ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТКА ДИАГНОСТИКИ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ С РАЗРАБОТКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АККУМУЛЯТОРОВ ГИБРИДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ .
Актуальность темы
По современным оценкам, 2050 год станет последним годом добычи нефти тем способом, каким это делалось людьми прежде. Дальнейшая добыча нефти будет возможна только с применением очень значительных технических усилий. Поэтому необходимо сознательно и эффективно использовать природные ресурсы. Первым шагом являются гибридные автомобили, которые сочетают в себе преимущества обеих систем, электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания.
Благодаря комбинации приводов общий коэффициент полезного действия автомобиля повышается, а расход топлива снижается.
Новые технологии требуют особой подготовки в обращении и проведении работ с автомобилями с высоковольтными силовыми установками.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается организация участка диагностики и ремонта электрооборудования с разработкой технологического процесса технического обслуживания аккумуляторов гибридных автомобилей.
Актуальность разработки ВКР заключается в обеспечении бесперебойного диагностирования и ремонта гибридных автомобилей марки TOYOTA жителей города с помощью указанного предприятия.
Задачи при организации работы участка
Определить списочный состав автомобилей и оптимальную программу зоны ТО и ТР
Определить периодичность ТО и ТР, годовые объемы работ, которые должен выполнить участок;
Определить годовую трудоемкость и численность рабочих;
Рассчитать и подобрать необходимое для совершенствования работы отделения оборудование и спроектировать отделение с его расстановкой;
Разработать технологию обслуживания аккумуляторов гибридных автомобилей;
Провести экономические расчёты эффективного использования оборудования .
Характеристика предприятия
Основным видом деятельности СТО является: техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей, в том числе автомобилей марок TOYOTA.
Дополнительные виды деятельности:
- предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств;
- техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств.
Виды продукции:
- мойка автомобилей;
- развал-схождение;
- шиномонтаж;
-ремонт и обслуживание кондиционеров;
- диагностика ЭСУД.
Списочный состав обслуживаемых на СТО автомобилей
Модели автомобилей | | |
Марка | Приводимая модель | |
Toyota | Prius | 250 |
Toyota | RAV4 | 200 |
ВСЕГО | 450 |
Организация ТО и ремонта на СТО
Перечень оказываемых СТО услуг включает выполнение моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранение отказов и неисправностей (мелкий текущий ремонт агрегатов). Автомобили, прибывающие на станцию для проведения ТО и ремонта, проходят мойку и поступают на участок приемки для определения технического состояния, необходимого объема работ и их стоимости.
При необходимости для установления причины неисправности мастер - направляет автомобиль на диагностирование или делает пробный выезд автомобиля. Приемка автомобилей для выполнения работ, объемы и стоимость которых постоянны (моечно-уборочные, диагностические и др.), упрощается.
При оформлении заказа на ТО, по требованию владельца автомобиля, СТО выполняет неполный объем работ. После установления объема работ мастер-приемщик, используя «Прейскурант на ТО и ремонт легковых автомобилей, принадлежащих гражданам», заполняет наряд-заказ и определяет общую стоимость работ. При этом в наряд-заказ вносятся только те работы, на которые согласен заказчик.
Техобслуживание имеет профилактический характер, оно выполняется принудительно в плановом порядке через заранее установленный пробег. Техническое обслуживание предназначено для снижения интенсивности изнашивания деталей и предупреждения неисправностей путем выполнения контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных и других работ.
ТО по регламенту должно выполнятся через 14500-15500 км пробега, но водители очень часто приезжают при достижении пробега в 10000 км.
Характеристика участка ремонта электрооборудования
Для эффективной работы современных автомобилей – важно обеспечить надежную работу их электрооборудования. В связи с этим ремонтные зоны СТО должны своевременно и качественно ремонтировать агрегаты и аппаратуру систем зажигания бензиновых двигателей, стартерные аккумуляторные батареи систем запуска двигателей, генераторы, стартеры, реле регуляторы, осветительные устройства и электропроводку систем освещения и световой сигнализации.
В выпускной квалификационной работе предлагается организовать участок диагностики и ремонта электрооборудования автомобилей. Это повысит качество выполняемых работ, так как ремонтные рабочие будут специализироваться только на определенном виде работ и использовать в своей работе современное оборудование.
Для обеспечения высокой производительности труда, высокого качества выполняемых работ, обеспечения безопасных и благоприятных условий труда предлагаются мероприятия:
Мероприятия для обеспечения высокой производительности
№ | Наименование мероприятия | Цель мероприятия |
1 | Организация рабочих мест исполнителей (оснащение рабочих мест исполнителей необходимым оборудованием и оснасткой) | Улучшение использования рабочего времени исполнителей, уменьшение простоев автомобилей в ТО, повышение производительности труда |
2 | Закупка нового высокопроизводительного оборудования | Повышение производительности труда, уменьшение времени простоя автомобилей в ТО, обеспечение надежной работы автомобилей клиентов |
3 | Оснащение участка по ремонту электрооборудования технологической документацией | Повышение качества работ |
4 | Строгий контроль за соблюдением правил техники безопасности и производственной санитарии | Обеспечение безопасных и благоприятных условий труда, повышение качества работ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В зоне ТО и ТР автомобилей обслуживаются автомобили Тойота Приус Для данных автомобилей рассчитывается годовой объем работ по ТО и ТР на проектируемом участке в сумме он составит 4860 человеко-часов.
Организация работ в электротехническом отделении
Далее для организации работы участка был разработан следующий технологический процесс ремонта на электротехническом отделении : в зоне ТО и ТР производится демонтаж агрегатов электрооборудования, которые требуют ремонта или диагностики и их перемещают в электротехническое отделение. В отделении агрегаты сначала моют в специальной установке, чтобы очистить их от пыли и грязи, после чего устанавливают на диагностический стенд для проверки. После диагностики, если агрегат не подлежит ремонту, то его выбраковывают. Если же агрегат подлежит ремонту то его ремонтируют после чего собирают и устанавливают на стенд для контрольной диагностики, если агрегат исправен, то его отправляют в зону ТО и ТР для установки на автомобиль, а если неисправен, то производится повторная разборка или выбраковка.
Технологическая схема выполнения операций по ремонту электрооборудования представлена на первом листе графической части формата А1.
Диагностика агрегата
Выбраковка
Разборка
Подлежит ремонту
Не подлежит ремонту
Замена неисправных деталей
Неисправен
Диагностика
Сборка
Исправен
Мойка агрегата
Участок по ремонту электрооборудования
Зона ТО и ТР |
Технологический процесс ремонта в участке электрооборудования
Наименование операции | Разряд работ | Время, ч | % от общей |
Проверка и ремонт генераторов | 3 | 1,74 | 20,3 |
Проверка и ремонт стартеров | 4 | 2,18 | 25,4 |
Проверка и зарядка аккумуляторов | 3 | 4,66 | 54,3 |
ИТОГО | 8,59 | 100 |
Нормирование технологических операций
Виды работ | Разряд | Трудоёмкость | |
% | чел. – ч. | ||
Проверка и ремонт генераторов | 3 | 20,3 | 304,5 |
Проверка и ремонт стартеров | 25,4 | 381 | |
Проверка и зарядка аккумуляторов | 54,3 | 814,5 | |
ИТОГО | 1 | 1500 |
Распределение трудоемкости ремонта
Режим работы участка, в одну рабочую смену при пятидневной недели и двух скользящих выходных днях для рабочих. Годовые фонды рабочего времени рабочих и оборудования рассчитывают, исходя из продолжительности смены. Различают номинальный годовые фонды времени, которые по результатам расчетов составили 1971 час и действительный годовые фонды времени работы рабочих и оборудования, составившие 1715 часов.
Зная годовые фонды времени определили списочное и явочное количество производственных рабочих. Для проверки и ремонта генераторов, проверки и ремонта стартеров, проверки и зарядки аккумуляторов приняли 1 производственного рабочего.
Наименование | профессия | Трудоемкость, чел-ч. | Фонд времени, ч. | Коэффициент штатности ηшт | Число рабочих | ||||
Ря | Рсп | ||||||||
Фн | ФДр | расчетное | принятое | расчетное | принятое | ||||
Проверка и ремонт генераторов | автоэлектрик | 304,5 | 1971 | 1715 | 0,87 | 0,15 | 1 | 0,18 | 1 |
Проверка и ремонт стартеров | 381 | 0,19 | 0,22 | ||||||
Проверка и зарядка аккумуляторов | 814,5 | 0,44 | 0,51 |
Численность производственных рабочих
Основное и вспомогательного оборудования участка.
Наименование оборудования | Модель и её характеристика | Кол – во | Размеры ДхШхВ | Площадь, м2 |
| ||||
Подъёмник |
| 1 | 0,396хЗ,273х2,709 | 1,3 |
| ||||
Мотор-тестер | МТ 10 К | 0,7x0,5x1,2 | 0,35 | |
|
| |||
Сканер | ДСТ 16 | 0,2x0,1x0,05x 0,05 | 0,02 | |
|
| |||
Стенд для проверки генератора | Э-250 |
| 1,2 | |
Стенд для промывки инжекторов |
| 0,45 | ||
Стенд для проверки и зарядки аккумуляторов | ЗУ-4 | 0,6 | ||
Стол |
| 1,0х0,6 | ||
Верстак | 1,0х1,5 | 1,5 | ||
всего | 5,9 |
Технологическая оснастка
Наименование | Модель | Количество |
Мультиметр | АППА | 3 |
Осциллограф | РИГОЛ | 1 |
Тиски слесарные | ТСС-125 | 3 |
Набор автомеханика большой | ||
Набор автоэлектрика большой | ||
Паяльник | ЗД-200Н | |
Нагрузочная вилка | ВН-1 | |
Прибор для очистки свечей зажигания | Э 203-О | 1 |
Стенд для проверки свечей зажигания | Э 203-П | |
Дефектоскоп |
План СТО с электротехническим участком с расстановкой оборудования представлен на 1- листе графической части
ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
При проектировании участка и организации его работы в выпускной квалификационной работе уделено большое внимание охране труда и окружающей среды разработаны: санитарно-гигиенические мероприятия; безопасные условия труда, включающие опасные производственные факторы при выполнении работ, должностные инструкции автоэлектрика; противопожарные мероприятия; мероприятия по экологии производства.
Автоэлектрик должен проходить:
- повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже, чем через каждые 6 месяцев;
- стажировку от 2 до 14 смен;
- внеплановый и целевой инструктажи: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);
- периодический медицинский осмотр.
Автоэлектрик обязан:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
- соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
- соблюдать требования безопасного выполнения работ при эксплуатации оборудования;
- использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной и коллективной защиты;
незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о произошедших с ним или другими работниками несчастных случаях, травмах, неисправностях оборудования и т.д.
Автоэлектрик обязан выполнять свою работу в соответствии с трудовым договором, должностной инструкции. В своей работе необходимо неукоснительно действовать с установленными правилами внутреннего распорядка дня. Запрещается оставаться на территории предприятия по окончании продолжительности рабочей смены.
При установке генератора, стартера или распределителя на контрольно-испытательном стенде следует правильно центрировать и надежно закреплять его в зажимных устройствах во избежание выхода из строя механизмов и травмирования людей.
Гибридный автомобиль приводится в движение с помощью электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Электродвигатель подключен к тяговой аккумуляторной батарее (АКБ) с рабочим напряжением около 300 В . Тяговая АКБ заряжается от генератора при работающем ДВС или рекуперационном торможении, у современных моделей гибридных автомобилей еще и на стоянке от внешней электросети промышленной частоты.
На гибридных автомобилях имеется и низковольтное электрооборудование: световые приборы, электронные блоки управления различными системами, мультимедиа и т.д. Это электрооборудование подключено к буферной АКБ с напряжением 12 В. Низковольтная АКБ заряжается от понижающего импульсного преобразователя, подключенного к бортовой сети 300 В.
Система автоматики поддерживает во время движения заряженность тяговой АКБ на уровне 40 ÷ 60 % . Это продлевает её срок эксплуатации и обеспечивает резерв емкости для заряда в случае рекуперационного торможения. От розетки АКБ заряжается до уровня 85 %.
запас электрохода для подключаемого к сети гибридного автомобиля Toyota Prius составляет около 10 км.
На практике это расстояние зависит от состояния тяговой АКБ, автомобиля, дороги, манеры вождения и оказывается гораздо короче, 3 ÷ 5 км.
Система управления высоковольтной АКБ в режиме электрохода не позволит разрядить ее ниже уровня 20 %, в этом случае тяговый электродвигатель будет просто выключен.
Некоторые модели гибридных автомобилей не поддерживают режим электрохода. Производители объясняют это заботой о сохранности тяговых АКБ.
Во время эксплуатации автомобиля система управления тяговой АКБ не допустит её разряда ниже уровня, когда пуск ДВС становится проблематичным.
Батарея может разрядиться, если автомобиль длительно, более полугода, не эксплуатировался. В этом случае ДВС не запустится.
На некоторых гибридных автомобилях неудачная попытка запуска ДВС воспринимается системой управления как признак неисправности. Например, на гибридном автомобиле Toyota Prius три подряд неудачные попытки пуска ДВС приведут к записи в память электронного блока управления кода ошибки. Теперь двигатель нельзя будет завести, пока тестером-сканером код ошибки не будет удален в автосервисе
Имеются модели гибридных автомобилей, например, Nissan, KIA, где при неудачных пусках ДВС не устанавливается код ошибки.
На некоторых гибридных автомобилях низковольтная АКБ подключена к высоковольтной сети через реверсивный преобразователь. Имеется возможность передавать электроэнергию из низковольтной бортовой сети тяговой батарее. Это может быть полезно, например, для облегчения пуска ДВС в морозную погоду, если тяговая батарея (она же стартерная) слишком разрядится .
Низковольтную АКБ гибридного автомобиля легко можно разрядить по неосторожности. При неработающем ДВС зарядка низковольтной АКБ от силовой сети заблокирована, чтобы не разряжать тяговую батарею. Освещение, мультимедиа системы, оборудование, подключаемое к прикуривателю, способны быстро разрядить 12-ти вольтовую АКБ при неработающем двигателе..
Все электронные системы управления гибридного автомобиля питаются от низковольтной батареи, при ее разряде автомобиль полностью не работоспособен: ДВС не заведется, электроход (если есть) не включится.
Если на обычном автомобиле АКБ разряжена, возможны следующие операции:
- заменить заряженной;
- снять и зарядить;
подключить временно, на момент пуска ДВС, параллельно проблемной батарее исправную, заряженную, от другого автомобиля, т.е. «прикурить».
Тяговую батарею современного гибридного автомобиля при необходимости можно зарядить от бытовой электросети или на зарядной станции.
«Прикуривать» трехсотвольтовую тяговую батарею запрещено, это смертельно опасно. Высоковольтная сеть гибридного автомобиля защищена от случайного доступа. С другой стороны, передача электроэнергии от низковольтной АКБ к тяговой, если эта операция поддерживается на данном автомобиле, является своеобразным внутренним «прикуриванием».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.