УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.7

УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.7
docx
05.08.2020
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСА ОБЖ.docx

УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСА

ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную военную подготовку в школах, ПУ, техникумах и в связи с этим прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось на подготовке допризывников.

На  современном этапе в России подготовка учащихся к военной службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Рассмотрим содержание и место учебных сборов по начальной военной подготовке на примере одной из действующих учебных программ курса ОБЖ – программы Латчук В.Н. и др.

Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537), Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.02.2010 № 134-р).

В этой связи среди целей и задач курса ОБЖ в 10-11 классах выделяем следующие:

- углублённое изучение тем в области ОБЖ, формирование современного уровня культуры ОБЖ и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышение защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;

- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы в объёме, необходимом для военной службы.

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета ОБЖ в 10 и 11 классах в программе предусмотрены 70 часов на 2 года (по одному часу в неделю в каждом классе). Этот объём для курса ОБЖ определён на базовом уровне (разделы 1-6 программы) (Приказ Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. №241). Особе место в структуре программы занимает раздел 6 и 7 модуля 3 «Обеспечение военной безопасности государства»: «Основы обороны государства» и «Основы военной службы» (в том числе военные сборы).

На этих занятиях учащиеся приобретают необходимые знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе военных учебных сборов приобретают практический опыт.

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и проводятся в рамках раздела программы «Основы военной службы» в соответствии с Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», утвержденной приказом Министра обороны РФ и Министра образования и науки РФ от 24.02.2010г. № 96/134. Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах.

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе (Закон РФ «Об образовании», статья 14, пункт 7) раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с учащимися — гражданами мужского пола. Подготовка учащихся — граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний (Положение о подготовке граждан РФ к военной службе (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 481).

В ходе изучения программы (модуль 3) особое внимание стоит уделить происходящим в обществе социально-экономическим преобразованиям и военной реформе, успех которой во многом зависит не только от уровня профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов, но и от качества допризывной подготовки будущих солдат.

Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных Силах, которые проявляются в уровне дисциплинированности и ответственности солдат и командиров. Без них армия слабеет, теряет свое лицо и социальную значимость. Подготовка личности будущего воина на занятиях ОБЖ заключается в развитии познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности обучающихся.

В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию морально-психологической составляющей общей подготовки допризывников. В условиях подготовки допризывников в рамках программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не представляется реальным. В то же время формировать морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы и базовые знания о воинской службе является одной из обязательных задач предмета ОБЖ. Для будущего защитника Отечества имеет большое значение осознанность понятия «оптимальное боевое состояние», которое для каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных компонента: физический, психический и мыслительный.

Практика работы с допризывниками показала, что желание добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди городской молодежи. Многие допризывники психологически не готовы к военной службе.

Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками  военных комиссариатов стоит серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии, сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание это осуществить. Это сложно, ибо СМИ передают, а бывшие военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не «сладкую» миссию, связанную с безразличием офицерского корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщали СМИ, только подтверждают это.

Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и при этом оставаться человеком, способность к быстрой адаптации, раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого недостаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего подходит.

Современный отбор солдат в те или иные рода войск в большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья, специальной допризывной подготовкой на базе ДОСААФ, которая позволяет выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе с допризывниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя ОБЖ на выявление у будущих солдат предрасположенности к какому-либо виду деятельности и в каких родах войск это можно максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении воинской службы. Данный подход позволит молодым людям успешно осуществить процесс адаптации в армии, ответственно относиться к своим обязанностям и, в конечном итоге, с чувством выполненного гражданского долга вернуться домой.

Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов:

- назначение, состав, принципы строительства и комплектования Вооруженных Сил РФ и других войск. Руководство и управление Вооруженными Силами РФ, частями, подразделениями и другими войсками;

- боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции Вооруженных Сил РФ, героические подвиги воинов в военное и мирное время. Исторические и боевые традиции воинской  части.

В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят:

- с содержанием воинской обязанности  и воинской службой граждан,  с воинскими уставами и их значением в жизни и деятельности военнослужащих;

- с военно-учебными заведениями ВС РФ и правилами приема в них.

Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками:

- в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии;

- в знании воинских званий, военной геральдики, принадлежности военнослужащих к войскам министерства, виду ВС РФ и роду войск.

Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания.

Беседы с бывшими солдатами, ветеранами войны позволяют сделать определенные выводы о причинах негативного отношения определенной части современной молодежи к выполнению своего гражданского долга – службе в Вооруженных Силах РФ. На наш взгляд, эта причина кроется в отсутствии привычки быть ответственным, дисциплинированным, способным принимать самостоятельные решения и за них отвечать

В связи с этим учитель ОБЖ может определить в соответствии с программой обучения необходимые действия учащихся, которые необходимо перевести в привычные. Таким образом, учебная деятельность учащихся на занятиях по ОБЖ должна быть организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек: дисциплинированность и ответственность, умение и желание строго выполнять приказы, умение самим приказывать, быть исполнительными, обязательными.

Полагаем, что один из возможных вариантов подготовки учащихся к выполнению своего священного долга – служба в Вооруженных Силах – может заключаться в формировании у них привычек быть дисциплинированным и ответственным. Это возможно в условиях, приближенных к армейским, т.е. во время подготовки и проведения учебных сборов.


 

УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ

УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ

Особе место в структуре программы занимает раздел 6 и 7 модуля 3 «Обеспечение военной безопасности государства»: «Основы обороны государства» и «Основы военной службы» (в том…

Особе место в структуре программы занимает раздел 6 и 7 модуля 3 «Обеспечение военной безопасности государства»: «Основы обороны государства» и «Основы военной службы» (в том…

В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию морально-психологической составляющей общей подготовки допризывников

В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию морально-психологической составляющей общей подготовки допризывников

Обязательный минимум содержания предмета

Обязательный минимум содержания предмета

Это возможно в условиях, приближенных к армейским, т

Это возможно в условиях, приближенных к армейским, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2020