«У войны не детское лицо…»
(Классный час с применением ИКТ в 34 классах)
Цели:
Расширить знания учащихся о войне, о периоде блокады Ленинграда; показать,
как трудно было детям пережить военное лихолетье; заинтересовать учащихся
неизвестными фактами о жизни детей блокадного Ленинграда.
Воспитывать у учащихся чувства сострадания, патриотизма, гордости за свою
страну, за свой народ, чувство гражданского долга, любви к Родине.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «блокада».
2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны.
3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа
в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной
войны.
Оборудование:
1. Медиапроектор, компьютер.
2. Компьютерная презентация.
I. Постановка учебной задачи.
Слайд 1.
Ход урока.
Говорят, когда умирает человек, он превращается в звездочку и
навечно поселяется на небе. А некоторые, возможно, становятся
планетами. Такой планетой памяти о войне, о ее жертвах стала маленькая
девочка Таня Савичева. А жила эта девочка в блокадном Ленинграде, что
стоит на реке Нева, на берегу Ладожского озера.
Ребята, знаете ли вы, как сейчас называется этот город?
А кто из вас может объяснить, что означает слово «блокада»?
(СанктПетербург)
(окружение города неприятельскими
войсками)
27 января исполняется 72 года со дня снятия блокады г.Ленинграда.
Блокада продолжалась около 900 дней (2,5 года) – с 8 сентября 1941 года
по 27 января 1944 года. В течение всего этого времени город был окружен
вражескими войсками.
Слайд 2. видео
Слайд 3.
Посмотрите на фотографию. На ней мы видим совсем еще юных
жителей Ленинграда, вышедших на берег Невы, чтобы увидеть Салют
Победы.
Но какова она – цена Победы?
Об этом мы поговорим на сегодняшнем классном часе.
Слайд 4.
Итак, тема классного часа – «Цена Победы». Посвящается она детям
блокадного Ленинграда.
II. Решение учебной задачи.
Слайд 5.
1) День и ночь продолжались бомбежки города. Жители спускались в
огромные бомбоубежища, где спали, ели, читали книги. Как вы думаете,
какие чувства испытывали эти люди, когда начинались бомбежки?
(страх)
Слайд 6.
Открывается первое слово кроссворда – СТРАХ.
Слайд 7.
2) Посмотрите на эту фотографию. Кого мы на ней видим? Почему
мальчик такой худой?
Слайд 8.
3) А на следующей фотографии мы видим страшную картину – на снегу
лежат тела умерших детей. Почему они умерли?
(Он болен, сильно истощен)
В чем причина такого истощения, причина гибели детей?
(Они тоже истощены)
(Голод)
Слайд 9.
Слайд 10.
Открывается второе слово кроссворда – ГОЛОД.
Но даже несмотря на голод, холод и усталость, дети находили в себе
силы работать. Они заменили своих отцов, старших братьев на заводах, с
которых выпущенные ими танки и снаряды отправлялись на фронт.
Слайд 11.
Напрасно надеялись враги, что голодные, замерзающие люди перессорятся
из – за куска хлеба, из за полена дров, перестанут защищать город и
сдадутся. А в Ленинграде даже школы работали! Писатель Александр
Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том,
что они учились (напомним, что иждивенческая норма у них была 25
граммов хлеба) А еще была кроме дистрофии, цинга, при которой
кровоточили десны, качались и выпадали зубы. Ученики умирали в школе
и по дороге в школу…
Девчонка руки протянула
И головой
На край стола.
Сначала думали
Уснула,
А оказалось Умерла...
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Слайд 12.
Учитель выдавил, что снова
Уроки
После похорон.
(Ю.Воронов.)
22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда».
В числе полутора миллионов награжденных – и 15 249 ленинградских
детей. Хотя они и не участвовали в сражениях, но в наших глазах они
выглядят настоящими … (героями). Значит, какое качество им было
присуще?
(героизм)
Слайд 13.
Слайд 14.
Открывается третье слово кроссворда – ГЕРОИЗМ.
Семью ленинградской девочки Тани Савичевой смерть тоже не
обошла стороной. Об этом свидетельствует ее дневник. В нем всего 9
страниц, но за каждой строкой – боль потери самых близких людей.
Как вы думаете, почему Таня Савичева вошла в историю? Совершила ли
она какойто подвиг?
Несмотря на свою слабость от голода, холода и потери близких,
она записывает в дневник то, что происходит. Она хочет, чтобы ее родных
не забыли, чтобы другие люди тоже знали о них. Весной 1942года Таню
эвакуировали из Ленинграда.
Слайд 15.
«Дорогой жизни» была названа Ладожская ледовая трасса,
которая проходила по Ладожскому озеру. По Ладожской ледовой трассе с
22 января по 15 апреля 1942года были эвакуированы из Ленинграда
554186 человек – стариков, женщин, детей.
Что придает силы Тане и другим блокадникам выживать в таких
условиях? Во что они верят?
(в Победу)
Слайд 16. Открывается четвертое слово кроссворда – ПОБЕДА.
Какое получилось ключевое слово?
(хлеб)
Что для блокадника – хлеб?
(Хлеб – это жизнь, ведь самое сильное чувство, которое
испытывал каждый житель Ленинграда – это
постоянное чувство голода, желание поесть)
Жители Ленинграда получали хлеб по карточкам. В день каждому
человеку выдавалось по 125 г хлеба, а другой еды не было совсем.
Посмотрите на этот кусок хлеба – много это или мало?
Слайд 17
.
В одном рассказе о блокадных днях Ленинграда рассказывается о
женщине, которая, сама умирая от голода, отдавала свой кусок хлеба
сыну. Этот мальчик вырос и после войны пришел на могилу матери с
буханкой душистого хлеба.
Встал на колени парень молодой,
Лицо уткнул в могильный рыхлый холм.
Он выжил. Он не умер. Он живой…
«Ты слышишь, мама? Я твой сын Артем!»
Дрожащими руками положил
Он на могилу пышную буханку,
И на кресте листочек прикрепил
И зарыдал – отчаянно и жарко.
А на бумаге – через сотни лет
Слова такие, что острей кинжала:
«Родная! Мама! Возвращаю хлеб,
Который ты всегда мне отдавала».
III. Рефлексия.
Слайд 18.
Гдето между орбитами Земли и Юпитера вращается вокруг Солнца
малая планета №2127ТАНЯ, названная так в честь ленинградской девочки
Тани Савичевой. Память Тани Савичевой и всех детей, погибших во время войны,
почтим минутой молчания.
Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы
сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, Сколько сегодня
вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А смог бы поступить так же?» И
подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойным
памяти своих замечательных ровесников.
Слайд 19 видео.
У войны не детское лицо...
У войны не детское лицо...
У войны не детское лицо...
У войны не детское лицо...
У войны не детское лицо...
У войны не детское лицо...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.