¨ название курса: «Философия»
¨ Пререквизиты:
Учебная дисциплина «Философия» предполагает:
-наличие определенного минимума знаний и навыков у учащихся;
-наличие среднего образования, дающего сведения из области естественных и гуманитарных наук;
-умение искать и находить нужную литературу и способность аналитически и критически ее осваивать;
-определенный уровень дисциплины и культуры мышления.
Для успешного усвоения курса «Философия» необходимо знакомство с дисциплинами, предшествующими изучению данного курса, такими как «История Казахстана», «Культурология», «Этнопсихология», «Экология», «Основы экономической теории», «Логика».
¨ Постреквизиты:
Наиболее тесно философия связана с культурологией, социологией, политологией, психологией, педагогикой, некоторыми историческими и правовыми дисциплинами, с концепциями современного естествознания и многими другими.
¨ Краткое описание: Курс философии состоит из введения, 3 разделов и 24 тем
Раздел I. Введение. Философия, ее предмет и роль в обществе.
Раздел II. Основные философские доктрины. Философия Древней Индии. Философия Древнего Китая. Античная философия. Средневековая западноевропейская философия. Средневековая арабоязычная философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Философия марксизма. Неклассическая философия, Иррационализм. Русская философия. Отечественная философия. Западная философия в контексте культуры XX века канун XXI века.
Раздел III. Основные проблемы философии. Категория бытия в философии. Материя и ее атрибуты. Бытие сознания. Познание как предмет философского анализа. Диалектика, ее законы, категории и принципы. Проблема человека в философии. Общество как объект философского анализа. Ценности и их роль в жизни человека и общества. Цивилизация и культура. Глобальные проблемы современности и предпосылки их решения. Философия любви. Философия образования.
Цели и задачи дисциплины
Развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, формирование научного мировоззрения, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача - способствовать формированию у студентов целостного представления о мире и месте человека в нём, вооружить их системой взглядов на мир, способствующими пониманию происходящих в нём явлений.
Освоение курса должно содействовать:
- развитию у студентов познавательных способностей, умению правильно мыслить, вести дискуссии, полемику, диалог;
- овладению научными методами познания, умению применять их в будущей практической деятельности;
- умению выработать у себя твердые убеждения гражданина, патриота своей страны;
- выработке навыков непредвзятой оценки философских и научных течений, направлений и школ.
Календарно-тематический план семинарских занятий (очная форма изучения).
№ п/п |
Название темы |
Вопросы семинарских занятий |
Основная лит-ра |
Дополн лит-ра |
Неделя |
1 |
Роль и место философии в духовной жизни общества |
-Предмет философии -Место и место философии в духовной жизни общества -Историческое становление и проблемность «основного вопроса философии» -функции философии |
Л-1-8 |
Л-1-7 |
1 нед. |
2
|
Философия Древнего Востока |
-об особенностях Восточной цивилизации и культуры. Специфика восточной ментальности. -философия Древней Индии -философия Древнего Китая |
Л-1-9 |
Л-1-3 |
2 нед. |
3-4 |
Античная философия |
-об особенностях античной философии и культуры -поиск первоначала. Милетская школа. Диалектика Гераклита и Сократа. -проблема бытия в Элейской школе. -Древнегреческий атомизм: Демокрит, Эпикур. -Платон. Обоснование метафизики -идеальное государство, его структура и законы -онтология Аристотеля -социально-политические взгляды Аристотеля. |
Л-1-10 |
Л-1-5 |
3-4 нед. |
5 |
Христианская философия средних веков |
-Об особенностях эпохи средневековья и их отражение в философии -Патристика как течение религиозной философии. Аврелий Августин. Этап схоластики. Творчество Ф.Аквинского -Номинализм и реализм: спор о природе универсалий -Мистический пантеизм М.Экхарта |
Л-16 |
Л-1-3 |
5 нед. |
6 |
Мусульманская философия средних веков |
-Возникновение ислама и его влияние на развитие философской мысли -Философия Аль-Фараби -Философия Ибн-Сины. -Проблема веры и разума, души и тела в творчестве Ибн-Рушда |
Л-1-5 |
Л-1-5 |
6 нед. |
7 |
Философия эпохи Возрождения |
-Специфика эпохи Возрождения и их отражение в философии. - Н.Кузанский и его философские идеи. -Проблема политики и морали в философии Н.Макиавелли -Религиозная реформация -Становление науки |
Л-1-4 |
Л-1-4 |
7 нед. |
8 |
Философия Нового времени |
-Критика религиозного сознания и схоластики. Научная революция XVII в., создание механистически-материалистической картины мира (И.Ньютон). -Проблема метода научного познания (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм. -Натуралистическая философия человека. М.Монтень. -Мистический пантеизм Я. Беме. -Б. Спиноза. Свобода как осознанная необходимость. |
Л-1-2 |
Л-1-5 |
8 нед. |
9 |
Немецкая классическая философия |
-И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. «Коперниканский переворот» в теории познания. -Этика Канта. -Система и метод Г.Гегеля. -Материализм Л.Фейербаха.
|
Л-1-4 |
Л-1-5 |
9 нед. |
10-11 |
Современная философия |
-Кризис классической философии. Борьба сциентизма и антисциентизма в современной философии. Позитивизм и его исторические формы. -Герменевтика и его основные представители. -Феноменология и структурализм. -Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. -Экзистенциализм как философия человеческого существования. -Современная религиозная философия. |
Л-1-8 |
Л-1-3 |
10-11 нед. |
12 |
Отечественная философия |
-Особенности ментальности кочевников и их отражение в философии. -Отечественная философия (Аль-Фараби, Ж.Баласугуни, А.Иугнеки, К.А. Яссауи). -Философия поэтов-жырау в XV-XVIII веках |
Л-1-4 |
Л-1-4 |
12 нед. |
13
|
Материя и основные формы её существования |
-Материя как философская категория. -Движение как способ существования материи. -Пространство и время как формы существования движущейся материи. -Биологическое, психологическое и социальное пространство-время. |
Л-1-6 |
Л-1-4 |
13 нед. |
14 |
Общество: формационный и цивилизационный анализ |
-Понятие общества. Сущность материалистического и идеалистического подходов к пониманию общества. -Формационный подход к анализу общества. Критика коммунистической ОЭФ. Цивилизационный подход к анализу общества. Критика постиндустриального общества. |
Л-1-10 |
Л-1-3 |
14 нед. |
15 |
Человек. Личность. Индивидуальность |
-Понятие человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Личность как мера социальности человека. Свобода и ответственность. -Понятия индивидуальности и индивидуализма. Раскрытие индивидуальности как способ самореализации личности. |
Л-1-5 |
Л-1-4 |
15 нед. |
Примечание: Список основной и дополнительной литературы следует смотреть в планах семинарских занятий.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя СРСП (очная форма обучения).
№ |
Содержание |
Часы |
Формы работы |
Лит-ра |
Время контроля |
1. |
Особенности мифологического мировоззрения. О специфике современного мифотворчества. О специфике религиозного мировоззрения. Религиозный фундаментализм и экстремизм как феномены современного мира. Специфика философского познания реальности. Структура философского знания |
2 |
Работа с рекомендованной литературой |
Л1-11 |
1 нед. |
2.
|
Философия древней Индии. Концептуальные и текстуальные основания; единство и различие основных школ. Духовное постижение космоса и человека. М.Ганди, Р.Тагор, Ш.Ауробиндо, С.Витвекананда- видные представители современной философской мысли. Философия древней Индии: традиции и современность. |
2 |
Задание на систематизацию информации на основе анализа идей видных представителей современной философской мысли - /кластер/ |
Л1-6 |
2 нед. |
3. |
Философия Древнего Китая. Текстуальные основания и становление философии. Онтология и гносеология, социально-философские и этические учения. Принцип «у-вэй» и его значение для современного человечества. Проблема человека в учениях даосизма и конфуцианства /сравнительный анализ/. Конфуцианство как моральная философия Китая. Золотое правило морали. Конфуцианство и его влияние на ход современных реформ |
|
Работа с текстом, анализ текста. Составление диаграммы Венна |
Л1-6 |
2-3 нед. |
4. |
Сократ и его философские постулаты: «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю». Моральная философия Сократа. Добродетель как знание. «Калокагатия» - единство добра, истины и красоты. Протагор как основоположник философии софистов. Субъективная диалектика софистов. Современные софизмы и их воздействие через пиар – технологии на общественное сознание. |
2 |
Составление индивидуальной карты пометок |
Л1-10 |
3 нед. |
5. |
Мир идей и мир вещей. Космология Платона. Эрос как стремление к вечной идеальной форме бытия, духовное рождение человека. Диалектика познания. Учение Платона об «анамнезисе» (припоминание души). Вечность и бессмертие души. Идеальное государство Платона и его современные критики |
2 |
Задание по структурно-логическим схемам, таблицам |
Л1-5 |
3-4 нед. |
6. |
«Органон» Аристотеля. Этика Аристотеля. Обоснование нравственного выбора. Философия – высшая добродетель человека. Учение Аристотеля о социальной справедливости и современные теории о среднем классе. Проблемы становления среднего класса в Казахстане. |
2 |
Работа с текстами Аристотеля «Органон», «Никомахова этика» |
Л1-5 |
4 нед. |
7. |
Культура и религия в мусульманских странах. Основные направления ислама: суннизм, шиизм. Суфизм как основное направление мусульманской философии. Ступени восхождения к Богу. Западная арабоязычная философия Ибн Халдуна. Значение арабоязычной философии в истории мировой культуры, ее влияние на развитие европейской философии
|
2 |
Работа с понятийным аппаратом (глоссарий) |
Л1-11 |
5 нед. |
8. |
Ф.Бэкон – основоположник эмпиризма и сенсуализма в Новоевропейской философии. Идолы познания и пути их преодоления. Индуктивный метод. Вера в НТП. Р.Декарт – основоположник рационализма в Новоевропейской философии. Дуалистическая онтология Р.Декарта. |
2 |
Групповая работа по составлению инсерта |
Л1-7 |
5-6 нед. |
9. |
Французское просвещение 18 века. Особенности становления. Философские взгляды Вольтера. Отношение Вольтера к религии. Проблемы общества и человека в творчестве Ж.Ж.Руссо. Теория «общественного договора». Проблемы воспитания. Материализм Гольбаха. Социально-философские взгляды Монтескье. Теория разделения властей. Концепция «разумного эгоизма» в философии французских просветителей. |
4 |
Заслушивание реферативных заданий |
Л1-8 |
6-7 нед. |
10 |
И.Кант-родоначальник немецкой классической философии. Антиномии разума И.Канта. Категорический императив и «золотое правило морали» – сравнительный анализ. Учение Канта о человеке. Проблема веры. |
4 |
Работа с монографической литературой. Анализ поставленной проблемы |
Л1-5 |
7-8 нед. |
11 |
Философия Г.Гегеля. Гегелевское учение о бытии, понятии, идее. Философия духа. Субъективный, объективный, абсолютный дух. Соотношение религии и философии. Философия как вершина абсолютного духа. |
2 |
Тематические контрольные работы |
Л1-7 |
8 нед. |
12 |
Разработка Л.Фейербахом материалистической философии. «Сущность христианства» - выдающееся произведение Л.Фейербаха. Социальные, гносеологические и психологические корни религии. Этика любви Л.Фейербаха. |
2 |
Работа с текстом «Сущность христианства» |
Л1-7 |
8-9 нед. |
13 |
Неопозитивизм как философия науки. Логический позитивизм (Б.Рассел, Р.Карнап и др.) Принцип верификации. Лингвистическая философия (Л.фон Витгенштейн) и его основные идеи. Постпозитивизм и его основные представители. |
2 |
Выполнение заданий на соотношение понятий |
Л1-13 |
9 нед. |
14 |
Экзистенциализм. Проблема существования и сущности человека. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций». Проблема человеческой свободы. Экзистенциальный вакуум и пути его преодоления |
2 |
Понятийно-деловая игра |
Л1-13 |
9-10 нед. |
15 |
Современная религиозная философия. Неотомизм и решение проблемы соотношения веры и знания. Персонализм как христианская концепция проблемы человека. Исламский фундаментализм о современных проблемах человечества |
2 |
Систематизация информации на основе анализа ассоциации: /кластер/, /инсерт/ |
Л1-13 |
10 нед. |
16 |
Отечественная философия. Кочевой образ жизни и его влияние на становление мироощущения, мировосприятия и мировоззрения человека. Основные проблемы, поставленные в творчестве поэтов-жырау в эпоху «Зар-заман».Философские взгляды Ш.Кудайбердиева. Казахская философия сегодня |
2 |
Работа с рекомендованной литературой |
Л1-9 |
11 нед. |
17 |
Движение. Пространство. Время. Основные формы движения материи. Современные представления о формах движения материи. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени. Субстанциальные и релятивистские концепции пространства и времени. |
2 |
Задание по структурно-логическим схемам, таблицам |
Л1-10 |
12 нед. |
18 |
Категориальные формы бытия. Единичное, особенное и общее. О необходимости учета особенностей Казахстана в ходе реформирования общества. Сущность и явление, их взаимосвязь. Содержание и форма и их методологическое значение в познании. Структура и система. О системном подходе в познании. |
2 |
Тематические контрольные работы |
Л1-15 |
13 нед. |
19 |
Философия общества. Проблемы модернизации казахстанского общества. Общество как объект философско-аксиологического анализа. Природные основы общества. Казахстанское общество с точки зрения формационного и цивилизационного подходов. Учет особенностей Казахстана в ходе очередной модернизации. |
2 |
Выполнение заданий по тестам |
Л1-15 |
14 нед. |
20 |
Проблема человека в философии. Философия о природе человека: обзор различных точек зрения, дилеммы уникальности/универсальности, внутреннего/внешнего; единство человека, его историчность, необходимость синтеза гуманистических концепций. Человек. Личность. Индивидуальность. Ценности человеческого существования. |
2 |
Составление индивидуальной карты пометок |
Л1-11 |
15 нед. |
Примечание: список литературы следует смотреть в планах СРСП.
Самостоятельная работа студентов (очная форма обучения).
№ |
Темы занятий
|
Задания |
Цель и содержание занятий |
Рекомен- дуемая лит-ра |
Форма контроля |
Срок сдачи |
1. |
Досократовская античная философия |
Сообщения, доклады, рефераты |
Показать студентам, что древняя греческая философия общепринятый духовный исток современной философии, всей европейской культуры |
Л11 |
Защита докладов и рефератов |
1-2 нед. |
2. |
Эллинистическая философия |
|||||
3. |
Философия Нового времени |
Составление тестов |
Уяснить, что главный девиз этого периода: «не наука для науки», а расширение власти человека над природой |
Л1-8 |
Контроль тестового задания |
3 нед. |
4. |
Система и метод Г.Гегеля |
Работа с понятийным аппаратом |
Показать противоречие между диалектическим методом и философской системой Г. Гегеля |
Л1-4 |
Опрос |
4 нед. |
5. |
Философия марксизма |
Выполнение аналитических заданий |
Рассмотреть интерпретацию марксизма |
Л1-5 |
Коллоквиум |
5 нед. |
6. |
Неклассическая философия. Иррационализм |
Дискуссия |
Установить отличительные черты философии |
Л1-9 |
Дискуссия |
6-7 нед. |
7. |
Герменевтика, феноменология, структурализм |
Выполнение таблицы на соответствие |
Определить сущность направлений |
Л1-9 |
Сдача выполненных заданий |
8 нед. |
8. |
Русская философия |
Работа с основными тезисами и концепциями |
Познакомить с взаимоисключающими тезисами «славянофилов» и «западников». Указать на особенности русского космизма |
Л1-5 |
Дискуссия |
9 нед. |
9. |
Онтология. Категории материи и сознания в их соотношении |
Работа с понятиями, определениями |
Рассмотреть на разграничение понятий «материя», «бытие», «сознание» |
Л1-9 |
Собеседо-вание |
10 нед. |
10 |
Гносеология. Философия познания |
Тесты, задания, упражнения |
Показать, что гносеология является теоретизированным обоснованием философии |
Л 1-8 |
Контроль выполненных работ |
11 нед. |
11 |
Философия общества |
Выполнение аналитических заданий |
Рассмотреть общество, как целостную развивающуюся систему |
Л1-15 |
Коллоквиум |
12 нед. |
12 |
Проблема человека в философии |
Проблемные задания |
Выявить, что проблема человека – центральная проблема в философии в установлении его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития |
Л1-22 |
Тестовые зачеты |
13-14 нед. |
13 |
Глобальные проблемы человечества |
Доклады, рефераты |
Установить актуальность и пути решения данной проблемы |
Л1-12 |
Защита докладов, рефератов |
15 нед. |
Примечание: Список литературы следует смотреть в планах СРС.
Список основной литературы:
ы произвол и беззаконие относительно членов общества и его социальных институтов.
й
1. Абишев К. Философия. - Алматы. 2002г.
2. Габитов Т.Х. Философия.- Алматы. 2000г.
3. Антология мировой философии в 4-х томах. - М., 1968г.
4. История философии М., 1998г.
5. Хрестоматия по истории философии от Нестора до Лосева.- М., 1997г.
6. Мир философии в 2-х частях. - М., 1991г.
7. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. - М., 1991г.
8. История философии в кратком изложении. - М., 1991г.
9. Кессиди К.Х. От мифа к логосу. - М., 1972г.
10. Ю. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М. 1991г.
11. Мень А. История религии /в поисках пути, истины и жизни/ - М., 1999г.
12. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990г.
13. 0ртеа - и - Гассет X. Что такое философия? - М., 1991г.
14. Хайдеггер М. Что такое философия? - М., 1967г.
15. Рассел Б. Проблемы философии. - М., Республика. 2000г.
16. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. - М., 1997г.
17. Радхакришнан С. Индийская философия. - М., 1956г.
18. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981г.
19. Костюченко B.C. Классическая веданта и ведантизм. - М., 1983г.
20. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика» - М., 1986 г.
21. Семенцов B.C. «Бхагавадгита» в традиции и в современной научной критике. - М., 1985г.
22. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древняя Индия и Китай. - М., 1989г.
23. Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х томах - М., 1972г.
24. Дао и даосизм в Китае. - М., 1982г.
25. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. - М., издательство МГУ. 1987г.
26. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. –
М., 1981г.
27. Делюскин Л.П. Личность в традиционном Китае. - М., 1993г.
28. Книга перемен. - М., 1993г.
29. Хрестоматия по истории философии. От Лао-Цзы до Фейербаха. - М., 1997г.
30. Переломов Л.С. Конфуций «Лунь юй». - М., 1998г.
31. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976г.
32. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985г.
ЗЗ. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988г.
34. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов.- М.,1975г.,1998г.
35. Жмудь А.Я. Пифагор и его школа. - М., 1990г.
36. Кессиди В.Х. Гараклит. - М., 1982г.
37. Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989г.
38. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб., 1994 г.
39. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981г.
40. Рассел Б. История западной философии. - М., 1993г.
41. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М., 1993г.
42. Рассел Б. Мудрость Запада. - М., 1998г.
43. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979г.
44. Соколов В.В. Средневековая философия. - М, 1979г.
45. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского.- М, 1991г.
46. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975г.
47. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М, 1991г.
48. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. - М., 1960г.
49. Игнатенко А.А. В поисках счастья. - М., 1989г.
50. Ислам: энциклопедический словарь. -М., 1991г.
51. Бруно Д. Диалоги. - М, 1949г.О героическом энтузиазме. - М., 1953г
52. Винчи Л. Избранные естественнонаучные труды. - М., 1955г.
53. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980г.
54. Данте А. Божественная комедия. - М., 1967г.
55. Кампанелла Т. Город Солнца. - М., 1955г.
56. Мор Т. Утопия. - М., 1978г.
57. Кузанский Н. Соч. в 2-х т. - М, 1979г.
58. Монтень М. Опыты. - М.- Л., 1957-60гг.
59. Асмус ВФ Историко-философские этюды. - М., 1984г.
60. Очерки по истории мировой культуры. - М., 1997г.
61. Вольтер Ф.М. Философские сочинения. -М., 1988г.
62. Дидро Д. Избранные философские произведения. - М., 1941г.
63. История философии в кратком изложении. Перевод И.И. Богута - М., 1991г.
64. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. - М., 1979г.
65. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986г.
66. Гегель Наука логики. Т.З. - М., 1972г.
67. Фейербах Л. История философии в 3-х т. Т.З. - М., 1967г.
68. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т 1-2. - М., 1955г.
69. Маркс К. "Тезисы о Фейербахе" Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т 42
70. Маркс К., Энгельс Ф. "Немецкая идеология" Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 43.
71. Абай. Соч в 2-х том. - М., 1970г.
72. Абай. Книга слов. - Алматы., 1995г.
73. Алтынсарин Ы. Собр. соч. в 3-х т. - Алматы, 1985г.
74. Асан-Кайгы и его поиск. "Жеруйык" - Алматы, 1995г.
75. Валиханов Ч. Собр. соч. 3-х т. - Алматы, 1996г.
76. 0рынбеков М. Предфилософия протоказахов. - Алматы., 1994г.
77. Сегизбаев О.А. "Казахская философия XV- начало XX вв. "Алматы., 1996г.
78. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. - М., 1993 г.
79. 3амалеев А.Ф. Курс истории русской философии. - М., 1995г.
80. 3еньковский ВВ. История русской философии. В 2-х т. - СПб., 1991г.
81. Лосский Н.О. История русской философии - М., 1991г.
82. Леви - Стросс К. Структурная антропология. - М., 1973г.
83. Поппер К. "Открытое общество и его враги" Т 1-2., Алматы., 1996г.
84. Сумерки богов - М., 1998 г.
85. Хайдеггер М. Бытие и время. - М., 1997г.
86. Хрестоматия по истории философии. От Шопенгауэра до Дерриды - М., 1997г.
87. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки - М., 1986г.
88. Фуко М. Археология знания. - Киев., 1996г.
89. Проблема человека в западной философии. - М, 1988г.
90. Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас. Горькие уроки XX столетия. - М., 1991г.
91. Диалектическая логика. - Алматы., 1987г.
92. Доброхотов А.Л. "Категория бытия в классической западно-европейской
философии" - М., 1986г.
93. Какабадзе З.М. Проблема человеческого бытия. - Тбилиси, 1986г.
94. Баженов Л.Б., Морозов Е.К., Слуцкий М.С. Философия естествознания. МЛ 1966г.
95. Розенталь И.Л. Элементарные частицы и структура Вселенной - М., 1987г.
96. Пространство и время. - Киев., 1984.
97. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982г.
98. Черник А.Д. Физика времени - М., 1987г. 99.Будрейко Н. Познание тайн материи. - М., 1962г.
100. Ильенков Е.В. Проблема идеального. - М., 1983г.
101. Сознание как категория материалистической диалектики. - Л., 1989г.
102. Туленов Ж.Т. Взаимосвязь категорий диалектики. М., 1983г.
103. Категории мышления и индивидуальное развитие. Гл.2 - Алматы., 1991г.
104. Сознание как условие форм жизнедеятельности. Сборн. АГУ Алматы., 1996 г.
105. Батмер Г. Новый рационализм. - М., 1987 г.
106. Губанов Н.И. Чувственное отражение - М., 1986 г.
107. Гадамер Х.Г. Истина и метод- М., 1988г.
108. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. - М., 1994г.
109. Диалектическая логика. Т-1. Гл. 5-6; Т-3 Разд .2.; Том 4. Разд. Л - Алматы 1986-87 г.г.
110. Ильин В.В. Теория познания Гл. 1., - М., 1994 г.
111. Кассирер Э. Философия символических форм. - М. 1996 г.
112. Копнин П.В. Диалектика как логика теории познания. - М., 1973 г.
113. Косиченко А.Г. Философия и методология науки. - Алматы, 1997 г.
114. Кун Т. Структура научных революций - М., 1975 г.
115. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983 г.
116. Философия и методология науки. - Алматы, 1999 г.
117. Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и Новое время. - М., 1988 г.
118. Афанасьев В. Мир живого: системность, эволюция, управление. М., 1966г
119. Алексеев В. Становление человечества. - М., 1984 г.
120. Диалектика в науках о природе и человеке. Человек, общество и природа в век НТР. - М., 1983 г.
121. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1987 г.
122. Новиков Ю.В. Природа и человек - М., 1991 г.
123. Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия.- М., 1981 г.
124. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 20
125. Абишев К. Человек. Индивид. Личность. - М., 1978 г.
126. Западная философия XX века - М., 1998 г.
127. Западная философия. Итоги тысячелетия - Бишкек, 1997 г.
128. Любутин К.Н., Грибакин А.В. Западная философская антропология: от Фейербаха к Фромму.
129. С чего начинается личность - М., 1984 г.
130. Метаморфозы человека в ауре культуры. - Алматы. 1993 г.
131. Моисеев Н. Человек и ноосфера - М., 1990 г.
132. О человеческом в человеке. - М., 1991 г.
133. Орлов В. Человек, мир, мировоззрение - М., 1985 г.
134. Человек в мире отчуждения. Разд. 2,4. Алматы 1996 г.
135. Человек. - М, 1991 г.
136. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. - М, 1989 г.
137. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1992 г.
138. Антология мировой политической мысли Т 1. - М., 1997 г.
139. Барулин B.C. Социальная философия. - М, 1993 г.
140. Вебер М. Избранн. произв. - М., 1990 г.
141. Всеобщая декларация прав человека. – М., 1993 г.
142. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. - СПб., 1993 г.
143. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском
праве.
Соч. Тб - М., 1966 г.
144. Конституция Республики Казахстан.
145. Маркс К. К критике политэкономии. Предисловие. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. т. 13.
146. Назарбаев Н. "В потоке истории" любое издание.
147. Назарбаев Н. Критическое десятилетие. - Атамура, 2003 г.
148. Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. - Алматы, 1996 г.
149. Ортега- и - Гассет. Дегуманизация искусства - М., 1989 г.
150. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992 г.
151. Стратегия – 2030.
152. Тойнби А. Постижение истины. - М., 1991 г.
153. Телемтаев М.М. Системная технология. Гл. 2. Алматы, 1999 г.
154. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993 г.
155. Шахназаров Г.Х. О концепции общественного развития// Соц. исслед. 1994, № 10.
156. Фрейд 3. Будущее одной иллюзий. - М., 1991 г.
157. Хатингтон С. Столкновение цивилизации. - М., 2003 г.
158. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. - М., 1993 г.
159. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. - М., 1997 г.
160. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. - М., 1998 г.
161. Садыков Т.С. Теоретико-методологические основы модернизации образования в Республике Казахстан. - Алматы. 1997 г.
162. Садыков Т.С., Нургалиева Г.К. Теоретико-методологические модернизации образования в Республике Казахстан. - Алматы, 1998 г.
163. Стратегия образования. //Казахстанская правда, 2004 г. 16 октября.
164. Телемтаев М.М. Системная технология. Гл. 8. Образование. - Алматы, 1999 г.
165. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем. Философия образования XXI века. - М., 1996 г.
166. Философия пола и любви. - М., 1989 г.
167. Васильев К. Любовь - М., 1982 г.
168. Есим Г. Хаким Абай. - Алматы, 1995 г.
169. Кант И. Конец всего сущего //Трактаты и письма - М., 1980 г.
170. Мукашев З.А. Женский образ и Символ культуры - А-Ата., 1994 г.
171. Русский эрос или философия любви в России - М., 1991 г.
172. Симона де Бовуар. Второй пол - М., 1998 г.
173. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви - Минск., 1998 г.
174. Философия любви. Ч-1,2 - М., 1990 г.
175. Фромм Э. Искусство любить. - М., 1990 г.
176. Фромм Э. Мужчина и женщина. - М., 1998 г.
177. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской мысли США //Вопросы философии. 1994 г. № 9.
178. Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея - Алматы, 1994 г.
179. Шулембаев К.Ш. Маги, боги и действительность. - Алмата, 1975 г.
Тематика рефератов:
1. Социально-политические и идейно-теоретические предпосылки возникновения философии в Древней Греции.
2. Мифология и философия в античном мире.
3. Диалектика Гераклита.
4. Сравнительная характеристика теорий познания Демокрита и Платона.
5. Сравнительная характеристика учений о бытии Демокрита и Эпикура.
6. Учение Платона об идеях (объективный идеализм Платона).
7. Учение Аристотеля о нравственности.
8. Учение Аристотеля о материи и форме.
9. Главные вопросы теоретической борьбы между идеализмом и реализмом.
10. Роль механики Ньютона в формировании материализма Нового времени.
11. Сравнительный анализ методов познания Ф. Бэкона и Р. Декарта.
12. Теория познания Дж. Локка.
13. Эволюция философских взглядов Д.Беркли.
14. Учение французских материалистов об обществе.
15. Категорический императив Канта, его значение для учения о праве и государстве.
16. Сходство и различие диалектики Г.Гегеля и К.Маркса.
17. Материализм Л.Фейербаха.
18. Г.В. Плеханов о роли личности в истории.
19. Философская концепция Ф.Ницше.
20. Философская концепция А.Шопенгауэра.
21. Кант и Достоевский: сходство и различие философских идей.
22. Философские идеи русских народников.
23. Экзистенциализм Ж.-П.Сартра.
24. Проблема познаваемости в герменевтике.
25. Проблема истинности знания и ее критериев в философии XX в.
26. Проблема прогресса общества в философии XX в.
27. Религиозно-философская концепция Тейяра де Шардена.
28. Проблема смысла жизни человека в философских учениях.
|
29. Реферативный обзор журнала «Вопросы философии» за 2011-2012 по тематике (по одной из тем):
а) Философия и наука.
б) философские проблемы человека.
с) настоящее и будущее человеческого общества.
д) философия и культура.
е) общество и природа
и) модели будущего общества.
30. Реферативный обзор журнала «Вестник Московского университета» (Серия «Философия за 2011-2012 (по одной из тем):
а) общество вчера, сегодня, завтра.
б) народы Казахстана: возрождение и развитие.
с) человек и общество.
|
31. Реферативный обзор журнала «Евразийское сообщество» за 2011-2012 г. по тематике (по одной из тем):
а) казахстанская цивилизация,
б) общество и реформы,
с) глобалистика и футурология
д) женщина в обществе
Рейтинговая система оценки знаний студентов
по дисциплине «Философия»
Контроль знаний, умений и навыков студента по курсу осуществляется по рейтинговой системе и предполагает:
- текущий контроль и учет знаний, умений и навыков;
- экспресс - опросы перед началом лекции и по ее ходу;
- проверка усвоения основных понятий и законов на семинарских занятиях;
- проверка умения решать практические задания на семинарах.
1. Распределение рейтинговых баллов по видам контроля:
№ |
Вид итогового контроля |
Виды контроля |
Баллы |
1 |
экзамен |
Итоговый контроль |
40 |
Рубежный контроль |
60 |
||
|
|
Всего |
100 |
Аудиторные занятия распределяются следующим образом:
Лекции – 15
Семинары – 15
Всего – 30 занятий
Виды заданий:
- ответы на семинарах – отл. – 1 балл
хор. – 0,7 баллов
удовл. – 0,5 баллов
неудовл. – минус 0,5 балла
- посещение лекций и наличие ее конспекта – 0,2 балла
- дополнения – 0,3-0,5 балла;
- написание доклада – 1,5 балла;
- написание реферата – 1 балл;
- экспресс контрольная работа – 0,3 балла;
- домашняя контрольная работа – 0, 3 балла;
- написание глоссария –0,2 балла;
- составление кроссвордов – 0,3 балла;
- анализ периодической печати – 0,2 балла;
- отсутствие на лекции и семинарском занятии – минус 0,5;
- контрольная работа – 20 баллов.
По видам проделанной работы студент отчитывается либо на семинарском занятии, либо на индивидуальной консультации по согласованию с преподавателем.
Оценка правильности ответов студентов в % |
Оценка |
55-60 |
5 (отлично) |
45-54 |
4 (хорошо) |
30-44 |
3 (удовлет.) |
0-29 |
2(неудовл.) |
4. Система оценок с использованием буквенных символов:
Баллы |
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент баллов |
Оценка по традиционной системе |
95-100 |
А |
4,0 |
Отлично |
90-94 |
А- |
3,67 |
|
85-89 |
В+ |
3,33 |
Хорошо |
80-84 |
В |
3,0 |
|
75-79 |
В- |
2,67 |
|
70-74 |
С+ |
2,33 |
Удовлетворительно |
65-69 |
С |
2,0 |
|
60-64 |
С- |
1,67 |
|
55-69 |
Д+ |
1,33 |
|
50-54 |
Д |
1,0 |
|
0-49 |
F |
0 |
Неудовлетворительно |
5. Распределение баллов по видам и формам контроля
Студент, набравший по итогам семестра 30 баллов и набравший по всем видам контроля положительные оценки, допускается к сдаче экзамена. Для получения положительной оценки необходимо на экзамене набрать не менее 20 баллов.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинарские занятия:
Семинар 1. «Роль и место философии в духовной жизни общества»
1. Предмет философии. Философия: наука или искусство? Многообразие определений предмета философии и главных тем философских размышлений: краткий исторический обзор.
2. Место
и роль философии в духовной жизни общества. Соотношение
мифологии, религии и
философии как исторических форм мировоззрения.
3. Историческое становление и проблемность «основного вопроса философии».
4. Функции философии.
Основные понятия и термины:
мировоззрение, мифология, религия, философия, синкретизм, «основной вопрос философии», агностицизм; философское направление: материализм, идеализм, монизм, дуализм.
Основная литература:
1. Платон. Федон. Соч., т. 2, с. 48-51. (в
хрестоматии: Мир философии,
М., 1991, с. 10-12, в дальнейшем цит. как
Мир филос.)
2. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х т.т., т.1, с.67-69. (Мир филос., с. 12-13)
3. Августин. О граде божьем. (Мир филос., с 14.)
4. Фома Аквинский Сумма теологии., (Мир филос., с 15.)
5. М. Монтснь. Опыты. (Мир филос., с 15-17.)
6. Г. Гегель. Энциклопедия философских наук. (Мир филос., с53.)
7. Л.Фейербах. О начале философии. (Мир филос., с.54-55.)
8. Э. Гуссерль.
Кризис европейского человечества и философия. (Мир филос,
с.77-82)
Дополнительная литература:
1. Г. Башляр. Новый рационализм (Мир филос., с. 116-117)
2. Абишев К. Философия, Алматы, 2002.
3. Кессиди К.Х. От мифа к логосу. Москва, 1972
4. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура, М., 1991
5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990
6. Мифы народов мира. М., 1991
7. Ортега- и- Гассет X. Что такое философия? М., 1991
Темы докладов и рефератов:
1. Роль донаучного знания в формировании философии.
2. Признаки философского и научного знания.
3. Значение философии в сегодняшней жизни.
Семинар 2. «Философия Древнего Востока»
1. Об особенностях Восточной цивилизации и культуры. Специфика восточной
ментальности.
2. Философия древней Индии:
А) Джайнизм и его основные постулаты;
В) Принципы «ахинса» и «апариграхи». Проблема человеческого страдания и выхода из него;
С) Буддизм как этическое учение Индии.
3.Философия Древнего Китая:
А) конфуцианство - моральная философия древнекитайского общества;
В) даосизм;
С) школа «Фа - цзя» - политико-правовая философия Китая.
Основные понятия и термины:
джайнизм, ахинса, тиртханкары, аскетизм, нирвана карма, сансара, буддизм, 4 благородные истины, даосизм, конфуцианство
Основная литература:
1.Самхиты. Антология мировой философии. М., Мысль, 1969.,т. 1., ч.1, в дальнейшем: Антология), с. 69-74.
2. Упанишады. Антология..., с. 75 - 93.
3. Бхагавад- гита. Антология..., с.94 - 116.
4. Четыре благородные истины. Антология..., с. 117- 136
5. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. М., 1997
6. Радхакришнан С. Индийская философия., М.. 1956
7. Древнекитайская философия: собрание текстов в 2-х томах, М..1972
8. Лао-Цзы. О природе ДАО. Антология..., с. 182-190.
9. Конфуцзы. О небе и судьбе.
Антология...., с. 191-206.
Дополнительная литература:
1. Сюнь-Цзы. Натурфилософия. Антология..., с.223-234.
2. Хань-Фей-Цзы. Об управлении государством. Антология.., с. 235-239.
3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М, 1981
Темы докладов и рефератов:
1. Роль древней индийской мифологии в формировании философии.
2. Философия буддизма.
3. Роль древнекитайской мифологии в формировании философии.
4. Конфуцианство и даосизм – основные направления древнекитайской философии.
Семинар 3. «Античная философия»
1. Об
особенностях античной философии и культуры. Основные понятия
античной мысли: Природа,
Космос, Логос, Эйдос, Душа.
2. Поиск
первоначала: Милетская школа. Диалектика Гераклита и
Сократа.
3. Проблема бытия в элейской школе: Парменид, Зенон. «Путь истины» и «путь мнения» в учении Парменида. Апории Зенона.
4. Древнегреческий атомизм: Демокрит, Эпикур.
Семинар 4. «Классическая философия»
1. Платон. Обоснование метафизики. Проблема «Эйдосов - идей» в философии Платона.
2. Идеальное государство, его структура и законы.
3. Онтология Аристотеля. Учение Аристотеля о материи и форме.
4. Социально-политические взгляды Аристотеля.
Основные понятия и термины:
натурфилософия, космоцентризм, диалектика, акциденция, апейран, апория, атараксия, бытие, интеллигибельный, категории, майевтика, метафизика, софистика, скептицизм, стоицизм, эклектизм, неотомизм.
Основная литература:
1. Гомер и Гесиод. Антология... , т. 1, ч. 1, с. 263-267.
2. Милетская школа. Антология..., с. 268-280.
3. Пифагорейская школа. Антология. с. 280-291.
4. Элейская школа. Антология...., с. 291-315.
5. Софисты. Антология..., с. 315-321
6. Левкипп -Демокрит. Антология...., с. 322-345.
7. Эпикур. Антология..., с.346-358.
8. Лукреций Кар. О природе вещей. Антология..., с.361-369.
9. Платон. Диалоги. Антология..., с.370-406.
10. Аристотель. Метафизика. Антология...., с. 408-472.
Дополнительная литература:
1. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985, с. 23-53.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
М.,1998
4. Асмус В.Ф. Платон. М., 1975
5. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981
Темы докладов и рефератов:
1. Этика Сократа.
2. Калокагатия.
3. Социальные проблемы в «идеальном государстве» Платона.
4. Социально-политические взгляды Аристотеля.
Семинар 5. «Христианская философия средних веков»
1. Об особенностях эпохи средневековья и их отражение в философии. Основные этапы развития средневековой христианской философии: ранняя патристика, классическая патристика, схоластика.
2. Патристика как течение
религиозной философии средневековья. Творчество
А. Августина.
3. Этап схоластики в средневековой философии. Творчество Ф.Аквинского.
4. Номинализма и реализм: спор о природе универсалий.
5. Мистический пантеизм Мейстера Экхарта.
Основные понятия и термины:
теоцентризм, Бог, вера, откровение, воля, номинализм, реализм, патристика, схоластика, провиденциализм, мистика.
Основная литература:
1. А. Августин. Бог.
Природа. Человек. Вечность и время. Антология мировой
философии в 4-х томах,
т.1.,часть 2, с. 582-595.
2. И.С. Эриугена. Отношение между разумом и верой. Антология. .., с.788-793.
3. П. Абеляр. Диалог между философом, иудеем
и христианином. Антология,
С.803-807.
4. Фома Аквинский. Теология и наука. Антология..., с.824-855.
5. Аврелий Августин. Исповедь. М.,1991.
6. Библия. М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков и до наших дней, т.2, Средневековье, Спб., 1995.
2. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
3. Долгов К.М. Диалектика и схоластика. М.1983.
Темы докладов и рефератов:
1. Особенности становления и развития теологической картины мира.
2. Патристика, схоластика и алхимия – главные направления философско-научной мысли Средневековья.
3. Средневековые философы «новой волны»: Р. Бэкон, Р. Гроссетест, У. Оккам, Ж. Буридан и др.
Семинар 6. «Мусульманская философия средних веков»
1. Возникновение ислама и его влияние на развитие философской мысли.
2. Философия Аль-Фараби. Космология. Классификация наук. Этико-социальная доктрина.
3. Философия Ибн-Сины. Проблема Бога и Мира. Теория познания.
4. Проблема веры и разума, души и тела в творчестве Ибн-Рушда.
Основные понятия и термины:
ислам, суннизм, шиизм, суфизм, эманация, теория «двойственной истины».
Основная литература:
1. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, Наука, 1970, с.17-38, 118-126, 203-231,339-347.
2. Возвращение учителя. Алма-Ата., 1975, с. 16-38.
3. Ибн - Сина. О вечности мира. Антология...., с.730-749.
4. Ибн - Рошд. О связи между религией и философией. Антология, с 751-754.
5. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.
2. Степанянц М.Т. Восточная философия, М., 1997.
3. Игнатенко А.А. Ибн-Халдун., М., 1982.
4. Дж.
Реале и Д.Антисери. Западная философия от истоков и до наших дней.
Т.2., Средневековье, Спб.,
1995., с.120-126.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии, М., 1991.
Темы докладов и рефератов:
1. Средневековая философия мусульманского Востока и её социально-культурные предпосылки.
2. Проблема разума и познания в учении Аль-Фараби.
3. Учение о потенциальном и актуальном интеллекте Ибн-Рушда.
Семинар 7. «Философия эпохи Возрождения»
1. Специфика эпохи Возрождения и их отражение в философии. Антропоцентризм и гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.
2. Н. Кузанский и его философские идеи.
3. Проблема политики и морали в философии Н.Макиавелли.
4.
Религиозная реформация и ее значение для формирования «человеческого
лица» Европейского
капитализма.
5. Становление науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей.
Основные понятия и термины:
антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм, ренессанс, наука, пантеизм, деизм.
Основная литература:
1. Кузанский Н. Об
ученом незнании. Антология мировой философии в 4-х
томах, т.
2., М., Мысль, 1970, с. 54-76 (в дальн. цит. Антология...)
2. Балла Л. О наслаждении. Антология..., с. 79-85.
3. Макиавелли Н. Государь. М.,1990, с. 3-36.
4. Данте А. Божественная комедия. М.,1967, с.53- 87.
Дополнительная литература:
1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980, с. 6-36.
2. Петрарка Ф. Автобиография. М.,1975
3. Леонардо да Винчи. Об истинной и ложной науке. Антология.., с.85-88.
4. Дж. Реале и Д.Антисери. Западная философия от истоков и до наших дней. Спб.,1995.,с.249-316.
Темы докладов и рефератов:
1. Сущность и предпосылки становления ренессансной картины мира.
2. Учение о свободе человека. Пико дела Мирандола.
3. Натуралистическая философия человека. Мишель Монтень.
4. Мистический пантеизм Якоба Бёме.
Семинар 8. «Философия Нового времени»
1. Критика религиозного сознания и схоластики. Научная революция XVII в., создание механически-материалистической картины мира (И.Ньютон).
2. Проблема метода научного познания. (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм.
3. Бенедикт Спиноза. Атрибуты и модусы субстанции. Свобода как осознанная необходимость.
Основные понятия и термины:
эмпиризм, рационализм, дуализм.
Основная литература:
1. Бэкон Ф. Новый органон. Антология..., т.2., с. 193-210
2. Декарт Р. Об основах человеческого познания. Антология..., т.2., с.237-294.
Дополнительная литература:
1. Дж.
Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков и до наших
дней.
т. 3 Спб.1996, с. 12-46.
2. Рассел Б. Мудрость Запада, М., 1998.
3. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУ111 в.в., М.,1996, с. 201-274.
4. Асмус В.Ф. Декарт., М.,1956., с. 12-55.
5. Философия. Учебное пособие.. Ростов на Дону, 1998., с. 63-73.
Темы докладов и рефератов:
1. Роль философии в формировании классической картины мира.
2. Поиски научного метода в философии XVII века.
Семинар 9. «Немецкая классическая философия»
1. И. Кант - родоначальник
немецкой классической философии.
«Коперниканский переворот» в теории познания.
2. Этика Канта.
3. Система и метод Г.Гегеля: (Философская объективно-идеалистическая система и диалектический метод).
4. Материализм Фейербаха. Философия любви.
Основные понятия и термины:
априоризм, категорический императив, агностицизм, триада, антропологический материализм.
Основная литература:
1. Кант И. Критика практического разума. М., 1996
2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1986, с.21-66.
3. Абдильдин.Ж. И.Кант. Алма-Ата, 1978., с.34-58.
4. Гегель. Наука логики в 4-хт.т., т. 1.,М., 1970., с. 169-191.
Дополнительная литература:
1. Гулыга А. Немецкая классическая философия, М.,1986, с. 28-86.
2. Быховский Э. Людвиг Фейербах, М., 1972, с.32-45.
3. Философия Канта и современность, М., 1974, с.103-152.
4. Нарский И.С. Западно-Европейская философия 19 века, М., 1976, с. 116-149, 247-284,465-486.
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 веков, М.,1989, с.201-219.
Темы докладов и рефератов:
1. Немецкая классическая философия: особенности, сущность.
2. Онтология, гносеология, этика И.Канта.
3. Абсолютная идея Гегеля.
Семинар 10. «Современная философия» - 1 занятие
1.
Кризис классической философии. Борьба сциентизма и антисциентизма в
современной философии.
Позитивизм и его исторические формы.
2. Герменевтика и его основные представители.
3. Феноменология и структурализм.
Семинар 11. «Современная философия» - 2 занятие
1. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм
2. Экзистенциализм как философия человеческого существования.
3. Современная религиозная философия.
Основные понятия и термины:
сциентизм, антисциентизм, позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм,герменевтика. Феноменология, структурализм, принцип фаллибилизма, парадигма, экзистенциализм, неотомизм, персонализм.
Основная литература:
1. Г. Гадамер. Актуальность прекрасного. М., 1991, с.7-16.
2. Х. Ортега и Гассет. Восстание масс. М.,1998, с. 34-67.
3. К.Поппер. Открытое общество и его враги. М., Алматы, 1996, с. 7-45.
4. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998, с. 57-113.
5. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996, с. 3-48.
6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1994., с. 32-54.
7. Камю А. Бунтующий человек. М., 1996, с. 12-24.
7. Э. Фромм. Душа человека. М.,1995., 112-133.
Дополнительная литература:
1. Сумерки богов. М..1992., с. 5-36.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990, с.93-130.
3. Современная западная философия. М.,1991, с. 219-222, 225-226, 236-249.
Темы докладов и рефератов:
1. Позитивизм Канта и Спенсера. Философия дискурсивных практик М.Фуко.
2. Деконструктивизм Ж.Деррида. Постмодернизм Ж.Лиотара.
Семинар 12. «Отечественная философия»
1. Особенности ментальности кочевников и их отражение в философии.
2.
Отечественная философия в Средних веках (Аль-Фараби, Ж.Баласугуни,
А.Иугнеки, К-А-Яссауи)
3. Философия поэтов-жырау в ХV-ХVIII веках.
Основные понятия и термины:
Номадная цивилизация, Тенгри, «Жер-уйык», жырау, эпоха «Зар-Заман», аптропологизм, «три истины».
Основная литература:
1. Абай. Слова назидания. Алматы, 1995, с. 5-36.
2. Философия (под редак. проф. Габитова Т.Х.) Алматы, 2000.
3. Ч.Валиханов. Соч., Алма-Ата 1967, т.2, с. 116-145.
4. Сегизбаев О. Казахская.философия ХV начала XX веков. Алматы, 1996.
Дополнительная литература:
1. Малов С. Памятники древнетюркской письменности. М-Л.,1956.
2. Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы., 1996.
3. Аюпов Н.Г. Религиозная система древних тюрков. Алматы, 1998, с.3-12.
4. Орынбеков М. Философия протоказахов. Алматы, 1996, с. 45-112.
Темы докладов и рефератов:
1. Экзистенциальные мотивы в творчестве Асан Кайш. Проблема счастья и поиск «Жер-уйык». Бухар-жырау. Шалкииз. Ш. Кудайбердиев: проблема веры и разума.
Семинар 13. «Материя и основные формы её существования»
1. Материя как философская категория.
2. Движение как способ существования материи.
3. Пространство и время как формы существования движущейся материи.
4. Биологическое, психологическое и социальное пространство-время.
Основные понятия и термины:
бытие, материя, движение, пространство, время, единство мира, субстанциональная и реляционная концепции, категория, сознание, идеология.
Основная литература:
1. Ленин В.И. Материализм и
эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18,
с. 292-330.
2.
Вольтер Ф.М.А. Метафизический трактат., Соч., М., 1988., с. 247-250,
677-
683.
3. М. Хайдеггер. Тезис Канта о бытии. Мир философии. М.,1991, с. 240-244.
4. Б. Рассел. Человеческое познание. Мир философии. с. 245-248.
5.
Ф.Бэкон. О достоинстве и приумножении наук. Соч., М. 1971, т.1, с, 191-
197.
6. П. Гольбах. Система природы. Избранное. т.1, с. 59-67.
Дополнительная литература:
1. Ленин и современное естествознание. М.,1969, с. 202-225.
2. Материалистическая диалектика в 5 томах., т.1, М.,1981, с, 82-100.
3. Минасян A.M. Диалектический материализм. Ростов на Дону. 1972, с. 57-102
4. Концепция современного естествознания. М., ЮНИТИ, 1997, с. 73-106.
Темы докладов и рефератов:
1. Проблема «бытия» в философии и способы ее решения.
2. Становление и развитие понятия «материя». Структурность, отражение, способность к саморазвитию – атрибуты материи.
Семинар 14. «Общество: формационный и цивилизационный анализ»
1. Понятие общества. Сущность материалистического и идеалистического
подходов к пониманию общества.
2. Формационный подход к анализу общества. Критика коммунистической
общественно-экономической формации.
3. Цивилизационный подход к анализу общества. Критика постиндустриального общества.
Основные понятия и термины:
общество, философия истории, глобальные проблемы современности, экологический кризис, материальная жизнь общества, духовная жизнь общества, культура, цивилизация, идеология, общественный прогресс, регресс.
Основная литература:
1. Маркс К. К Критике политэкономии. Предисловие. Соч., т. 13, с. 5-9.
2. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн. собр. соч., т. 26, с. 55-58.
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1992, с. 22-36.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избр. Произв., М., 1990
5. Вебер М. Наука как призвание и профессия. В кн.: Самосознание Европейской культуры XX века, М., 1991, с. 130-149.
6. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.,1992., с. 126-148.
7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992., с. 25-46
8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 2002, с. 152-174.
9. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991, с. 296-314.
10. Шпенглер О. Закат Европы. В кн.: Самосознание Европейской культуры XX века. М.,1991, с. 23-54.
Дополнительная литература:
1. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства. В кн.: Самосознание Европейской культуры..., с.230-250.
2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 290-316.
3. Современная западная социология. М., 1990, с. 30-31, 233-245.
Темы докладов и рефератов:
1. Существуют ли Законы истории. Объективные и субъективные факторы, факторы исторического развития. Гражданское общество. Многообразие цивилизаций. Запад-Казахстан-Восток.
Семинар 15. «Человек. Личность. Индивидуальность»
1. Понятие человека. Соотношение биологического и социального в человеке,
2. Личность как мера социальности человека. Свобода и ответственность личности.
3. Понятия индивидуальности и индивидуализма. Раскрытие индивидуальности как способ самореализации личности.
Основные понятия и термины:
человек, личность, природная среда, социокультурная среда. Свобода, индивидуальность, конформизм, многомерность человека.
Основная литература:
1. Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М.,1983, с. 190-211. Хейзинга И. Homo Ludens. В кн.: Самосознание Европейской культуры..., с. 69-92.
2. Дубинин Н.П. Генетика. Поведение. Ответственность. М.,1982, с. 11-28.
3. Скворцов Л.В. Культура самосознания. М.,1989, с.226-237.
4. Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985, с. 63-87.
5. Камю А. Бунтующий человек. М.,1990., с.24-51.
Дополнительная литература:
1. О человеческом в человеке. М.,1991, с. 24-52.
2. Проблема человека в западной философии. М.,1988., с. 34-65.
3. Фромм Э. Иметь или быть?. М., 1990, с. 112-143.
4. Маритен Ж. Субъект. Мир философии. ч.2, М.,1991, с.271-275.
Темы докладов и рефератов:
1. Биологическая основа человека. Природа психических функций человека. Что такое личность? Варианты типологий людей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.