УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ»
Оценка 5

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ»

Оценка 5
Работа в классе
doc
история +1
10 кл—11 кл
07.09.2020
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА   ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА   «ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ»
Интегрированный курс занятий позволяет учащимся совместить теоретические знания о языке с практическими умениями создавать «проекты» своими руками из подручного материала. Занятия объединены общим заголовком «Понемногу о многом», включая историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим богатством нашего языка, ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость. На занятиях курса широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом дополнительного характера.
развив. круж.doc

 «Пятигорский орта мектебі» ММ

ГУ «Пятигорская средняя школа»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Заместитель директора  по УВР

Директор школы

Сейткасимова Г.К.

Чиглинцев С.В.

 

 

«____» _______________  2020 год        

«____» ________________2020 год        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебная программа

 

факультативного курса

 

«поНемногу о многом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевая группа: учащиеся 5 класса

 

 

 

Руководитель курса: Тимофеева Е.И., учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-21 учебный год

 

1. Пояснительная записка

Учебный предмет «Русский язык» относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими дисциплинами основу общего образования учащихся. Учебный предмет «Русский язык» в образовательном процессе выполняет две функции: во-первых, является предметом изучения, во-вторых, средством изучения других предметов. Изучая русский язык, учащиеся получают знания о мире и человеке, осознают ценность языка как отражения национально-культурного наследия, инструмента познания окружающей действительности, средства межнационального общения.

Цель учебной программы по учебному предмету «Русский язык» – развитие творчески активной языковой личности путем формирования коммуникативных навыков по всем видам речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо) на основе освоения знаний о языке, норм употребления средств разных уровней и их активизации в продуктивной речевой деятельности, обогащения словарного запаса; овладения законами построения связного высказывания, культурой общения, сознательного и творческого владения механизмами совершенствования речи.

Невозможно 100%-ное овладение языком без экскурса в его историю. Основная  цель кружка русского языка – пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума; воспитать любовь к русскому языку; расширить представление о русском языке, его возможностях. Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.

На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями.

Программа кружка составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 класса с целью углубления представлений о языке.

Занятия носят познавательный характер. Обучающиеся не только познакомятся с интересными фактами из истории русского языка, но и проявят свои творческие способности в области художественного труда.

На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом дополнительного характера. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при изготовлении проектов своими руками из подручного материала.

В  программу включены беседы по истории происхождения письменности, истории книг, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать загадки языка. Занятия по этимологии вызваны необходимостью  обогатить речь учащихся, стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок языка. Программа составлена с таким расчѐтом, чтобы выбранный материал способствовал углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.

Целевая аудитория кружка -  учащиеся 5 класса.

Сроки реализации программы – 1 год (34 часа).

Межпредметные связи: история, самопознание, география, биология, художественный труд

 

Основные принципы организации кружка:

ü    принцип индивидуального подхода к учащимся;

ü    принцип систематичности;

ü    принцип занимательности;

ü    принцип укрепления связи обучения с жизнью.

ü    доступность, познавательность и наглядность 

ü    учёт возрастных особенностей 

ü    психологическая комфортность 

2. Цели: 

ü    Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

ü    Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности. 

ü    Формирование знаний в области истории языка.

 

3. Задачи:

ü     Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности. 

ü     Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности. 

ü     Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор. 

ü     Расширять опыт  общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. 

 

Привитие ценностей:

ü     Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел

Приведенные выше ценности направлены на развитие функциональной грамотности, способствующей учащимся в будущем успешно развивать свое образование, конкурировать на рынке труда и взаимодействовать в социуме, применять знания для достижения собственных целей и целей общества.

4. Краткое описание содержания курса.

Учитывая возрастные особенности и содержание программы курса, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.

Интегрированный курс занятий позволяет учащимся совместить теоретические знания о языке с практическими умениями создавать «проекты» своими руками из подручного материала.

Занятия объединены общим заголовком «Понемногу о многом», включая историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим богатством нашего языка, ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость. На занятиях курса широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом дополнительного характера.

Наряду с получением познавательной информации о языке, учащиеся имеют возможность создавать творческие композиции: игрушки из бумаги, аппликации, коллаж, изделия в технике «изонить», открытки с элементами квиллинга, карты-планы местности, домики, обереговые куклы, книжки-картинки (3Д), фотографии.

Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов в русском, украинском, польском языках и т.д.

Формулировки занятий носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся. На занятиях кружка необходима и наглядность.

Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок.

Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету. Овладение таким предметом, как русский язык, имеет свои особенности. Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой также является характерной чертой изучения языка. Учесть эти преимущества изучения языка – это значит привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир слов не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений, животных, космос, атом.

5. Актуальность программы курса и ее новизна 

            Содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. 
            В программе курса уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. 
            Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Основные содержательные линии направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. 

 Данный курс дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества и знаний из области истории обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), география (населенные пункты), биология (создание образов животного и растительного мира). Исходя из этого, программа курса  предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности.

Программа курса педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. 

6. Прогнозируемые результаты:

ü     формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; 

ü     формирование коммуникативной компетентности школьников. 

ü      расширение творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности. 

ü     формирование знаний в области истории языка.

7. Ссылка на используемые УМК:

Программа курса  для 5 классов разработана на основе

ü    авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г.,

ü    авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика», 5-6 класс Елизаровой Е.Р. 2014

ü    интернет-ресурсы

8. Формы и методы организации учебного процесса:

·                            Игровая деятельность (викторины, конкурсы, познавательные игры,  интеллектуальные марафоны, практические занятия). 

·                            Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в  учебные коммуникации, парную и групповую работу). 

·                            Творческая деятельность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Календарно-тематическое планирование занятий

факультативного курса «Понемногу о многом»

             

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки

Примечание

1.                   

Вводное занятие.
Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила ТБ.

1

 

Беседа о пользе и престижности умений в жизни. 

2.                   

3.                   

Сколько языков на Земле?

2

 

Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Закладка для книги.

4.                   

5.                   

Богатство русского языка. Слова-двойники.

2

 

6.                   

Язык и речь – чудо из чудес.

1

 

7.                   

8.                   

Язык имеет свои краски

2

 

Аппликация

9.                   

10.               

«Вначале было слово…». История книги.

2

 

11.               

12.               

В гостях у сказки.

2

 

Коллаж

13.               

14.               

15.               

 

Можно ли писать без букв?

Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое письмо.

3

 

Основные приёмы техники «изонить». ТБ при работе с иглами, булавками. Анализ вариантов изделия. Проектирование открытки в технике «изонить». 

16.               

17.               

От утенка до кавычек.

2

 

18.               

19.               

20.               

Словесные раскопки.

 

3

 

Теоретические сведения. Что такое «квиллинг»? Материалы и инструменты для квиллинга. Составление технологической карты. Специальные приспособления. Особенности работы с бумагой. Основные элементы квиллинга. 

21.               

22.               

Увлекательное среди нас.

Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек, озер, улиц.

2

 

Создание плана местности. Игровая карта.

23.               

24.               

25.               

Жизнь слова.

Что окружает нас в быту?

3

 

Проектирование домика

26.               

27.               

Чудесные превращения слов.

2

 

Обереговая кукла.
Народная кукла. Русские обряды и традиции. Бесшовные куклы. Материалы, инструменты. Варианты изделий. Основный приёмы изготовления. Кукла "Кубышка-травница", «Хозяйка-рукодельница». 

28.               

29.               

Берегите книгу!

2

 

Создание книжки-картинки.

30.               

Загадочный папирус.

1

 

31.               

32.               

Фото на память.

Отчество и фамилия.

2

 

Работа с фотографиями.

33.               

Времена года

1

 

Технология составления кроссвордов.

34.               

Заключительное занятие.

1

 

 

 


Пятигорский орта мектебі» ММ

Пятигорский орта мектебі» ММ

Пояснительная записка Учебный предмет «Русский язык» относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими дисциплинами основу общего образования учащихся

Пояснительная записка Учебный предмет «Русский язык» относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими дисциплинами основу общего образования учащихся

Задачи : ü Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности

Задачи : ü Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности

Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения)

Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения)

Календарно-тематическое планирование занятий факультативного курса «Понемногу о многом» № п/п

Календарно-тематическое планирование занятий факультативного курса «Понемногу о многом» № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.09.2020