Чем может помочь специалист?
В первую очередь специалист поможет обратившейся к нему семье отыскать причины развившейся у ребенка агрессивности, порекомендует методы обследования, которое необходимо пройти, чтобы исключить органические причины данного расстройства.
Далее, психолог или психоневролог может помочь семье выработать тактику поведения, которой следует придерживаться в данном конкретном случае, чтобы успешно справиться с имеющейся проблемой.
У ребенка агрессивность. Чем может помочь специалист?
В первую очередь специалист поможет обратившейся к нему семье отыскать
причины развившейся у ребенка агрессивности, порекомендует методы
обследования, которое необходимо пройти, чтобы исключить органические
причины данного расстройства.
Далее, психолог или психоневролог может помочь семье выработать тактику
поведения, которой следует придерживаться в данном конкретном случае, чтобы
успешно справиться с имеющейся проблемой. В дальнейшем семья может
обращаться к специалисту с текущими вопросами, с возникшими сложностями
(ибо сразу, как правило, не удается предусмотреть всех нюансов такого
сложного и многокомпонентного процесса).
Кроме того, психолог может порекомендовать семье привести ребенка на
групповые занятия, где коррекция поведенческой агрессивности происходит в
условиях не индивидуальной, а групповой работы.
Именно так мы работали с Вадимом. Крупный, развитый мальчик, никогда не
посещавший детский сад, едва придя в группу, тут же попытался навести в ней
свои порядки и грубостью и кулаками доказать свое превосходство над
окружающими. Эти попытки были жестко пресечены ведущими. Тогда Вадим
отказался ходить на занятия. Заранее предупрежденный о такой возможности
папа тем не менее взбеленился и сказал несносному сыночку чтото вроде:
— Не пойдешь сам — за ноги притащу!
Насупившийся Вадим продолжал ходить на занятия, но стоял в углу и ни в каких
играх участия не принимал. Его никто не трогал. Расчет был на то, что Вадим,
который мог выполнить большинство заданий и упражнений лучше, чем другие
дети, в конце концов не выдержит и попробует самоутвердиться именно этим,
приемлемым для окружающих способом. Через некоторое время так и случилось.
Вадим вышел из угла и, как и следовало ожидать, прочно занял место
интеллектуального лидера группы. После этого мы стали аккуратно подводить
мальчика к следующему шагу: достойно не только ответить и все сделать самому,
высший класс достоинства — это помочь другому, тому, кто сам не может.
Сообразительный и тщеславный Вадим быстро научился получать удовольствие,
таща за собой других, всячески опекая их и получая за это похвалы
руководителей. Он даже начал уступать самое мягкое кресло слабенькой Свете
и соглашался помолчать и подождать, пока сообразит и ответит тугодум Вася. И
тогда мы провели острый опыт. В группу был введен крупный, агрессивный и не
очень неврологически здоровый пацан Ромка из семьи алкоголиков. Ромка, не в
силах взять интеллектом, быстро и эффективно заработал кулаками, причем
Вадима, как явного лидера, он бить не пытался, а старался, как мы и
рассчитывали, привлечь на свою сторону. Вадим явно колебался, мы нервничали,
группа испуганно притихла… Но чудо все же произошло! Более высокие и
утонченные ценности взяли верх, Вадим отказался солидаризироваться с
Ромкой, встал на защиту слабых и тут же получил достаточно серьезную взбучку.
Дома Вадим рассказал обо всем отцу, который принимал живейшее участие во
всех его проблемах, и поставил перед ним достаточно серьезный вопрос:
— Когда я всех бил, мне не давали, а когда Ромка меня — ему ничего не сказали.
Почему?
Отец сориентировался не сразу, но ответил так:— Это правильно. Ведь ты бил слабых. А ты сильный, и Ромка сильный. Ромка
даже сильнее. Но ты еще и умный. Тут уж кто кого…
На следующем занятии мы с трудом растащили вновь сцепившихся Вадима и
Ромку. Облизывая припухшую губу, Вадим строго сказал:
— Я тебя все равно победю!
— Почему? — поинтересовался Ромка. — Я ж сильнее!
— А потому, что я за всех. А ты сам за себя. Вот так.
На этом коррекционные занятия для Вадима мы посчитали законченными.
На следующий, предшкольный год Вадима, согласно рекомендациям психолога,
отдали в детский сад.
Недавно я случайно повстречала отца Вадима в коридоре поликлиники. Он
вежливо поклонился и с нескрываемым удовольствием сообщил мне, что детский
сад был выбран частный, контингент там своеобразный, но воспитательница
говорит, что Вадим мальчик удивительный в плане самодисциплины и поддержки
слабых, что на него можно рассчитывать в любой трудной ситуации. Когда мама
говорит, что в прошлом году у Вадима были проблемы с неконтролируемой
агрессивностью, воспитательница не верит.