ПРОГРАММА
«Дополнительного курса биологии»
(для учащихся 9-10-11 классов)
Целью дополнительного курса по биологии является: более углубленное изучение биологии и основ медицины, формирование практических навыков экологического образования, воспитания культуры, объяснение основных закономерностей, свойственных живым организмам с точки зрения эволюционного развития, подготовка к ЕНТ по биологии. Агитационная работа по завлечению абитуриентов в учебное заведение.
Задачи курса:
Образовательные:
· освоение знаний о биологической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших биологических понятий, законах и теориях;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных биологических явлений и свойств веществ, оценки роли биологии в развитии современных технологий и получения новых материалов;
Развивающие:
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
· развивать информационную компетентность учащихся;
Воспитательные:
· воспитание убежденности в позитивной роли биологии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве, на производстве решения практических задач, в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.
С помощью профильных курсов возможна реализация идей дифференциации обучения, разноуровневого обучения, имеющих большое значение в свете гуманизации школьного образования, поскольку при этом будут более полно удовлетворены образовательные потребности школьников.
Данный курс является дополнением к систематическому, базовому курсу биологии средней школы, имеет широкую практическую направленность. Знания, умения и навыки, приобретаемые в результате изучения этого курса, позволят правильно и осознанно оценивать новые проблемы в обыденной ситуации, как с точки зрения биологии, так и с позиций естественнонаучных знаний, полученных на уроках природоведения, химии и географии.
Профильный курс очень тесно связан химией, биомедициной, содержит санитарно-гигиенические понятия, технику безопасности. Он рассчитан на учащихся, занимающихся углубленным изучением биологии, которые в дальнейшем будут иметь дело с биологией, выберут профильным предметом биологию на ЕНТ, будут поступать в колледжи и ВУЗы на биологические специальности.
Актуальность курса: более подробное изучение биологии окажет существенную помощь в подготовке к ЕНТ, и при должной подготовке ученики будут готовы к экзамену в медицинские колледжи. Разнообразные формы проведения занятий позволят сделать их интересными, увлекательными и информативными. Курс поможет заинтересовать и завлечь будущих абитуриентов, также пробудит в них увлечение в области медицины. Так же на фоне эпидемиологической ситуации 2020-2021 года актуальность курса возрастает в связи с дистанционным образованием и сложностями в процессе образования.
Требования к результатам усвоения учебного материала по курсу
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
· Современные направления и методы биологических знаний;
· Причины взаимосвязи биологии и медицины (здоровья, гигиены, питания, лечения человека);
· Основные характеристики химических веществ, используемых в быту, в сельском хозяйстве, способы их безопасного применения;
· Положительную роль биологии в решении проблем окружающей среды.
· Воздействие загрязнителей на окружающую среду и человека.
· Санитарно-гигиенические требования к организации труда, детской одежде и обуви, питанию.
Учащиеся должны уметь:
· Объяснять взаимообусловленность строения и функций органоидов клетки;
· Пользоваться генетической терминологией и символикой, применять знания для объяснения генетических закономерностей формулирования вывода о познаваемости биологических явлений и материальном единстве живой природы;
· Обобщать, выделять главное и систематизировать знания.
Календарно-тематическое планирование
№ |
тема |
содержание |
кол – во часов |
1 |
Введение |
Систематика и классификация живых организмов. Таксоны. Царства живой природы. |
1 ч. |
2 |
Царство Бактерий и Вирусов |
Неклеточные формы жизни – вирусы. Признаки строения. Заболевания, относящиеся к бактериальным и вирусным. |
3 ч. |
РАСТЕНИЯ |
|||
3 |
Ткани растений. |
Строение, функции тканей, их месторасположение. Органы растений: вегетативные и генеративные |
2 ч. |
4 |
Корень. Почва. |
Вегетативные органы растения. Примеры корней у растений, типов корневых систем. Обработка почвы. |
2 ч. |
5 |
Стебель, лист |
Типы побегов, расположение листьев на стебле. Видоизменения стебля, листа. Примеры. |
2 ч. |
6 |
Цветок. Плоды. |
Генеративные органы растения. Однодомные, двудомные растения. Соцветия. Примеры ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Классификация плодов, примеры. |
2 ч. |
7 |
Систематика растений. |
Царство растений. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные. Отличительные признаки отделов, семейств. Представители. |
2 ч. |
8 |
Высшие растения. |
Мхи, хвощи, плауны и папоротники – представители высших споровых растений. |
2 ч. |
9 |
Семенные растения. |
Голосеменные и Покрытосеменные, особенности строения и размножения. Многообразие. |
2 ч. |
10 |
Классы Покрытосеменных растений: |
Двудольные и однодольные. Семейства Двудольных и Однодольных растений: особенности строения представителей различных семейств. |
2 ч. |
11 |
Грибы. Лишайники. |
Строение мицелия. Классификация и представители. Грибы паразиты. Классификация и представители. |
2 ч. |
ЖИВОТНЫЕ |
|||
12 |
Царство животных |
Отличительные признаки одноклеточных и многоклеточных. Беспозвоночные и позвоночные животные. Особенности строения и многообразие простейших. |
2 ч. |
13 |
Тип Кишечнополостные. |
Особенности строения, образ жизни, многообразие. Дифференцировка клеток. Представители сцифоидных, коралловые полипы. |
2 ч. |
14 |
Тип Червей |
Типы Червей: плоские, круглые, кольчатые, особенности их строения, многообразие и значение. Представители. Цикл развития |
2 ч. |
15 |
Тип Моллюски |
Строение. Представители классов, их классификация, многообразие и значение |
2 ч. |
16 |
Тип Членистоногие |
Сравнительный анализ органов и систем рака, паука, насекомого. Представители отрядов. Жизненный цикл, стадии развития. |
2 ч. |
17 |
Тип Хордовые |
Общая характеристика, классификация. Рыбы и Земноводные. |
2 ч. |
18 |
Классы Пресмыкающихся и Птиц |
Особенности строения, многообразие. Значение |
2 ч. |
19 |
Класс Млекопитающие |
особенности строения, классификация, многообразие и значение. Основные ароморфозы животных. |
2 ч. |
ЧЕЛОВЕК |
|||
20 |
Человек. Ткани организма. |
Разновидности тканей и расположение. Функции. Органы и системы органов |
2 ч. |
21 |
Нервная система. |
Нейрон. Функции спинного мозга. Отделы головного мозга и их функции. Безусловные и условные рефлексы. ВНД |
4 ч. |
22 |
Эндокринная система. |
Виды желез в организме человека. Нейрогуморальная регуляция. Гормоны и заболевания. |
2 ч. |
23 |
Анализаторы. |
Строение зрительного, слухового анализатора. Нарушения зрения и слуха. Органы осязания и обоняния, вкуса. |
2 ч. |
24 |
Скелет человека и мышцы |
Состав, типы соединения костей. Основные отделы скелета. Разновидности мышц. |
6 ч. |
25 |
Внутренняя среда организма человека |
Состав крови. Свертывание. Иммунитет. Строение сердца и сосудов. Круги кровообращения. Заболевания с-с системы. |
2 ч. |
26 |
Органы дыхания. |
Строение и функции. Заболевания |
2 ч. |
27 |
Пищеварение. |
Строение и функции органов. Ферменты. Заболевания. Обмен веществ. Витамины |
2 ч. |
28 |
Выделительная система |
Почки, кожа. Половая система, строение и значение. |
2 ч. |
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ |
|||
29 |
Общая биология |
Уровни жизни и свойства живого. Строение увеличительных приборов. Клеточная теория. Строение и химический состав клетки. |
4 ч. |
30 |
Цитология |
Строение клетки, сравнительный анализ прокариот и эукариот. Химический состав. Биосинтез белка, фотосинтез. Этапы энергетического обмена. |
2 ч. |
32 |
Размножение и развитие |
Деление клетки, фазы. Онтогенез. Зародышевые листки, стадии онтогенеза. |
2 ч. |
33 |
Генетика |
Законы Г.Менделя. Решение задач. Виды взаимодействия генов. Термины. |
4 ч. |
34 |
Селекция |
Методы. Породы животных и сорта растений. Происхождение и значение культурных растений. Учение Н. Вавилова о центрах происхождения культурных растений |
2 ч. |
35 |
Микробиология и вирусология |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.