Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста
Оценка 5

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста

Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
27.01.2019
Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста
Учебная деятельность как Степень изученности проблемы. Проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению, рассматривались многими выдающимися педагогами. Концептуальные основы разработки связаны с трудами А.В.Петровского, Д.Б.Эльконина, Я.Ииерасека, Н.И.Гуткиной, Р.А.Захарова, Л.М.Ковалевой, Н.Н.Тарасенко и др. В работах названных авторов адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития. ведущая деятельность детей младшего школьного возраста
Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста.docx
Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста Границы младшего школьного возраста – 6 – 11 лет. По этому поводу у авторов  есть  некоторые   расхождения:   так,  по   периодизации   Б.Г.  Ананьева младший школьный возраст длится с 7 до 11 лет. В.С. Мухина определяла границы  в 6(7)  – 9(10)   лет.  Р.  Раззо  расширил   границы  периода   младшего школьного   возраста   –   7   –   12   лет.   Поскольку   возраст   детей   разнится, границами можно считать поступление в начальную школу и ее окончание, то есть переход в среднюю. Начало школьного возраста совпадает у ребенка с кризисом семи лет. Происходят очень резкие и заметные изменения, ребенок становится труднее в   воспитательном   плане.   От   дошкольника   младший   школьник   отличается, прежде   всего,   тем,   что   утрачивает   свою   детскую   непосредственность, причиной которой является недостаточное разделение внутренней и внешней жизни.   В   связи   с   этим,   одной   из   самых   заметных   черт,   появляющихся   у младшего   школьника,   можно   назвать   начало   дифференциации,   то   есть разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка. Когда ребенок поступает в школу, у него появляется новая социальная роль,   которая   предполагает   смену   системы   отношений   с   окружающими людьми.   У   младшего   школьника   происходит   переход   от   одной   ведущей деятельности к другой: с игровой на учебную. Это накладывает на него и его сверстников   новые   обязательства.   У   ребенка   появляется   позиция   ученика, складываются   психические   свойства,   которые   при   нормальном   развитии будут   окончательно   сформированы   в   ходе   школьного   обучения. Формирование   новых   определенных   норм   и   правил   поведения,   требует   от младшего   школьника   организованной   произвольности,   развития   чувства ответственности,   что   делает   данную   социальную   ситуацию   стрессовой   для него. Обязанности  у ребенка существуют и до поступления в школу, но в основном   они   были   перед   родителями,   либо   воспитателями,   если   ребенок посещал   детский   сад.   Теперь   же   они   возникают   и   перед   обществом. Выполнение  этих   обязанностей   определяет   общественную  роль   и  функцию школьника, что впоследствии скажется на его дальнейшей жизни. Развитие   младших   школьников   происходит   по   большей   части   через обучение. Это форма их коллективной жизни, общения с одноклассниками и   В   группе   сверстников   складываются   определенные учителями. взаимоотношения,   появляется   общественное   мнение.   Взаимодействие   в коллективе помогает детям включаться также и во внеклассную деятельность. В школе отсутствует поддержка и помощь родителей, нет подсказок, что нужно сказать окружающим, как им ответить. Ребенку самому приходится быть ответственным за организацию своей речи, установление отношений с учителем и одноклассниками. Д.Б. Эльконин утверждал: «Учебная деятельность является ведущей в школьном   возрасте   потому,   что,   во­первых,   через   нее   осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во­вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов [50, c. 35]. В учебной деятельности формируется отношение младшего школьника к себе, к окружающим людям, к   миру.   Реализуется   это   отношение   через   учебную   деятельность   как отношение к обучению, школе, учителю, классу. У   младших   школьников   меняются   авторитеты.   Сначала   это   были родители, но с поступлением в школу возрастает роль учителя. И порой его авторитет становится важнее. Со временем авторитет учителя ослабевает и на первый план выходят отношения со сверстниками. К концу начальной школы ребенок   становится   субъектом   не   только   учебной   деятельности,   но   и активного межличностного взаимодействия. Как отмечает Е. Г. Папулова, одним из важных этапов в жизни ребёнка является   поступление   в   школу,   от   которого   зависит   весь   процесс социализации   и   развития   его   личности.   Новые   условия   и   новые   формы поведения требуют от ребёнка определённых умений.  Младший школьник осваивает новую социальную роль, новый вид своей деятельности. Период адаптации ребёнка может продлиться от нескольких недель до полугода и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также его степени готовности к обучению в начальной школе.  Начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности младшего школьника. Вхождение в школьную жизнь, по мнению В.   А.   Хохловой   –   длительный   период,   одним   из   первых   этапов   которого является физиологическая и психологическая адаптация первоклассников к школе.   Физиологическая   адаптация   подразумевает   привыкание   к   новому режиму, к необходимости ограничивать свою подвижность во время урока [44, c. 72].  Психологическая   адаптация   связана   с   развитием   познавательных   и коммуникативных навыков, формированием способности к самооценке. Г.А. Цукерман считает, что первые четыре недели обучения – период «острой адаптации» – наиболее напряженные для всех детей. В это время ребенок   бывает   настолько   переполнен   новыми   впечатлениями,   что   даже будучи   подготовленным   к   школе,   может   реагировать   на   события   совсем нетипично.  Практически   все   дети   в   этот   период   испытывают   повышенную утомляемость,   неспособность   к   самоорганизации,   чувство   тревоги   и   даже страха. Страх связан с новой обстановкой, неизвестностью. Чувство страха дети испытывают так же, если они сильно привязаны к родителям. Но, кроме того,   чувство   страха   может   возникнуть   в   связи   с   переживаниями   о   своей неспособности быть лучшим. Особенно актуально это для детей, поступивших в престижные школы, где конкуренция возникает уже на этапе приема. Адаптационный   период   также   связан   с   новыми   взаимоотношениями школьника с взрослыми. В первую очередь это касается восприятия учителя, который   не   является   в   полной   мере   опекуном,   который   привычен   для дошкольника   в   его   взаимодействии   с   взрослыми.   Отношения   ученика   и учителя более сдержанные, деловые, что создает определенное напряжение, сковывает   учеников.   Родители   так   же   меняют   свою   позицию   в   отношении ребенка – его ответственность перед ними возрастает . Н.И. Гуткина выделяет следующие уровни школьной адаптации: Высокий уровень адаптации. Ученики положительно относятся к учёбе, учебный   материал   воспринимают   легко,   выполняют   все   задания   учителя, проявляют большой интерес к выполнению самостоятельной работы, решают усложнённые задания. Занимают благоприятный статус в классе.  Средний уровень адаптации. Ученики положительно относятся к учёбе, понимают   учебный   материал   при   подробном   и   наглядном   объяснении, усваивают основное содержание учебных программ, самостоятельно решают типовые задания. Выполняют поручения учителя добросовестно, дружат со многими одноклассниками.    Низкий уровень адаптации. Ученики отрицательно относятся к учёбе, имеют   подавленное   настроение,   имеются   нарушения   дисциплины,   учебный материал   усваивают   частично,   требуется   тщательный   контроль   взрослого. Поручения учителя выполняют под контролем без особого желания, близких друзей не имеют.  Уровень   адаптации   может   повышаться   или   понижаться   под воздействием   воспитания   и   обучения,   а   также   условий   и   уровня   жизни. Школьная   адаптация   характеризуется   приспособлением   ребёнка   к   новым социальным условиям, отношениям, режиму жизнедеятельности. В норме каждый ребенок способен успешно преодолеть адаптационный период.   Но   адаптация   может   оказаться   высокой,   средней   или   низкой   в зависимости от различных факторов. Проблемы адаптации первоклассников к школе   могут   быть   как   субъективными   (личностными)   и   связаны   с особенностями   характера   самого   ребенка,   его   психическим   и   физическим здоровьем,   интеллектуальными   способностями,   так   и   объективными (социально­бытовыми),   которые   возникают   исходя   из   особенностей   среды обучения в каждом конкретном учебном заведении. Таким образом следует сказать, что начало обучения в школе – это один из   наиболее   сложных   и   ответственных   моментов   в   жизни   детей,   как   в социально   –   педагогическом,   психологическом,   так   и   физическом   плане. Адаптация   к   школе   –   перестройка   познавательной,   мотивационной   и эмоционально­волевой   сфер   ребенка   при   переходе   к   систематическому организованному   школьному   обучению.   Важной   частью   работы   каждого педагога на младшей ступени обучения является организация безболезненного вхождения первоклассника в школьную жизнь, путем создания благоприятной атмосферы,   соответствующей   условиям   адаптации   ребенка   к   обучению   в школе.

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста

Учебная деятельность как ведущая деятельность детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019