Задача учебного курса «Индивидуальный проект» - обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.
Задача учебного курса «Индивидуальный проект» - обеспечить обучающимся опыт конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха в интересующей сфере деятельности.
Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
Общее и различное в проектной и исследовательской деятельности
Учебный проект | Учебное исследование |
Цель - реализация проектного замысла. | Цель - уяснение сущности, познание истины в отношении какого-либо объекта или явления; получение новых для обучающегося знаний (даже если эти знания уже известны науке). |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования; улучшение, совершенствование чего-либо. | Главная особенность исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде. |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. |
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Цель – это предполагаемый и желаемый результат
Задачи – конкретные пути её достижения.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
1) Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
2) Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
3) Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
4) Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
5) Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Стадииработы над проектом
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого |
Этапы работы над индивидуальным проектом
1 этап: Организационно-подготовительный – выбор темы учебного проекта. Тема проекта согласовывается с преподавателем. Выбор темы должен основываться на:
а) осознании проблемы, вычленении конкретной потребности;
б) оценке возможного решения проблемы;
в) собственном интересе и способностях;
г) оценке материальных возможностей для производства проектного продукта.
2 этап: Технологический
Выполнение и оформление индивидуального проекта и продукта, который защищается публично, в соответствии с требованиями локального акта образовательной организации. . Разработка параметров и критериев оценки проектной деятельности, в том числе самооценки. Обязательным условием является соблюдение правил техники безопасности и культуры труда.
3 этап: Публичная защита индивидуального проекта
Автор проекта в отведенное на защиту время должен представить свою работу .
В выступлении необходимо дать аннотацию (краткое описание):
а) проблема, определившая тему проекта;
б) цель, которая ставилась в начале работы над проектом;
в) задачи, которые решались для достижения цели;
г) новые знания и умения, полученные в процессе работы;
д) трудности работы над проектом и его продуктом и способы их преодоления;
е) соответствие полученного результата цели.
Этапы совместной работы куратора (руководителя) и обучающегося
над индивидуальным проектом
1 этап – погружение в проблему
2 этап – организация деятельности
3 этап – осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Этап | Деятельность куратора | Деятельность |
1 | Формулирует: | Осуществляет: |
2 этап | Предлагает: | Осуществляет: |
3 этап | Не участвует, но: | Работает активно и самостоятельно: |
4 этап | Принимает итоговый отчёт: | Демонстрирует: |
На защите учебного проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
Тема и краткое описание сути проекта.
Актуальность проекта.
Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
Ход реализации проекта.
Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Умения, формирующиеся у учащихся посредством проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
Умения, формирующиеся у учащихся посредством проектной деятельности
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
Умения, формирующиеся у учащихся посредством проектной деятельности
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Результаты выполнения индивидуального проекта согласно п. 11 ФГОС СОО должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Виды проектов в школе
Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.