Учебные материалы (метод проектов при работе с дошкольниками) Бахматова Т.В.
Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
окружающий мир
Детсад
15.08.2018
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении.
Данные учебные материалы необходимы для каждого ребёнка, а сигнальные карты - для воспитателя.Подробно рассмотрены раздаточные материалы, сигнальные карты.
методика проведения проекта с дошкольниками (из опыта работы) Бахматова Т.В..docx
«Актуальность проектной деятельности
при работе с дошкольниками.»
(из опыта работы)
Воспитатель: Бахматова Т.В.
Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и
экспериментировать с успехом проявляются в поисковой деятельности. Один
из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности
детей метод проектирования. Главное его достоинство заключается в том,
что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой
помощью взрослых:
принять и освоить цель, актуальную для них;
выявить, установить реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта;
решать творческие споры, достигать договоренности;
оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным
опытом со сверстниками;
обсуждать результаты деятельности каждого члена группы, не
воспринимая чужие успехи как свое поражение.
Слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь. Метод проектов –
педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является
сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для
ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей –
исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой
ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным
технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных
учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым
позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам,
т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме,
повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно
партнером детей в решении исследовательских задач. Метод проектов
естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс
дошкольного детства.
Проект – это шесть «П»:
1 «П» проблема (выбор темы) .
2 «П» проектирование или планирование.
3 «П» поиск информации.
4 «П» продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра,
карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .
5 «П» презентация. (виды презентаций: отчет исследовательской работы,
научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
6 «П» портфолио, в котором собраны наработанные материалы
(фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.)
Используем в работе модель – 3 (трёх) вопросов:
1). Что мы знаем?
2). Что хотим узнать?
3). Что сделать, чтобы узнать?
возраста:
в младшем дошкольном возрасте – это:
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности. В результате использования метода проектов дети в моей группе стали
более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и
уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по
отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и
сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей.
Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости,
повышается самооценка. Участие взрослых в детских проектах способствует
социально личностному развитию каждого ребенка.
Проект «Зимующие птицы».
Тип проекта: информационно творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников,
воспитатель группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического
воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Именно в период дошкольного детства происходит становление
человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе,
воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно
птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В
холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но
потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится
практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и
погибают. И мы, взрослые, педагог совместно с родителями, должны научить
воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их
повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром
природы.
Цель: формировать экологические знания о зимующих птицах
и ответственное, бережное отношение к ним.
Задачи:
пополнить предметно развивающую среду по теме проекта.
расширить кругозор детей о зимующих птицах.
способствовать развитию творческих и интеллектуальных
способностей воспитанников.
привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных
зимних условиях.
Реализация проекта проходила в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
создание необходимых условий для реализации проекта.
перспективное планирование проекта.
разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных
методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих
птицах.
III этап – заключительный.
организация и участие родителей вместе с детьми в акции «Зёрна
тепла»,
выставка кормушек «Лучшая кормушка для птиц»,
проведение итоговой линейки награждение грамотами в разных
номинациях детей «Экологическая кормушка», «Оригинальная
кормушка», «Лучшая кормушка для птиц».
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние
задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
совместно с ребенком сделать кормушку.
подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц. 4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах,
принести книги в мини центр.
Рассматривая с детьми книги энциклопедии, поставила цель, что всю
неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили
план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов,
энциклопедий, презентаций и т.д.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность:
1 Дидактические, настольные игры.
2 Сюжетно ролевые игры.
3 Театрализация.
4 Подвижные игры.
5 Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная
работа:
1 Художественная литература и развитие речи.
2 Естествознание.
3 Лепка.
4 Конструирование.
Беседы.
Решение проблемной ситуации.
Наблюдение за птицами зимой.
Труд.
Работа с родителями.
Конкретные ожидаемые результаты.
Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Улучшение предметно развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в
трудных зимних условиях.
Список литературы:
1.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М.,
2002. 2.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего
школьного возраста. М., 2004.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
Игровая деятельность.
1). Дидактические игры: «Один много», «Назови ласково», «Счёт птиц»,
«Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай
по голосу», «Что едят птицы».
2). Настольные игры: разрезные картинки «Составь птицу», лото «Птицы»,
«Лабиринт Зимующие птицы».
3). Сюжетно ролевые игры: «Птичий двор».
4). Театрализация: «Где обедал воробей» С.Маршак
5). Подвижные игры «Перелёт птиц», «Ворона», «Воробушки и автомобиль»,
«Птички и кошка», «Совушка».
Познавательная деятельность:
1). Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о
птицах?», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с
родителями заботятся о птицах зимой?».
2). Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не
подкармливать птиц зимой?»
3). Наблюдение за птицами зимой:
наблюдение за синицей на ветке, наблюдение за зимующими птицами в
городе, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем на рябине,
наблюдение за голубями и воробьями на дорожках парка.
4). Труд: изготовление кормушек, подкормка птиц.
Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная
работа:
1). Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей»; «Покормите
птиц зимой»
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей»; М. Горького «Воробьишко» +
просмотр мультфильма; Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»; Сухомлинского
«О чём плачет синичка».
2). Просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Кормушки». 3). Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение
пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с
изображением зимующих птиц.
4). Конструирование: «Синичка на ветке». (оригами)
5). Лепка: «Красивая птичка».
6). Естествознание «Птицы зимой», «На птичьем дворе».
7). Музыка: прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Музыкально
дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
Работа с родителями:
консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для
птиц».
III этап заключительный
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно –
развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями,
стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о
зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие
способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи
птицам в трудных зимних условиях.
Заключение.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует
повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя
значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется
своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных
межличностных отношений в группе детей. Происходит смена стиля
общения взрослого с ребенком. Родители становятся активными
участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит
добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он
помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской
деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность,
творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества
способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши
воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут
наши дети, когда вырастут, покажет время. Для нас главное – обеспечить
каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей,
самостоятельности и творчества.
Учебные материалы (метод проектов при работе с дошкольниками) Бахматова Т.В.
Учебные материалы (метод проектов при работе с дошкольниками) Бахматова Т.В.
Учебные материалы (метод проектов при работе с дошкольниками) Бахматова Т.В.
Учебные материалы (метод проектов при работе с дошкольниками) Бахматова Т.В.
Учебные материалы (метод проектов при работе с дошкольниками) Бахматова Т.В.
Учебные материалы (метод проектов при работе с дошкольниками) Бахматова Т.В.
Учебные материалы (метод проектов при работе с дошкольниками) Бахматова Т.В.
Учебные материалы (метод проектов при работе с дошкольниками) Бахматова Т.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.