В последние годы медики отмечают тревожную тенденцию: современные дети становятся все менее тренированными, малоподвижными. Они не жалуют физкультуру, отдавая предпочтение сидячим развлечениям — просмотру телепрограмм, компьютерным играм. И, как следствие, к 14—15 годам нередко приобретают целый букет болезней: близорукость, сколиоз, сердечную недостаточность и т.д. По мнению специалистов, выход здесь один — привычку заниматься физкультурой надо прививать детям с первых лет жизни. И делать это должна в первую очередь семья.
соучастники образования.doc
Учебнометодическое пособие
Выполнила инструкторметодист МБОУ ДО ДЮСШ Кашарского района
первой категории
Тема: СОУЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель психологическая: принятие и осознание родителями ответственности за
образование детей.
Цель педагогическая: формирование навыков сотрудничества семьи и школы.
Форма проведения: деловая игра.
Размещение: несколько групп по 45 человек высказывают свои мнения и
варианты выхода из «трудных» ситуаций. На следующем этапе производится их
анализ, обобщение и принятие как руководство к действию. Рассматриваются
три аспекта: проблемный, эмоциональный, поведенческий.
Атрибуты: чистые листы бумаги, ручки, карандаши.
План
1. Вступление.
2. Тестигра: «Какой вы родитель?», «Отношение к ребёнку», «Социограмма
семьи».
3. Сообщение (информация) «Почему ребёнок не хочет заниматься? Ошибки
родителей».
4. Деловая игра.
5. Заключение.
СОДЕРЖАНИЕ
Есть такая притча. Спросили мудрого крестьянина, как он распоряжается
своими доходами? И он ответил: часть свой долг отдаю, часть в долг даю,
часть за окно бросаю, а часть себе оставляю. Что означало: родителей содержу,
в сына вкладываю, дочери помогаю, себя обеспечиваю.
С учётом эмансипации и индустриализации общества, где ролями мужчин и
женщин в социуме овладевают представители противоположного пола (инженер,
водитель, врач, учитель – уже давно обоеполые), второе и третье в притче можно
объединить: «в долг даю» и сыну и дочери, т.е. вкладываю в детей. А с учётом
первой фразы получим: то, что вложено в детей ( « в долг даю») вернётся нам
же «долг отдаю». Речь может идти не только о деньгах как о доходах, но и о
духовном приобретении, об опыте человека.
Исследования доказали, что самое дорогое и выгодное вложение – в
образование, ибо оно возвращается сторицей. Чем больше ребёнка образуешь,
тем выше у него шансы получить престижную и высокооплачиваемую работу, а
если учесть, что ребенок занимается в спортивной школе еще и сохранить и укрепить свое здоровье.
А образовывать это значит быть соучастником процесса образования!
Предлагаем вам тестигру «Какой вы родитель?»
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?!
1 этап. Тест «Какой вы родитель?»
Инструкция: отметьте те фразы, которые вы часто употребляете при общении с
детьми (зачитывается фраза, даётся несколько секунд на обдумывание; если её
часто употребляют, то говорится, сколько баллов нужно написать.):
Баллы
1. Сколько раз тебе повторять?..............2
2. Посоветуй мне, пожалуйста…………0
3. Не знаю, что бы я без тебя делала…..1
4. И в кого ты такой уродился?..............2
5. Какие у тебя замечательные друзья!..1
6. Ну на кого ты похож?..........................2
7. Я в твоё время………………………..2
8. Ты моя опора и помощник…………..1
9. Ну что за друзья у тебя?......................2
10.О чём ты только думаешь?..................2
11.Какая ты у меня умница!.....................1
12.А как ты считаешь, сынок?.................0
13.У всех дети как дети, а ты?.................2
14.Какой ты у меня сообразительный!...1
Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша
игра – это лишь намёк на действительное положение дел. Ведь то, какой вы
родитель, никто не знает лучше вас самих.)
Если вы набрали от 5 до 6 баллов – вы живёте с ребёнком душа в душу. Он
искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению
личности!
Сумма баллов 79 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших
отношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытках перенести вину за
недостатки его развития на самого ребёнка.
1014 баллов – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас,
хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию
случайных обстоятельств.
Кроме того, отношение родителей к ребёнку может быть самым разным:
внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражённое, общительное,
уравновешенное, уверенное, обнадёживающее. Создавшаяся в семье система
отношений к ребёнку называется родительскими установками.
2 этап. С помощью теста «Проверьте себя!» вам предлагается определить (разумеется, упрощённо) свои установки и возможные их последствия для
эмоционального развития ребёнка.
Инструкция: выберите одну из четырёх словесных характеристик своего
ребёнка. Честно. Для себя.
1. Ребёнок – центр всех моих интересов.
2. Ненавижу детей. Не стану изза них расстраиваться.
3. Не хочу иметь такого ребёнка, какой он есть.
4. Делаю всё для ребёнка, всего себя посвящая ему.
Интерпретация: согласно выбранной характеристике можно определить
установку, способ общения и последствия в развитии ребёнка.
Установка
Благосклонность,
доброжелательность
и любовь
Явное отчуждение
Словесная
характеристика
1.
Ребёнок –
центр всех моих
интересов
2.Ненавижу
детей. Не стану
изза
них
расстраиваться
3. Не хочу иметь
такого ребёнка,
какой он есть
Чрезмерная
требовательность
(максимализм)
Чрезмерная опека
4. Делаю всё для
ребёнка,
всего
себя посвящая
ему
Способ общения
с детьми
Ласковое
обращение,
непринуждённая
игра
Отчуждение,
избегание
контактов,
жестокость.
Отсутствие
похвал, системы
поощрений,
частая ругань
Торопливость,
чрезмерное
подстраивание
под настроение
ребёнка,
ограничение его
самостоятельнос
ти
Последствия в
развитии ребёнка
Чувство
безопасности,
нормальное
развитие личности
Агрессивность,
замкнутость,
замедленное
эмоциональное
развитие.
Подавленные
желания,
неуверенность в
себе, страх
Замедленная
социализация,
неспособность
проявить
самостоятельность,
инфантильность
3. этап. «Социограмма семьи»
Инструкция: внутри большого круга нарисуйте членов вашей семьи в
виде маленьких кружков. Подпишите их.
Интерпретация
1.Сколько человек, столько привязок. 2. Размеры кружков для членов семьи (кто самый большой, тот самый значимый;
маленький кружок тревожность).
3.Состав: кто включен в состав семьи.
4.Расстояние между кружками (членами семьи) степень эмоциональной
близости.
5. Как нарисованы круги (если есть зачеркивание, жирные линии, обведенные –
тревога).
6.Как подписаны: если «я»,»он»,»мужчина»,»женщина» социальные роли; если
имя – личность.
7.Кто первым нарисован, тот значим.
8.Уровень смещения:
вверх – неудовлетворенность статусом;
вниз – принужденность, недостаточная ценность;
центр – норма;
левая часть – негативное отношение.
Надеемся, что с помощью этих не хитрых тестов вы получили
некоторую информацию для размышления.
Теперь поговорим о мотивации ребенка к занятиям спортом.
В последние годы медики отмечают тревожную тенденцию:
современные дети становятся все менее тренированными, малоподвижными.
Они не жалуют физкультуру, отдавая предпочтение сидячим развлечениям —
просмотру телепрограмм, компьютерным играм. И, как следствие, к 14—15
годам нередко приобретают целый букет болезней: близорукость
, сколиоз,
сердечную недостаточность и т.д. По мнению специалистов, выход здесь один —
привычку заниматься физкультурой надо прививать детям с первых лет жизни.
И делать это должна в первую очередь семья.
Разумеется, все родители хотели бы видеть своих детей гармонично развитыми,
сильными и ловкими, а главное — здоровыми. Вот только как этого достичь?
Тогда возникает следующий вопрос: а что, собственно побуждает
ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью?
1. Далеки цели, чтобы получить красивое и здоровое тело? Это не оправдано
– для ребёнка оказывается действенной только короткая мотивация, с её
близкими целями и видимыми результатами.
2. Может быть, познавательные мотивы? Ему должно быть интересно всё
узнавать? Или стремление ребёнка заниматься спортом поддерживается
мнением окружающих?
3. Оба мотива сильно преувеличены.
Стараясь приобщить детей к спорту, взрослые часто перегибают палку и в итоге
добиваются прямо противоположного результата. Сегодня я хотела бы
остановиться на самых типичных ошибках родителей, — говорит спортивный
психолог Ирина Нефедова. — вопервых, не стоит записывать ребенка в секцию
или спортивный кружок сразу же, как только он идет в первый класс. Ведь в
этом случае ему придется одновременно приспосабливаться к двум разным коллективам, а это серьезная психологическая нагрузка. Поэтому малыш устает,
капризничает, ему непонятно, почему тренер требует одно, а учитель — другое.
В результате может появиться стойкое отвращение к физкультуре. Гораздо
разумнее повременить до середины учебного года либо до конца третьей
четверти. Как свидетельствует практика, именно в это время первоклассники
полностью адаптируются к новым условиям, теперь можно подыскивать и
спортивную секцию. Но делать это следует правильно. При выборе секции
родители часто руководствуются собственными вкусами, а часто и степенью
престижности того или иного вида спорта. Но младшим школьникам трудно
понять доводы взрослых о том, что заниматься теннисом или, к примеру,
гимнастикой модно и перспективно. Главный критерий у ребенка: нравится —
не нравится. И если тренировки не приносят удовольствия, то никакие доводы
рассудка не заставят его на них ходить. Поэтому для начала следует
определить, к какому виду физической активности тянется ваш ребенок?
Понаблюдайте, во что он играет со сверстниками. Обычно предпочтения
определяются уже в раннем детстве: одному больше нравится прыгать через
скакалку, другой быстрее всех бегает, третьему по душе шахматы и т.д. Гораздо
сложнее, если у малыша нет явных предпочтений. В этом случае инициатива
должна исходить от вас. Обязательно поинтересуйтесь квалификацией тренера.
Важно, чтобы он имел опыт работы именно с детьми, поскольку они требуют
принципиально иного подхода, нежели взрослые. Младшие школьники гораздо
легче переносят нагрузки, если тренировки проходят в игровой, увлекательной
форме.
Как свидетельствует практика, сразу же найти свой вид спорта удается далеко
не всем. Поэтому не пугайтесь, если ваш ребенок часто меняет секции, ни на чем
не может остановиться. Это абсолютно нормально. Главное, чтобы у него не
пропал интерес к физкультуре, а перерывы в тренировках не превышали одного
двух месяцев. Обычно к 12—14 годам большинство подростков методом проб и
ошибок всетаки находят оптимальный для себя вид физической активности и
останавливаются на нем. Но теперь появляются совсем иные проблемы.
Типичная ошибка многих взрослых — нацеливание детей на высокие результаты.
Они пристрастно следят за тем, как прогрессируют юные спортсмены, какие
места занимают на соревнованиях, ругают, если те не приносят медалей и
почетных грамот. Слыша упреки вроде Мы столько денег тратим на твою
секцию, а ты еще ни одного турнира не выиграл!, ребенок поневоле начинает
чувствовать себя неудачником. На самом же деле, занимаясь физкультурой, он в
любом случае остается в выигрыше. Пусть не будет медалей и разрядов, главное
— он научится владеть своим телом, укрепит здоровье, выработает красивую
осанку.
Обычно в старших классах учебные нагрузки возрастают. Зачастую появляется
необходимость в дополнительных занятиях по иностранному языку,
информатике и другим предметам. Но где найти на это время? Ведь график
современного школьника и без того заполнен до отказа. В этой ситуации родители чаще всего решают пожертвовать спортом. Рассуждают примерно так:
ну зачем ему (ей) тратить столько времени на тренировки, ведь все равно не
станет вторым Андреем Шевченко (Алиной Кабаевой)! Пусть лучше сидит над
учебниками. По мнению специалистов, резкое отлучение подростка от спорта
вряд ли пойдет на пользу успеваемости. Зато может привести к серьезному
внутрисемейному конфликту. В понимании многих родителей тренировки —
дело второстепенное, их всегда можно запретить, прервать, отложить. Это не
занятия в школе, которые нельзя пропускать ни в коем случае. Но подросток
считает иначе. Ведь в секции у него остались друзья, да и с тренером сложились
теплые отношения. И вдруг взрослые в одностороннем порядке решают лишить
его
этого!
всего
— Прежде чем принимать столь радикальное решение, следует еще раз
проанализировать сложившуюся ситуацию. Далеко не всегда в ухудшении
школьной успеваемости виновато увлечение спортом. Прежде всего
подсчитайте, сколько времени ваш ребенок тратит на тренировки, — советует
Ирина Нефедова. — Если старшеклассник посещает спортивную секцию дватри
раза в неделю, занимаясь там от полутора до трех часов, то эту нагрузку вполне
можно считать оптимальной. И она никоим образом не может отрицательно
сказаться на учебе. Скорее всего, причина низких оценок заключается в чемто
другом. Возможно, подросток просто недостаточно организован или же у него
отсутствует интерес к учебе. Поэтому обязательно посоветуйтесь с классным
руководителем, школьным психологом. Вполне возможно, вам удастся решить
эту проблему, не жертвуя занятиями спортом. Имейте в виду: в сложном
переходном возрасте физическая активность необходима подростку для сброса
агрессии, лишней энергии. Прерывать тренировки не стоит даже во время
экзаменов. Кстати, во многих семьях еще за несколько месяцев до этого
события перестраивают жизнь выпускников, заявляя: Отложи все до последнего
экзамена! Это неверный подход. Нельзя менять привычный, сложившийся режим
дня — это лишь усиливает стресс и дискомфорт, которые испытывает
школьник. Гораздо эффективнее, если он будет жить так же, как привык на
протяжении всего учебного года. Единственное, о чем следует помнить: знания
быстрее всего усваиваются с утра и до обеда. Поэтому корпеть над учебниками
лучше именно в это время. А вот во второй половине дня мозг уже с трудом
усваивает информацию, так что эффективность такой подготовки невысока.
Самое время отправиться на тренировку. Хорошенько поработав физически,
подросток ляжет спать спокойно, с уверенностью в завтрашнем дне и в хорошем
настроении приступит к занятиям с утра.
Основные направления помощи школьнику
Выработка привычки к неукоснительному и систематическому посещению
секции (ни телевидение, ни день рождения, ни гости, что бы ни случилось –
заниматься периодически и заниматься хорошо). В Древнем Риме существовала хорошая пословица: «Правосудие должно свершиться, даже если погибнет
мир!». Занятия спортом должны стать привычкой. Этого можно достичь:
1. Через отношение к спорту, как к важному и серьёзному делу, которое не
должно прерываться . Занятия спортом должны иметь высокий статус.
2. Путём привития в семье уважения к спорту. Здесь большую роль играет
личный пример.
Подводные камни нежелания учиться:
принуждение, давление, пренебрежение порождают состояние безысходности;
конфликты семейные;
невнимание к внутреннему миру школьника: его проблемам, победам,
неудачам, друзьям и делам.
Ему обидно: он отчуждён, так зачем заниматься?
Этот материал обобщённый, но вернёмся к вашим детям, вспомним о них,
любимых, и подумаем, как же мы им можем помочь.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Рядом сидящие, объединитесь в группы по 45 человек. Кроме того,
необходимо выбрать трёх экспертов. Группы совещаются по 3 минуты, затем
высказывают свои мнения и варианты выхода из «трудных» ситуаций. Группа
экспертов обобщает и зачитывает обобщённые ответы.
1. Проблемный аспект:
Вопрос 1: «Зачем ребёнку заниматься спортом?»
(Заниматься спортом необходимо, чтобы…)
Вывод: У нас есть цель!
2. Эмоциональный аспект
Вопрос 2: «Мой ребёнок самый замечательный».
(Потому, что…)
Вывод: Мы их любим!
3. Поведенческий аспект
Вопрос 3: «Я тебе помогу».
(Давай сделаем так…)
Вывод: Я знаю, как и могу ему помочь!
Вопрос 4: «Почему ребёнок говорит неправду?»
(Потому, что…)
Вопрос 5: «Если ребёнок не ладит с братом или сестрой…»
(Необходимо…)
Заключение. Судя по вашим мнениям и вариантам, вы мудрые – мудрые
родители. Дело за малым: воплотить в жизнь то, что вы знаете. Мало дать совет, надо уметь им воспользоваться.
Инструкция
1. Терпение. Спокойствие. Настойчивость.
2. Радость от общения. Искренняя заинтересованность делами ребёнка.
3. Вера в успех ребёнка. От «мы против друг друга» к «мы против
трудностей»
И помните: он ваш! У него, кроме вас, больше никого нет. Берегите его!
Помогите ему. Станьте соучастником его образования.
Используемая литература:
1. Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться. М.: Знание, 1980.
2. Овчарова Р.В. Справочник школьного психолога. М.: Просвещение,
1993. 256с.
3. Бардина А.М. Воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1978.
4. Матейчек З. Родители и дети. М., 1992.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.