Учебное пособие по дисциплине "Валеология"
Оценка 4.8

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
воспитательная работа
Взрослым
02.05.2017
Учебное пособие по дисциплине "Валеология"
Курс лекций данного пособия содержит программный материал дисциплины для средне профессиональных учебных заведений Республики Казахстан. Здесь рассматриваются основные факторы здоровья современного человека. Особое внимание уделено факторам риска, приводящим к изменению состояния здоровья, а также не медикаментозным методам оздоровления. В пособие также включены таблицы и схемы, в которых в сжатой форме изложены сведения по валеологии, а также контрольные вопросы, которые будут полезны обучающимся для самоконтроля и закрепления знаний. Пособие предназначено для студентов, но полезно также преподавателям и широкому кругу читателей.
пособие по валеологии.doc
КГУ «Зыряновский сельскохозяйственн ый колледж» Учебное пособие по дисциплине «Валеология» Николаева Л.А. 2013г. 1 Пособие  разработано преподавателем  Николаевой Л.А. Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК правовых и гуманитарных дисциплин.  протокол № _____  от «___» _______200  г.   Председатель ПЦК                                Тощенко В.С. 2 Оглавление. 1. Введение……………………………………………………………………… …2 2. Предмет и задачи  валеологии…………………………………………………..3 3. Основные  понятия о здоровье и показатели  здоровья……………………….5 4. Биологические  ритмы…………………………………………………………...8 5. Биологический   возраст………………………………………………………..12 6. Стресс и его влияние на  здоровье……………………………………………..15 7. Экология  человека……………………………………………………………...18 8. Спорт  и  здоровье……………………………………………………………….21 9. Нетрадиционные методы лечения…………………………………………… . 24 10.Вредные  привычки……………………………………………………………...30 11.Семейная  жизнь и  здоровье…………………………………………………...39 12.Профилактика венерических   заболеваний…………………………………...47 13.Гигиена и ее  задачи……………………………………………………………..51 14.Питание и  здоровье……………………………………………………………..57 15.Психика и  здоровье……………………………………………………………..63 16.Обмен веществ и  здоровье……………………………………………………..69 17.Рабочая   тетрадь…………………………………………………………….......74 3 Введение  Зачем  лечиться,  когда можно и   должно болезнь в тело не пускать. Порфирий  Иванов Рано или поздно каждый человек задает себе вопрос о бытие  существования, о болезнях,  которые ведут его к роковой черте. Он начинает задумываться о неизбежности фатального  исхода и о возможности избежать его или хотя бы отодвинуть его границы. Мы вошли в XXI столетие, а продолжительность жизни составляет всего 60­70 лет, в редких  случаях 100­120 лет.  И на сегодняшний день одной из острейших проблем  человечества   является проблема здоровья и выживания его на Земле. Если анализировать эволюцию жизни на Земле, то просматривается печальная закономерность  для человечества:  каждый биологический вид, появившись  и пережив пик своего расцвета,  вымирает. Сейчас на Земле живет  не более 0,01%  всех видов, рожденных эволюцией, и с  каждым десятилетием их количество уменьшается. Каждый биологический вид вымирает по  одной простой причине: меняются условия  жизни, к которым он приспособлен. Человек – не  исключение. Природа создала человека с неисчерпаемыми резервами прочности и надежности: т.е. органы и  системы человека могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжение примерно в 10 раз   больше, чем ему приходится выполнять в повседневной  нормальной  жизни. Однако реализация возможностей, заложенных в человеке, во многом зависит от  его образа жизни, повседневного  поведения, привычек и умения разумно распорядиться возможностями здоровья, данными  природой. Это путь создания системы здорового образа жизни.   Курс лекций данного пособия содержит  программный материал дисциплины для  среднепрофессиональных учебных  заведений  Республики Казахстан.  Здесь рассматриваются основные факторы здоровья современного человека: физическая  нагрузка, питание, психическое состояние и др. Особое внимание  уделено факторам риска,  приводящим к  изменению состояния здоровья (стресс, избыточный вес, алкоголь, курение,   наркотики и др.), а также немедикаментозным  методам  оздоровления: закаливание, баня,  массаж, фитотерапия и др.    В пособие также включены таблицы и схемы, в которых в  сжатой форме изложены сведения по  валеологии, а также контрольные вопросы, которые  будут полезны учащимся для  самоконтроля и закрепления знаний. Пособие предназначено для студентов, но полезно также преподавателям и широкому кругу  читателей.     4 Предмет и задачи валеологии.   Человечество издревле занималось  профилактикой всевозможных заболеваний. Старинные  предания донесли до наших  дней даже сведения  о том, что отдельные владыки платили своим  врачам только за те дни, когда они были здоровы.  Однако на сегодняшний день главным  парадоксом современной медицины  является то, что она, ставя  своей  целью достижение  здоровья человека, занимается главным образом болезнью. Но до какой бы степени    совершенства ни доводились диагностические и лечебные приемы, остановить рост  хронических соматических заболеваний (ишемия, гипертония, инфаркт, диабет и др.) этим  путем невозможно. Необходимо создание новой стратегии здравоохранения, способной  обеспечить предотвращение самой возможности развития хронического неинфекционного  заболевания. Это реализуется  через формирование здорового образа жизни. ЗОЖ – не только  специальная деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья, человечество  должно жить в строгих рамках биологических законов, очерченных  нам  Природой. Исследования в области проблемы сохранения здоровья практически здоровых людей не  ограничивается только общетеоретическими разработками.  В 1976г.  возникает новая отрасль  знания. Одни ученые называли ее  ювенологией (ювенис – молодой), другие – валеологией  (валео – здоровый), третьи – лонгевистикой (лонгус – длительный).  В настоящее время за  этой наукой закрепилось ее окончательное название – валеология валеологии по праву считается И.И.Брехман, впервые поднявший в 1980 году  методологические проблемы профилактики здоровья практически здоровых людей. Валеология – наука о сохранении молодости, о продлении видовых сроков жизни путем  здорового образа жизни. Предмет валеологии – здоровье человека, понимаемое как целостность  и гармоничность  всех  его начал (психического, нравственного,  интеллектуального, физического, сексуального).   Цель валеологии –  сохранение и укрепление  здоровья  здоровых людей, повышение уровня  здоровья лиц с неполным здоровьем.  Принцип валеологии:  поскольку главной причиной старения является повреждение с  возрастом структуры и ослабление функций генетического аппарата клеток,  управляющего  обменом веществ в клетках и тканях, то задержать этот разрушительный процесс могут такие  методы воздействия на организм, которые защищают геном от повреждений, а также  активизируют поврежденный ослабленный старением генетический аппарат. Оказалось, что  долгожители – это люди, которые получили в  наследство полноценный генетический аппарат  и вели  такой образ жизни, который способствовал максимальной  оптимизации  его функций, его  сохранению и передаче потомкам в неповрежденном виде. Такой сохраняющий здоровье и  молодость образ жизни называется валеологическим.   Валеология  возникла  прежде всего из практических  потребностей.  Многие люди стремятся  создать свою систему ЗОЖ, систему борьбы со старостью и болезнями. Некоторые из них  проверяли ее эффективность на себе и становились ее активными пропагандистами. Порфирий  Корнеевич Иванов. Он  осознал, что корень всех бед человеческих – совершенно  неправильные отношения Человека и Природы. Будучи в Природе сейчас «вором, грабителем и  убийцей», человек порождает  такое количество откликов – последствий такой силы, что    . Отцом современной   5 управиться с ними он не в состоянии. П.К.Иванов написал свою заповедь «Детку» и оставил ее  людям. Брэгг Поль. Основное место в своей оздоровительной системе Брэгг придавал рациональному  питанию, оздоровительному голоданию. Умер в 95 летнем возрасте  в результате трагического  случая. Н.М.Амосов. Известный Хирург, специалист по кибернетике, видный ученый. Для достижения  здоровья и счастья в жизни придерживался своих принципов (9). В Казахстане родоначальником   валеологической школы, проповедником идеи ЗОЖ, ярким   последователем П.К.Иванова, организатором целого общественного движения стала супруга  Президента С.А.Назарбаева.  Ее заслуга состоит в том, что она научила многих людей верить в  себя и в свои силы, как  основное условие сохранения здоровья. В настоящее время известны более  100 разнообразных систем  ЗОЖ  и продления  молодости.  На самом же деле их гораздо больше.  При выборе методов оздоровления необходимо  учитывать, что каждый организм индивидуален  и не может быть единых рецептов для всех и на все случаи жизни. Существует идея создания личного медикогенетического паспорта  каждого  человека, на основе которого можно с помощью врача определить для себя наилучший образ  жизни, возможности достичь  долголетия.  Так как  каждый организм индивидуален, то «для   всех» валеология дает  только общие  установки, так сказать рекомендации, использование которых  позволяет   создать ЗОЖ,  продлевающий молодость человека,  обеспечивающий долголетие и сверхдолголетие (т.е. жизнь сверх 113 лет).  Он включает в себя: оптимистический настрой,  уравновешенность поведения,   постоянный  труд,  стабильные физические нагрузки до ощущения физической усталости,  свежий воздух, рациональное питание,  отказ от вредных привычек.  Что касается специальных  методов оздоровления (закаливание, «моржевание», диеты, голодание,  обливание холодной  водой и др.), то подход к ним должен быть индивидуальным, учитывающим особенности  организма человека. При этом нельзя забывать, что укрепляющие здоровье омолаживающие  процедуры должны быть умеренными. Умеренность во всем – вот один из основных принципов  валеологии. Это касается пищи, физических нагрузок, пользования природными факторами –  их чрезмерная интенсивность вредна для здоровья и ведет к преждевременному старению. Необходимо помнить, что здоровье – целостное, многокомпонентное понятие,  поэтому его  оценка  должна быть комплексной,  а методы могут быть разными. При этом по одному или  двум показателям нельзя достоверно судить о здоровье, так как оно имеет множество  критериев. Многие люди понимают, что благополучие человека зависит от его душевного  и телесного  здоровья. Мы не можем анализировать функции нашего организма, не принимая во внимание  влияние на него психики, и мы не можем рассматривать психические  функции, не учитывая их   биологическую основу.  Каждый из нас может и должен контролировать свои эмоции,  рационально питаться, выполнять физические упражнения, бороться со стрессом,  участвовать  в общественной жизни. Во власти каждого – не употреблять алкоголь  и наркотики,  не курить.  Важно также, чтобы жизнь  человека имела  духовную основу, что придает жизни смысл. Самые  энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам  здоровье. Наше здоровье и благополучие – дело наших рук. Контрольные вопросы. 1. Что изучает валеология? 2. Каковы  предмет, цель  и принцип валеологии? 3. Какой образ жизни называется валеологическим? 4. Назовите известных пропагандистов ЗОЖ и кратко охарактеризуйте суть их системы  оздоровления.  Почему валеология не может дать  единых рецептов  оздоровления  для всех? 5. 6 Основные понятия о здоровье и показатели здоровья. «Здоровье – не все, но мы  без здоровья – ничто» Сократ «Omni a  mea  mecum  porto» (в переводе с латинского – все  свое ношу с собой) ­ так сказал  греческий философ Биант, подчеркивая, что главное богатство человека – он сам. На  протяжении веков люди выработали  правила оптимального поведения, следуя которым  можно  с наибольшей  эффективностью поддерживать  здоровье тела и духа.   На протяжении  веков люди  вырабатывали правила  оптимального поведения, следуя которым  можно с наибольшей  эффективностью  поддерживать  здоровье  тела и духа. Еще в  19 веке  немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего  счастья основано на  здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно  никакое  внешнее благо не может  доставить удовольствие, даже субъективные блага: качество  ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не  лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и  желаем его друг  другу: оно поистине  главное  условие  человеческого счастья». Ни один врач не может сделать для человека того, что человек может и должен сделать для  себя сам. Никто лучше него самого не может постоянно поддерживать свой организм в  хорошем состоянии. И если здоровье пошатнулось, то, как правило, причина кроется в том, что  человек нарушил законы, которые ему предписывает природа (чрезмерно ел, переутомлялся,  перенапрягался, отравлялся алкоголем, сигаретами, был малоподвижен и т.д.) Человек всегда стремится к укреплению своего здоровья, мечтая об увеличении силы, ловкости и выносливости. Однако, к сожалению, для многих  людей  чаще  всего  эти мечты  остаются  только мечтами, так как большинство людей инертны и предпочитают  жить как живется, не  затрачивая   ни сил, ни времени на то, на что можно их не тратить.  Люди быстро забывают о  своих недугах и, живя среди соблазнов, покорно отдаются  во власть порочных привычек.  Никотин, алкоголь, мышечная бездеятельность, изнеженность, переедание  ­ вот они,  пленительные убийцы, восхитительные губители здоровья. При  этом, по Гиппократу, «болезнь  не сваливается человеку на голову, как гром  среди ясного неба. Она является результатом  постоянных  нарушений законов природы. Постепенно расширяясь и накапливаясь, эти  нарушения  внезапно  прорываются в виде  болезни, но сия внезапность  только  кажущаяся». Понятие здоровья. Что же собой представляет  понятие «здоровье»? Термин «здоровье»  неоднозначен. С давних времен принято толковать его как отсутствие  болезни. Подобное  определение  бытовало  еще до  начала   12  столетия, когда жизнь была коротка и не заболеть  считалось  удачей. Но в наше время  люди  стремятся к более  высокому  уровню  благополучия,  а  не только к отсутствию болезни, и это определение следует признать устаревшим. В настоящее время имеется множество подходов к определению понятия «здоровье», которые,  как правило, содержат  пять основных критериев: 7 ­ отсутствие болезни; ­ нормальное функционирование организма в системе «человек ­ окружающая среда»; ­ полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; ­ способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде; ­ способность к полноценному  выполнению основных социальных функций. При этом любое определение здоровья не может претендовать на абсолютную точность, так как  в настоящее время отсутствует четкая классификация объектов здоровья. Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно может быть  связано с ней  состоянием так называемой  предболезни, когда заболевания еще  нет, но  защитные  и приспособительные силы организма  перенапряжены или резко ослаблены и  вредный  фактор, который в обычных условиях не вызвал бы заболевания, может его вызвать.  Кроме того, состояние здоровья не исключает  наличия в организме еще не проявившегося   болезнетворного начала, колебаний в самочувствии человека или даже некоторых отклонений от того, что рассматривается как физиологическая норма. В связи с этим возникло  понятие «практически здоровый человек». Под этим понятием  подразумевается, что наблюдающиеся в организме  некоторые отклонения от нормы не  сказываются существенно на самочувствии и работоспособности человека и не могут еще  расцениваться как болезнь. Вместе с тем отсутствие видимых признаков нарушения здоровья  еще не свидетельствуют о полном здоровье, так как болезнь, например в скрытом (латентном)  периоде, может и не иметь внешних проявлений. Сегодня мы вкладываем    в слово «здоровье» гораздо более широкий смысл и считаем, что оно  касается всех аспектов  жизни человека, а не только его физической  формы. Необходимо  гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов в жизни. Каждый из этих элементов важен сам по себе и влияет на все  остальное. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью  и благополучию. Уровень   здоровья  как  результат   взаимодействия с окружающей средой постоянно колеблется.  Здоровье – динамический  атрибут жизни  человека: когда он заболеет, то  уровень его здоровья  понижается,  достигая иногда нуля (смерти); когда человек выздоравливает, то этот уровень  повышается;  но, очевидно, никогда  не достигнет он совершенного здоровья. Абсолютного  здоровья, так же как и абсолютной болезни не существует, так как между ними имеет место  бесконечное множество  форм  связей и взаимных переходов и чем выше  уровень здоровья, тем  меньше возможность развития болезни, и наоборот.  Например, бывает, что человек чувствует  себя хорошо, все  органы  и системы работают, казалось бы, нормально, но достаточно легкого  сквозняка – и он уже во власти недуга: на несколько дней слег в постель с высокой температурой.  Выходит, что даже при нормальных  качественных показателях  организм может быть чрезвычайно  уязвимым, а значит, не абсолютно здоровым. Так же, например,  практически здоровый  житель  равнины, попав  высоко в горы, некоторое время будет плохо чувствовать себя, пока организм в  целом не приспособится к пониженному  содержанию кислорода в воздухе и к пониженному   атмосферному давлению высокогорья. В период приспособления человек  может чувствовать себя  нездоровым и приспособительные силы организма могут быть перенапряжены. Но здоровье его  обычно не нарушено. Выделяют физическое (соматическое), психическое (духовное) и социальное  здоровье. Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека саморегуляция функций организма  совершенна, физиологические процессы и максимальная  адаптация к различным  факторам  внешней среды находятся в гармонии: тем самым обеспечивается отличное  самочувствие,  отсутствие болезненных симптомов и высокая  работоспособность. Психическое здоровье  предполагает отрицание болезни, ее преодоление; характеризуется  степенью удовлетворенности  жизнью и интересом к повседневным событиям, уверенностью в себе  8 и завтрашнем дне, отсутствием социально – психологических  факторов риска ( неурядицы в семье, на работе и т. д.) Социальное здоровье подразумевает степень социальной удовлетворенности: возможность  самореализации, степень экономической  независимости,  гарантированность  образования,   медицинского обслуживания, хороших жилищных условий; наличие доброжелательной атмосферы  при  межличностных контактах и умение строить свои взаимоотношения с другими людьми. Человек,  являясь биологическим видом, обладает также и рядом высших  специфических  особенностей  здоровья, что проявляется при взаимной компенсации одних элементов здоровья  другими. Например, недостаточное  физическое  здоровье  может быть компенсировано  хорошим   психическим  здоровьем, качествами личности: силой воли, целеустремленностью. Нельзя  забывать и то, что ни психическое, ни социальное здоровье  человека не способны  компенсировать тяжелые  органические заболевания: инфаркт миокарда, инсульт, рак, диабет и др. В любом случае эти  состояния ограничивают социальную активность человека, сужая границы его  деятельности.  Даже практически здоровые люди, обладая различным уровнем  физического   здоровья, имеют различную профпригодность («здоров» ­ для профессии бухгалтер и «нездоров» ­  для летчика и водолаза). Контрольные вопросы. 1. Дайте определение понятия «здоровье». 2. Какое состояние  здоровья называют состоянием предболезни? 3. Когда о человеке можно сказать, что он практически здоров? 4. Что отличает  физически  здорового человека? 5. Что отличает  психически здорового человека? 6. Что отличает  социально  здорового человека 9 Биологические ритмы.   представляет собой периодически повторяющиеся изменения                                                                                      «Нет ничего более властного в жизни                                                                                       человеческой, как ритм. Любая функция…                                                                                        имеет постоянную склонность переходить                                                                                       на свойственный ей ритм».                                                                                                                                     И.П.Павлов Все живое на нашей  планете несет отпечаток ритмического  рисунка событий, характерного  для нашей Земли.  В сложной системе биоритмов, от коротких – с периодом в несколько  секунд, до глобальных, связанных с годовыми изменениями солнечной активности,  живет и  человек.  В настоящее время  известно множество ритмических процессов в организме, называемых  биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания. Вся наша  жизнь представляет  собой постоянную смену покоя и  активной деятельности, сна и бодрствования, утомления и  отдыха.  Биологический ритм    характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах. О ритмическом изменении состояния организма человека известно было давно. Греческий врач Герофил из Александрии за 300 лет до н.э. обнаружил, что пульс  у здорового человека  меняется в течение дня. Но  эти знания были интересны  лишь ученым да врачам. Подсознательно  человек выбирал для работы часы, когда легче работалось. Только  приблизительно 400­500 лет назад человек начал жить по часам, а до этого в них  необходимости не было. С той точностью, которая  нужна была, «работали» природные и  биологические часы, хотя работу своих, «живых» часов человек практически не осознавал. От рождения до последнего мгновения жизни вся деятельность организма человека  подчинена определенным ритмическим колебаниям.  Ритмично сокращаются сердце и дыхательная  мускулатура, за бодрствованием  следует сон, изменяется уровень гормонов в крови,  деятельность органов пищеварения. Природа  ритмических  физиологических процессов пока  остается до конца не ясной. Как работают биологические часы и где они находятся ученым  еще предстоит узнать. Большое число биоритмов объединяют в группу колебаний средней частоты с длительностью  периодов от получаса до 20 часов. Они носят название  ультрадианных. Наиболее  важные из  них имеют период около 90 мин. и прослеживаются уже у новорожденных, у которых  примерно каждые 90 мин. активность  сменяется покоем. У взрослых людей через  этот же  10 промежуток времени происходит чередование различных стадий сна, а во время  бодрствования – периодов относительно высокой работоспособности и относительного  расслабления.  Биоритмы с периодом 20­28 часов называются циркадианными Примерами их могут служить периодические колебания на протяжении суток температуры  тела,  частоты пульса, АД, работоспособности человека. Например: ночью у человека  самая  низкая температура тела. К утру она повышается и достигает максимума во второй половине  дня. Изо дня в день к моменту пробуждения в крови повышается уровень адреналина –  вещества, которое увеличивает частоту сердечных сокращений, повышает АД, активизирует  работу всего организма.  Работоспособность в циркадианных биоритмах  имеет два подъема: с  10 до12 и с 16 до 18 часов. Ночью работоспособность падает, особенно в интервале от 1часа до 3 часов ночи.    (или круглосуточными).     Выделяют также  группу биоритмов низкой частоты:  Околонедельные – рабочая неделя ( работоспособность повышена в середине недели и уменьшается к  выходным).  Околомесячные – овариально­менструальный цикл у женщин, у  мужчин меняется вес, работоспособность, скорость роста бороды и усов.  Сезонные заболеваемости,  рождаемости (повышается в марте­мае)   Окологодовые  и  многолетние ­  рост  и  развитие детей.     – изменение продолжительности сна, мышечной силы,    Таким образом, в организме человека происходит множество периодических процессов  различной длительности и частоты, которые и следует понимать под биологическими ритмами. В биологических часах наиболее  значимы околосуточные, многодневные и многолетние ритмы для рациональной организации  труда и отдыха, профилактики  заболеваний, сохранения  здоровья. Несовпадение  биологических, психических и социальных ритмов приводит к нарушению  жизненно важных стереотипов. Из­за этого происходят болезни и нарушения.  Организм не  успевает адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. В нелегком деле   приспособления помогает движение. Движение – важнейший биологический стимулятор развития и совершенствования всех  физиологических функций организма. Правильно развиваясь,  организм получает  больше  возможностей для адаптации. Мы  дорожим каждой минутой и  часто сетуем, что в сутках  всего 24 часа! Наступило время, когда человек не только  осознал, но и «почувствовал» свой  ритм. Почувствовал, как чувствует больное сердце. Пока сердце здорово, мы не замечаем его  работы, но стоит ему «забарахлить»…,  так и биологические  часы:  мы чувствуем, когда они разлаживаются. Причина этого разлада в том, что человек перестал  жить по  биологическим часам.  Гораздо важнее социальные ритмы: время  начала и конца рабочего дня, работы транспорта,  зрелищных  предприятий.  Социальные ритмы перестали укладываться в рамки  свойственных  человеку биологических ритмов и, в первую очередь, ритма «сон­бодрствование».  Ритм изменения функционального состояния человека – это один из важнейших биологических ритмов, использовать который надлежало бы в первую очередь. Было бы лучше всего принимать  ответственные решения только в те часы, когда мозг  легче  справляется с этим. Отдыхать только тогда, когда близится наступление расслабленности. Да,  но это не так просто! Как узнать, когда лучше работать, когда  выполнить самую   ответственную  часть  работы? Многовековой народный опыт не дает  прямого ответа на этот  вопрос. К тому же не  всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности:  если человек    «голубь»,  то пик работоспособности приходится на 3 часа дня, если   «жаворонок» ­ то время наибольшей активности организма падает на полдень, «совам»   рекомендуется самую напряженную работу выполнять в 5­6 часов вечера. Особый интерес представляют так называемые «жесткие» биоритмы Физический цикл – 23 дня; 11 Эмоциональный цикл – 28 дней; Интеллектуальный  цикл – 33 дня. Все три биоритма имеют общую черту: первая половина каждого  считается положительной  фазой, а вторая – отрицательной. Положительная фаза благоприятна  для деятельности, а в  отрицательную возможны неудачи и срывы. Особенно неприятными  оказываются дни  перехода положительной  фазы в отрицательную – критические дни. Для  физического  цикла это 1 и 12 день; Для эмоционального цикла – 1 и 14 день; Для интеллектуального цикла – 1 и 17 день. Исследования показывают, что запуск «жестких» биоритмов происходит в момент рождения   ребенка и затем они функционируют в течение всей его жизни. Расчет  циклов «жестких» биоритмов. Определяется количество прожитых дней  N на дату подсчета с учетом  1. високосных годов (каждый високосный год дает 1 дополнительный день).                                N = Р × 365 +1 × m + Т      где     Р – количество полных лет;                m – количество прожитых високосных годов;                      Т – количество  прожитых дней  от последнего дня рождения на дату                           отсчета. Определяется количество полных  циклов  путем деления количества прожитых   2. дней на продолжительность соответствующего биоритма. N/23 = К1  (остаток  n 1); N/28 = K2 (остаток n2); N/33 = K3 (остаток n3);     где   K1,K2,K3 – количество полных,  соответственно, физических,      эмоциональных,  интеллектуальных циклов, прошедших со дня рождения.     n1, n2, n3 – количество дней, прошедших от начала физического,         эмоционального, интеллектуального циклов. 3. На соответствующих  циклоидах  определяется  место  нахождения  точек      n1, n2, n3. 12 12     14           17                     23                     28                    33       12                              14                  23          17                 .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .   .                                                                                   1 цикл  после рождения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Последующие циклы                                                                                                                                                                                  Биологический год, как и вообще наша жизнь – волна, с ее подъемами и спадами. Но, как  мудро устроила нашу жизнь Природа! Перед каждой энергетической ямой она создала горку,  чтобы разогнавшись на ней, наш организм легче проскочил яму. Второй и двенадцатый  месяцы, т.е. второй после дня рождения и последний перед днем рождения – периоды,  под  которые стоит «подстилать соломку» ­ не перегружать их физически психически.       НАШ  БИОЛОГИЧЕСКИЙ ГОД ДЕНЬ                                                                                                                   ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ                                                                                        РОЖДЕНИЯ    .        .        .       .        .        .        .        .        .        .        .       . I      II        III      IV      V       VI      VII    VIII    XIX     X       XI      XII БИОМЕСЯЦЫ График построен по данным В.И.Шапошниковой, 1975г.   Накоплено огромное количество фактов, показывающих, что все живое имеет свои   биологические  часы, а способность  к  ритмической  деятельности передается генетически.   13 Особенно значительным  оказывается влияние нашей ближайшей звезды – Солнца.  Взаимосвязь солнечной активности с процессами в биосфере земли была доказана русским  ученым А.Л.Чижевским. Очень  важным  для растений,  животных и человека является  появление и исчезновение солнечных пятен. Установлено, что длина  цикла  солнечных пятен  меняется от 7 до 16 лет. В результате, 9 раз в столетие Солнце приходит в «неистовство» и  посылает в пространство  мощные фотонные и радиоизлучения. Одновременно  мертвая и  живая природа на Земле  приходит в «содрогание», наблюдаются страшные бури, наводнения,  землетрясения, сокрушительные грозы, эпидемии;  обостряются  хронические заболевания,  резко возрастает число инфарктов, инсультов, психических заболеваний и т.д. «Сейчас трудно себе представить, какие практические выгоды  извлечет человек, если он  сумеет управлять  биологическими ритмами», ­ писал академик В.В. Парин. В сутках 24  часа  – истина старая, существующая тысячелетия, но не человек  придумал сутки, а сама природа связала все живое нашей планеты с ее движением вокруг  собственной оси и вокруг солнца, определив изменения освещения, температуры, влажности,  атмосферного давления и др. примерно с периодичностью в 24 часа. Уже говорилось о том, что  имеются индивидуальные особенности ритмической деятельности, впрочем, каждому индивидуализму вообще присущи свои  специфические черты. И чем  человек лучше их знает, тем ему легче «управлять»  своим организмом. Контрольные вопросы. 1. Дайте определение понятия  биологические ритмы. 2. Каковы особенности ультрадианных биоритмов. Приведите примеры. 3. Каковы особенности циркадианных биоритмов.  Приведите примеры. 4. Как классифицируются циклы низкой частоты?  Приведите примеры. 5. Каких людей называют  «совами», «жаворонками», «голубями»? 6. Какое  место  в биоритмах человека  занимает  Солнце, как  космическое тело?                      Биологический возраст.                                                                                                        «О, если бы молодость знала,                                                                                                        о, если бы старость могла» Обычно  возрастные периоды распределяются следующим образом:  Зрелый возраст  – 21­55 лет;  Детский возраст  ­ 1­15 лет;  Юношеский возраст  ­ 16­20 лет;   Пожилой возраст  – до 75 лет;  Старческий возраст  – после 75 лет;  Долгожители – старше 90 лет. Каждый возраст характеризуется определенными  физиологическими перестройками  организма. При этом наибольшего расцвета и относительной устойчивости организм  человека достигает в возрасте примерно 35 лет. Возраст от 35 до 60 лет оценивается как  наиболее устойчивый и стабильный.   Сложен и изменчив путь каждого человека от рождения до смерти. Глубоки и  многообразны возрастные изменения в организме. Первоначально бурный рост, активность  жизненных проявлений, развитие новых физиологических и духовных качеств, затем  уравновешенность процессов, наконец, постепенное затухание, ограниченность движений,  старение и смерть. Такова краткая схема функциональных изменений человеческой жизни.  В основе этих изменений лежат изменения обмена веществ.   14 –     – закономерный Все живые существа  после молодости, зрелости подходят к старости. Старость присуща и  амебе, и улитке, и березе, и человеку. Процессы жизни связаны со смертью. Проблема старения еще никогда не имела такого значения в жизни человечества, как в наши дни. Старение физиологический процесс, при котором возрастные изменения организма приводят к постепенно нарастающему сокращению его приспособительных возможностей. Старость заключительный этап возрастного развития, следствие процесса старения. Область медицины, изучающая  биологические механизмы старения и процессы, сопровождающие старение, называется геронтологией. В связи с тем, что процесс старения у людей протекает индивидуально и состояние организма стареющего человека часто не соответствует  возрастным нормам, появилась необходимость в разграничении понятий календарного и   биологического  возраста. Биологический возраст может и не совпадать с календарным, в  частности, предшествовать ему в связи с преждевременным старением. Например, при  календарном возрасте 50 лет состояние организма может соответствовать возрастным   нормам 60 летнего человека. Причина старения вряд ли единична, и, скорее всего, в ней  участвуют многие факторы. Некоторые исследователи  считают, что причина старения находится во внешней среде, в  частности в действии экологических и других неблагоприятных факторов. При этом  процесс старения происходит в результате  накопления вредных мутаций в клетках  организма под действием, в частности, радиации. Другие исследователи причину старения  видят в самом  организме. Согласно этой, так  называемой, генной  теории   в генотипе  каждого из нас имеется один или несколько   специальных генов, которые активизируются в процессе жизни  и так изменяют нашу  физиологию, что это ведет к смерти. Данная теория предполагает, что срок  жизни любого  человека является его врожденным свойством (в определенных семьях в каждом поколении  имеются  долгожители; продолжительность  жизни близнецов совпадает  гораздо больше,  чем у просто братьев и сестер). Существует также гипотеза о том, что в каждой  клетке заложена программа  старения –  своеобразные «часы смерти», которые срабатывают в различные периоды развития особи.  Исследователи показали, что время жизни  клеток не превышает  время жизни организма, из  которого они получены.  С возрастом у человека меняются многие  физиологические характеристики:  Ослабление мышечной силы;  Снижение функции половых желез;  Изменяются приспособительные возможности сердца. Кровяное давление обычно   повышается, особенно у тех, кто вел  малоподвижный образ жизни;  Степень изменения легочной функции обычно незаметна  в состоянии покоя, но  выявляется при физической нагрузке, стрессе. Наши легкие с годами не  уменьшаются, но становятся более жесткими. Хотя  общая емкость остается той же,  на каждый вдох и выдох входит и выходит меньше воздуха;  Состояние пищеварительной системы зависит от состояния зубов;  Ткани организма становятся менее эластичными. Это приводит к сморщиванию  кожи;  Замедляется деление клеток в коже. Она становится более тонкой, чувствительной,  морщинистой и сухой. Пигментные пятна, похожие на веснушки, расширяются, их  количество растет.  Волосы на голове и теле становятся тоньше и, из­за уменьшения продукции пигмента  в волосяном  фолликуле, они седеют.  15  Ногти приобретают желтоватый оттенок, утолщаются из­за отложения кальция и  растут более медленно.  Ухудшается  память на недавние события, развивается эмоциональная  неустойчивость, однако долговременная память практически не нарушена. Биологический возраст, в большей степени зависит от  условий среды и образа жизни.  Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического  возраста могут  особенно  сильно отличаться  по биологическому возрасту. Моложе  своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с  положительной  наследственностью (большой запас жизненных сил и отсутствие факторов  риска). Многие внешние и внутренние факторы могут привести к синдрому  преждевременной старости. Особое место по раннему проявлению  занимают синдромы  преждевременного старения наследственной природы, представляющие  уже явную  патологию. Это так называемые прогерии. Введение  понятия «биологический возраст»  объясняется там, что  календарный возраст не  является достаточным критерием  состояния здоровья и трудоспособности стареющего  человека. Среди сверстников по календарному возрасту  обычно  существуют  значительные различия по темпам возрастных изменений и далеко не каждый меняющийся с  возрастом признак  можно использовать для определения биологического возраста. Из­за  разновременности  возрастных  сдвигов в разных системах и функциональных  показателях возможны значительные расхождения: так, например,  при значительном  увядании кожи,  появлении морщин и седины, сердце и мозг могут работать вполне  исправно, то есть, биологический возраст оказывается более низким, чем,  если бы суждение о нем основывалось только на внешнем виде. И, наоборот, при «здоровом» виде у человека  могут быть болезни  важных для жизни органов. Таким образом, оценка биологического  возраста возможна только на основе тщательного и  всестороннего медицинского  обследования.   При определении  «возрастных норм» и биологического возраста человека  следует  учитывать пол, индивидуальные и конституционные особенности, а так же принадлежность  к определенной  эколого­популяционной группе, влияние  социальных  факторов и другие  обстоятельства.  В общественном мнении существует укоренившееся  представление о более раннем и  быстром старении  женщин. Это нашло отражение в предпочтениях, которые обычно  отдаются тем бракам, когда жених старше невесты, но не наоборот. Однако здесь  смешиваются два не вполне совпадающих между собой явления. По биологическим  процессам, как считают геронтологи, женщины стареют медленнее и живут дольше на 6­8  лет.  Например, аналогичные изменения в тканях старых женщин и мужчин  наступают у  последних раньше на 8 лет, то есть, биологическое старение женщин  происходит позже.   Большая жизнеспособность женщин  сохраняется на протяжении всей жизни. Среди  долгожителей в возрасте 100 лет   соотношение составляет приблизительно 3­4 женщины на  одного мужчину. Вероятно, определенную роль могут играть  защитная функция  женских  половых органов – эстрогенов и общая большая устойчивость женского организма. Женское увядание  нередко сопровождается «маскулинизацией»: огрубление голоса, черт  лица, изменение  фигуры, походки, жестов, появление волос  на лице, тенденция к  полысению. У мужчин  увядание  менее отчетливо и растягивается на больший срок, но оно  равномерно приводит к постарению всего организма: у них  сильнее выражены  склеротические процессы,  более высокий биологический возраст, а общие жизненные  шансы ниже, чем у женщин аналогичного календарного возраста. Длительность жизни  мужчин меньше, чем у женщин. Пожилые люди по состоянию физического и психического  здоровья  представляют собой  неоднородные группы. В специальной литературе высказывается мнение о возможности  разделения людей одного и того же возраста на «молодых­старых» и «старых­старых»,  основываясь на  состоянии их здоровья и социальных показателях. 16

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"

Учебное пособие по дисциплине "Валеология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017