Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Теория и методика социальной работы"

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УМК_зо ТМиПСР.doc

филиал государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области

«Нижнетагильский государственный профессиональный колледж

 имени Никиты Акинфиевича Демидова»

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по учебной дисциплине

ОП. 01 Теория и методика социальной работы

специальность 39.02.01 «Социальная работа»

для студентов заочного отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3

2.     Контрольно-измерительные материалы и комплексные оценочные средства

10

 

 

 

 

 

 

 

 


1.      паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Программа учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям СПО 39.02.01 «Социальная работа»

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

         Учебная   дисциплина  «Теория и методика социальной работы»   относится  к  общему   профессиональному  циклу    основной  профессиональной  образовательной  программы.

 

 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

·      осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;

·      оперировать основными понятиями и категориями специальности;

·      использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента;

·      собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·      категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

·      традиции российской и международной благотворительности;

·      основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

·      основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;

·      общие и частные технологии, методы социальной работы;

·      особенности объекта и субъекта социальной работы;

·      основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);

·      принципы деятельности социального работника;

понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей          

        Освоение учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы» будет способствовать формированию 

 

общих компетенций:    

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

 

профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины.

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;

самостоятельной работы обучающегося 38 часов.

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

при заочной форме обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Зачетные единицы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

 

в том числе:

 

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

 

в том числе:

самостоятельное изучение дисциплины

 

1

выполнение практических работ

 

2

подготовка и выполнение контрольной работы

 

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1

Итого зачетных единиц

5

 

*Например, практические работы от 2 до 5 – зачетных единиц, самостоятельное изучение дисциплины от 2 до 3 зачетных единиц и т.д. итого для аттестации по дисциплине необходимо от 10 до 15 зачетных единиц


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Теория и методика социальной работы»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала: «Теория и методика социальной работы» как учебная дисциплина. Цель и задачи «Теории и методики социальной работы» в подготовке специалиста. Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами и областями знаний. Ее роль в и место в подготовке специалиста по социальной работе.

Социальная работа как среда, обеспечивающая развитие социального работника. Основные понятия социальной работы. Основные принципы деятельности социального работника.

Оценка и самооценка в социальной работе. Типичные ситуации социальной работы. Ограничения в работе социального работника и их причины. Моделирование различных вариантов действий социального работника в ситуации.

1

1

Раздел 1. История социальной работы в России и за рубежом

5

 

Тема 1.1. Этапы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом

Содержание учебного материала

1

2

Определение принадлежности исторических фактов к предметной области социальной работы. Различные подходы к историческим исследованиям. Характеристики и современные интерпретации исторических форм помощи и взаимопомощи

Понятие о паттернах социального благосостояния. Индивидуальные и массовые представления о нужде и благополучии.

Практическое занятие

Исторический опыт как одна из составляющих развития современного социального работника ” (эссе)

2

 

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и презентаций по теме

составить опорный конспект по темам

14

Тема 1.2. Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом

Содержание учебного материала

2

2

Определение сходств и различий отечественной и западной парадигм социальной работы. Теории социальной работы как отражение путей ее развития. Зарубежный опыт теоретического осмысления моделей социальной поддержки.

Роль государства и общества в обеспечении нуждающихся. История поворотов и трансформаций отечественной социальной политики. Обзор решений проблемы приоритетов в социальном обеспечении населения.

Традиционные духовно-нравственные ценности общества как основание его устойчивости.

Самостоятельная работа обучающихся: составление сравнительной таблицы

4

 

Раздел 2. Социальная работа в современном мире

4

Тема 2.1 Социальная работа как феномен современного мира. Основные современные концепции и модели социальной работы

Содержание учебного материала

1

2

Определение основных категорий социальной работы. Определение их места и роли в описании действительности социальной работы.

Структурная модель социальной работы как организационное основание для ее проектирования.

Конструирование задачно-ориентированных схем и моделей социальной работы. Практика моделирования в организации учебной деятельности.

Современные направления, подходы и модели социальной работы.

Понимание смысла и целей социальной работы в различных моделях: развитие социальных способностей клиента; создание справедливого общества; достижение всеобщего благоденствия; обретение смысла жизни; реконструкция личной действительности; саморазвитие; формирование групповых отношений.

Самостоятельная работа обучающихся: составить опорный конспект

4

 

Тема 2.2. Определение места, целей и задач социальной работы в современном обществе

Содержание учебного материала

1

2

Социальная работа как отрасль социальных технологий. Социальная работа как место и способ общественного служения.

Технология выработки цели социальной работы. Пути, формы и средства самоопределения и самореализации человека в рамках своей профессии.

Основные тенденции и проблемы развития социальной работы в России и за рубежом. Тенденция адаптации и использования зарубежного опыта. Решение задачи преемственности отечественной духовной традиции.

Перспективы развития социальной работы. Совершенствование системы обеспечения социальной работы.

Самостоятельная работа обучающихся: составить презентации и опорные конспекты

6

 

Тема 2.3. Проблемы социальной работы в современном обществе

Содержание учебного материала

 

2

2

Практическое занятие «Язык как способ выражения и преобразования ситуации» (семинар).

Самостоятельная работа обучающихся: составить презентации и опорные конспекты по докладам к семинарам

подготовка сообщений по темам и подготовка к зачету

10

 

Дифференцированный зачет

 

 

Всего:

48

1 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теории и методики социальной работы.

Оборудование учебного кабинета: стенды, набор плакатов и таблиц, учебно-методические пособия, экран.

Технические средства обучения: компьютер, видеокамера, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 

                                              

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

   Основные источники:

1.    Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 416с.

2.    Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие по специальности «Социальная работа». – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. – 72с.

3.    Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012.

4.    Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 395с.

5.    Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательство РГСУ, 2013. – 412с.

 

Дополнительные источники:

1.    Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 427с.

2.    Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д6 Феникс, 2013. – 480 с.

3.    Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 384с.

4.    Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 416с.

5.    Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 336с.

6.    Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2013.

7.    Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 236с.

8.    Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2012.

9.    Костина Е.Ю. История социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, - 2012.

10.         Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы (Текст): Сборник научных статей. М.: АНО «СПО «СОТИС». 2013. – 144с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

·       осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;

·       оперировать основными понятиями и категориями специальности;

·       использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ситуации клиента;

·      собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

·     категории и понятия социальной работы, специфику профессии;

·     традиции российской и международной благотворительности;

·     основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;

·     основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом

·     общие и частные технологии, методы социальной работы;

·     особенности объекта и субъекта социальной работы;

·     основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);

·     принципы деятельности социального работника;

·     понятие ценностей социальной работы и традиционных духовных ценностей.

·   оформление понятийных словарей;

·   анализ предложенных понятий по изучаемой теме;

·    пройти тестирование;

·   составить алгоритм деятельности специалиста по социальной работе по сбору необходимой информации для анализа ситуации клиента;

·   решить ситуационные задачи;

·   проанализировать результаты своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности);

·   подготовить доклады, рефераты;

·   подготовиться к семинару;

·   подготовиться к тестированию;

·   подготовиться к экзамену.

 

 

 

 

 

 

2.Контрольно-измерительные материалы

 

2.1           МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

Инструкционная карта для выполнения практической работы по дисциплине «Теория и методика социальной работы» по специальности 39.02.01 «Социальная работа»

 

Практическая работа №1

 

Тема: Исторический опыт как одна из составляющих развития современного социального работника (2ч.)

 

Цель: проверить основные знания и понимание данной темы

 

Задачи: 1.Закрепить пройденный материал

              2.Развивать умение слушать и задавать вопросы, логически рассуждать, структурировать и анализировать материал.

 

Содействовать формированию ОК 4, ОК 6

 

Порядок выполнения работы:

1. Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы

2. Повторить теоретический материал

3. Изучить содержание задания и начать выполнять

4. Провести анализ и сделать выводы

 

Практическое задание:

Написать эссе на тему: «Исторический опыт как одна из составляющих развития современного социального работника»

 

Литература:

1.П.Д. Павленок. Теория, история и методика социальной работы.- М., 2013.

2.Социальная история России. Курс лекций. Жуков В.И., Еськов Г.С., Павлов В.С. и др- М. 2012г

 

Критерии оценок:

Оценка 5 “Отлично” ставится, если студент правильно, точно, лаконично построил свой ответ на заданные вопросы, владеет терминологией по данной теме, четко ориентируется в разделах изучаемого предмета, отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка 4 “Хорошо” ставится, если студент достаточно полно ответил на вопросы, владеет терминологией, но имеет затруднения при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка 3 “Удовлетворительно” ставится, если студент ответил не достаточно полно на вопросы, у него отсутствует четкие знания по теме, затрудняется ответить на дополнительные вопросы

Оценка 2 “Неудовлетворительно” ставится, если студент не правильно ответил на поставленные и дополнительные вопросы, либо отсутствует ответ, и нет знаний по предмету.

 

 

 

 

 

Инструкционная карта для выполнения практической работы по дисциплине «Теория и методика социальной работы» по специальности 39.02.01 «Социальная работа»

 

Практическая работа № 2

 

Тема: Язык как способ выражения и преобразования ситуации

 

Цели: проверить основные знания и понимание данной темы

 

Задачи: 1.Закрепить пройденный материал

             2. Развивать умение слушать и задавать вопросы, логически рассуждать, структурировать и анализировать материал.

 

Содействовать формированию ПК 5.2, ПК 5.3, ПК 5.4

 

Порядок выполнения работы:

1. Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы

2. Повторить теоретический материал

3. Ответить на контрольные вопросы

4. Изучить содержание задания и начать выполнять задания в том порядке, в котором вам удобно

5. Провести анализ и сделать выводы

 

Контрольные вопросы:

 

1. Проблемы социальной работы клиента и социального работника: способы различения.

2. Цель и средства входа в проблемную ситуацию и выхода из нее.

3. Часто встречающиеся типы проблем и проблемных ситуаций.

4. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента

5.Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом

6. Восстановление социального функционирования как основная задача социального работника.

 

Практическое задание:

Проблемы профессионализма в социальной работе

Проблема

Ее содержание и способ выхода из нее

 

 

 

 

 

Принципы, определяющие профессиональную деятельность социальных работников

Название принципа

 Содержание принципа

 

 

Сделать вывод: определить сходства и различия в развитии социальной сферы России с другими странами

 

Литература:

1.  П.Д. Павленок. Теория, история и методика социальной работы.- М., 2009.

2. Е.И.Холостова. Теория социальной работы. – М., 2003г

 

 

 

Критерии оценок:

Оценка 5 “Отлично” ставится, если студент правильно, точно, лаконично построил свой ответ на заданные вопросы, владеет терминологией по данной теме, четко ориентируется в разделах изучаемого предмета, отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка 4 “Хорошо” ставится, если студент достаточно полно ответил на вопросы, владеет терминологией, но имеет затруднения при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка 3 “Удовлетворительно” ставится, если студент ответил не достаточно полно на вопросы, у него отсутствует четкие знания по теме, затрудняется ответить на дополнительные вопросы

Оценка 2 “Неудовлетворительно” ставится, если студент не правильно ответил на поставленные и дополнительные вопросы, либо отсутствует ответ, и нет знаний по предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2           МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Учебная дисциплина «Теория и методика социальной работы» включает в себя темы по специальности 39.02.01 «Социальная работа».

Контрольная работа при заочной форме обучения является средством контроля самостоятельного освоения, обучающимся учебной дисциплины, его полноты, глубины и качества. Подбор материала, его структурирование и изложение в целом отражает, насколько уровень самостоятельной подготовки обучающегося соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО к результатам освоения дисциплины.

Контрольная работа состоит из 10 вариантов, в которые включено по 7 теоретических вопросов.

Контрольная работа должна раскрывать тему и содержать ответы на вопросы плана. Студенту необходимо показать не только знание литературы по теме, но и глубокое понимание освещаемой проблемы.

При подготовке теоретических вопросов необходимо использовать учебники, а также материалы периодической печати, ресурсы сайтов Интернет. Материал должен быть изложен логично, без орфографических и стилистических ошибок. Примерный объем – до 15 листов формата А-4.

Допускается только набранный текст на ПК.

Номер варианта соответствует первой букве в фамилии студента заочного отделения. Выбор другого варианта не допускается.

Контрольная работа выполняется только по своему варианту, согласно шифру, составленному в алфавитном порядке по начальной букве фамилии студента.

 

Номер варианта контрольной работы

Начальная буква фамилии студента

1

А  К  Ф

2

Б  Л   Х

3

В  М  Ц

4

Г   Н  Ч

5

Д  О  Ш

6

Е  П  Щ

7

Ё  Р  Э

8

Ж  С  Ю

9

З  Т  Я

10

И  У

 

Типичные ошибки

1. Работа написана не по своему шифру (варианту).

2. Вопросы плана в тексте не выделены.

3. Содержание работы не соответствует плану.

4. В списке литературы указаны работы без выходных данных, т.е. без указания места и года издания, в том числе журнальные статьи без указания авторов и названия статей.

Наличие указанных ошибок ведет к незачету контрольной работы и ее повторному написанию с учетом сделанных рецензентом замечаний.

 

Контрольная работа сдается на проверку преподавателем до начала экзаменационной сессии.

Контрольная работа оценивается дифференцированной оценкой. Зачтенная контрольная работа дает студенту 1 зачетную единицу в комплексной итоговой аттестации по дисциплине, является необходимым условием для допуска к зачету

Критерии оценивания 

 

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

 

 Основные источники:

1.    Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 416с.

2.    Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие по специальности «Социальная работа». – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2012. – 72с.

3.    Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012.

4.    Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 395с.

 

Дополнительные источники:

1.    Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 427с.

2.    Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д6 Феникс, 2013. – 480 с.

3.    Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 336с.

4.    Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2013.

5.    Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 236с.

6.    Костина Е.Ю. История социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, - 2012.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ

http://school-collection.edu.ru

 

 

содержание контрольной работы

Вариант 1

1.    История социальной работы как составная часть процесса подготовки специалистов?

2.    Профессионально значимые качества личности социального работника

3.    Понятие деятельности в зависимости от особенностей объекта и предмета деятельности

4.    Конструирование задачно-ориентированных схем и моделей социальной работы.

5.    Зарубежный опыт теоретического осмысления социальной поддержки нуждающихся

6.    Основные модели развития теории социальной работы

7.    Сущность, виды и проявление профессиональной деформации личности социального работника

 

 

Вариант 2

1.    Время возникновения социальной работы в России. Различие в подходах и решениях?

2.    Процесс профессионального самоопределения социального работника

3.    Специфика деятельности, направленной на оказание помощи людям, нуждающимся в ней

4.    Практика моделирования в организации учебной деятельности

5.    Оформление научных подходов к социальной благотворительности в Западной Европе

6.    Марксистская модель теории социальной работы

7.    Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе

 

 

Вариант 3

1. Этапы становления и развития социальной работы в России:

   - крещение Руси и ее влияние на развитие благотворительности;

   - становление и развитие системы общественного призрения в России.

 - социальная работа в послереволюционный и советский периоды

2. Основные подходы профессионально-личностного развития социального работника

3. Основные сферы общественной жизни, их содержание и взаимосвязь

4. Современные направления, подходы и модели социальной работы

5. Оформление теории социальной работы до 1920 г. в Европе

6. Социально-радикальная модель теории социальной работы

7. Феноменология понятия «клиент»

 

Вариант 4

1.    Состояние социальной работы в России в 90-е гг. XX  –  начала XXI веков

2.    Основные цели и задачи социальной работы

3.    Социальная работа как целостная система. Основные элементы социальной работы:

   - объекты социальной работы;

   - субъекты социальной работы;

   - содержание социальной работы;

   - цели и функции социальной работы

4. Проблемы социальной работы, клиента и социального работника: способы различения

5. Теоретические подходы к теории социальной работы в1921-1930 гг. в Европе

6. Комплексно-ориентированные модели теории социальной работы

7. Подходы к личности клиента в социальной работе

 

Вариант 5

1.    Значение изучения зарубежного опыта социальной работы для России: итоги, проблемы и перспективы

2.    Технология выработки цели социальной работы

3.    Содержательная характеристика социальной сферы

4.    Социальная работа как отрасль социальных технологий

5.    Оформление теории социальной работы в 1930—1945 гг. в Европе

6.    Социально-радикальная модель теории социальной работы

7.    Феномен пола и психосоциальные проблемы клиента

 

 

Вариант 6

1.    Личностные качества социального работника

2.    Пути, формы и средства самоопределения и самореализации человека в рамках своей профессии

3.    Основные сходства и различия отечественной и западной парадигм социальной работы

4.    Проблемная ситуация – рабочее место и среда развития социального работника

5.    Становление социальной работы в IX- XVIII вв

6.    Экзистенциальная модель теории социальной работы

7.    Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом

 

Вариант 7

1.    Критерии профессионализма социального работника

2.    Сочетание профессиональных и непрофессиональных видов социальной работы на современном этапе

3.    Роль государства и общества в обеспечении нуждающихся

4.    Проблема как источник возникновения и смысл существования социальных групп, общественных и государственных структур

5.    Становление социальной работы в XIX вв.

6.    Марксистская модель теории социальной работы

7.    Сущность, виды и проявление профессиональной деформации личности социального работника

 

Вариант 8

1.    Профессиональная компетентность социального работника

2.    Основные тенденции и проблемы развития социальной работы в России и за рубежом

3.    Определение основных категорий социальной работы

4.    Основные понятия социальной работы

5.    Становление социальной работы в XX вв

6.    Социально-радикальная модель теории социальной работы

7.    Синдром «эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе

 

Вариант 9

1.    Классификация видов профессиональной компетентности социального работника

2.    Тенденция адаптации и использования зарубежного опыта

3.    Основные принципы деятельности социального работника

4.    Ограничения в работе социального работника и их причины.

5.    Значение изучения зарубежного опыта социальной работы для России: итоги, проблемы и перспективы

6.    Комплексно-ориентированные модели теории социальной работы

7.    Восстановление социального функционирования как основная задача социального работника

 

Вариант 10

1.    Структура личностного потенциала социального работника

2.    Социальная работа как место и способ общественного служения

3.    Структурная модель социальной работы как организационное основание для ее проектирования

4.    Моделирование различных вариантов действий социального работника в ситуации.

5.    Основные принципы деятельности социального работника

6.    Социально-радикальная модель теории социальной работы

7.    Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Виды самостоятельных работ

по учебной дисциплине «Теория и методика социальной работы»

 

Темы и виды самостоятельных работ

Кол-во часов

1

Тема 1.1. Этапы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом.

14

 

1. Подготовить сообщение

4

2. Подготовить презентацию по теме

8

3.      Составить опорные конспекты по темам

4

2

Тема 1.2. Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом.

4

 

1.Составить  сравнительную таблицу

4

3

Тема 2.1 Социальная работа как феномен современного мира. Основные современные концепции и модели социальной работы.

4

 

1.    Составить опорный конспект по темам

4

4

Тема 2.2. Определение места, целей и задач социальной работы в современном обществе

6

 

1.Составить презентации

4

 

2.Опорные конспекты

2

5

Тема 2.3. Проблемы социальной работы в современном обществе

10

 

1. Подготовить сообщение и презентации к семинару

4

2.        Подготовка к зачету

6

 

итого

38


 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы презентаций

1.             История развития социальной работы

2.             Становление социальной работы в России

3.             Теории социальной работы

4.             Современные направления, подходы и модели социальной работы

5.             Социальная работа как отрасль социальных технологий

6.             Основные тенденции и проблемы развития социальной работы в России и за рубежом.

7.             Проблемы социальной работы, клиента и социального работника: способы различения. Реорганизация юридических лиц

 

Раздел 1. История социальной работы в России и за рубежом

 

Тема 1.1 Этапы, модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом

 

1 задание: подготовка презентации по предложенным темам

цель:  формирование компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

Вид самостоятельной работы:  Составление презентации.

Срок выполнения: к зачету.

Содержание: по предложенной теме.

Требования к оформлению презентации:

·      наличие аннотации (указывается автор, тема, её актуальность, цели, сфера применения);

·      раскрытие темы;

·      использование схем, таблиц и др.;

·      объем - 15-25 слайдов.

Критерии оценки презентаций:

·  соответствие    объявленной теме:

·   теоретические знания темы;

·  культура оформления;

·  использование анимации;

·  творческий подход;

·  оригинальность исполнения.

Форма контроля: защита презентации на занятии.

 

2 задание: Подготовить сообщение темам: 

1.История социальной работы как составная часть процесса подготовки специалистов.

2. Время возникновения социальной работы в России. Различие в подходах и решениях.

3. Этапы становления и развития социальной работы в России:

   - крещение Руси и ее влияние на развитие благотворительности;

   - становление и развитие системы общественного призрения в России.

   - социальная работа в послереволюционный и советский периоды

4. Состояние социальной работы в России в 90-е гг. XX  –  начала XXI веков

5. Значение изучения зарубежного опыта социальной работы для России: итоги, проблемы и перспективы

Цель: формирование компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Вид самостоятельной работы: подготовка сообщения.

Срок выполнения: к семинару: «История   развития   и   становления социальной работы в России».

Содержание: Краткая характеристика развития и становления социальной работы в России

Основные требования к результатам работы:

·      использование нормативных источников;

·      связь теории и  практики (примеры);

Критерии оценки:

·      самостоятельность при поиске примеров;

·      правильность в определении примеров;

·      оформление в соответствии с требованиями.

Форма контроля: защита сообщения  на занятии

 

3 Задание: Подготовить опорный конспект по темам

Цель: формирование компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности. 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Вид самостоятельной работы: составление опорного конспекта.

Срок выполнения:  к зачету

Содержание: описание основных аспектов теории и методики социальной работы, этапов, моделей становления и проблем периодизации истории социальной работы в России и за рубежом

Основные требования к результатам работы:

·       правильность составления опорного конспекта;

·      оформление    в соответствии с требованиями   ГОСТ Р.2003.

Критерии оценки:

·      самостоятельность составления опорных конспектов;

·      полнота сведений о качествах социального работника;

·      оформление в соответствии с требованиями.

Форма контроля:  проверка на уроке

 

Тема 1.2. Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом

 

1 задание: Составление сравнительной таблицы: «Развитие социальной работы в России и за рубежом»

 

Период

Развитие в России

Развитие за рубежом

 

 

 

 

Цель: формирование компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности. 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Вид самостоятельной работы: составление таблицы.

Срок выполнения: к зачету

Содержание: Краткая характеристика развития социальной работы в России и за рубежом

Основные требования к результатам работы:

·      использование различных источников;

·      связь теории и  практики (примеры);

·      оформление  сообщения  в соответствии с требованиями   ГОСТ Р.2003.

Критерии оценки:

·      самостоятельность при поиске примеров;

·      правильность в определении примеров;

·      оформление в соответствии с требованиями.

Форма контроля: письменный отчет.

 

Раздел 2. Социальная работа в современном мире

 

2.1 Социальная работа как феномен современного мира. Основные современные концепции и модели социальной работы.

 

Задание: Подготовить опорный конспект по темам

Цель: формирование компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности. 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Вид самостоятельной работы: составление опорного конспекта.

Срок выполнения:  к следующему уроку

Содержание: рассмотрение основных современных концепций и моделей социальной работы.

Основные требования к результатам работы:

·       правильность составления опорного конспекта;

·      оформление    в соответствии с требованиями   ГОСТ Р.2003.

Критерии оценки:

·      самостоятельность составления доклада;

·      полнота сведений о качествах социального работника;

·      оформление в соответствии с требованиями.

Форма контроля:  защита на семинаре.

 

Тема 2.2. Определение места, целей и задач социальной работы в современном обществе

 

1 задание: подготовка презентации по предложенным темам

цель:  формирование компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

Вид самостоятельной работы:  Составление презентации.

Срок выполнения: к зачету.

Содержание: по предложенной теме.

Требования к оформлению презентации:

·      наличие аннотации (указывается автор, тема, её актуальность, цели, сфера применения);

·      раскрытие темы;

·      использование схем, таблиц и др.;

·      объем - 15-25 слайдов.

Критерии оценки презентаций:

·  соответствие    объявленной теме:

·   теоретические знания темы;

·  культура оформления;

·  использование анимации;

·  творческий подход;

·  оригинальность исполнения.

Форма контроля: защита презентации на занятии

 

Задание  2: Подготовить опорный конспект по темам

Цель: формирование компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности. 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Вид самостоятельной работы: составление опорного конспекта.

Срок выполнения:  к следующему уроку

Содержание: Определение места, целей и задач социальной работы в современном обществе.

Основные требования к результатам работы:

·       правильность составления опорного конспекта;

·      оформление    в соответствии с требованиями   ГОСТ Р.2003.

Критерии оценки:

·      самостоятельность составления доклада;

·      полнота сведений о качествах социального работника;

·      оформление в соответствии с требованиями.

Форма контроля:  защита на семинаре.

 

Тема 2.3. Проблемы социальной работы в современном обществе

 

1 задание: подготовка презентации по предложенным темам

цель:  формирование компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

Вид самостоятельной работы:  Составление презентации.

Срок выполнения: к зачету.

Содержание: по предложенной теме.

Требования к оформлению презентации:

·      наличие аннотации (указывается автор, тема, её актуальность, цели, сфера применения);

·      раскрытие темы;

·      использование схем, таблиц и др.;

·      объем - 15-25 слайдов.

Критерии оценки презентаций:

·  соответствие    объявленной теме:

·   теоретические знания темы;

·  культура оформления;

·  использование анимации;

·  творческий подход;

·  оригинальность исполнения.

Форма контроля: защита презентации на занятии.

 

2 задание: Подготовить сообщение по темам и к зачету 

Цель: формирование компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Вид самостоятельной работы: подготовка сообщения.

Срок выполнения: к семинару: «Язык как способ выражения и преобразования ситуации».

Содержание: Краткая характеристика проблем социального работника и клиента, способы решения, возникших проблем при помощи языка

Основные требования к результатам работы:

·      использование нормативных источников;

·      связь теории и  практики (примеры);

Критерии оценки:

·      самостоятельность при поиске примеров;

·      правильность в определении примеров;

·      оформление в соответствии с требованиями.

Форма контроля: защита сообщения  на занятии

 

3 Задание: Подготовить опорный конспект по темам

Цель: формирование компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности. 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Вид самостоятельной работы: составление опорного конспекта.

Срок выполнения:  к зачету

Содержание: описание основных аспектов теории и методики социальной работы, этапов, моделей становления и проблем периодизации истории социальной работы в России и за рубежом

Основные требования к результатам работы:

·       правильность составления опорного конспекта;

·      оформление    в соответствии с требованиями   ГОСТ Р.2003.

Критерии оценки:

·      самостоятельность составления опорных конспектов;

·      полнота сведений о качествах социального работника;

·      оформление в соответствии с требованиями.

Форма контроля:  проверка на уроке

 

 

 

 

2.4  ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

 

1.      Понятие “Социальная работа”, основные понятия социальной работы

2.      Сущность и содержание социальной работы

3.      Время возникновения социальной работы в России. Различие в подходах и решениях

4.      Этапы становления и развития социальной работы в России

5.      Становление социальной работы в IX- XVIII вв.

6.      Становление социальной работы в XIX вв.

7.      Становление социальной работы в XX вв

8.      Значение изучения зарубежного опыта социальной работы для России: итоги, проблемы и перспективы

9.      Основные принципы деятельности социального работника

10.  Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами и областями знаний

11.  Личностные качества социального работника.

12.  Критерии профессионализма социального работника.

13.   Профессиональная компетентность социального работника.

14.  Классификация видов профессиональной компетентности социального работника

15.  Структура личностного потенциала социального работника.

16.  Профессионально значимые качества личности социального работника.

17.  Процесс профессионального самоопределения социального работника.

18.  Основные подходы профессионально-личностного развития социального работника

19.  Основные цели и задачи социальной работы

20.  Технология выработки цели социальной работы

21.   Основные модели развития теории социальной работы

22.  Марксистская модель теории социальной работы

23.  Социально-радикальная модель теории социальной работы

24.   Комплексно-ориентированные модели теории социальной работы

25.  Социально-радикальная модель теории социальной работы

26.  Экзистенциальная модель теории социальной работы

27.  Проблемы профессионализма в социальной работе

28.  Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Зав. учебной частью

_______________М.Ф. Кравченко

 

 

Программа, методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 39.02.01 «Социальная работа».

 

Одобрена:

 

 

на заседании ПЦК

протокол № ___от ____________2014г

председатель ________О.М. Госькова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Кирякова Ю.С.

преподаватель первой категории

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru