УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСА
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную военную подготовку в школах, ПУ, техникумах и в связи с этим прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось на подготовке допризывников.
На современном этапе в России подготовка учащихся к военной службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Рассмотрим содержание и место учебных сборов по начальной военной подготовке на примере одной из действующих учебных программ курса ОБЖ – программы Латчук В.Н. и др.
Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537), Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р).
В этой связи среди целей и задач курса ОБЖ в 10-11 классах выделяем следующие:
- углублённое изучение тем в области ОБЖ, формирование современного уровня культуры ОБЖ и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышение защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы в объёме, необходимом для военной службы.
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета ОБЖ в 10 и 11 классах в программе предусмотрены 70 часов на 2 года (по одному часу в неделю в каждом классе). Этот объём для курса ОБЖ определён на базовом уровне (разделы 1-6 программы) (Приказ Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. №241). Особе место в структуре программы занимает раздел 6 и 7 модуля 3 «Обеспечение военной безопасности государства»: «Основы обороны государства» и «Основы военной службы» (в том числе военные сборы).
На этих занятиях учащиеся приобретают необходимые знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе военных учебных сборов приобретают практический опыт.
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и проводятся в рамках раздела программы «Основы военной службы» в соответствии с Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», утвержденной приказом Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ от 24.02.2010г. № 96/134. Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах.
В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе (Закон РФ «Об образовании», статья 14, пункт 7) раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с учащимися — гражданами мужского пола. Подготовка учащихся — граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний (Положение о подготовке граждан РФ к военной службе (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 481).
В ходе изучения программы (модуль 3) особое внимание стоит уделить происходящим в обществе социально-экономическим преобразованиям и военной реформе, успех которой во многом зависит не только от уровня профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов, но и от качества допризывной подготовки будущих солдат.
Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных Силах, которые проявляются в уровне дисциплинированности и ответственности солдат и командиров. Без них армия слабеет, теряет свое лицо и социальную значимость. Подготовка личности будущего воина на занятиях ОБЖ заключается в развитии познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности обучающихся.
В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию морально-психологической составляющей общей подготовки допризывников. В условиях подготовки допризывников в рамках программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не представляется реальным. В то же время формировать морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы и базовые знания о воинской службе является одной из обязательных задач предмета ОБЖ. Для будущего защитника Отечества имеет большое значение осознанность понятия «оптимальное боевое состояние», которое для каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных компонента: физический, психический и мыслительный.
Практика работы с допризывниками показала, что желание добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди городской молодежи. Многие допризывники психологически не готовы к военной службе.
Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками военных комиссариатов стоит серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии, сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание это осуществить. Это сложно, ибо СМИ передают, а бывшие военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не «сладкую» миссию, связанную с безразличием офицерского корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщали СМИ, только подтверждают это.
Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и при этом оставаться человеком, способность к быстрой адаптации, раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого недостаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего подходит.
Современный отбор солдат в те или иные рода войск в большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья, специальной допризывной подготовкой на базе ДОСААФ, которая позволяет выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе с допризывниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя ОБЖ на выявление у будущих солдат предрасположенности к какому-либо виду деятельности и в каких родах войск это можно максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении воинской службы. Данный подход позволит молодым людям успешно осуществить процесс адаптации в армии, ответственно относиться к своим обязанностям и, в конечном итоге, с чувством выполненного гражданского долга вернуться домой.
Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов:
- назначение, состав, принципы строительства и комплектования Вооруженных Сил РФ и других войск. Руководство и управление Вооруженными Силами РФ, частями, подразделениями и другими войсками;
- боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции Вооруженных Сил РФ, героические подвиги воинов в военное и мирное время. Исторические и боевые традиции воинской части.
В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят:
- с содержанием воинской обязанности и воинской службой граждан, с воинскими уставами и их значением в жизни и деятельности военнослужащих;
- с военно-учебными заведениями ВС РФ и правилами приема в них.
Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками:
- в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии;
- в знании воинских званий, военной геральдики, принадлежности военнослужащих к войскам министерства, виду ВС РФ и роду войск.
Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания.
Беседы с бывшими солдатами, ветеранами войны позволяют сделать определенные выводы о причинах негативного отношения определенной части современной молодежи к выполнению своего гражданского долга – службе в Вооруженных Силах РФ. На наш взгляд, эта причина кроется в отсутствии привычки быть ответственным, дисциплинированным, способным принимать самостоятельные решения и за них отвечать
В связи с этим учитель ОБЖ может определить в соответствии с программой обучения необходимые действия учащихся, которые необходимо перевести в привычные. Таким образом, учебная деятельность учащихся на занятиях по ОБЖ должна быть организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек: дисциплинированность и ответственность, умение и желание строго выполнять приказы, умение самим приказывать, быть исполнительными, обязательными.
Полагаем, что один из возможных вариантов подготовки учащихся к выполнению своего священного долга – служба в Вооруженных Силах – может заключаться в формировании у них привычек быть дисциплинированным и ответственным. Это возможно в условиях, приближенных к армейским, т.е. во время подготовки и проведения учебных сборов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.