МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2
Городского округа Жигулевск Самарской области
(МБУ ДО ДШИ № 2)
«Рассмотрено» Методическим советом МБУ ДО ДШИ№2 г. о. Жигулёвск Дата рассмотрения «____» ____________2024
«Принято» Педагогическим советом МБУ ДО ДШИ №2 «___ »_____________2024
|
«Утверждаю» Директор МБУ ДО ДШИ№2 г. о. Жигулёвск Бондаренко Е.В._________
Дата утверждения «____» ____________2024 |
Учебно-методическая разработка
открытого урока
на тему: «Пейзаж в свободной технике
с добавлением солевых эффектов»
Автор: преподаватель
художественного
отделения
Соколова И. В.
г. о. Жигулевск
2024 г.
Пояснительная записка
Работа с шелком и красками - увлекательное и захватывающее занятие.
Насыщенность и яркость красок в сочетании с мерцанием шелка превращают
даже самый простой замысел в красивую работу.
Цели занятия:
а) образовательные: познакомить обучающихся с историей появления батика, обучить техническим приемам в росписи солевой и свободной технике, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.
б) развивающие: закрепление знаний обучающихся о технике батика, истории его возникновения, особенностях выполнения; обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности: развивать умение самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали ; развивать мышление обучающихся, учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме; совершенствовать навыки росписи ткани; развивать чувство ритма, творчество, фантазию; формировать графические навыки, развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и свободной росписи у обучающихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.
в) воспитательные: воспитывать любовь к искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к народным традициям, эстетические чувства посредством изучения техники «батик», интерес к изобразительному искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.
Задачи занятия: познакомить обучающихся с техникой «батик».
Методы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические.
Способы организации познавательной деятельности процесса обучения. Организационные формы : индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения: информационные (наглядные пособия), дидактические, технические.
Образовательные технологии. Информационно-коммуникативные: повышение мотивации обучающихся к учебному процессу; технология проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных открытий; здоровьесберегательные: физкультминутка, гигиена человека.
Материально-техническое оснащение занятия.
Оборудование: мультимедийный проектор, проэкционный экран, ноутбук.
Материалы и инструменты.
Для преподавателя: Зрительный ряд: открытки, фотографии, наглядные пособия. Работы детей в разных техниках батика. Дидактический материал: методическое пособие - поэтапное выполнение свободной технике картины. Электронный образовательный ресурс: презентация красота в искусстве.
Подрамник с натянутой тканью, краски для росписи ткани, резерв (контур), кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка, эскиз работы.
Для обучающихся: Подрамник с натянутой тканью, краски для росписи ткани, кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка, эскиз работы.
Планируемые результаты.
Практическое задание:
Нарисовать художественно-декоративную работу «Цветы».
Предметные:
- развитие эмоционально - ценностного видения окружающего мира;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- освоение мезенских мотивов;
- приобретение опыта работы художественными материалами;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Межпредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации;
- умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в творческой деятельности;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и коллективно, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению свободной росписи, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, способности вести диалог с другими людьми и достигать в разговоре взаимопонимания;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- формирование ответственного отношения к своей творческой работе;
-формирование коммуникативной компетентности в общении с преподавателем и сверстниками в процессе творческой деятельности.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.
Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.
Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.
Коммуникативные: умение формировать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.
Структура занятия.
1. Организационный момент (1-2 мин.).
2. Вводная часть. Подготовка к активной деятельности. (5мин.).
3. Теоретический блок - объяснение материала показ наглядных примеров (10-15 мин.).
4. Практический блок – выполнение изделия (25 мин.).
5. Итоги занятия (1-2 мин.).
Ход занятия
№ |
Время |
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1 |
1 мин |
Организационный момент |
Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим о батике. Прежде, чем начать, я хочу узнать какое у вас настроение? |
Здороваются.
|
2 |
5 мин |
Вводная часть. Подготовка к активной деятельности. |
Сегодня мы с вами
познакомимся с другим видом искусства, которое называется батик. Хочу
ознакомить вас в первую очередь с историей возникновения батика. Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в
течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее
художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения
рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и
воск. |
Внимате льно слушают и смотрят. |
3 |
10 мин |
Теоретическая часть. |
Ознакомимся с материалами и инструментами. Материалы для техники холодного батика доступно каждому. Существуют специализированные наборы, для тех, кто хочет ознакомиться с батиком. Потребуется: 1.Ткань. Мастера росписи советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед применением постирать и погладить. 2.Краски для холодного батика — акрил . 3.Резервирующий состав. Фактически ваш контур, позволяющий не смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но четкой..4. Обязательно подрамник, на которую натягивают ткань..5. Соль. 6.Кисточки берут как натуральные, так и синтетические. 7.Палитра для разведения краски. 8.Вода и салфетки для промывки и просушки кисточек. Техника батика Все множество существующих техник батика
можно разделить на две основные группы Горячий батик – техника с применением
расплавленного воска в качестве резервирующего состава. Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль. Теперь предлагаю вам ознакомиться подробнее с темой нашего сегодняшнего занятия Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой. Этапы работы в технике свободной росписи: 1 этап: ткань натянутая на раму
равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать
губкой. |
Слушают и смотрят |
4 |
25 мин |
Практическая часть |
Ход работы по созданию рисунка на ткани в технике свободной росписи. А сегодня мы с вами выполним по эскизу вашей работы «Пейзаж» картину на ткани. На подрамник ткань уже должна быть натянута эскиз будущей работы был подготовлен на предыдущем уроке. Намешаем в палитре концентрированную смесь краски и добавляем соль. Краска наносится в определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Для разбавленной краски это правило особенно важно. Раствор можно нанести ватой или кисточкой. После закрашивания крупной детали или фона, пройдитесь ватным диском и соберите лишнюю влагу. Теперь возьмем цветной резерв и прорисуем рисунок. Оставляем батик сушиться на сутки. Только после полного высыхания его можно снять. |
Учащиеся выполняют работу. |
5 |
5 мин |
Просмотр работ, обсужде ние, заключе ние . |
Сейчас я вам предлагаю устроить совместный просмотр и обсудить выполненные работы. Раскладываем все свои работы в ряд и по очереди высказываем свое мнение по выполненной работе. Работы обсудили, ошибки выявили, Всем до свидания и приятных впечатлений! |
Учащиеся слушают, обсуж дают. |
Список используемой литературы:
1. http://festival.1september.ru/articles/591112/
2. http://razvitiedetei.info/risovanie-i-zhivopis/xolodnyj-batik-texnika-vypolneniya.html
3. http://irenabatik.ru/batik-obuchenie/batik-texniki/texnika-vypolneniya-xolodnogo-batika.html
4. «Роспись по шелку. Основы мастерства» Кэролайн Эрл. АРТ-РОДНИК. 2010 г. 112с.
5. «Ситцевое лето» Елена Широкова. Буклет. 2016 г. 19 с.
6.Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.