Метод управления
Метод управления - это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению высокой эффективности деятельности организации. С помощью правильного выбора метода управления обеспечивается четкая организация процесса управления и всей производственно-экономической деятельности.
Экономические методы управления воздействуют на материальные интересы объекта и создают экономическую мотивацию его функционирования. Основными являются:
* методы экономического стимулирования: (поощрение за хорошую работу);
* ценообразование, финансирование, кредитование (путём разработки цен);
* внутрифирменное планирование;
* разработка цен (тарифов) на выпускаемую продукцию;
* премирование за внедрение новой техники, изобретений и рационализаторских предложений;
* использование системы распределения прибыли;
* использование системы оплаты труда и материальное поощрение работников, др.
В основе организационно - распорядительных методов лежит властная мотивация, т. е. использование подчинения в иерархической структуре.
В группу методов входят:
а) методы регламентирования, нормирования, инструктирования, распорядительных воздействий;
б) подбор, расстановка, аттестация кадров;
в) обеспечение внедрения государственных стандартов на продукцию, конструкторскую, технологическую документацию;
г) защита прав и законных интересов предприятий и его работников в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ) и действующим законодательством.
д) приказы, указания, распоряжения, администрация;
е) контроль над управлением; др.
Виды методов управления
социально-экономические методы :
а) планирование социального развития коллектива;
б) повышение творческой активности членов коллектива;
в) установление в коллективе морально-психологического климата;
г) использование различных форм коллективного и индивидуального поощрения.
Социально - психологические методы управления сводятся к двум направлениям: во-первых, к формированию благоприятного климата в коллективе, во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого.
Лидер и лидерство в коллективе
В любом коллективе, группе людей или обществе на первый план выступает роль лидера. Это человек, который осуществляет руководящие функции (формально или неформально) и пользуется уважением и доверием остальных. Лидерство не способно само по себе заменить менеджмент. Лучший вариант — дополнение друг друга. Когда руководитель коллектива — лидер, он выполняет свои полномочия и оказывает влияние на участников группы: ставит цели, вдохновляет, мотивирует.
Стили лидерства и их характеристика
При авторитарном стиле руководства вся власть сосредоточена в руках руководителя, который требует дисциплины и идеального порядка, берет на себя всю ответственность за принятие решений, а с рядовыми сотрудниками держится отчужденно. Для него важен результат любой ценой.
Недостаток этого стиля. Сотрудники не ощущают поддержки и понимают, что к их мнению не прислушиваются.
Достоинство стиля. Стиль эффективен в чрезвычайной ситуации, когда необходимы быстрые и чёткие распоряжения.
Демократический стиль строится на коллегиальном решении проблем. Руководитель предпочитает активное участие сотрудников коллектива в принятии решений, заботится о развитии личной и деловой инициативы подчиненных, контактен, терпелив, тактичен, оптимистичен.
Недостаток стиля. Процесс принятия решения требует большего времени.
Достоинство стиля. Развивает в коллективе дух сотрудничества, творческий подход к делу. Стиль может использоваться при решении проблем, не требующих срочности. Например, привлечение сотрудников к созданию, каких-либо проектов.
Стили лидерства и их характеристика
Либеральный стиль предполагает меньше всего руководства и контроля. Строится на полном доверии руководителя к подчиненным. Он допускает полную свободу действий сотрудников в пределах их функциональных обязанностей. Не приемлем для руководства в учреждениях здравоохранения.
Бюрократический стиль. Как и при авторитарном стиле, бюрократ не придает значения развитию отношений с персоналом. Не привлекает подчинённых в процесс управления.
Для него важен результат, но способы достижения строго регламентированы. Отсутствует гибкость в руководстве, подчиняется строгому исполнению правил.
Деловые качества хорошего руководителя
- умение быстро и объективно оценивать, анализировать информацию; способность принимать самостоятельные обоснованные решения;
-умение оперативно мыслить и действовать;
- способность быстро ориентироваться в сложной ситуации;
- навыки многозадачности;
-умение разумно использовать различные ресурсы;
-способность грамотно оценивать и распределять роли;
- умение четко ставить задачи и координировать действия сотрудников;
- способность налаживать контакты с вышестоящим руководством и партнерами;
-способность выстраивать стратегии развития; умение налаживать коммуникации с партнерами и контрагентами различного уровня.
Профессиональные качества успешного руководителя.
К важным качествам руководителя относятся:
- высокий уровень образования, компетентность в своей сфере деятельности, опыт работы;
-эрудиция, широта взглядов, базовые знание смежных профессий и отраслей производства;
-умение находить и применять на практике новые методы работы;
- способность к самосовершенствованию, стремление к получению новых знаний и опыта;
- критическое восприятие, умение переосмысливать новые факторы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.