Учебный курс "Функциональная грамотность"
Оценка 4.7

Учебный курс "Функциональная грамотность"

Оценка 4.7
docx
03.04.2024
Учебный курс "Функциональная грамотность"
Курс Функциональная грамотность 9 класс.docx

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено

Методическим объединением

НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

Протокол № 

от «28  » августа 2022г.                                          

Руководитель ШМО

___________/О.И.Ватолина/

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

Заместитель директора

НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

О.И.Сивоченко    

«28» августа 2022г.

Утверждаю:

ИО директора

 НРМОБУ

«Куть-Яхская СОШ»

_ О.Г.Сивоченко

Приказ от «  28  »

августа  № 366-0

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

УЧЕБНОГО КУРСА  « ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

 

ДЛЯ  9Б  КЛАССА

 

НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Бунина З.Х..,

                                                                                      1 квалификационная категория                                                                     

 

 

 

 

 

 

2022г

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (Направление: читательская грамотность) составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования);

- Методического пособия «Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников» / (Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др.) – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021;

- Методических рекомендаций «Методика развития читательской грамотности» / Авторский коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» (Табаровская К.А., Дощинский Р.А., Пудовина Е.И., Пономарева Е.И) - Москва, 2021.

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (Направление: читательская грамотность) предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 34 занятий по 40 минут.

 

Цель программы: повышение уровня сформированности читательской грамотности обучающихся  9 классов.

 

Задачи программы:                                                                                                                                                  

1) познакомить обучающихся с разными видами текстов по способу предъявлению информации, по строению, по тематике и назначению и научить работать с разной текстовой информацией;

2) через использование разных видов учебных действий (поиск информации (получение информации, работа с источниками информации, «навигационная грамотность»); нахождение информации (извлечение, локализация, декодирование, распознание, восприятие, усвоение); интерпретация информации (интеграция, синтез, обобщение, анализ, толкование, понимание, осмысление, обработка, освоение); рефлексия информации (оценка, использование, размышление, переработка, преобразование, присвоение) содействовать формированию читательских компетенций обучающихся;

 

3) подготовить обучающихся к диагностической работе по оценке уровня сформированности читательской грамотности в формате заданий платформы РЭШ.

 

Содержание программы

 

Введение в курс. Понятие «грамотный читатель». Входная диагностика уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 9 классов.

 

Текст. Тексты учебные и аутентичные. Вербальные и графические особенности текстов. Функции текста. Текст основной и вспомогательный. Целостность текста. Фрагментарный, деформированный и перфорированный тексты. Тематический контекст, цель и содержание чтения. Тексты личные, социальные, практические, учебные. Тексты бумажные и электронные. Инфографика как вид электронного текста. Тексты единичные и множественные. Гипертекст. Навигационные ссылки.

 

Текстовая информация. Способы предъявления информации в тексте. Сплошной текст. Основные виды сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение; определение понятия (словарная статья, комментарий); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы). Несплошной текст. Основные виды несплошных текстов: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии; формы (анкеты и др.); информационные листы и объявления. Смешанный текст. Реклама, комикс, афиша,

плакат как виды смешанного текста. Составной текст. Сайт, форум, чат как виды составного текста.

 

Обобщение курса. Решение комплексных работ по читательской грамотности. Итоговая диагностика уровня сформированности читательской грамотности обучающихся  9 классов.

 

Планируемые результаты

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

1. Овладение универсальными познавательными действиями

 

Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

 

Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов

между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

 

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным  педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию

 

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

 

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним; составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

 

Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей, вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

 

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

 

Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальный, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение

Самоконтроль (рефлексия): владеть разными владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

 

Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

 

Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В сфере личностных результатов приоритетное внимание программы курса уделяется адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

 

Формы контроля

Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся выполняют итоговую диагностическую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

 

 

 

 

Перечень учебно- методического обеспечения

 

1. Методическое пособие «Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников» / Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др. – Москва: Академия Минпросвещения России, 2021

2. Методические рекомендации «Методика развития читательской грамотности» / Авторский коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» / Табаровская К.А., Дощинский Р.А., Пудовина Е.И., Пономарева Е.И. - Москва, 2021

3. Учебно-методическое пособие «Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 классы)» / сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021

4. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российскойакадемии образования», 2018

5. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.– М: Просвещение, 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

 

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1

Введение в курс. «Функциональная грамотность», составляющие функциональной грамотности.

 

1

Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/);

 

 

2

Понятие «грамотный читатель».

1

Электронный банк заданий для оценки

функциональной

грамотности (РЭШ)

https://fg.resh.edu.ru

 

3

Текст. Тексты учебные и аутентичные.

1

Банк заданий по ЧГ ИСРО

http://skiv.instrao.ru/bank

zadaniy/chitatelskayagramotnost/

 

4

Текст.  Вербальные и графические особенности текстов.

1

 

 

5

Функции текста.

 

1

Банк заданий по ЧГ  ИСРО

http://skiv.instrao.ru/bank

zadaniy/chitatelskayagramotnost

 

6

Текст основной и вспомогательный

1

 

 

7

Целостность текста

 

1

Открытые задания PISA

https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-

%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa

 

8

Фрагментарный текст

1

 

 

9

Деформированный  и

перфорированный тексты

1

 

 

10

Тематический контекст, цель и содержание чтения

1

Электронный банк

заданий для оценки

функциональной

грамотности (РЭШ)

https://fg.resh.edu.ru

 

11

Тексты личные, социальные, практические, учебные

1

 

 

12

Тексты бумажные и электронные

 

1

Банк заданий по ЧГ

ИСРО

http://skiv.instrao.ru/bank

zadaniy/chitatelskayagramotnost/

 

13

Инфографика как вид электронного текста

1

 

 

14

Тексты единичные и множественные

 

1

Электронный банк

заданий для оценки

функциональной

грамотности (РЭШ)

https://fg.resh.edu.ru

 

15

Гипертекст. Навигационные ссылки

1

 

 

16

Текстовая информация. Способы предъявления информации в тексте.

 

1

https://drive.google.com/file/d/10Vy9bklVhcjRDSub8-

8hOzxGYW_iT7el/view?usp=sharing

 

17

Сплошной текст. Основные виды сплошных текстов: описание; повествование; рассуждение

 

1

 

 

18

Определение понятия (словарная статья,  комментарий).

 

1

 

 

19

Определение понятия  инструкция

(указание к выполнению работы; правила, законы)

1

 

 

20

Несплошной текст

 

1

Читательская

грамотность. Пособие

по развитию

функциональной

грамотности

https://disk.yandex.ru/i/Rt9Tn4dfrJjMHA

 

21

Основные виды несплошных текстов:

графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии;

формы (анкеты и др.)

 

1

 

 

22

Информационные листы и объявления

1

 

 

23

Смешанный текст

 

1

https://drive.google.com/file/d/10Vy9bklVhcjRDSub8-

8hOzxGYW_iT7el/view?usp=sharing

 

24

Реклама, комикс, афиша, плакат как виды смешанного текста

1

 

 

25

Составной текст

 

1

Примеры открытых

заданий PISA

https://krippo.ru/files/PISA/task.pdf

 

26

Сайт, форум, чат как виды составного текста.

1

 

 

27

Какое общение называют эффективным

1

 

 

28

Решение комплексных работ по оценке читательской

грамотности

1

Электронный банк

заданий для оценки

функциональной

грамотности (РЭШ)

https://fg.resh.edu.ru

 

29

Решение комплексных работ по оценке читательской

грамотности.

1

 

 

30

Решение комплексных работ по оценке читательской

грамотности.

 

 

 

31

Обобщение. Подведение итогов программы

1

 

 

32

Итоговая диагностика уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 9 классов

1

Электронный банк

заданий для оценки

функциональной

грамотности (РЭШ)

https://fg.resh.edu.ru

 

33

Самооценка результатов деятельности на занятиях

1

 

 

34

Итоговое занятие

1

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (Направление: читательская грамотность) составлена на основе: -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (Направление: читательская грамотность) составлена на основе: -

Инфографика как вид электронного текста

Инфографика как вид электронного текста

Овладение универсальными коммуникативными действиями

Овладение универсальными коммуникативными действиями

Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать…

Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать…

Перечень учебно- методического обеспечения 1

Перечень учебно- методического обеспечения 1

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Фрагментарный текст1 9Деформированный и перфорированный тексты1 10Тематический контекст, цель и содержание чтения1

Фрагментарный текст1 9Деформированный и перфорированный тексты1 10Тематический контекст, цель и содержание чтения1

Информационные листы и объявления 1 23

Информационные листы и объявления 1 23
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2024