Учебник в школе для учащихся с нарушениями слуха

  • docx
  • 04.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Учебник в школе для учащихся.docx

 

 

Учебник в школе для учащихся

с нарушениями слуха

 

Учебник – основной вид учебной литературы, книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры [70; с. 301]. В учебнике содержание учебного предмета должно быть раскрыто в строгом соответствии со стандартами образовательной программы школы, отсюда учебник рассматривается как один из факторов сохранения единого образовательного пространства.

Учебник, с одной стороны, является источником учебной информации, реализованной на высоком научно-методическом уровне; с другой стороны – одним из главных средств обучения в режиме самостоятельной работы. Учебник обладает определенной материальной формой, выраженной в сложной структуре, которая дихотомична: она жестко связана с информационным содержанием предмета и одновременно с особенностями процесса его усвоения; в нашем случае – со спецификой учебно-познавательной деятельности и своеобразием языковой компетентности учащихся с нарушениями слуха. Это дихотомическое положение предъявляет высокие требования к конструкторам учебника (автору, художнику, редактору), требует от них соблюдения теории учебника и закономерностей его создания. В идеале учебник специальной школы является комплексной информационной моделью учебно-коррекционного процесса.

Учебное пособие – книга, предназначенная для педагогических целей. В отличие от учебника в нем рассматривается авторский подход к проблемам конкретного учебного предмета.

Дополнениями к учебнику, позволяющими расширить кругозор, служат хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы, книги для внеклассного чтения, энциклопедии, электронные обучающие программы и т.д.

Как уже говорилось выше, специальные учебники применяются в школе для глухих в подготовительном-7 классах, в школе для слабослышащих – в подготовительном-4 классе. К ним предъявляются общепедагогические и специфические требования.

К общепедагогическим требованиям относятся.

-       Соблюдение единства логики науки, логики учебной программы, логики учебного предмета.

-       Высокий научно-методический уровень материала и одновременно его доступность учащимся.

-       Учет особенностей интересов, восприятия, мышления, памяти того возраста, к которому обращен учебник.

-       Соответствие общего объема материала, разделов и параграфов учебному времени, отведенному учебной программой и соразмерность времени урока.

-       Предельная ясность и четкость текстов.

-       Образность, увлекательность изложения, проблемность подачи материала.

-       Энциклопедичность.

-       Побуждение к самообразованию и творчеству.

-       Соответствие современным эстетическим требованиям.

-        Соответствие гигиеническим и полиграфическим нормам [68].

Специфика учебника для сурдошколы обусловлена:

-       необходимостью адаптации конструкции учебника к образовательным возможностям учащихся с нарушениями слуха;

-       своеобразием и задачами их речевого развития;

-       важностью активизации встречной активности детей.

К специфическим требованиям к учебнику школ для детей с нарушениями слуха относятся:

-       наличие пропедевтических или дополнительных разделов;

-       наличие средств коррекции сенсомоторного и интеллектуального развития; 

-       коммуникативная направленность заданий;

-       задания и упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности;

-       особое речевое оформление: простота (но не упрощенность) и особо строгая логичность подачи материала; ориентация текста на уже накопленный словарный запас, использование слов в значении, данном учащимся в соответствии с программой, избегание злоупотребления синонимами; особо тщательное объяснение новых слов-терминов и постепенность их введения;

-       повышенная герменевтическая (герменевтика от греч. hermeneutikos – искусство толкования текстов) функция невербального иллюстративного материала, который несет объясняющую или пояснительную нагрузку при изложении сложного учебного материала;

-       преимущественно индуктивное изложение материала: от частного, от эмпирического, близкого витагенному опыту учащихся – к абстрактно-понятийному обобщению.