Учебные задачи по физике, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий
1.
Класс: 7
Тема: «Математический и пружинный маятники»
Планируемые результаты: уметь анализировать условие задачи; применять формулу периода колебаний математического маятника при решении нестандартных задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Содержание задачи. Если бы кто – то сказал Вам, что за ночь размеры всех тел укоротились вдвое против их прежней величины, то как вы могли бы проверить истинность этого утверждения?
Учебные задачи по физике, направленные на формирование регулятивных
универсальных учебных действий
1.
Класс: 7
Тема: «Математический и пружинный маятники»
Планируемые результаты: уметь анализировать условие задачи; применять
формулу периода колебаний математического маятника при решении нестандартных
задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Содержание задачи. Если бы кто – то сказал Вам, что за ночь размеры всех тел
укоротились вдвое против их прежней величины, то как вы могли бы проверить
истинность этого утверждения?
Ответ: для этого достаточно посмотреть на часы. Примем для простоты часовой
маятник за математический. Тогда если радиус земного шара вместе с маятником
длины l укоротился вдвое, то новый период качания уменьшится в 2
раза. Будут
спешить также и все пружинные часы. По несоответствию между видимым
движением Солнца и показаниям часов можно сразу судить о несообразности
высказанного утверждения.
2.
Класс: 7
Тема: «Сила тяжести»Планируемые результаты: уметь анализировать условие задачи; применять
теоретические знания при решении познавательных задач; уметь объективно
оценивать деятельность другого ученика.
Содержание задачи. Петя Иванов, решая задачу, получил формулы для силы
тяжести F = ρ × a× b × g. Укажите, верно ли Петя решил задачу?
Решение:
Деятельность учителя
Деятельность ученика
В чем измеряется плотность вещества?
Кг/м3
В чем измеряется длина и ширина ?
В метрах
В чем измеряется ускорение свободного
Кг/м3
падения?
Чему равно произведение этих единиц?
Кг/м3 ×м×м×м/с2
После сокращений можно получить
Кг/с2
следующие единицы измерения
Чему равен 1 Ньютон?
Кг×м/с2
Соответствуют ли эти величины?
Нет
Ответ: Петя решил задачу неверно.
3.
Класс: 7
Тема: «Механические явления»
2Планируемые результаты: уметь решать задачи, связанные с реальными
жизненными ситуациями; уметь проводить мысленные эксперименты, используя
теоретические знания.
Содержание задачи. Вы работаете машинистом грузового и пассажирского
составов. Оба поезда движутся с одинаковыми скоростями. В каком поезде надо
раньше начинать торможение?
Ответ: в грузовом поезде надо раньше начинать торможение. Масса грузового
состава больше, следовательно, для его остановки требуется больше времени, так
как грузовой состав продолжает двигаться по инерции некоторое время.
4.
Класс:7
Тема: «Механическая работа»
Планируемые результаты: уметь решать задачи, связанные с реальными
жизненными ситуациями; уметь применять теоретические знания на практике.
Содержание задачи. Вы несете портфель в школу. Оцените, какую работу при этом
совершает сила тяжести.
Ответ: в данном случае работа сила тяжести будет равна нулю, так как работу при
этом совершает ученик, который несет портфель.
5.
Класс: 7
Тема: «Кинетическая энергия»
14Планируемые результаты: уметь решать задачи, связанные с реальными
жизненными ситуациями; применять теоретические знания на практике.
3Содержание задачи. Вы водитель автомобиля. Перед Вами лужа с илистым дном.
Как Вы поступите: разгоните автомобиль перед лужей или наоборот сбавите
скорость?
Ответ: если увеличить скорость автомобиля, увеличится и кинетическая энергия
автомобиля, следовательно, лужу можно преодолеть за счет увеличения
кинетической энергии.
6.
Класс: 7
Тема: «Звуковые и световые явления»
Планируемый результат: уметь решать задачи, связанные с реальными жизненными
ситуациями; уметь высказывать свое мнение, рассуждать и строить предположения.
Содержание задачи. Предположим, Вы оказались в открытом космосе, и у Вас есть
возможность послать только один сигнал на космический корабль: звуковым или
световым сигналом Вы воспользуетесь ? Почему ?
Ответ: конечно, необходимо воспользоваться световым сигналом, так как для
распространения звуковых волн необходимо наличие среды, а в открытом космосе
воздух разреженный.
4