«Пятигорский орта мектебі» ММ
ГУ «Пятигорская средняя школа»
«Согласовано» |
«Утверждаю» |
Заместитель директора по УВР |
Директор школы |
Сейткасимова Г.К. |
Чиглинцев С.В. |
|
|
«____» _______________ 2020 год |
«____» ________________2020 год |
учебная программа
факультативного курса
«поНемногу о многом»
Целевая группа: учащиеся 5 класса
Руководитель курса: Тимофеева Е.И., учитель русского языка и литературы
2020-21 учебный год
1. Пояснительная записка
Учебный предмет «Русский язык» относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими дисциплинами основу общего образования учащихся. Учебный предмет «Русский язык» в образовательном процессе выполняет две функции: во-первых, является предметом изучения, во-вторых, средством изучения других предметов. Изучая русский язык, учащиеся получают знания о мире и человеке, осознают ценность языка как отражения национально-культурного наследия, инструмента познания окружающей действительности, средства межнационального общения.
Цель учебной программы по учебному предмету «Русский язык» – развитие творчески активной языковой личности путем формирования коммуникативных навыков по всем видам речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо) на основе освоения знаний о языке, норм употребления средств разных уровней и их активизации в продуктивной речевой деятельности, обогащения словарного запаса; овладения законами построения связного высказывания, культурой общения, сознательного и творческого владения механизмами совершенствования речи.
Невозможно 100%-ное овладение языком без экскурса в его историю. Основная цель кружка русского языка – пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума; воспитать любовь к русскому языку; расширить представление о русском языке, его возможностях. Основным тематическим стержнем работы кружка является показ всестороннего богатства и красоты русского языка.
На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями.
Программа кружка составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 класса с целью углубления представлений о языке.
Занятия носят познавательный характер. Обучающиеся не только познакомятся с интересными фактами из истории русского языка, но и проявят свои творческие способности в области художественного труда.
На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом дополнительного характера. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при изготовлении проектов своими руками из подручного материала.
В программу включены беседы по истории происхождения письменности, истории книг, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать загадки языка. Занятия по этимологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся, стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок языка. Программа составлена с таким расчѐтом, чтобы выбранный материал способствовал углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Целевая аудитория кружка - учащиеся 5 класса.
Сроки реализации программы – 1 год (34 часа).
Межпредметные связи: история, самопознание, география, биология, художественный труд
Основные принципы организации кружка:
ü принцип индивидуального подхода к учащимся;
ü принцип систематичности;
ü принцип занимательности;
ü принцип укрепления связи обучения с жизнью.
ü доступность, познавательность и наглядность
ü учёт возрастных особенностей
ü психологическая комфортность
2. Цели:
ü Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
ü Создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
ü Формирование знаний в области истории языка.
3. Задачи:
ü Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
ü Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
ü Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
ü Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Привитие ценностей:
ü Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел
Приведенные выше ценности направлены на развитие функциональной грамотности, способствующей учащимся в будущем успешно развивать свое образование, конкурировать на рынке труда и взаимодействовать в социуме, применять знания для достижения собственных целей и целей общества.
4. Краткое описание содержания курса.
Учитывая возрастные особенности и содержание программы курса, отбирается такой материал, который, основываясь на данных лингвистической науки, дает учащимся сведения о словарном составе языка, о его грамматическом строе и истории, создает общую картину развития и богатства нашего языка.
Интегрированный курс занятий позволяет учащимся совместить теоретические знания о языке с практическими умениями создавать «проекты» своими руками из подручного материала.
Занятия объединены общим заголовком «Понемногу о многом», включая историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия и антонимы. Затем учащиеся знакомятся с лексическим богатством нашего языка, ведут наблюдения над такими чертами языка, как звучность, выразительность, меткость. На занятиях курса широко используется наблюдение над живой речью и литературным материалом дополнительного характера.
Наряду с получением познавательной информации о языке, учащиеся имеют возможность создавать творческие композиции: игрушки из бумаги, аппликации, коллаж, изделия в технике «изонить», открытки с элементами квиллинга, карты-планы местности, домики, обереговые куклы, книжки-картинки (3Д), фотографии.
Форма подачи материала в зависимости от целей и задач занятия также меняется. Это и игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, а также краткие увлекательные рассказы о жизни языка, сообщения самих учащихся о наблюдениях над языковыми явлениями, сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языкознания, наблюдения над звучанием слов в русском, украинском, польском языках и т.д.
Формулировки занятий носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся. На занятиях кружка необходима и наглядность.
Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, а также при составлении и оформлении инсценировок.
Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету. Овладение таким предметом, как русский язык, имеет свои особенности. Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой также является характерной чертой изучения языка. Учесть эти преимущества изучения языка – это значит привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что мир слов не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений, животных, космос, атом.
5. Актуальность программы курса и ее новизна
Содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической,
познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных
особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование
мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное
время.
В программе курса уделяется большое внимание формированию
информационной грамотности на основе разумного использования развивающего
потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей
современного школьника. Передача учебной информации производится различными
способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены
задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях,
справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством
приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения
участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества,
определяющего социальную роль ребенка.
Основные содержательные линии направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.
Данный курс дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества и знаний из области истории обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), география (населенные пункты), биология (создание образов животного и растительного мира). Исходя из этого, программа курса предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности.
Программа курса педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
6. Прогнозируемые результаты:
ü формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
ü формирование коммуникативной компетентности школьников.
ü расширение творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
ü формирование знаний в области истории языка.
7. Ссылка на используемые УМК:
Программа курса для 5 классов разработана на основе
ü авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г.,
ü авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика», 5-6 класс Елизаровой Е.Р. 2014
ü интернет-ресурсы
8. Формы и методы организации учебного процесса:
· Игровая деятельность (викторины, конкурсы, познавательные игры, интеллектуальные марафоны, практические занятия).
· Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
· Творческая деятельность.
9. Календарно-тематическое планирование занятий
факультативного курса «Понемногу о многом»
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Сроки |
Примечание |
1. |
Вводное занятие. |
1 |
|
Беседа о пользе и престижности умений в жизни. |
2. 3. |
Сколько языков на Земле? |
2 |
|
Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги. Закладка для книги. |
4. 5. |
Богатство русского языка. Слова-двойники. |
2 |
|
|
6. |
Язык и речь – чудо из чудес. |
1 |
|
|
7. 8. |
Язык имеет свои краски |
2 |
|
Аппликация |
9. 10. |
«Вначале было слово…». История книги. |
2 |
|
|
11. 12. |
В гостях у сказки. |
2 |
|
Коллаж |
13. 14. 15.
|
Можно ли писать без букв? Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое письмо. |
3 |
|
Основные приёмы техники «изонить».
ТБ при работе с иглами, булавками. Анализ вариантов изделия. Проектирование
открытки в технике «изонить». |
16. 17. |
От утенка до кавычек. |
2 |
|
|
18. 19. 20. |
Словесные раскопки.
|
3 |
|
Теоретические сведения. Что такое «квиллинг»? Материалы и инструменты для квиллинга. Составление технологической карты. Специальные приспособления. Особенности работы с бумагой. Основные элементы квиллинга. |
21. 22. |
Увлекательное среди нас. Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек, озер, улиц. |
2 |
|
Создание плана местности. Игровая карта. |
23. 24. 25. |
Жизнь слова. Что окружает нас в быту? |
3 |
|
Проектирование домика |
26. 27. |
Чудесные превращения слов. |
2 |
|
Обереговая кукла. |
28. 29. |
Берегите книгу! |
2 |
|
Создание книжки-картинки. |
30. |
Загадочный папирус. |
1 |
|
|
31. 32. |
Фото на память. Отчество и фамилия. |
2 |
|
Работа с фотографиями. |
33. |
Времена года |
1 |
|
Технология составления кроссвордов. |
34. |
Заключительное занятие. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.