Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
география
7 кл
23.04.2018
Приемы мотивации на уроках географии Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на примере уроков географии . мотивация к получению необходимых знаний по предмету - главная составляющая урока в свете новых фгос. существует множество приемов повышения мотивацииприемы мотивации на уроках географии
Баченина dok мотивация на уроках.docx
Баченина Татьяна Владиславовна учитель географии, биологии
Токаревская СОШ №2 Токаревский район Тамбовская область
Тема «Учебная мотивация как один из способов повышения качества
обучения детей»
Целью современной школы является не столько обогащение знаниями,
сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении
организовать учебную
качества
образования играет умение учителя
деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них
теоретических знаний и самостоятельному получению из различных
источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных
учебных задач. Поэтому главной задачей учителя, реализующего ФГОС –
организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло
желание решать проблемы урока.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
которые
становится использование в обучении приемов и методов,
формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать
делать выводы
необходимую информацию,
выдвигать гипотезы,
и умозаключения.
Теоретические знания без умений их применять на практике остаются
мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им
информацией.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно
больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,
личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным
умением, как умение учиться.
Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами,
выраженными через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К
критериям познавательного интереса относят: особенность поведения
учащихся, активное включение в учебную деятельность, исследовательскую
деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление
вопросов у школьников, которые они задают учителю. Именно на основе
интереса развиваются мотивы учения, которые тесно связаны с реализацией
принципа положительного эмоционального фона обучения.
Одной из причин потери интереса к школьному процессу является
повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками
знаний о природе, обществе были школьные уроки, сегодня Интернет, СМИ
оказываются существенным фактором формирования картины мира у
ребенка, причем не всегда положительной.
Много проблем накопилось в современном образовании: перегрузка
однообразным учебным материалом, несовершенство методов, приемов и
форм организации учебного процесса, ограниченные возможности для
творческого
Вот поэтому учителямпредметникам
самопроявления.
приходится прилагать массу усилий, чтобы заинтересовать ребенка.
Учебная мотивация – это направленность ученика на учебную деятельность,
отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
Две составляющие мотивации: это интерес и проблема (основной вопрос
занятия, обращение внимания на главное противоречие).
мотивации это: личность учителя;
учащегося;
Важные аспекты, влияющие на формирование
сотрудничество учителя и
создание эмоциональнокомфортной обстановки; методы
проблемноразвивающего обучения; организация коллективной деятельности;
перечень знаний и умений учащихся по определенной теме; активизация
учебнопознавательной деятельности;
внешнего контроля; рефлексия.
максимально возможное снятие В мотивации учения важную роль
играют
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Мне хотелось бы поделиться некоторыми приемами, которые повышают
мотивацию, а значит учебный успех на уроках географии. Давайте
вспомним основные этапы современного урока.
Мотивация может формироваться на каждом этапе урока.
• Организационный момент
• Актуализация знаний
• Освоение нового материала
• Закрепление
• Рефлексия
• Домашнее задание
Я попробую описать приемы учебной мотивации на
различных этапах урока географии.
Организационный момент
1. Положительный настрой
2. Нетрадиционное название урока: броское, рекламное, шуточное,
афоризм или противоречие, которое надо разрешить. «Приглашаем на
полюс холода Северного полушария!», 8 класс, « Отец географии: кто
он.» , 5 класс.
3. Использование зрительного образа (рисунок, график, карикатура,
символ, фотография и т.п.) при формулировании темы урока. Актуализация знаний
1. Проблемный вопрос. Например:
Что случится, если…? Назовите… Сколько известно… ?
Какой …. является лучшим и почему? Приведите пример,…
В чем сильные и слабые стороны….? Из чего состоит…? Чем
похожи… и …. ?
На что похоже… ? Где происходило … ? Кто открыл … ? Что мы
уже знаем о … ?
Каким образом … можно использовать для … ? Кто изобрел … ?
2. Корзина идей.
.Задается вопрос о том, что известно ученикам о проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все тетради.
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах
4. Далее каждая группа по кругу называет какоето одно сведение
(составляется список идей).
5. Все сведения кратко записываются учителем в «корзинке» идей. Можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие
отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании
ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в
логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
3. Загадки. • Загадка: Знаете ли вы, что есть географические карты, на которых
показаны несуществующие географические объекты? Что это за карты?
Почему они необходимы?
• Ответ. Это карты караванных путей в пустынях, на которых обозначены
места, где часто встречаются миражи. Известны случаи, когда видения
озер, городов были так реальны, что жертвами миражей становились целые
караванные пути.
1. Осознанное чтение.
Освоение нового материала
Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
• «+» если считают, что это им известно;
• «» если считают, что это противоречит тем знаниям которые у них
есть;
• «v» если то, что прочитали является новым;
• «?» если то, что прочитали оказалось непонятным и требует
разъяснений.
2. Дискуссия. Правила дискуссии.
• Правило поднятой руки
•
Критикуя, предлагать (конструктивность)
•
•
•
Слышать и слушать друг друга (не перебивать)
Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент)
Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к
собеседнику)
• Активно участвовать
• Следить за рекомендациями ведущего
•
Сдерживать эмоции
3. Экспрессанализ текста 1. Этот отрывок повествует о ________________
2. Главными идеями являются:
_______________________________________
_______________________________________
3. Читая, я соглашаюсь с: ____________________
4. Читая, я не соглашаюсь с: __________________
5. Два вопроса к тексту, которые подлежат обсуждению
Закрепление
4.Показ кинофильмов.
5. Работа с понятием.
1. Понятийный ряд: Что является «лишним»?
Тектоническое строение: платформа, щит, гора, складчатый пояс.
Что является «лишним»?
Бора, муссон, пассат, бриз.
2. Определение: О каком понятии идет речь?
Естественная среда обитания, все, что не создано человеком
______________
3. Пропущенное понятие: Восстановите высказывание:
«Могущество российское прирастать _________будет»
(М. Ломоносов)
6. Синквейн Предлагается по теме урока написать главное понятие существительное,
затем три прилагательных, два глагола , и общую фразу показав их связь с
данным понятием.
Пример; Горные породы – осадочные, магматические, твердые – залегают,
образуются – Герные породы очень разнообразны.
7. Лови ошибку: выбрать не верное утверждение
Рефлексия
1.Рефлексия – противопоставление
Самое интересное было… , а самое скучное… .
• Самым веселым было…, а самым серьезным …
• Мне бы хотелось, чтобы… .
Мне бы не хотелось, чтобы…
•
• Я был(а) уверен(а) в себе, когда… .
• Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .
2.Метод индивидуальной графической рефлексии (три изображения
эмоций на лице)
Домашнее задание
1.Упражнение «Редактор». Переписать выделенные на уроке сложные
предложения текста другими словами. Уточнить, упростить, но чтобы смысл
не потерялся. 6 класс, тема «Времена года», раздел «Смена времен года»
2.Создаем таблицу (не заполняем готовую!), используя информацию в
учебнике. 7 класс, тема «Воздушные массы» 3.Ищем информацию по проблемному вопросу, используя дополнительную
информацию.
5 класс, тема «От плоской Земли к земному шару», вопрос: Когда был
сделан последний шаг в ряду доказательств о шарообразности Земли?
4. Создаем презентацию к изучаемой теме по плану. 6 класс, тема «Виды
горных пород»
5.Создаем рекламу, листовку социального содержания.
8 класс, тема
«Гидросфера и человек».
В моей капилке существует несколько приёмов мотивации
конкретных тем по географии.
1.Парадоксальные факты
7 класс тема «Антарктида»
« Антарктида страна морозов и жестокого солнца»
2.Создание проблемной ситуации
8 класс тема «Природные зоны Евразии»
«У древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на
саксауле за один год образуется несколько годовых колец. Объясните это
явление».
7 класс «Климат Африки»
Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана,
выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
7 класс «Внутренние воды Евразии»
Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают
редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило
от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот
факт?
3. Использование художественной литературы
6 класс «Градусная сеть» У Герберта Уэлса в его «Машине времени» герой путешествовал в прошлое и
будущее. А в действительности, возможно ли вернуться во вчерашний день?
4. Черный ящик
7 класс тема «Восточная Африка. Эфиопия».
1) Он помогает тем, про кого говорят «память девичья»;
2) Екатерина Великая использовала его в косметических средствах;
3) Его называют «черным золотом» так же как нефть, т.к это второй по
экономической значимости продукт в мире.
4) Согласно самой распространенной легенде, его свойства были открыты
африканским пастухом, заметившим, что его козы, наевшись его начинают вести
себя по ночам возбужденно безо всякой очевидной причины. (кофе)
6 класс тема «Стороны горизонта. Ориентирование»
Этот прибор был изобретен в Китае. Этот предмет не был похож на
современный. И представлял собой вид ложки с тонким черенком и
шарообразной выпуклой частью, сама ложка была изготовлена из магнетита.
Хорошо отполированная выпуклая часть ложки устанавливалась на медную или
деревянную пластину, которая была также тщательно отполирована. Черенок
ложки свободно висел над пластиной, а сама ложка свободно вращалась вокруг
оси установленного выпуклого основания .(компас)
5. Знаете ли вы, что….
Есть географические карты,
географические объекты? Что это за карты? Почему они необходимы?
на которых показаны несуществующие
Ответ : Это карты караванных путей в пустынях, на которых обозначены места,
где часто встречаются миражи. Известны случаи, когда видения озер, городов
были так реальны, что жертвами миражей становились целые караванные пути.
6. Найди ошибку в тексте
7 класс «Природные зоны Африки»
В саваннах Африки
Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем
экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются
баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные
африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить
удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела
своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов.
Длинноногая птицасекретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк
осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный
самум, несущий смерть всему живому.
7. Кто лишний
8 класс. Природа России.
1) Лаба, Казбек, Егорлык, Скалистый, Кунгур, Маныч, Кубачи;
(Ответ: Кунгур – находится на Урале, а все остальные – на Кавказе)
2) Пенжина, Оймякон, Джугджур, Ямал, Бурея, Терпения, Певек;
(Ответ: Ямал – полуостров в Западной Сибири, а остальные объекты – с
Дальнего Востока)
3) Селигер, Эльтон, Кижи, Вилюй, Жигули, Вятка, Хибины.
(Ответ: Вилюйрека Восточной Сибири, а остальные объекты находятся в
европейской части России )
67 классы. Гидросфера.
1) Баффина, Саргассово, Белое, Карпентария, Тасманово.
(Ответ: Карпентария, так как это залив, а другие объекты моря).
2) Пиренейский, Скандинавский, Гренландия, Индостан, Балканский.
(Ответ: Гренландия, так как это остров, а другие полуострова).
3) Бенгальский, Мексиканский, Берингов, Бискайский, Калифорнийский.
(Ответ: Берингов, так как это пролив, а остальные объекты это заливы).
4) Верхнее, Чад, Титикака, Лобнор, Чёрное.
(Ответ: Чёрное, так как это море, а остальные названия озёр).
5) Гибралтарский, ЛаМанш, Суэцкий, Карские Ворота.
(Ответ: Суэцкий, так как это канал, а остальные объекты проливы).
8. Изречения знаменитых людей Что означает выражение Антуана де Сент Экзюпери «Мы не унаследовали
Землю от наших предков – мы берем ее взаймы у наших потомков.
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.