|
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина»
городского округа Архангельской области «Котлас»
Учебный курс
спортивные игры
по учебному предмету
«Физическая культура»
7б класс
2021-2022 учебный год
|
Учитель физической культуры Лялюшкина Алёна Александровна |
Принято на заседании ШМО учителей естественных наук протокол от «___» ___________2021 г. № 1 руководитель ШМО ______ Коробейникова Е.А.
п. Вычегодский
|
|
Пояснительная записка
Учебный курс по физической культуре ( спортивные игры) разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе примерной программы по физической культуре основного общего образования, комплексной программы Физического воспитания (авторы-составители В.И. Лях, А.А. Зданевич), допущенной Министерством образования РФ.
Учебно-методический комплект:
1. Программы образовательных учреждений: Физическое воспитание учащихся 1-11 класс
( автор-составитель В.И. Лях, А.А. Зданевич) М.: Просвещение, 2017.
2. Лях В.И. Физическая культура 5-9 класс. М.: Просвещение, 2017.
На изучение предмета «Физическая культура» в 5, классе отводится 102 часа.
В 7, 8 классах на изучение предмета «Физическая культура» отводится 68 часов. В программу включено региональное содержание, в раздел лыжной подготовки в объеме 10 часов.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных национальных и местных особенностей работы школы.
Программа обучения физической культуре направлена на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы); реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», определяющих выбор и планирование учебного содержания по принципу поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного применения школьниками освоенных знаний, способов выполнения физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Структура рабочей программы:
1) Титульный лист.
2) Пояснительная записка.
3) Содержание учебного предмета.
4) Планируемые результаты изучения учебного предмета.
5) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
6) Приложения к программе.
Содержание учебного предмета
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт - пауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры. Самонаблюдение и самоконтроль.
Физическое совершенствование
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивные игры (17ч) Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате освоения общеобразовательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании 8 класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
· рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
· характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
· определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
· разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
· руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
· руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
· характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
· характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
· определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
· использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
· составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
· классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
· самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
· тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
· взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
· вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
· проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
· проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
· выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
· выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
· выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
· выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
· выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
· выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
· выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
· выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
· выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
· выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
· выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
· выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
· преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
· осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
· выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
7класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Ключевые воспитательные задачи |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Спортивные игры – баскетбол (10 ч) |
|||||
1 |
|
ИОТ – 072-2018 вводный инструктаж при занятиях в зале. ИОТ – 073 -2018 при занятиях спортивными играми. Ловля и передача мяча, ведение мяча на месте и в движении |
Формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу; обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться) |
1 |
|
2 |
|
Закрепление ведения мяча в движении. Бросок после ведения. |
|
1 |
|
3 |
|
Совершенствование ведение мяча на месте и в движении, с изменением направления. |
|
1 |
|
4 |
|
Игра от щита. |
|
1 |
|
5 |
|
Ловля и передача мяча в тройках. |
|
1 |
|
6 |
|
Правила 3 секунд |
|
1 |
|
7 |
|
Учебная игра. |
|
1 |
|
8 |
|
Судейство в баскетболе. Жесты судьи |
|
1 |
|
9 |
|
Тактические действия игрока. |
|
1 |
|
10 |
|
Учебная игра. Финты. |
|
1 |
|
Раздел 2. Спортивные игры – волейбол (7ч) |
|||||
11(1) |
|
ИОТ – 073 -2018 при занятиях спортивными играми. Правила перемещения игроков. |
Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности. Воспитание культуры общения. Формирование и развитие оценочных умений. |
1 |
|
12(2) |
|
Совершенствование нижней прямой подачи. |
|
1 |
|
13(3) |
|
Обучение верхней прямой подаче. |
|
1 |
|
14(4) |
|
Разыгрывание мяча. |
|
1 |
|
15(5) |
|
Действия игроков в команде. |
|
1 |
|
16(6) |
|
Промежуточная аттестация. Учебная игра. |
|
1 |
|
17(7) |
|
Действия судьи. |
|
1 |
|
|
итого |
17 часов |
|
|
|
Календарно – тематическое планирование
7класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Ключевые воспитательные задачи |
Формы и методы контроля |
|
Раздел 1. Спортивные игры – баскетбол (10 ч) |
|||||
1 |
|
ИОТ – 072-2018 вводный инструктаж при занятиях в зале. ИОТ – 073 -2018 при занятиях спортивными играми. Ловля и передача мяча, ведение мяча на месте и в движении |
Формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому учебному материалу; обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей (воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений трудиться) |
Опрос |
|
2 |
|
Закрепление ведения мяча в движении. Бросок после ведения. |
|
Текущий |
|
3 |
|
Совершенствование ведение мяча на месте и в движении, с изменением направления. |
|
Текущий |
|
4 |
|
Игра от щита. |
|
Текущий |
|
5 |
|
Ловля и передача мяча в тройках. |
|
Текущий |
|
6 |
|
Правила 3 секунд |
|
Текущий |
|
7 |
|
Учебная игра. |
|
Текущий |
|
8 |
|
Судейство в баскетболе. Жесты судьи |
|
Текущий |
|
9 |
|
Тактические действия игрока. |
|
Текущий |
|
10 |
|
Учебная игра. Финты. |
|
Текущий |
|
Раздел 2. Спортивные игры – волейбол (7ч) |
|||||
11(1) |
|
ИОТ – 073 -2018 при занятиях спортивными играми. Правила перемещения игроков. |
Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности. Воспитание культуры общения. Формирование и развитие оценочных умений. |
Опрос |
|
12(2) |
|
Совершенствование нижней прямой подачи. |
|
Текущий |
|
13(3) |
|
Обучение верхней прямой подаче. |
|
Текущий |
|
14(4) |
|
Разыгрывание мяча. |
|
Текущий |
|
15(5) |
|
Действия игроков в команде. |
|
Текущий |
|
16(6) |
|
Промежуточная аттестация. Учебная игра. |
|
Контроль |
|
17(7) |
|
Действия судьи. |
|
Текущий |
|
|
итого |
17 часов |
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Контрольно – измерительные материалы
№ п/п |
Физические способности |
Контрольное упражнение (тест) |
Классы |
Возраст |
Уровень |
|||||
Мальчики |
Девочки |
|||||||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|||||
1 |
Скоростные |
Бег 30м |
5 6 7 8 9 |
11 12 13 14 15 |
6.3 и выше 6.0 5.9 5.8 5.5 |
6.1-5.5 5.8-5.4 5.6-5.2 5.5-5.1 5.3-4.9 |
5.0 и ниже 4.9 4.8 4.7 4.5 |
6.4 и выше 6.3 6.2 6.1 6.0 |
6.3-5.7 6.2-5.5 6.0-5.4 5.9-5.4 5.8-5.3 |
5.1 и ниже 5.0 5.0 4.9 4.9 |
2 |
Координационные |
Челночный бег 3х10 |
5 6 7 8 9 |
11 12 13 14 15 |
9.7 и выше 9.3 9.3 9.0 8.6 |
9.3-8.8 9.0-8.6 9.0-8.6 8.7-8.3 8.4-8.0 |
8.5 и ниже 8.3 8.3 8.0 7.7 |
10.1 и выше 10.0 10.0 9.9 9.7 |
9.7-9.3 9.6-9.1 9.5-9.0 9.4-9.0 9.3-8.8 |
8.9 и ниже 8.8 8.7 8.6 8.5 |
3 |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места |
5 6 7 8 9 |
11 12 13 14 15 |
140 и ниже 145 150 160 175 |
160-180 165-180 170-190 180-195 190-205 |
195 и выше 200 205 210 220 |
130 и ниже 135 140 145 155 |
150-175 155-175 160-180 160-180 165-185 |
185 и выше 190 200 200 205 |
4 |
Выносливость |
Бег 1000 м |
5 6 7 8 9 |
11 12 13 14 15 |
7,46 и выше 7,31 7,16 7,01 6,46 |
4,47-7,45 4,31-7,30 4,21-7,15 4,11-7,00 3,56-6,45 |
4,46 и ниже 4,30 4,20 4,10 3,55 |
8,21 и выше 8,11 8,01 7,51 7,41 |
5,21-8,20 5,11-8,10 5,01-8,00 4,51-7,50 4,41-7,40 |
5,20 и ниже 5,10 5,00 4,50 4,40 |
5 |
Гибкость |
Наклон вперед из положения сидя |
5 6 7 8 9 |
11 12 13 14 15 |
2 и ниже 2 2 3 4 |
6-8 6-8 5-7 7-9 8-10 |
10 и выше 10 9 11 12 |
4 и ниже 5 6 7 7 |
8-10 9-11 10-12 12-14 12-14 |
15 и выше 16 18 20 20 |
6 |
Силовые |
Подтягивание на высокой перекладине (мальчики) на низкой перекладине (девочки) |
5 6 7 8 9 |
11 12 13 14 15 |
1 1 1 2 3
|
4-5 4-6 5-6 6-7 7-8 |
6 и выше 7 8 9 10 |
4 и ниже 4 5 5 5 |
10-14 11-15 12-15 13-15 12-13 |
19 и выше 20 19 17 16 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Инструментарий для оценивания результатов
При оценке текущей успеваемости по разделам программы учитываются следующие показатели:
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала программы.
Для оценки техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение контрольных упражнений и комбинированный метод.
Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; обучающиеся по заданию учителя используют их в нестандартных условиях;
Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;
Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению. Обучающийся по заданию учителя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях;
Оценка «2»— двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
Оценка «5» - обучающийся умеет: самостоятельно организовать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.
Оценка «4» - обучающийся: организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает незначительные ошибки в подборе средств; контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.
Оценка «3» - более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. Оценка «2» - обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.
Общая оценка успеваемости складывается из оценок по всем разделам программы и оценок за выполнение контрольных тестовых заданий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.