Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО
Оценка 4.8

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Оценка 4.8
Памятки
doc
русский язык
Взрослым
03.04.2017
Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО
Учебное пособие «Русский язык в таблицах и схемах», включает материалы всех разделов курса русского языка для студентов СПО (базовый уровень). Цель создания пособия - обобщение и систематизация ранее приобретенных студентами знаний и умений по русскому языку. Данные материалы являются дополнением к курсу лекций и направлены на совершенствование письменной грамотности обучающихся, предоставляют дополнительный учебный материал для закрепления умений анализировать звуки речи, слово, предложение. Пособие может быть использовано как краткий справочник для самостоятельной работы студентов, при подготовке к итоговой аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине «Русский язык».Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО
РУС ЯЗЫК в схемах и табл.doc
ГБПОУ КО «Губернаторский аграрный колледж» УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «Русский язык в таблицах и схемах» Составитель:  Кузьменко Т.И., преподаватель  русского языка и литературы Детчино, 2016 г. АННОТАЦИЯ На современных уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения:   сознательность,   наглядность,   системность,   прочность,   учёт   возрастных возможностей, индивидуальный подход. В изучении русского языка особую роль играет принцип наглядности. Правильное  использование  наглядности  на уроках русского языка в колледже способствует формированию у студентов чётких представлений о правилах и понятиях, развивает   логическое   мышление   и   речь,   помогает   на   основе   рассмотрения   и   анализа конкретных явлений прийти к обобщениям, которые затем применяются на практике. Учебное пособие «Русский язык в таблицах и схемах», включает материалы всех разделов курса русского языка для студентов СПО (базовый уровень).  Цель   создания   пособия   ­   обобщение   и   систематизация   ранее   приобретенных студентами   знаний   и   умений   по   русскому   языку.   Данные   материалы   являются дополнением   к   курсу   лекций   и  направлены   на   совершенствование   письменной грамотности   обучающихся,   предоставляют   дополнительный   учебный   материал   для закрепления умений анализировать звуки речи, слово, предложение. Пособие может быть использовано как краткий справочник для самостоятельной работы студентов, при подготовке к итоговой аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине «Русский язык».  Основные разделы науки о русском языке  Фонетика. Орфография.  Морфемика. Орфография. СОДЕРЖАНИЕ    О ­ А в безударных корнях ­лаг­ ­ ­лож­   О ­ А в безударных корнях ­раст­ ­ ­ращ­ ­ ­рос­   О ­ А в безударных корнях ­кос­ ­ ­кас­   Правописание корней ­гар­ ­ ­гор­, ­зар­ ­ ­зор­, ­клан­ ­ ­клон­, ­твар­ ­ ­твор­   И ­ Е в корнях с чередованием   О ­ А в безударных корнях ­мок­ (­моч­) ­  О ­ Е (Ё) в корнях после шипящих   И ­ Ы после Ц   О ­ Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных   Приставки на ...з ­ ...с   Приставки пре­ и при­   Гласные Ы и И после приставок       ­мак­, ­равн­ ­ ­ровн­   Падежи и падежные окончания имен существительных   Особенности склонения существительных на ­ия, ­ий, ­ие   Разносклоняемые существительные на ­мя   Суффиксы существительных   НЕ с существительными   НЕ с прилагательными   Суффиксы прилагательных   ­Н­, ­НН­ в суффиксах прилагательных   Соединительные гласные О, Е в сложных словах   НЕ с прилагательными   Окончания имен прилагательных   Правописание сложных прилагательных   Имя числительное   Склонение количественных числительных   Склонение составных количественных числительных   Склонение дробных числительных   Склонение собирательных числительных оба­обе   Склонение числительных полтора, полтораста   Ь на конце и в середине числительных   Местоимения   Правописание неопределенных местоимений  НЕ­, НИ­ в отрицательных местоимениях   Спряжение глаголов   Спряжение глаголов настоящего времени   Употребление Ь в глагольных формах   Гласные в безударных суффиксах глаголов ­ова­ (­ева­), ­ыва­ (­ива­)   Причастие как особая форма глагола   Склонение причастий   Действительные и страдательные причастия   Действительные причастия настоящего времени   Действительные причастия прошедшего времени   Страдательные причастия настоящего времени   Страдательные причастия прошедшего времени   Причастный оборот   НЕ с причастиями   ­Н­, ­НН­ в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных   Гласные перед ­Н­, ­НН­ в причастиях и отглагольных прилагательных  Деепричастие как особая форма глагола   Деепричастный оборот   Деепричастия несовершенного вида   Деепричастия совершенного вида   Наречие   Степени сравнения наречий   Правописание гласных на конце наречий   ­Н­, ­НН­ в наречиях на ­О (­Е)   Правописание наречий через дефис   Слитное написание наречий   Раздельное написание наречий   Служебные части речи   Правописание предлогов   Союзы   Правописание союзов   Разряды частиц   Правописание частиц   Словосочетание   Типы предложений   Виды сказуемого   Тире между подлежащим и сказуемым   Второстепенные члены предложения   Виды обстоятельств   Типы односоставных предложений   Особенности однородных членов предложения    Обобщающие слова при однородных членах предложения   Основные группы вводных слов   Основные виды сложных предложений    Знаки препинания в сложносочиненном предложении  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении  Знаки препинания в предложениях с однородными членами Знаки препинания перед союзом КАК   Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении   Тире в бессоюзном сложном предложении   Прямая речь и слова автора  Основные правила грамматики русского языка О­А в безударных корнях ­лаг­ ­ ­лож­    О (перед ж) А (перед г) Исключение: положить   предложить   изложить полагать   прилагательное ­лож­ ­лаг­ полог О­А в безударных корнях ­раст­ ­ ­ращ­ ­ ­рос­  А (перед СТ, Щ) ­раст­ ­ ­ращ­ О (перед остальными) ­рос­ возраст   растить   выращивать   приращение заросли   вырос Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав О ­ А в безударных корнях ­кос­ ­ ­кас­ А перед суффиксом ­а­ О перед ­сн­ касаться   прикасаться   касательная прикоснуться   прикосновение Правописание корней ­гар­ ­ ­гор­, ­зар­ ­ ­зор­, ­клан­ ­ ­клон­, ­твар­ ­ ­твор­     Под ударением Без ударения ­гар­ ­зар­ ­ ­зор­ загар   огарок зарево   зорька ­клан­ ­ ­клон­ кланяться   поклон ­твар­ ­ ­твор­ тварь   творчество ­гор­ ­зар­ ­клон­ ­твор­ загорел   горелый зарница   озарение наклонять   склонение творить И ­ Е в корнях с чередованием  И перед суффиксом ­а­ собирать ­бир(а)­ ­дир(а)­ обдирать замирать ­мир(а)­ ­тир(а)­ обтирать запирать ­пир(а)­ выжигать ­жиг(а)­ ­стил(а)­ расстилать блистать ­блист(а)­ ­чит(а)­ вычитать   Е в остальных случаях соберет ­бер­ ­дер­ обдерет замереть ­мер­ ­тер­ обтереть запереть ­пер­ выжег ­жег­ ­стел­ расстелить блестеть ­блест­ ­чет­ вычет Но: сочетать, сочетание О ­ А в безударных корнях ­мок­ (­моч­) ­ ­мак­, ­равн­ ­ ­ровн­  ­мок­ (­моч­) в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои  ­мак­ ­равн­ качества, находясь долгое время в воде" "погружать в жидкость" "равный, наравне, одинаковый" непромокаемый   вымокнуть макать сухарь в чай подравнять ­ сделать  равным ­ровн­ Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь "прямой, гладкий, ровный" уравнение заровнять О ­ Е (Ё) в корнях после шипящих  Ё (под ударением) О (без ударения) в заимствованных  словах Исключения: шёлк ­ шелка   зачёт ­ вычет   щёголь ­ щеголять   шёпот ­ шептать жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр,  Шотландия крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка,  шов, шомпол И ­ Ы после Ц     1. окончания слов:  пловцы, птицы, смуглолицый Ы 2. суффикс ­ын­:  сестрицын 3. цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них  1. в корне существительных:  И цилиндр, цинга, цифра 2. в словах на ­ция:  кульминация О ­ Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и  прилагательных      суффикс О (под ударением) речонка   бережок   камышовый   Е (без ударения) реченька   кусочек   ключевой кумачовый   облицовка плечом   Кузьмичом   большому   деревцо   окончание Приставки на ...з ­ ...с  плюшевый   ситцевый зрелищем   Наташей  большему   деревце ...з­ (перед гласными и звонкими согласными) бездомный   возглавить   изгнать ...с­ (перед глухими согласными) бесконечный   воспеть   истратить 1. В приставках ­раз­ (­рас­) ­ ­роз­ (­рос­) под ударением пишется О, без ударения ­ А:  раздать ­ розданный 2. Приставка С­ пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными:  стереть ­ сделать Приставки пре­ и при­  пре­   в значении   "очень", "весьма", "через", "по­иному"   (близка к пере­) при­   в значении   близости, присоединения, приближения,   неполного действия, доведения действия до конца,   сопутствующего действия пребольшой (очень)   преувеличивать   преступать (пере...)   превращать   преображать Запомнить:  приморский   приделать   пригибать   приоткрыть   придумать   припевать прибаутка прибывать привидение привилегия призвание прилежание присмиреть присутствие примитивный принцесса приоритет приохотить притворщица притон приурочить причудливый пребывать превзойти преграда предание преемник президент презирать прекословить прельстить прелюдия препираться преподнести препятствие преставиться претворять претензия Гласные Ы и И после приставок  Ы  после приставок, оканчивающихся на  согласную  o играть­  сыграть   отыграть o искать­  подыскать   разыскать изымать подымать отымать Запомнить:   взирать отнимать поднимать снимать  после приставок меж­, сверх­  И межинститутский   сверхизысканный  после иноязычных приставок и частиц контр­,  дез­, транс­, пан­  контригра   дезинформация   панисламизм Падежи и падежные окончания имен существительных  Падеж Именительный кто? что? Родительный Дательный Винительный кого? чего? кому? чему? кого? что? Творительный кем? чем? Предложный (о) ком? (о) чем? I   ­а, ­я   ­ы, ­и   ­е   ­у, ­ю   ­ой (­ою),     ­ей (­ею)   ­е Склонение II III  [], ­о, ­е  ­а, ­я  ­у, ­ю  ­о, ­е  []  ­и  ­и  []  ­ом, ­ем  ­ью  ­е  ­и Особенности склонения существительных на ­ия, ­ий, ­ие    ­ия Р.п. ­и ­ий ­я ­ие ­я Д.п. ­и ­ю ­ю   лекции   планетария   состязания лекции   планетарию   состязанию Т.п. ­ей ­ем ­ем П.п ­и ­и ­и лекцией   планетарием   состязанием (о) лекции   (о) планетарии   (о) состязании Разносклоняемые существительные на ­мя      бремя, имя, стремя, а также путь  время, пламя, темя, вымя, племя, знамя, семя, Р.п. Д.п.   ­и   ­и Т.п.   ­ем (­ём) П.п.   ­и племени   пути племени   пути племенем   путем (о) племени   (о) пути Суффиксы существительных  Суффиксы ­ик­, ­ек­  Если при склонении существительного  гласная выпадает, то пишется суффикс ­ек­:    дружочка ­ дружочек  орешка ­ орешек гласная сохраняется, то пишется ­ик­:  шалашика ­ шалашик  мальчика ­ мальчик Суффиксы ­ец­, ­иц­  сущ. муж. р.  сущ. жен. р.  ­ец­ ­иц­ ударение падает на  окончание   ударение предшествует  суффиксу   сущ. ср. р. морозец ­ морозца книжица ­ книжицы Суффиксы ­ичк­, ­ечк­  ­ичк­ ­ец­ письмецо ­иц­ креслице ­ечк­ сущ. жен. р., образованные от основ на ­иц­ остальные случаи + сущ. на ­мя лестница ­ лестничка   умница ­ умничка Суффиксы ­чик­, ­щик­  ­щик­ ­чик­ после д, т, з, с, ж остальные случаи вкладчик   буфетчик   возчик   подписчик   перебежчик дрессировщик   каменщик   фонарщик НЕ с существительными  слитно 1. Не употребляются без НЕ:  невежда   небылицы 2. При образовании слова противоположного  значения:  недруг (враг)   несчастье (горе)   неприятель (противник) Запомнить:  небрежность неверие негодник недоросль незнайка невежа невзгода недовес недотепа неистовство невеличка невольник недоделка недруг нелепица НЕ с прилагательными  слитно 1. Не употребляются без НЕ:  ненастный   ненавидимый 2. При образовании слова противоположного  значения:  небольшой (маленький)   неплохой (хороший) 3. При наличии слов очень, весьма, крайне,         в  высшей степени, совершенно, вполне, почти,  отчасти, совсем, чрезвычайно:  крайне неосторожный   очень нехороший Суффиксы прилагательных  утро ­ утречко   время ­ времечко раздельно 1. Если есть или подразумевается  противопоставление:  Не правда, а ложь.   Не друг, а враг.   Не счастье, а горе. раздельно 1. Если есть или подразумевается  противопоставление:  Не большой, а маленький.   Не плохой, а хороший.   Река мелкая? Река не мелкая. 2. Если противопоставление  подразумевается и отрицание  усиливается отрицат. местоимениями и  наречиями:  отнюдь не верное   нисколько не радостное Суффиксы ­ив­, ­ев­  ­ив­ под ударением красивый   игривый Исключения: Суффиксы ­оньк­, ­еньк­  ­ев­ без ударения дождевой   сиреневый милостивый, юродивый ­оньк­ после г,к,х ­еньк­ в остальных случаях высоконький   легонький   сухонький зелененький   дешевенький   тепленький Суффиксы ­к­, ­ск­  ­к­ ­ск­ 1. Если прилагательное имеет краткую  форму:  узок ­ узкий   дерзок ­ дерзкий 2. Если прилагательное образовано от  существительного с основой на к, ч, ц    (к  и ч превращаются в ц):  немец ­ немецкий   рыбак ­ рыбацкий   ткач ­ ткацкий ­Н­, ­НН­ в суффиксах прилагательных  ­Н­ Правило Прил., не образованные от др. частей речи 1. Во всех остальных случаях:  матрос ­ матросский   француз ­ французский   богатырь ­ богатырское Прил. с суффиксами ­ан­, ­ян­, ­ин­ Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный Прил., обр. от бесприставочных  глаголов несов. в. с суфф. ­н­, ­ен­ и не  имеющ. завис. слов Исключения: желанный, священный, негаданный, данный, неслыханный Пример юный   синий   рьяный кожаный   серебряный   глиняный   куриный груженые вагоны   вязаная кофта   жареные караси Прил., образованные от сущ. с основой на ­н с помощью суффикса ­н­ ­НН­ Прил. с суффиксами ­енн­, ­онн­ Исключение: ветреный При наличии приставок лимонный (лимон+н)   машинный (машина+н) клюквенный   революционный безветренный   подветренный В кратких прилагательных ­Н­, ­НН­ пишутся в соответствии с полной формой  Травы зелены (зеленый).  Дорога длинна (длинный). Соединительные гласные О, Е в сложных словах     О (после твердых основ) Е (после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц)  звероловство    жизнеописание    сороконожка    овощехранилище    кровообращение  овцеводство Правописание сложных существительных  •   Слитное написание  1. Сложные слова с элементами:  авто­ авиа­ радио­ фото­ био­ зоо­ аэро­ вело­ моно­ кино­ метео­ стререо­ электро­ гидро­ агро­ нео­ микро­ макро­ 2. Сложносокращенные слова с первой глагольной частью на ­И:  горицвет, сорвиголова.  Исключение: перекати­поле. •   Дефисное написание  1. Сложные названия, термины:  динамо­машина, премьер­министр.  2. Составные названия политических партий:  анархо­синдикализм  3. Сложные единицы измерения:  грамм­калория, тонно­километр.  Исключения: трудодень, трудочас.  Безударные окончания имен прилагательных проверяются вопросом:  Окончания имен прилагательных О книге (какой? ­ой, ­ей) интересной.  К дереву (какому? ­ому, ­ему) высокому.  Кустарник (какой? ­ой, ­ый, ­ий) колючий.  В прилагательных на ­ий, ­ья, ­ье, ­ые (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме Им. и Вин. падежей ед. ч. м., перед окончанием пишется Ь:  лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.   В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:  апрель ­ апрельский  июль ­ июльский сентябрь ­ сентябрьский  Исключение: январь ­ январский Правописание сложных прилагательных     1. от сложных сущ.:  пешеходный   паровозный   слитно 2. из сочетаний слов:  железнодорожный (железная дорога)   древнерусский (древний русский)   3. в сочетании с наречием:  высокообразованный   быстротечный 1. качество с дополн. оттенком:  кисло­сладкий   горько­соленый   2. оттенки цвета:  иссиня­черный   молочно­белый   бледно­розовый   раздельно 3. однородные прил. (= и, но, не только):  англо­русский   электронно­вычислительная   4. первая часть оканчивается на ­ико:  физико­математический НЕ с прилагательными слитно Если слово можно заменить синонимом без не:  недобрый (злой), нерешительный (робкий). Если слово без не не употребляется: нерадивый,  ненастный, неуклюжий. раздельно Если в предложении подразумевается или  имеется противопоставление: Это не  настоящий, а сказочный лес.  Если прилагательное употребляется со словами  далеко, ничуть, вовсе, нисколько: Она бала  далеко не красива. 1.     По значению и грамматическим признакам  Имя числительное количественные (сколько?)                        пять                        десять  порядковые (какаой?)                              пятый                                десятый 2.     По составу  простые   три  девять  второй  сложные  пятьдесят  семьдесят  двухсотый  составные  двадцать пять  тридцать седьмой  пятьдесят первый Склонение количественных числительных       40, 90, 100 5­20, 30 50­80, 200­900 (скл. обе части) И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. пять пяти пяти пять сорок, сто сорока, ста сорока, ста сорок, сто триста шестьдесят трехсот шестидесяти тремстам шестидесяти триста шестьдесят пятью сорока, ста тремястами шестьюдесятью (о) пяти (о) сорока, ста (о) трехстах шестидесяти П.п. Склонение составных количественных числительных  У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они  состоят.  И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Девятьсот шестьдесят пять Девятисот шестидесяти пяти Девятистам шестидесяти пяти Девятьсот шестьдесят пять Девятьюстами шестьюдесятью пятью (о) Девятистах шестидесяти пяти Склонение дробных числительных:  3 ­ числитель: количественное числительное    5 ­ знаменатель: порядковое числительное  При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель склоняется как целое число,  а знаменатель ­ как прилагательное во множественном числе.  И.п. Р.п. три седьмых трех седьмых трем седьмым три седьмых тремя седьмыми (о) трех седьмых муж., ср.  р. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Склонение собирательных числительных оба­обе    И.п. оба Р.д. обоих Д.п. обоим В.п. оба Т.п. обоим П.п. (об) обоих   Склонение числительных полтора, полтораста  жен. р. обе обеих обеим обе обеими (об) обеих основа обо­ (обоих игроков) основа обе­ (обеим командам)   И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. полтора муж., ср. р. полтора жен. р. полторы полутора полутора полтора полторы полутора полутора полтораста полтораста полутораста полутораста полтораста полутораста полутораста Ь на конце и в середине числительных  Ь ­ показатель мягкости на конце слова Ь ­ показатель мягкости в середине слова 5­20, 30   пять, четырнадцать, двадцать, тридцать Запомнить:  50­80, 500­900 в именит. и винит. падежах   семьдесят, шестьсот, девятьсот  В середине Ь не пишется  пятнадцать  шестнадцать  семнадцать восемнадцать  девятнадцать  Личные  я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Местоимения  Возвратные  себя  Вопросительные  кто? что? какой? чей? который? сколько?  Относительные  кто, что, какой, чей, который, сколько, каков.  Отрицательные никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, несколько.  Притяжательные  мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.  Указательные  тот, этот, такой, таков, столько, сей (устар.).  Определенные  весь, всякий, каждый, сам, любой, иной.  Неопределенные  некто, нечто, некоторый, кое­кто, какой­нибудь... Правописание неопределенных местоимений  слитно: не + местоимение через дефис: прист. кое­, суфф. ­то, ­либо, ­нибудь некто, нечто, некоторый, несколько кое­кто, кое­что, кто­то, кто­либо, кто­нибудь, какой­нибудь НЕ­, НИ­ в отрицательных местоимениях   НЕ­ под ударением  некто  нечего  некуда  некому  незачем  НИ­ без ударения  никто  ничего  никуда  никому  никак слитно при отсутствии предлога  раздельно при наличии предлога  не с кем  ни у кого  не о чем  ни за что Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.  Спряжение глаголов II спр. все глаголы на ­ить (кроме 3 исключений) 7 глаголов на ­еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть,  обидеть, вертеть, зависеть 4 глагола на ­ать: гнать, держать, слышать, дышать I спр. глаголы брить, стелить, зиждиться все глаголы на ­еть (кроме 7  исключений) все глаголы на ­ать (кроме 4    некем  никого  нечем  ничто исключений) все остальные глаголы на ­оть, ­уть,  ­ть и др.   Спряжение глаголов настоящего времени  Лицо 1­е 2­е 3­е I спр. Ед. ч. Мн. ч. ­у (­ю) ­ем ­ете ­ешь ­ет ­ут (­ют) ­ит II спр. Ед. ч. Мн. ч. ­у (­ю) ­им ­ите ­ишь ­ат (­ят) Особенности спряжения некоторых глаголов:  1. От глагола победить 1­е лицо ед. числа не образуется.  2. 1­е и 2­е лицо ед. и мн. ч. наст. вр. от глагола быть не употребляется.  3. Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, брезжить:  хочет, хочет ­ по I спр..;  хотим, хотите, хотят ­ по II спр.;  бежишь, бежит, бежим, бежите ­ по II спр.;  бегут ­ по I спр.;  брезжит ­ по I спр.;  брезжут ­ II спр. Употребление Ь в глагольных формах  Буква Ь пишется:      в неопределенной форме:  мыть ­ мыться  беречь ­ беречься в окончании 2­го лица ед. ч.:  радуешь ­ радуешься в повелительном наклонении после согласных:  взвесь ­ взвесьте в возвратной частице (суффиксе), находящейся после гласной:  учись  вернись  скрылись Гласные в безударных суффиксах глаголов ­ова­ (­ева­), ­ыва­ (­ива­)  ­ова­ (­ева­),   если в 1­м л. ед.ч. наст. или буд. вр. ­ую (­юю) (я) беседую (1 л. ед.ч. н.в.) ­ беседовать ­  беседовал;   (я )потчую (1 л. ед.ч. н.в.) ­ потчевать ­  потчевал;   ­ыва­ (­ива­),   если в 1­м л. ед.ч. наст. или буд. вр. ­ываю (­иваю) я настаиваю (1 л. ед.ч. н.в.) ­ настаивать ­ настаивал:   я разглядываю (1 л. ед.ч. н.в.) ­ разглядывать ­  разглядывал;   я опаздываю (1 л. ед.ч. н.в.) ­ опаздывать ­ опаздывал. (я) воюю (1 л. ед.ч. н.в.)  ­ воевать ­ воевал; Причастие как особая форма глагола  какой? какая? какое? какие?  Признаки прилагательного   обозначает признак предмета  изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с  определяемым существительным  Признаки глагола    переходность и непереходность  действия  совершенный и несовершенный  вид  настоящее и прошедшее время  окончания прилагательных окончания причастий Склонение причастий    И.п. хороший мальчик Р.п. хорошего мальчика Д.п. хорошему мальчику В.п. хорошего мальчика Т.п. хорошим мальчиком П.п. (о) хорошем мальчике читающий мальчик читающего мальчика читающему мальчику читающего мальчика читающим мальчиком (о) читающем мальчике Действительные и страдательные причастия    действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит  действие:  Солнце, нагревающее землю. страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает не себе  действие другого предмета:  Земля, нагреваемая солнцем. Действительные причастия настоящего времени     основа глагола н.вр. несов. вида +  ­ущ­ (­ющ­) I спр. ­ащ­ (­ящ­) II спр. плакать (I спр.) неоп. ф. глаг. ­> плачут + ­ущ­ н. вр. несов. вида ­> плачущий любить (I спр.) неоп. ф. глаг. ­> любят + ­ящ­ н. вр. несов. вида ­> любящий Действительные причастия прошедшего времени  основа глагола неоп. ф. +  ­вш­ (от глаголов с основой на гласный) ­ш­ (от глаголов с основой на согласный, на ­ти и на ­чь, чередующийся  с г,  к) выдержать увидеть нести увлечь +  ­вш­  ­> +  ­ш­  ­> выдержавший увидевший несший увлекший Страдательные причастия настоящего времени  основа глагола н.вр. несов. вида +  ­ем­ I спр. ­им­ II спр. читать (I спр.) неоп. ф. глаг. любить неоп. ф. глаг. ­> читает + ­ем­ ­> любящий ­> любит + ­им­ ­> любимый  Исключение: движимый (от старого глагола движити)  Страдательные причастия прошедшего времени  основа глагола неопр. ф. +  ­анн­, ­янн­ (от глаголов на ­ать­, ­ять­) ­енн­ (он глаголов на ­еть, ­ить, ­ти, чь) ­т­ + ­анн­ ­> указанный + ­янн­ ­> затеянный + ­енн­ ­> виденный указать затеять видеть изранить + ­енн­ ­> израненный вывезти + ­енн­ ­> вывезенный унять + ­т­ ­> унятый Причастный оборот  полное причастие  +  зависимое слово Книга, написанная известным писателем, вышла из печати.  Написанная известным писателем книга вышла из печати.  НЕ с причастиями  слитно раздельно 1. Без НЕ не употребляется:  1. С краткими причастиями:  ненавидимый   негодующий работа не закончена 2. С полными причастиями без зависимых  слов и противопоставления:  2. С полными причастиями при наличии  зависимых слов или противопоставления:  непрочитанная книга 3. Со словами совершенно, очень, крайне,  чрезвычайно, совсем (= очень):  совсем непродуманное решение не прочитанная мною книга   не прочитанная, а лишь просмотренная книга 3. С усиливающими отрицание мест., нареч.:  ничем не оправданный поступок ­Н­, ­НН­ в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных  ­Н­ 1. Если нет приставок (кроме не­), суффикса ­ова­ (­ ева­) и пояснит. слов::  крашеный пол   раненый боец Исключения:   медленный  желанный,   священный,   неслыханный,   нежданный и др. 2. В кратких страд. причастиях:  боец ранен   диктант написан ­НН­ 1. При наличии приставок (кроме  не­):  накрашенная   пораненный   сломанный Исключения:   смышленый  посаженый,   названый 2. При наличии пояснительных слов:  крашенный ими пол   раненный пулей боец 3. В словах на ­ованный (­еванный):  маринованный   арестованный Исключения:   жеваный,   кованый 4. Образованные от глаголов соверш.  вида:  купленный   решенный Гласные перед ­Н­, ­НН­ в причастиях и отглагольных прилагательных     а, я ­анн­ (­янн­) в глаголах на ­ать, ­ять задержать ­ задержанный е ­енн­ в глаголах на ­ить, ­еть просмотреть ­ просмотренный   купить ­ купленный Деепричастие как особая форма глагола  Что делая? Что сделав? Признаки глагола Признаки наречия 1. Совершенный и несовершенный вид.  1. Не изменяется (не склоняется, не 2. Переходность и непереходность действия.  спрягается).  2. Не согласуется, не управляется.  3. Управляет зависимыми словами.  3. В предложении бывает обстоятельством.  НЕ с деепричастиями Слитно Без НЕ не употребляется:   ненавидя   негодуя Деепричастный оборот  Раздельно В остальных случаях:   не спеша Деепричастие  +  Зависимое слово Пропев до конца песню, раненые начали петь ее сначала.  Голубь, увидя детей, взлетел вверх.  Он что­то писал, наклонив голову.  Деепричастия несовершенного вида  Что делая? Основа глагола н.вр. несов. вида  +  ­а (­я) сверкают ­ сверкая   гремят ­ гремя   стучат ­ стуча Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:  1. с основой, состоящей из одних согласных:  шьют, льют, жмут, ткут; 2. с основой на г, к:  бегут, текут; 3. с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопр. формы на з, с, ст, х:  мажут ­ мажут. Деепричастия совершенного вида  Что сделав? основа неопр. ф. глагола совершенного вида  +  ­в (­вши),   ­ши,   ­а (­я) прогулять получить возвратиться истечь промокнуть увидят  +  ­в ­в ­вш ­ши ­в ­ши ­я  ­>  прогуляв получив возвратившись истекши промокнув промокши увидя Наречие Примеры Быстро, медленно, прочно, хорошо, по­ хорошему, вслух, наизусть, пешком, никак, ... Сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным­ давно, зимой, ... Вверху, внизу, справа, слева, везде, издали,  вблизи, позади, ... Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле,  потому, поэтому. Нарочно, назло, незачем, затем, зачем. Очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта,  вполне, едва­едва, почти, дважды, ... Вопросы, на которые отвечают наречия Значение  наречий образа  действия Как? Каким образом? Когда? С каких пор? До каких пор?  Как долго? Где? Куда? Откуда? Почему? Отчего? Зачем? С какой целью? Для чего? Сколько? Во сколько? Насколько? В  какой степени? В какой мере? Степени сравнения наречий  времени места причины цели меры и  степени Сравнительная степень простая ­ее (­ей), ­е, ­ше интересно ­> интереснее   чисто ­> чище   хорошо ­> лучше составная наречие + более/менее более интересно   менее интересно Превосходная степень Сравнительная степень  +  местоимение "всех" Правописание гласных на конце наречий  О­Е после шипящих в суффиксах наречий О под ударением горячо, свежо Е без ударения неуклюже, вызывающе   Исключение: еще ­о­ ­ ­е­ на конце наречий ­о­ после тверд. согл. долго о ­ а (­я) на конце наречий а ­ я с приставками из­, до­, ­с о с приставками в­, на­, за­ изредка, досуха, слева ­е­ после мягк. согл. искренне влево, направо, заново Ь    на конце наречий  После шипящих на конце наречий пишется ь:  прочь, вскачь, невмочь, наотмашь.  Исключения: уж, замуж, невтерпеж.  ­Н­, ­НН­ в наречиях на ­О (­Е) Н от прилаг. с Н чудесный ­> чудесно   беспечный ­> беспечно НН от прилаг. с НН рассеянный ­> рассеянно   испуганное ­> испуганно НЕ и НИ в наречиях  НЕ­ под ударением НИ без ударения некогда   негде   некуда   неоткуда   незачем никогда   нигде   никуда   ниоткуда   никак   ничуть   нисколько Правописание наречий через дефис   Наречия с приставкой по­ на ­ому, ­ему, ­ски, ­ки, ­ьи  по­другому  по­моему  по­английски  по­волчьи Исключения:  потому, поэтому, почему, посему.  Наречия с приставкой во­ (в­), образованные от порядковых числительных  во­первых  во­вторых  в­третьих  Наречия с суффиксами ­то, ­либо, ­нибудь, приставкой кое­  что­то  где­либо  как­нибудь  кое­кто  Наречия, образованные повторением слов (однокоренных или синонимических)  еле­еле  точь­в­точь  чуть­чуть  как­никак  подобру­поздорову Слитное написание наречий   Приставка + наречие  запросто  навсегда  послезавтра  извне  Приставки на­, в­ + собирательное числительное  надвое  вдвое  втроем НО:  по двое, по трое  Приставка + местоимение, полн. прилагат. (не начинающ. с гласной)  вничью  впрочем  зачастую  Приставка + краткое прилагательное  досуха  набело  Приставка + существительное, где между приставкой и существительным нельзя вставить  определение  вброд  исподтишка Раздельное написание наречий   Существительное сохранило некоторые падежные формы  НО:  на корточки (на корточках)  за границу (за границей) наизнанку (с изнанки)  поодиночке (в одиночку)  наспех (не к спеху)  Между существит. и предлогом можно вставить определение  в меру (в полную меру)  на скаку (на полном скаку)  до смерти (до самой смерти)  Предлог В + существ., прилаг., начинающ. с гласной буквы  в обнимку  в упор  в ударе  Предлоги В, НА + существительное в предлож. падеже.  но днях  на радостях  в потемках  Существительное употреблено в переносном значении  в пух и прах Служебные части речи  Предлог  o Непроизводные предлоги  без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, перед, при, про, с, у, через:  из­за, из­под, ... o Производные предлоги     наречные предлоги  вблизи, внутри, вокруг, около, ... отыменные предлоги  вследствие, в течение, путем, в продолжение, ... отглагольные предлоги  благодаря, включая, исключая, спустя, начиная (с), ...  Союз   Частица  1. Не изменяются.  2. Не имеют самостоятельного лексического значения.  3. Не являются членами предложения.  Правописание предлогов           через дефис слитно раздельно запомнить из­за   из­под   по­над   по­под ввиду (= по причине)   вследствие (= из­за)   наподобие, вроде (= подобно)   насчет (= о)   вместо   внутри   вслед   навстречу   сверх   несмотря (на) в деле в области в отношении в меру в течение в продолжение в виде в отличие в заключение в связи   в течение, в заключение, вследствие в силу в смысле по мере по поводу по причине за исключением за счет в целях Союзы  Сочинительные  o Соединительные  и, да (= и), не только ... но и, также, тоже, и ... и, ни ... ни, как ... так и o Противительные  а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же o Разделительные  или, или ... или, либо, либо ... либо, то ... то, то ли ... то ли, не то ... не то  Подчинительные  o Изъяснительные  что, чтобы, как, ... o Временные  когда, лишь, едва, ... o Целевые  чтобы, дабы, с тем чтобы, ... o Условные  если, если бы, коли, ... o Уступительные  хотя, хоть, пускай, ... o Сравнительные  как, как будто, словно o Причинные  так как, так что, ... o Следствия  так что Правописание союзов  слитно чтобы (= для того чтобы)   тоже, также (= и)   оттого   потому   почему   итак (= следовательно)   зато (= но)   причем   притом   поэтому   зачем   раздельно пока что   почти что   при этом   как будто   тогда как   так что   не то ­ не то   то есть   оттого что   потому что   однако же затем   НО: итак и сяк, и так далее Разряды частиц       Модальные частицы  o вопросительные:  ли, неужели, разве; o восклицательные:  как, что за; o ограничительные:  только, лишь; o указательные:  вот, вон; o усилительные:  ни, ведь, все­таки, даже, же; o уточнительные  именно, как раз.  Формообразующие частицы  бы (для образования условного наклонения):  пусть, пускай, да, давай, ­ка (для образования повелит. наклонения):  бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени).  Отрицательные частицы  не  ни Правописание частиц   Через дефис:  ­то,  ­либо,  ­нибудь,  ­ка,  ­тка,  ­с,  ­де,  кое­ (кой­),  ­таки (после наречий, глаголов и со словами все­таки, так­таки)  Раздельно:  же (ж)  бы (б)  ли (ль)  будто дескать  как будто  почто что  после кое­ следует предлог (кое с кем)  ведь  мол  Запомнить:  точно так же, то же самое, тот же, тотчас же, все так же, к тому же, то­то­ж. Словосочетание  главное слово  +  зависимое слова ­ вопрос ­> Связь слов в словосочетании  согласование зависимое + главное   какая? главная    улица  ж.р., ед.ч., И.п. = ж.р., ед.ч., И.п что? читать     письмо (В.п.)  как?  тихо   шептать  что?  род, число, падеж управление зависимое + главное   падеж примыкание зависимое + главное   (наречие,   инфинитив,   деепричастие)   смысл предложить войти  как?  говорить улыбаясь Типы предложений   По цели высказывания  повествовательные  вопросительные  побудительные  По наличию второстепенных членов предложения  распространенные  нераспространенные  По строению  простые  сложные  По составу  двусоставные  односоставные  По интонации  восклицательные  невосклицательные  По характеру отношения к действительности  утвердительные  отрицательные Виды сказуемого       Простое глагольное  o Глагол в форме какого­либо наклонения:  В синем небе звезды блещут. o Фразеологическое сочетание:  вышел из себя  бьет баклуши  пришел в негодование  Составное глагольное  o вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола  Владимир начинал сильно беспокоиться.  Составное именное  o глагол­связка + именная часть  Погода была хорошая.  Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Тире между подлежащим и сказуемым       Тире ставится  o сущ. ­ сущ.  Книга ­ источник знаний. o числ. ­ числ.  Пятью восемь ­ сорок. o неопр. ф. глагола ­ неопр. ф. глагола, сущ. ­ неопр. ф. глагола, неопр. ф. глагола ­ сущ. Жить ­ родине служить.  Превосходная должность ­ быть человеком. o перед словами это, вот, значит, это значит  Главное ­ это стремление к учебе.  Тире не ставится o личное местоимение существительное  Он скептик. o сказуемое имеет отрицание НЕ  Бедность не порок. o как, точно, будто сказуемое  Этот сад как лес. o подлежащее вводное слово сказуемое  Костя теперь студент. Второстепенные члены предложения       Дополнение ­ отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет.  Дети говорили (о чем?) о животных.  Определение ­ отвечает на вопросы какой? чей?, обозначает признак предмета.  Мы увидели редкую (какую?) птицу.  Обстоятельство ­ отвечает на вопросы где? куда? как? ..., обозначает признак действия или  другого признака.  Гости съехались (когда?) накануне. Виды обстоятельств     Виды обстоятельств Вопросы Места Времени Причины Цели Образа действия Меры Степени Условия Уступки где? куда? откуда? докуда? Примеры появились вдали   проводил до станции когда? с каких пор? до каких пор? приехали накануне   остался до утра задержался из­за непогоды сделать назло приплыли быстро почему? отчего? зачем? для чего? как? каким образом? сколько раз? как много? как долго? звонил дважды в какой мере? в какой степени? весьма удивлен при желании научитесь при каком условии? вопреки чему? вопреки желанию не успел Типы односоставных предложений   Главный член ­ сказуемое  o Определенно­личное: сказуемое ­ глагол в форме 1­го или 2­го лица ед. или мн. числа. Жду от тебя известий. o Неопределенно­личное: сказуемое ­ глагол в форме 3­го л. мн.ч. наст. и буд. вр. и в  форме мн.ч. прош. вр.  Стучат в дверь. o Безличное: при сказуемом нет подлежащего.  Смеркается.  Главный член ­ подлежащее  o Назывное: есть только подлежащее.  Тихий вечер.  Зима. Особенности однородных членов предложения      Сосны, березы, лиственницы обступали поляну.  1. Отвечают на один общий для них вопрос:  что? 2. Одинаковые члены предложения (одноименные члены):  подлежащее 3. Относятся к одному и тому же члену предложения:  обступали 4. Равноправны друг к другу и связаны между собой сочинительной связью:  сосны (и)  березы (и)  лиственницы Знаки препинания в предложениях с однородными членами     1. Два и более однород. чл. без союзов:  (), (), ()   Звуки росли, крепли, ширились. 2. Однород. члены с повторяющимися союзами и­и, ни­ни, да­да, или­или, либо­либо,  то­то,. не то­не то:  и (), и ()   И берег, и море молчали.   Не то север, не то восток. 3. Между однород. чл. с союзами а, но, да (=но):  (), но ()   Он проворчал, но согласился. 1. Однородные члены с одним союзом и, или, либо, да (=и):  () и ()   Запятая   ставится Запятая  не   ставится Красные и синие цветы. 2. Внутри группы однордн. чл., соединенных попарно:  {() и ()}, {() и ()}   Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи. 3. В цельных выражениях:  и то и се   ни то ни се   ни свет ни заря   и так и сяк   и туда и сюда   ни рыба ни мясо   ни жив ни мертв Обобщающие слова при однородных членах предложения   Двоеточие  1. После обобщающего слова перед однородными членами (иногда здесь ставятся слова  как­то, а именно, например):  {(*): (), (),()}.  Снег покрыл все: и деревья, и дома, и стога сена.  {(*), как­то: (), (), ()}.  {(*), а именно: (), (), ()}.  {(*), например: (), (), ()}.  Мне нужны некоторые инструменты, например: молоток, напильник, ножовка. 2. Перед перечислением однорд. членов в деловой и научной речи:  Пленум постановил:  1)...  2)...  Тире  1. После однород. членов перед обобщающ словом:  {(), (), () ­ (*)}.  Стол, кресло, стулья ­ все стояло в беспорядке.  {(), (), () ­ словом, (*)}.  {(), (), () ­ одним словом, (*)}.  {(), (), () ­ короче говоря, (*)}.  Молоток, напильник, ножовка ­ словом, некоторые инструменты мне нужны. 2. После однород, членов, если впереди них есть обобщающее слово, а предложение не  закончено: {(*): (), (), () ­ ...}.  Везде: на деревьях, стогах, домах ­ лежал снег. Основные группы вводных слов   Различные чувства говорящего в связи с сообщением  к счастью, к несчастью, к радости, к ужасу, к сожалению, ...  Оценка степени реальности сообщения (уверенность, возможность, ...)  конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется, ...  Источник сообщения  говорят, сообщают, по словам, по­моему, по мнению, ...  Связь мыслей, последовательность изложения  итак, следовательно, во­первых, наконец, между прочим, ...  Оформление высказываемых мыслей  одним словом, вообще, иначе говоря, так сказать, ...  Призыв с целью привлечения внимания к сообщению  видишь (ли), понимаешь, пожалуйста, скажем, допустим, ... Запомнить:  Вводные слова не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми.  Основные виды сложных предложений   Союзные  o Сложносочиненные  o Сложноподчиненные   С придаточными определительными   С придаточными обстоятельственными   С придаточными изъяснительными   времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели,  сравнительные, условия, уступки, следствия, присоединения   Бессоюзные  Знаки препинания в сложносочиненном предложении   Запятая ставится  o Между частями сложного предложения, соединенных союзами:  и, да (=и), ни...ни;  а, но, да (=но), однако, ...;  или, либо, ли...ли, ...;  да, да и, тоже, также;  то есть, а именно.  Сверкнула молния, и послышался удар грома.  Запятая не ставится  o Ели части сложного предложения имеют общий второстепенный член:  Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза. o Если есть общее придаточное предложение:  Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении   Запятая ставится  o Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:  Мы тронулись, когда взошло солнце. o Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены  сочинительными союзами:  Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним. o При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо  того чтобы, в то время как, после того как:  Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.  Запятая не ставится  o отрицание + союз:  Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал. o Придаточное предложение = одно союзное слово:  Он обещал вернуться, но не сказал когда. o Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно:  Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся. o Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как  ни в чем не бывало, ...  Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными   Последовательное подчинение  Гл. пред. ­ Прид. I ст ­ прид. II ст.  Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто­то сидит на ступеньках  пониже площадки, на которую выходила его дверь.  Параллельное подчинение  Гл. пред.  < Прид. услов. Прид. услов.  Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.  Однородное подчинение  Гл. пред.  < Прид. изъясн.     |  Прид. изъясн.  Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах. Знаки препинания перед союзом КАК   Запятая ставится  o Сравнительный оборот:  Блестели ее глаза, зеленые, как крыжовник. o Вводное сочетание как обычно, как всегда, как правило:  По дороге, как всегда, мы забежали в кафе. o Приложение с причин. значением: Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет! o В предложении есть соотнос. слова так, такой, тот, столь:  Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг. o После как следует и:  Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.  Запятая не ставится  o Перед сравнительным оборотом стоит не или слова совсем, совершенно, почти, ...:  Газета вышла не как всегда. o Оборот в составе сказуемого:  Был лес как сон и снег как сон. o Оборот = "в качестве":  Ленский везде был принят как жених. o При двойном союзе как ..., так и ...:  Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе. o Оборот из одного слова отвечает на вопросы как? каким образом?  Двоеточие в бессоюзном сложном предложении  Он полетел как птица.     (): причина  Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни. (): поясняет  Картина переменилась: снег стоял, влажная земля дымилась. (): дополняет  Вдруг чувствую: кто­то тянет меня в сторону. (): прямой вопрос  Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела? Тире в бессоюзном сложном предложении       () ­ ()  быстрая смена событий, неожиданный результат  Сыр выпал ­ с ним была плутовка такова. () ­ ()  (а, но)  противопоставление  Шестнадцать лет служу ­ такого со мной не было. время, условие действия ­ ()  Лес рубят ­ щепки летят. () ­ результат, вывод  (поэтому)  Солнце дымное встает ­ будет день горячий. () ­ ()  (словно, будто)  сравнение  Молвит слово ­ соловей поет. Прямая речь и слова автора     Прямая речь после слов автора А: "П". А: "П?" Мальчик сказал: "Я приду сегодня вечером". Он спросил: "Что ты делаешь?" Он возмутился: "Что ты делаешь!" "Я приду сегодня вечером", ­ сказал мальчик. "Что ты делаешь?" ­ спросил он. "Что ты делаешь!" ­ возмутился он. А: "П!" Прямая речь перед словами автора "П", ­а "П?" ­а "П!" ­а Прямая речь прерывается словами автора "П, ­а, ­ п". "П, ­а. ­ П". "П!(?) ­а. ­ П". "Какой чудесный человек, не правда ли? ­ воскликнула Саша. ­ Я не видела его  "Плыви вперед, ­ сказал он, ­ я за тобой последую". "Я приду завтра вечером, ­ сказал он. ­ Принесу тебе книгу". грустным". Прямая речь стоит внутри авторских слов А: "П", ­а. А: "П!(?)" ­а. Раздался чей­то голос: "К вам можно?" ­ и кто­то вошел в комнату. А: "П..." ­а. Сергей говорит: "Ветру бы теперь дунуть..." ­ и отвернулся. Он сказал: " Я очень устал", ­ и сразу же замолчал.

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО

Учебное пособие "Русский язык в схемах и таблицах" для студентов первых курсов СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017