеть страхи.
Ой! Посмотрите гномик что – то забыл в своей коробочке. Давайте посмотрим, что же там. Ребята да это же маски, но они бесцветные, грустные. А, что можно с ними сделать? (разрисовать)
А как можно сделать их необычными, веселыми, смелыми?
(Их можно разукрасить, но еще можно приклеить на них разные кусочки.)
Психолог: Давайте мы их с вами украсим.
Упражнение «Рисование сказочных масок и антуража»
Вырезанные из плотной бумаги шаблоны масок (примерно по размеру детских лиц); ножницы, клей.
Для этого упражнения нужно заранее заготовить:
Картинки – липучки;
Блестки разных цветов и форм;
Цветную бумагу в листах и в виде различных фигур (полосок, кругов, треугольников, многоугольников и т.п.)
Природные материалы- цветы, листья, веточки, семена;
Различные крупы (рис, гречка, горох);
Мелкие макаронные изделия забавных форм;
Разноцветные кусочки ткани, меха, тесьма, бахрома, вата.
Краски, листочки, карандаши.
Дети получают шаблоны масок.
Психолог сначала сам начинает выполнять задание, дети наблюдают. Убедившись, что им по силам, начинают работу над своими масками.
В процессе работы психолог объясняет, как создать эффект бровей мхом, как при желании изменить разрез глаз, форму рта.
Работа проводиться под спокойную музыку.
Психолог: Вы можете наклеить на маски бабочки, цветочки, шарики. Ребята давайте примерим наши маски. Посмотрите друг на друга, какими они получились смешными. Эти маски вы можете забрать с собой, для того, чтобы они оберегали вас от страхов, чтобы вы ничего не боялись. И если вы чего - нибудь испугаетесь, маска вас будет оберегать.
Психолог: Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Ответы детей: изготовление масок, рисование страха, и т.д.
На этом наше занятие закончилось, спасибо всем. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.