Литературное направление – группа писателей, сходных по типу художественного мышления.
Течение – группа, возникающая внутри направления.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый).
Цель: создание произведений искусства по образу и подобию античных.
Родина: Франция. Время: конец XVII века – начало XIX века.
М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков.
· культ разума
· Жесткая иерархия жанров: высокие – ода, эпическая поэма, трагедия; низкие – комедия, басня, эпиграмма, сатира.
· Использование высокой и низкой лексики в соответствии с жанром;
· Деление героев на положительных и отрицательных.
· Соблюдение правила трех единств: время, места и действия.
· Утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала.
Сентиментализм (от англ. sentimental – чувствительный).
Родина: Англия. Время: вторая половина XVIII века.
А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин.
· Главенство чувства над разумом.
· Деление героев на положительных и отрицательных по способности
к глубоким переживаниям;
· Интерес к богатому внутреннему миру героя
· Гиперболизированное проявление чувств (восклицания, обмороки, слезы)
«И крестьянки любить умеют».
Романтизм - (от слова «роман»)
Родина: Германия. Время: конец XVIII – первая половина XIX века. В. А. Жуковский, ранний А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Влияние Великая французская революция, Отечественная война 1812 г. (полное разочарование).
· Романтическое двоемирие (бегство от действительности – «здесь» - в идеальный мир – «там»)
· Углублённый психологизм;
· Исключительный герой в исключительных обстоятельствах: бунтарь, одиночка;
· Обращение к историческому прошлому, фольклору, экзотике.
Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный).
Родина: Франция и Англия. Время: XIX век.
А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.
· Изображение жизни в ее развитии;
· Зависимость нравственных и религиозных представлений героев от социальных условий;
· Соотношения правдоподобия и художественной правды;
· Типизация характеров:
Тип «маленького человека» (Акакий Акакиевич Башмачкин),
Тип «лишнего человека» (Григорий Александрович Печорин),
Тип «нового человека» (Евгений Васильевич Базаров)
Модернизм (от фр. modern – новейший, современный) – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX-XX веков.
СИМВОЛИЗМ – нереалистическое направление в искусстве 1870-1920-х годов. Родина: Франция. Родоначальник: Шарль Бодлер.
Символисты в России: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус – старшие символисты; А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов – младшие символисты.
· Ключевая категория – символ, обладающий принципиальной многозначностью.
· Двоемирие;
· Способ познания мира – интуиция;
· Произведение – творческий акт не только автора, но и читателя.
АКМЕИЗМ – модернистское литературное течение в русской поэзии 1910 годов. С. Городецкий, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам.
· задача литературы – прекрасная ясность (кларизм).
· Ясный и непосредственный взгляд на мир;
· Любовь к предметности;
· Простой поэтический язык.
· Связь с литературной группой «Цех поэтов» (поэзии можно научить как кузнечному делу).
ФУТУРИЗМ – одно из основных авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX века, получившее развитие в Италии и России.
В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых.
· Бунтарство, анархичность мировоззрения;
· Культ техники, индустриальных городов;
· Попытка создать новое искусство на обломках традиционного.
· экспериментальность на всех уровнях текста (отказ от точной рифмы, словотворчество, визуализация стиха).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.