Королькова Т.В.,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13», г. Ноябрьск
«Учебная ситуация»- понятие структуры урока в условиях ФГОС при обучении детей с ОВЗ
С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ изменился подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Современный урок для детей с ОВЗ - это:
· урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
· урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
· урок, содержащий разные виды деятельности.
· урок, на котором ученику должно быть комфортно.
· урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
· урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Структура ФГОС вводит новое понятие при обучении детей с ОВЗ — "учебная ситуация".
Это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
обнаруживают предмет своего действия,
исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
частично – запоминают.
То есть учитель должен не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
К учебным ситуациям, которые возможно организовать в младшем школьном возрасте, можно отнести:
· ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;
· ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;
· ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными и не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления;
· ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность;
· ситуация выбора,
· ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.
· составление таблиц, графиков или диаграмм по содержанию прочитанного текста;
· «старший» учит «младшего» (ситуация, при которой ученик обучает или консультирует «младшего»)
· ситуации - «ловушки», «лжеситуации».
Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.