Краткий экскурс в историю кейс
Кейс -технология проблемно-ситуативного обучения
Впервые кейс-метод был применён в учебном процессе на факультете права Гарвардского университета в 1920 году В настоящее время кейс-метод широко используется в обучении за рубежом
В России эту технологию обучения можно считать молодой, называют её АКС(анализ конкретных ситуаций)
«Государственный заказ»
специалист, умеющий работать в команде,
способный генерировать идеи и технологии их внедрения,
имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно работать с огромными объемами информации различных видов
- традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого;- интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим; -кейс-метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него В.Н. Птицын
Классификация кейсов
1.Практические кейсы.
Отражает реальную ситуацию или случай:
исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в пост-образовательное, профессионально - деятельностное пространство реальной жизни
2. Обучающие кейсы.
Основной задачей их выступает обучение, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий
3.Научно-исследовательские кейсы
ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность
разработка тематического проекта локального, регионального типа.
Методика работы
Действия преподавателя (до занятия) | Действия ученика(до занятия) |
1. Подбирает кейс. | 1. Получает кейс и список рекомендаций. |
Во время занятия: | Во время занятия: |
После занятия: |
Кейс-метод как система методов
| Функции методов, интегрированных в кейс-метод |
Моделирование | Построение моделей ситуации и способов ее решения |
Системный анализ | Системное представление и анализ ситуации |
Мысленный эксперимент | Выявление сущности ситуации и путей ее решения посредством мысленного преобразования |
Методы описания | Подготовка текста, описывающего ситуацию |
Проблемный метод | Определение и представление проблемы, лежащей в основе ситуации |
Метод классификации | Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуацию |
Игра | Представление вариантов поведения участников ситуации |
Мозговая атака | Генерирование идей относительно ситуации |
Дискуссия | Обмен идеями, позициями, подходами по поводу проблемы и путей ее решения |
Отличительная особенность кейс - метода
Кейс-технология похожа на метод проблемного обучения, но имеет отличия.
Отличительной особенностью является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс не предлагает ребенку проблему в открытом виде, участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения. Суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации
Кейс- метод способствует
Развитию общих компетенций
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения поставленных задач
работать в коллективе и команде эффективно общаться с одноклассниками
Ограничения на использование кейс-технологии
Кейсы используются в конце изучения больших тем
Чаще всего бывают межпредметные
Не следует использовать вначале учебного процесса, когда у учащихся нет начальных знаний
Кейс- технология требует опоры на уже имеющиеся предметные знания
Итог
Таким образом, кейс- технологии развивают умение:
— анализировать и устанавливать проблему,
— четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию,
— общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,
— принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
Кейс- технологии помогают:
— понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения,
— выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента,
— cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях
Список литературы
Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.
Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.- N5-6.- С.65-90.
Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.
Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 1999.- №1.
Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий // Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
http://www.casemethod.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.