На региональный конкурс «Педагогический дебют – 2018»
Разработка учебного занятия
учителя начальных классов Павиной АВ
Класс: 4
Предмет: «Окружающий мир»
Раздел программы: «Страницы нашей истории»
Тема урока: «Санкт-Петербург - град Петра».
Пояснительная записка к уроку
В рамках программы предмета «Окружающий мир» в 4 классе изучается раздел «Страницы нашей истории», в содержании которого изучается эпоха Петра Первого, его реформы и роль царя в становлении великой российской державы. Но большее внимание уделяется реформам в производстве, науке и мало говорится о культурном подъеме того времени. Понимая значение культуры в жизни человека, считаю, что развитие эстетического вкуса должно входить в историческое воспитание учащихся. Именно поэтому знакомство с Санкт-Петербургом выделяется в отдельное занятие. Если данное занятие невозможно включить в общую программу предмета, имеется вариант проведения данного занятия в рамках внеурочной деятельности (например, в рамках внеурочного курса «Учение с увлечением»).
Учитывая невозможность посещения в реальности других городов многими учащимися сельской школы, имеет смысл организации целого цикла виртуальных экскурсий, тогда данное занятие можно считать просветительским занятием в рамках данного цикла.
Особенностью проведения данного занятия является демонстрация исторических достопримечательностей посредством прямого подключения к музеям Санкт-Петербурга(онлайн), а также онлайн-подключения к другим информационным источникам Интернета, поэтому необходимым условием проведения данного занятия является наличие постоянного подключения к системе Интернет.
План-конспект урока
Класс: 4
Предмет: «Окружающий мир»
Раздел программы: «Страницы нашей истории»
Тема урока: Санкт-Петербург - град Петра.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: Формирование у детей представлений о Санкт-Петербурге – культурной столице нашей Родины, об истории его возникновения, его достопримечательностях.
Задачи:
Образовательные.
• Познакомить обучающихся с достопримечательностями Санкт-Петербурга
• Расширить знания обучающихся об истории своей страны.
• Расширить кругозор, обогатить словарный запас обучающихся.
Развивающие.
• Способствовать развитию устной речи, мышления.
• Развивать умения сравнивать, обобщать, классифицировать.
• Развивать эстетический вкус.
Воспитательные.
• Воспитывать чувство патриотизма, уважения к героическому прошлому страны.
• Воспитывать заботливое и бережное отношение к историческим ценностям Родины.
• Воспитывать положительные эмоциональные чувства от любования предметов искусства.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер подключенный к системе Интернет, планшеты, имеющие выход в Интернет, презентация в Power Point, раздаточный материал (маршрутные листы).
Виды деятельности: просмотр; беседа; работа с иллюстративным материалом; игра онлайн, прослушивание песен, чтение;
Используемые методические приемы: демонстрация, беседа, опрос, рассказ, зрительная реконструкция, игра.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
• развитие патриотических чувств: любви и преданности Родине;
• воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов, чувства гордости за свою страну;
• развитие любознательности и пытливости в процессе учения;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях;
• развитие умения работать в паре.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
• формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
• расширение знаний предметных областей «Окружающий мир», «История», «Искусство»;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника;
• формирование образного восприятия и целостного восприятия.
ХОД УРОКА:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
Формирование УДД |
1.Оргмомент ( 1-2 мин) |
Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем. И мир большой познаем! |
|
Фронтальная |
Личностные УУД (нравственно-эстетическая ориентация, самоопределение) |
2. Актуализация знаний ( 4-5 мин) |
Звучит тихая музыка, дети читают стихи. Державный град, возвышайся над Невою, - Ребята, о каком городе идёт речь в этих проникновенных строках? Санкт-Петербург – один из самых больших и красивейших городов России, расположенный на берегах Невы. Это довольно молодой город, ему всего 315 лет. Но, несмотря на свой юный возраст, история города многогранна и богата интересными фактами. |
Участвуют в диалоге, отвечают на вопрос учителя. |
Фронтальная |
Личностные (нравственно-эстетические). Коммуникативное участие в диалоге, монологические высказывания. Познавательные (установление причинно-следственных связей) |
3.Постановка учебной цели (-5-6 мин) |
-Друзья, а что вы знаете об истории и достопримечательностях этого города? Предлагаю это проверить. Перед вами лежат листки с табличкой. В верхней строке записаны числа от 1 до 8, которые соответствуют номеру утверждения. Слушайте предложения, которые я буду читать, и ставьте «+» или «–» под соответствующей цифрой в первой строке. Если вы согласны – ставите «+», если нет - « - ». 1. Основателем Санкт-Петербурга является Пётр I. 2. 1/10 часть Петербурга покрыта водой. 3. В Санкт-Петербурге располагается самый крупный музей России. 4. Главными хранителями культурного достояния Эрмитажа являются кошки. 5. Осмотреть все экспонаты Эрмитажа можно в течение 1 месяца. 6. За 315 лет Санкт-Петербург несколько раз менял своё название. 7. В шпиле, украшающем здание Адмиралтейства, находится ёмкость с образцами всех золотых монет, изготовленных с момента основания Санкт-Петербурга. 8. Фонтаны Петергофа работают без насосов. В конце урока мы ещё раз вернёмся к этой таблице, и узнаем, изменялись ли ваши представления о Санкт-Петербурге. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии? Сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Какова его цель? (ученики совместно с учителем формулируют цель урока и задачи) Сегодня у нас не обычное занятие. Мы совершим увлекательное виртуальное путешествие по главным достопримечательностям северной столицы. Итак, предлагаю вам занять свои места в нашем экскурсионном автобусе и вооружиться маршрутными листами. Они помогут нам в путешествии. Ну что ж, навстречу приключениям, друзья! |
Осуществляют работу с таблицей. Обсуждают тему занятия. Формулируют цель занятия. |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы занятия Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока. Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог. |
4. Открытие нового знания (8-9 мин) |
На фоне слов учителя звучит классическая музыка. Северная Венеция, детище Петра — так часто называют Санкт-Петербург, второй по величине город нашей необъятной страны. Строительство города было начато 16 мая 1703 года по указу Петра I. Чтобы укрепиться на Балтийском море, и быть ближе к Европе Пётр I решил заложить новый город в устье реки Невы. Основывая новый город, Пётр мечтал перенести сюда столицу России. Имя новому городу решено было дать «Санкт-Петербург» - «город святого Петра». Место, где решили строить город, было сырое и болотистое. Город отстраивался на болотах, на низинах и топях. Именно поэтому около 1/10 части Санкт-Петербурга покрыто водой. Земли приходилось осушать. Этот город стал новой столицей России, её морскими воротами. Город на Неве несколько раз за все годы существования менял своё имя: с 1703 по 1914 – Санкт-Петербург; с 1914 по 1924 – Петроград; с 1924 по 1991 – Ленинград. С 1991 года городу возвращено его историческое имя - Санкт-Петербург. Петербург 206 лет был столицей России с 1712 по 1918 год. Вот мы и прибыли к первому пункту назначения – Петропавловской крепости - самой старинной постройке Петербурга. Окунуться в историю возникновения Петропавловской крепости нам с вами поможет аудиогид. Петропавловская крепость. http://www.visit- petersburg.ru/ru/audioguide/2/ (3:20) Наш экскурсионный автобус мчится дальше навстречу новым открытиям. До царя Петра I у России не было флота. Петр I хотел сделать Россию сильной и богатой державой, с надежной морской защитой. Поэтому в новом городе Санкт-Петербурге сразу стали строить корабли. Для этого было возведено Адмиралтейство, которое и является следующим пунктом в нашем маршрутном листе. Найдите и отметьте его на своей карте. Адмиралтейство. Ребята, кто-нибудь из вас знает, от какого слова произошло слово «Адмиралтейство»? (Адмирал) А кто такой адмирал? Найдите определение этого слова на своих маршрутных картах. (Адмирал – человек, имеющий высший чин военно-морской службы.) Адмиралтейство – это место для постройки и ремонта судов. Адмиралтейские судостроительные верфи были заложены Петром I в 1704 году на левом берегу Невы. Проект был разработан самим государем и включал верфи, мастерские для строительства и ремонта кораблей, склады для вооружения. А кто может сказать, что означает слово верфь? Ваш помощник , маршрутный лист , подскажет вам. (Верфь — место постройки и ремонта судов. Предприятие для постройки и/или ремонта судов и кораблей. ) Адмиралтейство несколько раз перестраивалось. Теперь оно представляет собой здание в 406 метров в длину. Адмиралтейство украшает шпиль, высотой более 70 метров, на острие которого позолоченный корабль весом 65 кг. Вес золота ушедшего на позолоту – 2 кг. Существует легенда о том, что внутри золоченого шара на шпиле хранится ёмкость с образцами всех золотых монет, изготовленных с момента основания Петербурга. Шар этот действительно полый, но там хранятся, конечно же, не золотые монеты, а отчёты мастеров о работах по ремонту кораблика и шпиля за всю историю существования здания. Во время войны, оберегая шпиль от бомбежек, жители Ленинграда сшили для него специальный чехол. Вот такие тайны хранит здание Адмиралтейства! |
Слушают рассказ учителя, работают с маршрутным листом, знакомятся с новыми понятиями. |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации из рассказа учителя, обогащение словарного запаса. Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания об истории и достопримечательностях Санкт-Петербурга. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей. |
5.Физминутка (1 мин) • Открытие нового знания (продолжение 9-10 мин) |
А теперь я предлагаю сделать небольшую остановку и немного размяться. (Динамическая пауза «Колёсики) И снова в путь, друзья! Занимайте места поудобнее. |
Повторяют движения за учителем. |
Фронтальная |
|
|
Санкт-Петербург – город дворцов. С самого его основания здесь жила царская семья, богатые аристократические фамилии. Для них строились летние и зимние дворцы и резиденции в городе и за его пределами. И сейчас мы направляемся к одному из них. Следующая остановка на нашем туристическом маршруте – Зимний дворец. Отметим его на карте. 8. Зимний дворец http://hermitagemuseum.org/wps/portal/ hermitage/panorama/virtual_visit/panoramas-m-2 Зимний дворец – величественное здание на берегу Невы. В этом дворце жили русские цари зимой, отсюда и название. В Зимнем дворце находится известный музей Эрмитаж . Это один из крупнейших музеев мира и самый большой музей России. Он образовался в 1764 году. В нём представлено 3 миллиона экспонатов. Ребята, а кто из вас может дать точное определение слову «экспонат»? Давайте обратимся к нашей палочке-выручалочке – маршрутному листу. ( Экспонат - предмет, выставленный на выставке, в музее.) Чтобы обойти все залы и осматривать каждый экспонат хотя бы минуту, то потребуется 20 лет. На подробный осмотр не хватит и жизни. Главными хранителями культурного достояния Эрмитажа являются кошки. Эрмитажные коты официально числятся квалифицированными специалистами по очистке музейных подвалов от крыс и мышей. Осмотреть все залы Эрмитажа у нас, конечно, не получится, но я предлагаю совершить виртуальную экскурсию по самому, на мой взгляд, таинственному из них. Это зал Древнего Египта. https://www.hermitagemuseum.org/ wps/portal/hermitage/panorama (Беседа) Скажите, что оказалось для вас самым запоминающимся? Что располагается в центре зала? Что еще привлекло ваше внимание помимо саркофагов? А еще в Эрмитаже много залов, где находятся картины известных художников всего мира. Я предлагаю вам немного приобщиться к изобразительному искусству и поработать в паре. На каждой парте лежит планшет с уже открытой страничкой он-лайн- пазлов. Выберите вместе одну из иллюстраций, внимательно рассмотрите ее, а потом вдвоем соберите пазлы. Быстро выполнить это задание вам поможет внимательность и слаженность вашей маленькой команды. Да, Эрмитаж хранит в себе много тайн, постичь которые нам не хватит и жизни. А теперь я предлагаю вам выбраться за пределы Северной столицы и полюбоваться на дивные красоты Финского залива. Учитель: Природы царской тут лихое ликованье, Бесценный дар из глубины былых веков. С тобой хочу ещё пойти я на свиданье, Святой кудесник, мой волшебный Петергоф. Петергоф Недалеко от северной столицы, на берегу Финского залива, расположился чудесный городок – Петергоф. Его называют столицей фонтанов. Здесь находиться самая крупная система фонтанов в мире! Давайте посмотрим на Петергоф с высоты птичьего полёта. (виртуальная экскурсия) https://ria.ru/tourism_visual/ 20130815/956317495.html Название городка Петергоф переводится с голландского языка как «Петров двор». Царь Петр был не только основателем Петергофа, но и его первым архитектором. Он задумал расположить свой дворец на возвышенности. Но как сделать, чтобы фонтаны заработали? Как подвести к ним воду? Дворец расположен на пригорке, а вода сама не побежит снизу вверх. Петр понимал, что подавать воду с помощью насосов это сложно и дорогостояще. «А что если пустить воду сверху вниз? – подумал царь. Тогда она побежит сама, нужно только указать нужный путь». И Петр после долгих поисков нашел воду на Ропшинских высотах. Отсюда и проложили до Петергофа канал длинной примерно двадцать два километра. Петр I имел веселый нрав и любил подшутить над своими гостями, поэтому несколько петергофских фонтанов сделали на особый манер в виде фонтанов-шутих. Эти фонтаны спрятаны в разных местах Петергофа. Если кто-то подходит к шутихам близко или касается их отдельных частей, на туристов начинают вылетать тонкие пенистые струи воды. Искать веселые фонтаны долго не приходится, потому что возле них всегда слышен громкий смех. |
Слушают рассказ учителя, работают с маршрутным листом, знакомятся с новыми понятиями, участвуют в беседе. |
Фронтальная, индивидуальная, парная |
Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации из рассказа учителя, видеоряда, иллюстрации. Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания об истории и достопримечательностях Санкт-Петербурга, собирают целое (картину) из разрозненных частей (пазл). Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей, работать в паре. |
7.Систематизация полученных знаний. Самоконтроль (5мин.) |
Вот и подошла к концу наша увлекательная экскурсия. Какие достопримечательности Санкт-Петербурга мы смогли посетить, не выходя из класса? А теперь я предлагаю вам обратиться к нашей таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. Давайте проверим, изменились ли ваши знания и представления о городе Петра. Повторное тестирование.
|
Работают с таблицей, проводят самооценку, |
Индивидуальная |
Личностные: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: волевая саморегуляция. |
8.Рефлексия (1 мин) |
Вы, наверное, обратили внимание на большое количество статуй в Петергофе и Эрмитаже. Я предлагаю вам на минутку тоже стать каменной фигурой. Если вам понравилось наше занятие, и вы открыли для себя что-то новое, замрите в радостной позе. Если занятие показалось вам скучным и неинтересным, создайте печальную статую. |
Проводят рефлексию. |
|
Личностные: действие нравственно-этического оценивания, Регулятивные: волевая саморегуляция.
|
9.Подведение итогов (3 мин) Задание на будущее |
К сожалению, мы с вами узнали лишь о нескольких достопримечательностях Санкт-Петербурга. На ваших картах отмечены наиболее известные исторические памятники. Я предлагаю вам выбрать из представленных туристических точек, те о которых вы хотели бы узнать немного больше. (Беседа, выясняем, о каких места дети хотят узнать больше.) Итак, на следующем занятии мы попытаемся охватить все понравившиеся достопримечательности, но вы должны мне в этом помочь. Каждый из вас должен будет подготовить небольшое сообщение о понравившейся достопримечательности, используя информационные источники из школьной библиотеки, Интернета. |
Работают с картой, отмечают понравившиеся туристические точки. Записывают задание |
Индивидуальная |
|
Список информационных источников:
• https://grand-piter.ru/ekskursii/Virtualnyy-tur/
• https://www.factroom.ru/facts/3557
• https://100-faktov.ru/50-interesnyx-faktov-o-sankt-peterburge/
• http://www.spbin.ru/encyclopedia/anthem/anthem.htm
• https://ria.ru/tourism_visual/20130815/956317495.html
• http://hermitagemuseum.org/3d/html/pwoa/main/index.html#node322
• https://infourok.ru/konspekt-virtualnoy-ekskursii-po-sankt-peterburgu-2547907.html
• https://putidorogi-nn.ru/evropa/908-fontany-shutikhi
• https://ermitazh.org
• https://dic.academic.ru/
• https://online-puzzle.ru/category-zhivopis/30
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.