Учебно-методическая разработка открытого урока на тему: «Пейзаж в свободной технике с добавлением солевых эффектов»

  • Домашнее обучение
  • doc
  • 30.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему: «Пейзаж в свободной технике с добавлением солевых эффектов»
Иконка файла материала Пейзаж батик с солью.doc

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2

Городского округа Жигулевск Самарской области

(МБУ ДО ДШИ № 2)

 

 

 

      «Рассмотрено»

     Методическим советом

     МБУ ДО ДШИ№2  г. о. Жигулёвск

     Дата рассмотрения

     «____» ____________2024

 

     «Принято»

    Педагогическим советом

    МБУ ДО ДШИ №2

     «___ »_____________2024

    

      «Утверждаю»

      Директор МБУ ДО ДШИ№2

     г. о. Жигулёвск

      Бондаренко Е.В._________

 

    Дата утверждения

    «____» ____________2024

 

 

Учебно-методическая разработка

открытого урока

 на тему: «Пейзаж в свободной технике

с добавлением солевых эффектов»

 

 

 

Автор: преподаватель

художественного

отделения

Соколова И. В.

 

 

 

 

 

г. о.  Жигулевск

2024 г.

 

 

Пояснительная записка

         Работа с шелком и красками - увлекательное и захватывающее занятие.

Насыщенность и яркость красок в сочетании с мерцанием шелка превращают

даже самый простой замысел в красивую работу.

         Цели занятия:

а) образовательные: познакомить обучающихся с историей появления батика, обучить техническим приемам в росписи солевой и свободной технике, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.

б) развивающие: закрепление знаний обучающихся о технике  батика, истории его возникновения, особенностях выполнения; обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности: развивать умение самостоятельно создавать композицию, гармонично размещая детали ; развивать мышление обучающихся, учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, отбирать материал по заданной теме; совершенствовать навыки росписи ткани; развивать чувство ритма, творчество, фантазию; формировать графические навыки, развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и свободной росписи у обучающихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.

в) воспитательные: воспитывать любовь к искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать в детях любовь к народным традициям, эстетические чувства посредством изучения техники «батик», интерес к   изобразительному искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.

Задачи занятия: познакомить обучающихся с техникой «батик».

Методы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические.

Способы организации познавательной деятельности процесса обучения. Организационные формы : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения: информационные (наглядные пособия), дидактические, технические.

Образовательные технологии. Информационно-коммуникативные: повышение мотивации обучающихся к учебному процессу; технология проблемного обучения: научить обучающихся идти путем самостоятельных открытий; здоровьесберегательные: физкультминутка, гигиена человека.

Материально-техническое оснащение занятия.

Оборудование: мультимедийный проектор, проэкционный экран, ноутбук.

Материалы и инструменты.

Для преподавателя: Зрительный ряд: открытки, фотографии, наглядные пособия. Работы детей в разных техниках батика. Дидактический материал: методическое пособие - поэтапное выполнение свободной технике картины. Электронный образовательный ресурс: презентация красота в искусстве.

Подрамник с натянутой тканью, краски для росписи ткани, резерв (контур), кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка, эскиз работы.

Для обучающихся: Подрамник с натянутой тканью, краски для росписи ткани, кнопки канцелярские, кисти, баночка для воды, баночки для красок, салфетка, эскиз работы.

Планируемые результаты.

Практическое задание:

Нарисовать художественно-декоративную работу «Цветы».

Предметные:

-      развитие эмоционально - ценностного видения окружающего мира;

- развитие наблюдательности, зрительной памяти, мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

-     освоение мезенских мотивов;

-     приобретение опыта работы художественными материалами;

-  развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Межпредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развить мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуации;

- умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в творческой деятельности;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и коллективно, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к обучению свободной росписи, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, способности вести диалог с другими людьми и достигать в разговоре взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

- формирование ответственного отношения к своей творческой работе;

-формирование коммуникативной компетентности в общении с преподавателем и сверстниками в процессе творческой деятельности.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные: формирование позитивного отношения к учебной деятельности; формирование познавательного интереса; приобщение к культурно-социальным ценностям русского народа.

Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с задачами занятия; умение видеть трудности и намечать пути их решения.

Познавательные: умение выдвигать гипотезу с ее обоснованием; умение осознавать познавательную задачу; умение составлять алгоритм действий в соответствии с задачей занятия; умение работать с материалом, находя необходимую информацию; умение делать выводы.

Коммуникативные: умение формировать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; умение вступать в учебный диалог с обучающимися и преподавателем; умение формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.

Структура занятия.

1. Организационный момент (1-2 мин.).

2. Вводная часть. Подготовка к активной деятельности. (5мин.).

3. Теоретический блок - объяснение материала показ наглядных примеров (10-15 мин.).

4. Практический блок – выполнение изделия (25 мин.).

5. Итоги занятия (1-2 мин.).

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Время

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1

1 мин

Организационный момент

Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим о батике. Прежде, чем начать, я хочу узнать какое у вас настроение?

Здороваются.

 

 

2

5 мин

Вводная часть. Подготовка к активной деятельности.

Сегодня мы с вами познакомимся с другим видом искусства, которое называется батик. Хочу ознакомить вас в первую очередь с историей возникновения батика. Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, «чантингом», а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги. 
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э. Во времена китайских династий Суй (581 – 618) и Тан (618 – 907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 –794).  В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев. Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски – например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры. Батик завоевал особую популярность на о. Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Йоджакарта, Соло, Чиребон, Пекалонган, Тегал, Таксималая, Индрамаю, Гарут, Лезам и Семаранг – такие звучные «имена» носят крупные центры производства батика на острове. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами). На Центральной Яве используют более темные краски, чем не северном берегу острова, где ткани расписывают в основном с целью продажи. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом  Раффлсом.
В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Чтобы обучать рабочих, голландцы не поскупились нанять индонезийских мастеров. После резкого обвала мировой экономики в 1920-х годах батик из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Зачастую замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн и таких художников, как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.( расказывать не все, а только то, что больше всего заинтересовало)

Внимате льно слушают и смотрят.

3

10 мин

Теоретическая часть.

Ознакомимся с материалами и инструментами. Материалы для техники холодного батика доступно каждому. Существуют специализированные наборы, для тех, кто хочет ознакомиться с батиком. Потребуется: 1.Ткань. Мастера росписи советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед применением постирать и погладить. 2.Краски для холодного батика — акрил . 3.Резервирующий состав. Фактически ваш контур, позволяющий не смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но четкой..4. Обязательно подрамник, на которую натягивают ткань..5. Соль. 6.Кисточки берут как натуральные, так и синтетические. 7.Палитра для разведения краски. 8.Вода и салфетки для промывки и просушки кисточек.                                                 Техника батика

Все множество существующих техник батика можно разделить на две основные группы  Горячий батик – техника с применением расплавленного воска в качестве резервирующего состава.
Холодный батик – техника, где применен в качестве разделяющего и рисующего состава. Солевые эффекты

 Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли  буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соль. Теперь предлагаю вам ознакомиться подробнее с темой нашего сегодняшнего занятия

Техника свободной росписи на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой. Этапы работы в технике свободной росписи:

1 этап: ткань натянутая на раму равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.
2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).
3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.
4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.
5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников нанести цветной резерв.

Слушают и смотрят

4

25 мин

Практическая часть

Ход работы по созданию рисунка на ткани в технике свободной росписи.

А сегодня мы с вами выполним по эскизу вашей  работы «Пейзаж» картину на ткани. На подрамник ткань уже должна быть натянута эскиз будущей работы был подготовлен на предыдущем уроке. Намешаем в палитре концентрированную смесь краски и добавляем соль. Краска наносится в определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Для разбавленной краски это правило особенно важно. Раствор можно нанести ватой или кисточкой. После закрашивания крупной детали или фона, пройдитесь ватным диском и соберите лишнюю влагу.  Теперь возьмем цветной резерв и прорисуем рисунок. Оставляем батик сушиться на сутки. Только после полного высыхания его можно снять.

Учащиеся выполняют работу.

5

5 мин

Просмотр работ, обсужде ние, заключе ние .

Сейчас я вам предлагаю устроить совместный просмотр и обсудить выполненные работы. Раскладываем все свои работы в ряд и по очереди высказываем свое мнение по выполненной работе.

Работы обсудили, ошибки выявили, Всем до свидания и приятных впечатлений!

Учащиеся слушают, обсуж дают.

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     http://festival.1september.ru/articles/591112/

2.     http://razvitiedetei.info/risovanie-i-zhivopis/xolodnyj-batik-texnika-vypolneniya.html

3.     http://irenabatik.ru/batik-obuchenie/batik-texniki/texnika-vypolneniya-xolodnogo-batika.html

4.     «Роспись по шелку. Основы мастерства» Кэролайн Эрл. АРТ-РОДНИК. 2010 г.  112с.

5.     «Ситцевое лето» Елена Широкова. Буклет. 2016 г. 19 с.


6.Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также