Учебная экскурсия
Оценка 4.8

Учебная экскурсия

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
география
6 кл
20.12.2018
Учебная экскурсия
Данное пособие является методической разработкой учебной экскурсии для учащихся 6 класса, которая обычно проводится в конце учебного года. Цель экскурсии - изучение взаимосвязи природных компонентов на примере своей местности. Пособие содержит следующие разделы: цели и задачи, оборудование, необходимое для работы учащимся, дается описание заданий каждой группе учащихся, уделяется внимание организационным моментам, подготовке к экскурсии, маршруту движения, времени выполнения работы, подведению итогов. Желательно, чтобы учитель для проведения такой экскурсии выбрал местность с разными природными комплексами. В методической разработке указаны источники информации, которые могут оказать помощь в организации экскурсии учителю.
экскурсия.doc
Учебная экскурсия. Тема: Изучение природных компонентов и их взаимосвязь на примере своей местности. Цели:  ­ выявить особенности природных компонентов и их взаимосвязь в долине реки Лососинка; ­ выявить особенности влияния хозяйственной деятельности человека на состояние  водоема и его прибрежную зону;  ­ совершенствовать навыки работы с приборами для наблюдений, ориентирования и умения описывать объекты;  ­ развивать умение работать в группе, формирование коммуникативной компетентности. Задачи:  ­ воспроизвести знания темы «Природный комплекс»; ­ подготовить необходимое оборудование; ­ изучить инструкцию по безопасности во время экскурсии; ­ выполнить задания каждой группой; ­ выявить особенности природного комплекса долины реки Лососинка. Место проведения учебной экскурсии:  пойма реки Лососинки.  Время проведения учебной экскурсии:  май.   Оборудование: У каждого ученика: полевой дневник, простой  карандаш, стирательная резинка, компас,  одежда по погоде, запас продуктов. ­ у гидрологов: рулетка, секундомер, термометр для воды, стакан пластиковый  прозрачный, поплавки – 10 штук, желательно иметь сапоги для работы в воде; нивелир для  измерения высоты, фотоаппарат. ­ у метеорологов: флюгер, анемометр, термометр уличный, барометр­анероид,  фотоаппарат. ­ у биологов : комплект газет для гербариев, лопатка, картон, ножницы, пленка, наждачная  бумага, фотоаппарат. ­ у топографов: альбомные листы, линейка, фотоаппарат. Предварительная подготовка:  инструктаж по безопасности, коллектив класса делится на  группы, ученики кратко знакомятся с целями, маршрутом и заданиями на экскурсии,  учитель определяет место и дату проведения экскурсии, проверятся наличие всего  необходимого оборудования.  Задание топографам. 1. Определить расстояния и направления на объекты от точки наблюдения: ­ деревянный мост на реке Лососинке;  ­ мемориал «Вечный огонь»; ­ лестница в парке. 2. Изобразить план участка с помощью условных знаков, нанести крупные объекты,  масштаб выбрать произвольно.  Задание метеорологам. 1. Измерить температуру воздуха в начале и в конце экскурсии. Сделать вывод об  изменении температуры во время экскурсии. 2. Измерить направление и скорость ветра в начале и конце экскурсии. Сделать вывод о  преобладающих ветрах.  3. Указать наличие облаков, осадков, их типы. 4. Измерить атмосферное давление, сделать вывод об изменении атмосферного давления во время экскурсии. 5. Описание погоды во время экскурсии, указать степень ее благоприятности для  проведения экскурсии (в конце экскурсии). Задание гидрологам Дать письменное описание реки Лососинки по следующему плану:  1. исток реки;     2. устье реки;     3. наличие притоков;     4. ширина реки;    5. глубина реки  и поверхность дна;      6. скорость течения реки;     7. наличие в русле порогов, отмелей,  островов;  8. свойства воды (температура, цвет, прозрачность, наличие примесей); 9. характер берегов (высота берегов реки, крутизна склонов, наличие террас, обрывов,  обнажений,  форма речной долины, растительность);     10. Использование водоема человеком. Сделать вывод о влиянии природных факторов на  особенности природы реки. Задание биологам ­ Назвать письменно объекты живой и неживой природы, расположенные в долине реки. ­ Составить  список растений, растущих на участке. ­ Определить жизненные формы и отделы растений. ­ Сделать небольшой походных гербарий найденных объектов. ­ Дать описание поврежденных растений. Объяснить, как растения пытаются бороться с  повреждениями? (если во время экскурсии такие растения встретились). ­ Объяснить, какое значение для человека имеет растительность? ­ Объяснить, почему с хвойных деревьев листья не опадают, а с других – да?     ­ Сорвать 1­2 хвоинки, описать структуру, цвет, запах хвои. ­ Создать «рисунок» на наждачной бумаге, используя вместо красок объекты природы. Ход экскурсии: Сбор группы у школы. Инструктаж учителя. Движение группы к месту начала экскурсии.  Стоянка 1. Поляна в долине реки Лососинки.  а) Вводное слово учителя. Рассказ о реке Лососинке (история формирования и заселения   долины реки).  б) Раздача заданий ученикам. Задание всем ученикам: определить местоположение стоянки относительно других  объектов,  используя компас, дать описание местности на стоянке, сделать записи в  полевом дневнике. Далее каждая группа получает пакет с заданием, слушает инструктаж и приступает к  выполнению заданий. Время на выполнения заданий – 45 минут. в) Выступление учеников о проделанной работе.  Далее группа движется вдоль течения реки к месту стоянки 2.  Приблизительное время  движения ­ 15 минут.   Стоянка 2. Пойма  реки Лососинки.  Время пребывания на стоянке – 20 минут. Ученики составляют в процессе беседы с учителем описание реки на данном участке  письменно в полевом дневнике. Вопросы учащимся:  На каком берегу реки мы находимся?  Какой берег крутой, какой пологий?  Какой характер течения у реки? Изменился ли он по сравнению с предыдущим  участком?  Чем заняты берега реки? Как выглядит долина реки?  Изменилась ли глубина реки и прозрачность воды? Почему? ­ Как человек использует реку на этом участке? ­  Сделайте вывод о природных особенностях реки на данном участке и факторах, которые  определяют эти особенности. Стоянка 3. Устье реки Лососинки. 1.Выполнение заданий учениками.  Топографы завершают свою работу по составлению схемы маршрута экскурсии.  Гидрологи проводят исследования реки на данном участке.  Биологи выполняют задания по изучению растительности на данном участке. Метеорологи завершают работу по описанию погоды во время экскурсии. Время выполнения заданий – 30 минут.  2.Выступление учеников с отчетом о проделанной работе.  3. Учитель подводит итоги: оценивает работу учеников, собирает полевые дневники на  проверку.    Приложение.  Информация для гидрологов. Измерение скорости течения реки.  При измерении скорости течения используются деревянные поплавки (или спичечные  коробки) – 5 штук, рулетка для измерения расстояния участка русла реки – 30метров.  Скорость течения можно измерить по формуле: Скорость течения реки  (м/сек) = V1 + V2 + V3 + V4 + V5                                                                              5 V – скорость поплавка  в (м/сек) V = р/в      р – расстояние (м),  в – время (сек) Источники информации: 1.  Беловолова Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной  географии. География в школе. – 2003 г.  2. Душина И.В., Летягин А.А.,  Беловолова Е.А. Практическая составляющая обучения  географии ­ основа формирования компетенций школьников. География в школе. ­ 2009 г. ­ №1.

Учебная экскурсия

Учебная экскурсия

Учебная экскурсия

Учебная экскурсия

Учебная экскурсия

Учебная экскурсия
Скачать файл