Учебно-методическая разработка открытого урока на тему: «Пейзаж в свободной технике с добавлением солевых эффектов»
Оценка 4.9

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему: «Пейзаж в свободной технике с добавлением солевых эффектов»

Оценка 4.9
Домашнее обучение
doc
изобразительное искусство
9 кл—11 кл +1
30.08.2024
Учебно-методическая разработка открытого урока   на тему: «Пейзаж в свободной технике  с добавлением солевых эффектов»
Учебно-методическая разработка открытого урока на тему: «Пейзаж в свободной технике с добавлением солевых эффектов»
Пейзаж батик с солью.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2

Городского округа Жигулевск Самарской области

(МБУ ДО ДШИ № 2)

 

 

 

      «Рассмотрено»

     Методическим советом

     МБУ ДО ДШИ№2  г. о. Жигулёвск

     Дата рассмотрения

     «____» ____________2024

 

     «Принято»

    Педагогическим советом

    МБУ ДО ДШИ №2

     «___ »_____________2024

    

      «Утверждаю»

      Директор МБУ ДО ДШИ№2

     г. о. Жигулёвск

      Бондаренко Е.В._________

 

    Дата утверждения

    «____» ____________2024

 

 

Учебно-методическая разработка

открытого урока

 на тему: «Пейзаж в свободной технике

с добавлением солевых эффектов»

 

 

 

Автор: преподаватель

художественного

отделения

Соколова И. В.

 

 

 

 

 

г. о.  Жигулевск

2024 г.

 

 

Пояснительная записка

         Работа с шелком и красками - увлекательное и захватывающее занятие.

Насыщенность и яркость красок в сочетании с мерцанием шелка превращают

даже самый простой замысел в красивую работу.

         Цели занятия:

а) образовательные: познакомить обучающихся с историей появления батика, обучить техническим приемам в росписи солевой и свободной технике, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.

б) развивающие: закрепление знаний обучающихся о технике  батика, истории его возникновения, особенностях выполнения; обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности: развивать умение самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали ; развивать мышление обучающихся, учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме; совершенствовать навыки росписи ткани; развивать чувство ритма, творчество, фантазию; формировать графические навыки, развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и свободной росписи у обучающихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.

в) воспитательные: воспитывать любовь к искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к народным традициям, эстетические чувства посредством изучения техники «батик», интерес к   изобразительному искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.

Задачи занятия: познакомить обучающихся с техникой «батик».

Методы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические.

Способы организации познавательной деятельности процесса обучения. Организационные формы : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: информационные (наглядные пособия), дидактические, технические.

Образовательные технологии. Информационно-коммуникативные: повышение мотивации обучающихся к учебному процессу; технология проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных открытий; здоровьесберегательные: физкультминутка, гигиена человека.

Материально-техническое оснащение занятия.

Оборудование: мультимедийный проектор, проэкционный экран, ноутбук.

Материалы и инструменты.

Для преподавателя: Зрительный ряд: открытки, фотографии, наглядные пособия. Работы детей в разных техниках батика. Дидактический материал: методическое пособие - поэтапное выполнение свободной технике картины. Электронный образовательный ресурс: презентация красота в искусстве.

Подрамник с натянутой тканью, краски для росписи ткани, резерв (контур), кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка, эскиз работы.

Для обучающихся: Подрамник с натянутой тканью, краски для росписи ткани, кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка, эскиз работы.

Планируемые результаты.

Практическое задание:

Нарисовать художественно-декоративную работу «Цветы».

Предметные:

-      развитие эмоционально - ценностного видения окружающего мира;

- развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

-     освоение мезенских мотивов;

-     приобретение опыта работы художественными материалами;

-  развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Межпредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации;

- умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в творческой деятельности;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и коллективно, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к обучению свободной росписи, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, способности вести диалог с другими людьми и достигать в разговоре взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

- формирование ответственного отношения к своей творческой работе;

-формирование коммуникативной компетентности в общении с преподавателем и сверстниками в процессе творческой деятельности.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.

Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.

Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.

Коммуникативные: умение формировать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.

Структура занятия.

1. Организационный момент (1-2 мин.).

2. Вводная часть. Подготовка к активной деятельности. (5мин.).

3. Теоретический блок - объяснение материала показ наглядных примеров (10-15 мин.).

4. Практический блок – выполнение изделия (25 мин.).

5. Итоги занятия (1-2 мин.).

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Время

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1

1 мин

Организационный момент

Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим о батике. Прежде, чем начать, я хочу узнать какое у вас настроение?

Здороваются.

 

 

2

5 мин

Вводная часть. Подготовка к активной деятельности.

Сегодня мы с вами познакомимся с другим видом искусства, которое называется батик. Хочу ознакомить вас в первую очередь с историей возникновения батика. Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги. 
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э. Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794).  В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев. Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры. Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом  Раффлсом.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. После резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Зачастую замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн и таких художников, как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.( расказывать не все, а только то, что больше всего заинтересовало)

Внимате льно слушают и смотрят.

3

10 мин

Теоретическая часть.

Ознакомимся с материалами и инструментами. Материалы для техники холодного батика доступно каждому. Существуют специализированные наборы, для тех, кто хочет ознакомиться с батиком. Потребуется: 1.Ткань. Мастера росписи советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед применением постирать и погладить. 2.Краски для холодного батика — акрил . 3.Резервирующий состав. Фактически ваш контур, позволяющий не смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но четкой..4. Обязательно подрамник, на которую натягивают ткань..5. Соль. 6.Кисточки берут как натуральные, так и синтетические. 7.Палитра для разведения краски. 8.Вода и салфетки для промывки и просушки кисточек.                                                 Техника батика

Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы  Горячий батик – техника с применением расплавленного воска в качестве резервирующего состава.
Холодный батик – техника, где применен в качестве разделяющего и рисующего состава. Солевые эффекты

 Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли  буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль. Теперь предлагаю вам ознакомиться подробнее с темой нашего сегодняшнего занятия

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой. Этапы работы в технике свободной росписи:

1 этап: ткань натянутая на раму равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.
2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).
3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.
4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.
5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников нанести цветной резерв.

Слушают и смотрят

4

25 мин

Практическая часть

Ход работы по созданию рисунка на ткани в технике свободной росписи.

А сегодня мы с вами выполним по эскизу вашей  работы «Пейзаж» картину на ткани. На подрамник ткань уже должна быть натянута эскиз будущей работы был подготовлен на предыдущем уроке. Намешаем в палитре концентрированную смесь краски и добавляем соль. Краска наносится в определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Для разбавленной краски это правило особенно важно. Раствор можно нанести ватой или кисточкой. После закрашивания крупной детали или фона, пройдитесь ватным диском и соберите лишнюю влагу.  Теперь возьмем цветной резерв и прорисуем рисунок. Оставляем батик сушиться на сутки. Только после полного высыхания его можно снять.

Учащиеся выполняют работу.

5

5 мин

Просмотр работ, обсужде ние, заключе ние .

Сейчас я вам предлагаю устроить совместный просмотр и обсудить выполненные работы. Раскладываем все свои работы в ряд и по очереди высказываем свое мнение по выполненной работе.

Работы обсудили, ошибки выявили, Всем до свидания и приятных впечатлений!

Учащиеся слушают, обсуж дают.

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     http://festival.1september.ru/articles/591112/

2.     http://razvitiedetei.info/risovanie-i-zhivopis/xolodnyj-batik-texnika-vypolneniya.html

3.     http://irenabatik.ru/batik-obuchenie/batik-texniki/texnika-vypolneniya-xolodnogo-batika.html

4.     «Роспись по шелку. Основы мастерства» Кэролайн Эрл. АРТ-РОДНИК. 2010 г.  112с.

5.     «Ситцевое лето» Елена Широкова. Буклет. 2016 г. 19 с.


6.Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Для преподавателя: Зрительный ряд: открытки, фотографии, наглядные пособия

Для преподавателя: Зрительный ряд: открытки, фотографии, наглядные пособия

Формирование универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий

Ход занятия № Время

Ход занятия № Время

Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно

Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно

Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров

Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров

Теперь предлагаю вам ознакомиться подробнее с темой нашего сегодняшнего занятия

Теперь предлагаю вам ознакомиться подробнее с темой нашего сегодняшнего занятия

Просмотр работ, обсужде ние, заключе ние

Просмотр работ, обсужде ние, заключе ние
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2024