Районный заочный конкурс инновационных образовательных проектов «Инновация -2019»
Управление образования Сивинского муниципального района
МБУ ОДО «Сивинский ДТ»
Учебно-дидактический проект
Модель программы внеурочной деятельности
«Электронная школа»
Авторы: И.И. Москвина, учитель
истории и обществознания
МБОУ «Сивинская СОШ»
Н.И. Шитоева, учитель математики
МБОУ «Сивинская СОШ»
Сива, 2019
В 2018 году Правительством РФ был создан паспорт нового приоритетного проекта «Цифровая школа». «Цифровая школа» потребует прежде всего содержательных изменений: цифровое образование войдет во все предметные сферы. Как большой контентный ресурс в рамках проекта будет задействована «Российская электронная школа». Тренд современного образования – нацеленность «на формирование у школьников навыков в цифровом мире, обучение обработке и анализу данных, элементам программирования и, самое главное, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии - в технике, медицине, искусстве, в общем, в любой сфере деятельности». Актуальность данного проекта обусловлена режимом работы МБОУ «Сивинская СОШ». Образовательная деятельность осуществляется в условиях 2-х сменной школы, при этом порядке внеурочная деятельность должна органично встраиваться в образовательный процесс в новых формах и на новом уровне содержания. Для администрации школы важно эффективно осуществлять интеграцию учебной и воспитательной деятельности. В данном проекте эта интеграция возможна. Для педагогов данный проект создает условия активного включения в процесс формирования банка программ курсов по внеурочной деятельности и совершенствованию (овладению) цифровыми навыками и компетенциями. Для обучающихся будут создана среда для формирования и развития компетентности в области использования цифровых технологий, они приобретут умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. В ходе сотрудничества школьники научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. У школьников будут развиваться такие качества как ответственное отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Они получат навыки осознанного выбору и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования. Также школьники получат навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Цель проекта – создание условий для развития навыков обучения и саморазвития цифровой грамотности через сетевое взаимодействие педагогов и школьников на облачной платформе Google Disk.
Задачи:
- создать эффективно работающее сетевое сообщество краткосрочных курсов на облачном ресурсе Google Disk;
- развивать цифровые компетенции обучающихся и педагогов:;
- помочь обучающимся определить индивидуальную траекторию фрмирования цифровой грамотности;
- создать цифровые продукты по актуальным темам и распространить с помощью облачных технологий .
Инновационность::::Федеральный проект «Цифровая школа»…
Организационно – содержательная модель курса внеурочной деятельности.
Рейтинговая структура индивидуальной образовательной траектории
Workshop-офис |
Пространство выбора |
|
1.Workshop-офис «Лингва»
2.Workshop-офис «БАНК: Бизнес Аккуратность Надежность Креатив»
3. Workshop-офис «ДОМ»: Духовность, Отечество, Мечта»
4.,5,.. Workshop-офис «…»
|
Виртуаль. выставка (3б) гостевая книга (2б) спич-проба (3б) Web –квест (3б) Web – форум (3б) репортаж (3б) спич-проба (4б)
|
Web- доклад (3б) оnline-конф. (4б) мини-исследов. (5б) мини-проект(5б) фотоколлаж (3б) инфографика (4б) видеовизитка (4б)
|
Реализация проекта
Для сетевого взаимодействия обучающихся и педагогов (возможно, родителей) создается образовательное сообщество на облачном ресурсе Google Disk. Педагоги создают программы краткосрочных курсов внеурочной деятельности профильных Workshop-офисов (по финансовой грамотности, по краеведению, по иностранному языку, т.д.). Далее в каждом Workshop-офисе создается набор содержательных модулей - пространство выбора для обучающихся: виртуальная выставка, гостевая книга, спич-проба, Web –квест, Web – форум, Web- доклад, оnline-конференция, мини-исследование, мини-проектирование, фотоколлаж, инфографика.
Мотивация активного участия определяется участием в рейтинге. Школьники выбирают виды деятельности по количеству баллов и по уровню сложности. В ходе взаимодействия они выполняют различные задания и осваивают алгоритмы работы в цифровом пространстве.
Проект рассчитан на период сентябрь 2019 - июнь 2020 г. За это время происходит оформление замысла, формирование инициативной группы проектантов, подготовка образовательной платформы на облачном ресурсе Google Disk. Далее проектируются программы курсов внеурочной деятельности, в которых авторы поддерживают цифровой формат содержания и обеспечивают пространство выбора для обучающихся в «Электронной школе».
Для содержательного наполнения курсов организуются установочные семинары по цифровым технологиям и внеурочной деятельности для педагогов - предметников и классных руководителей.
Целевая аудитория формируется из педагогов, школьников, родителей, общественности Сивинского района. Количество зависит от уровня мотивации на включение в проект.
Партнерами проекта являются:
куратор курсов по внеурочной деятельности И.А. Дремина – научный сотрудник ИРО ПК;
краевые организации по образовательному профилю (сетевые конкурсы для школьников и педагогов);
районный музей, районная и школьная библиотеки, Центр Досуга, Дом творчества (конкурсные программы и мероприятия предлагаются в сетевом и цифровом варианте);
профильные организации (где применяются цифровые технологии и возможно сотрудничество в сфере профориентации);
родители.
План реализации проекта
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Комментарии |
ответственные |
1 Подготовительный |
Обучение педагогов |
Март 2019 |
Курсы «Облачные сервисы и офисные приложения в работе учителя-предметника». 16 часов Обучение прошли более 10 педагогов |
|
Разработка замысла проекта |
Сентябрь октябрь 2019 |
Обучение на курсах по организации внеурочной деятельности |
И.И.Москвина, учитель истории обществознания Н.И. Шитоева, учитель математики
|
|
|
Презентация проекта на курсах, в коллективе |
октябрь 2019 |
Формирование команд Workshop-офисов |
Администрация школы |
2 |
Разработка программ Workshop-офисов |
Ноябрь 2019
|
Наполнение содержанием пространства выбора |
Учителя-предметники, классные руководители |
3 |
Апробация |
Декабрь-февраль 2019-2020 |
Обучение на курсах по внеурочной деятельности |
Учителя-предметники, классные руководители |
4 |
Расширение спектра Workshop-офисов |
Март-апрель 2020 |
Включение новых Workshop-офисов |
Учителя-предметники, классные руководители, родители, общественность Сивинского района |
5 |
Рефлексия |
Май-июнь 2020 |
Оценка эффективности |
Учителя-предметники, классные руководители, родители, общественность Сивинского района |
Этапы обучения в электронной школе (Workshop-офисы)
№ |
Название
|
Содержание
|
Кол-во часов |
1 |
Организационно-мотивационный
|
Обучающиеся выстраивают свою траекторию
|
1 |
2 |
Теоретический |
Знакомство с содержанием Workshop-офисов
|
1 |
3 |
Практический |
Сетевая работа по выбранной индивидуальной траектории
|
5 |
4 |
Рефлексивный
|
Самооценка и презентация результатов
|
1 |
Ожидаемые результаты и социальный эффект.
В ходе реализации проекта будет создана образовательная платформа, которая станет площадкой для образовательного и социального взаимодействия в цифровой среде.
Продукты проекта:
1. Образовательная платформа «Электронная школа».
2. Программы внеурочной деятельности по модулям Workshop-офисов.
3. Творческие работы в цифровом формате обучающихся (фотоколлаж, мини- исследование, тематический сборник и пр.).
4. Рейтинговая таблица успешности обучающихся по индивидуальной траектории.
5. Сертификаты, дипломы за успехи обучающихся по освоению модуля в «Электронной школе».
Перспективы дальнейшего развития видим во включении новых модулей (Workshop-офис) по внеурочной и образовательной деятельности с руководителями разных предметных областей. Возможно расширение контингента обучающихся, включив дошкольный уровень, начальную и старшую школу). Территориально возможно организовать сетевое сотрудничество в пределах Сивинского района. Пределом проекта является бесплатный ресурс сервиса Google Disk.
ТЕЗАУРУС
Виртуальная выставка - публичная демонстрация достижений в какой-либо области человеческой деятельности в сети Интернет с помощью виртуальных стендов, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям для ознакомления и использования.
Гостевая книга - отдельно взятая тема, которую пользователи могут комментировать, задавать вопросы по ней и получать ответы, а также сами отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы.
Спич-проба - краткая приветственная речь на торжественном мероприятии
Web –квест – специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам
Web - форум - платформа для общения между пользователями интернета на одну тему или на несколько с их последующим обсуждением, путём размещения сообщений внутри этих тем.
Online-конференция - каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
Литература.
• Конвенция о правах ребенка;
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции 2013 г.;
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
• Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
• Паспорт проекта «Цифровая образовательная среда» 2018 год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.